Характеристика предприятия как системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 12:39, реферат

Краткое описание

Каждый человек в течении всей своей жизни так или иначе связан с предприятиями. Именно в них или при их содействии люди растут, учатся, работают, преодолевают недуги, вступают в многообразные отношения, развивают науку и культуру. В рамках предприятий повсеместно осуществляется человеческая деятельность. Нет предприятий без людей, равно как и нет людей, которым не приходится иметь дело с предприятиями.

Содержание

1.Введение
2.Характеристика предприятия как системы.
3.Системы,рынок предприятия.
4.Основные показатели характеризующие деятельность предприятия в условиях рыночной конкуренции.
4.Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 29.86 Кб (Скачать файл)

Содержание.

 

1.Введение

2.Характеристика предприятия как системы.

3.Системы,рынок предприятия.

4.Основные показатели характеризующие деятельность предприятия в условиях рыночной конкуренции.

4.Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

 

 

Каждый  человек в течении всей своей жизни так или иначе связан с предприятиями. Именно в них или при их содействии люди растут, учатся, работают, преодолевают недуги, вступают в многообразные отношения, развивают науку и культуру. В рамках предприятий повсеместно осуществляется человеческая деятельность. Нет предприятий без людей, равно как и нет людей, которым не приходится иметь дело спредприятиями.

Предприятие – сложный организм. В нем переплетаются и уживаются интересы личности и групп, стимулы и ограничения, жесткая технология и инновации, безусловная дисциплина и свободное творчество, нормативные требования и неформальные инициативы. У предприятий есть свой облик, своя культура, свои традиции и репутация. Они уверено развиваются, когда имеют обоснованную стратегию и эффективно используют ресурсы. Они перестраиваются, когда перестают отвечать избранным целям. Они погибают, когда оказываются неспособными выполнять свои задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Характеристика предприятия  как системы.

 

 

Системный подход к предприятию представляет собой в большей степени способ мышления по отношению к предприятию  и управления им. Предприятие следует рассматривать как основную единицу рыночной экономики, где принимаются управленческие решения, направленные на развитие всего сообщества. 
 
Свойства предприятия как системы проявляются в следующих характеристиках:

  •  
    система стремится сохранить свою структуру (проявление закона самосохранения);
  •  
    система имеет потребность в управлении;
  •  
    в системе формируется сложная зависимость от свойств входящих в нее подсистем (проявление свойства эмерджентности и закона синергии).

Предприятие представляет собой систему как совокупность взаимосвязанных элементов, образующих целостность, и в то же время сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, имеющее специфический набор взаимоувязанных целей. Предприятие, как правило, является открытой системой, так как взаимодействует с внешней средой неограниченное число раз. В любом предприятии реализуются три ключевых процесса: получение ресурсов из внешней среды, трансформация ресурсов в готовый продукт (или услугу) и передача его во внешнюю среду. 
 
Предприятие как система координации поведения людей обеспечивает процесс достижения целей. Деятельность участников организации реализуется в рамках структуры и зависит от эффективности установленных связей между ними. Для того чтобы организация эффективно выполняла свои функции по достижению целей, используют мотивацию, стимулирование, власть, лидерство, управление конфликтами, организационную культуру и др.  
 
Ресурсы. Основные ресурсы, используемые предприятием, это люди (человеческие ресурсы), энергия, капитал, материалы и информация. Цели всякого предприятия (производственной или обслуживающей) включают трансформацию ресурсов. 
 
Взаимодействие с внешней средой. Одной из самых значимых характеристик предприятия является ее взаимодействие с внешней средой. Ни одно предприятие не может быть абсолютно закрытой системой. Предприятие зависит от внешней среды как в отношении своих ресурсов, так и в реализации продуктов своей жизнедеятельности. Внешняя среда включает все силы и институты, с которыми предприятие сталкивается в своей оперативной или стратегической деятельности: экономические условия, законодательство, систему ценностных ориентиров, уровень технологий, конкурентов. Внешняя среда никогда не бывает стабильной, поэтому мало знать сущность своей «среды обитания» и природы ее изменений, надо уметь реагировать на эти изменения, а еще лучше — предвидеть или создавать изменения внешней среды, необходимые для развития предприятия . 
 
Горизонтальное разделение труда. Важной характеристикой для любого предприятия является степень разделения труда, которая зависит от масштабов предприятия и уровня ее специализации. Разделение всех видов деятельности в организации на элементы работ обычно называется горизонтальным разделением труда. Горизонтальное разделение направлено на специализацию функций работников предприятия . Например, выделение таких видов деятельности, как планирование, организация, координация, учет, контроль или создание подразделений по технологическому признаку — маркетинг, снабжение, производство, сбыт. 
 
Подразделения. Любое сложное предприятие состоит из подразделений, которые выполняют конкретные задания и добиваются конкретных специфических целей. Такие подразделения часто называются отделами или службами. Как и целое предприятие, частью которой они являются, подразделения представляют собой совокупность людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели подразделения, вписывающейся в цели функционирования предприятия в целом. 
 
Вертикальное разделение труда. Деятельность предприятия основана на иерархии управления, которая представляет собой управленческую подсистему предприятия. Подобное разделение труда отделяет координацию как самостоятельную функцию. Деятельность одних людей по координированию работы других людей и составляет сущность управления предприятием. 
 
Необходимость управления. Цель развития (или просто функционирования) предприятия рассматривается в качестве ориентира, выравнивающего индивидуальное целеполагание работников, и связей, обеспечивающих взаимодействие работников в процессе делегирования полномочий и ответственности. Для достижения отмеченных целей, задачи подразделений и работников организации должны быть взаимоувязаны (сбалансированы) посредством вертикального разделения, иерархии полномочий и ответственности, поэтому функция управления является существенно важной составляющей деятельности любого предприятия. 
 
Предприятие как процесс, как функция управления связана с большим количеством разнообразных видов деятельности. 
 
Для нормальной работы любое предприятие должно:

  •  
    сформировать образ идеального состояния предприятия;
  •  
    разработать миссию и стратегические цели;
  •  
    сформировать стратегию развития предприятия;
  •  
    определить содержание стратегии в виде функциональных стратегий, стратегических проектов и стратегических программ;
  •  
    распределить функции производства и управления;
  •  
    сформировать подразделения в соответствии с требуемыми функциями для реализации стратегии;
  •  
    определить связи между подразделениями, сформировав структуру управления
  • предприятия;
  •  
    разработать сбалансированную систему показателей, обеспечивающую реализацию стратегии развития предприятия;
  •  
    осуществить стратегические изменения в предприятии;
  •  
    обеспечить системное функционирование предприятия как за счет управления внутренними процессами жизнедеятельности предприятия, так и путем активного взаимодействия с внешней средой.

Необходимо учитывать, что главными элементами любого предприятия являются люди, которые являют собой сложные и многофакторные системы, управляемые на основе адаптивных механизмов. Поэтому важно, чтобы персонал предприятия представлял собой сочетание различных типов личностей и, в то же время, был профессионально пригодным, для достижения поставленных целей стратегического развития предприятия. 

 

 

 

2.Система , рынок предприятия.

 

Рынок предприятий - это совокупность лиц и организаций, закупающих товары для использования их в дальнейшем в производстве, для перепродажи  или перераспределения.Рынок предприятий представлен рынком товаров промышленного назначения, рынком посредников и рынком государственных учреждений.

Рынок товаров промышленного  назначения состоит из лиц и организаций, закупающих товары с целью увеличения сбыта, сокращения издержек производства, выполнения каких-либо общественных или правовых требований. По сравнению с рынком товаров потребителей рынок товаров промышленного назначения отличается следующим:

· На этом рынке меньше покупателей;

· Эти немногочисленные покупатели крупнее;

· Они сконцентрированы географически;

· Спрос на товары промышленного  назначения определяется спросом на товары широкого потребления;

· Этот спрос неэластичен;

· Спрос резко меняется;

· Закупки осуществляются профессионалами (отделами материального  обеспечения, закупщиками, закупочными  комиссиями).

Решения, принятые закупщиками  для нужд промышленности, варьируются  в зависимости от ситуации.

Существуют три основных вида ситуаций совершения закупок:

1) повторная закупка без  изменений;

2) повторная закупка с  изменениями;

3) закупка для решения  новых задач (закупка нового  оборудования, новое строительство,  комплексная закупка "под ключ" и т.д.).

В состав распорядительного  подразделения закупочной организации (закупочного центра или закупочной комиссии), при закупках для решения  новых задач входят все специалисты  предприятия, играющие ту или иную роль в процессе принятия решения о  закупке. Среди них есть настоящие пользователи (эксплуатационники) и все, кто влияет на принятие решения (технологи, механики, энергетики, поставщики, менеджеры и т.д.), принимающих решения, и лица, контролирующие информацию о закупке.

 

3.Основные показатели  характеризующие деятельность предприятия  в условиях рыночной конкуренции.

 
Социально-экономическая роль предприятия  в условиях рынка существенно  меняется по ряду направлений: 
 
• основные требования, которое выдвигает рынок предприятию, — работать так, чтобы результатом деятельности был не только выпуск продукции или услуг, но и получение прибыли, т.е. всегда должно быть превышение доходов над расходами, расходуемыми ресурсами, и чем больше это превышение, тем прибыльнее работает предприятие; 
 
• на смену требованию выпуска как можно большего количества продукции, поскольку социалистическая экономика перманентно находилась в условиях дефицита по тому или иному ассортименту продукции, приходит требование не только произвести продукцию, но и сбыть ее, реализовать. Дальнейшее наращивание объемов целесообразно только в условиях гарантированного сбыта последней; 
 
• на смену существовавшим ограничениям со стороны вышестоящих органов приходит самостоятельность предприятий по многим вопросам его деятельности, но как плата за эту самостоятельность — возможность несостоятельности и банкротства, т.е. предприятие может быть выведено за рамки экономической сферы, поскольку оно не смогло работать в условиях рынка и вынуждено покинуть его. Следовательно, поведение предприятия в рыночных условиях хозяйствования видоизменяется, и это изменение касается многих вопросов деятельности предприятия. 
 
Любое предприятие независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, отраслевой принадлежности, выпускаемой продукции или оказываемых услуг является открытой экономической системой.

В условиях рынка предприятие решает две задачи — произвести продукцию и реализовать ее. В зависимости от решения этих задач оно будет процветать или станет несостоятельным. Для того чтобы знать, что необходимо производить — какой ассортимент, в каком количестве — предприятие должно изучить рынок, прежде чем начнет расходовать ресурсы для изготовления конкретной продукции, т.е. заняться маркетингом. Причем маркетингом необходимо заниматься постоянно — как до запуска продукции в производство, так и после, в процессе реализации продукции. Поэтому на схеме маркетинг показан до начала производства и после его окончания. 
 
         Для принятия решений необходимо собрать и проанализировать достоверную информацию, которая включает: 
 
• характеристику товаров: являются они товарами конечного потребления или промежуточными, готовыми изделиями или полуфабрикатами, необходима служба сервиса или нет, приемлема ли цена потребителю, каковы цели у конкурентов; 
 
• общую характеристику рынка: большое или малое число потребителей, способы покупки товаров, отношение покупателей к товарам, условиям и срокам поставки, условия продажи у конкурентов; 
 
• каналы распространения товаров: наличие посредников между производителями и потребителями, их количество; 
 
• конкретное состояние рынка: существует ли конкуренция между производителями товаров и каков ее уровень; 
 
• законодательные ограничения: существуют ли законодательные ограничения, которые могут препятствовать маркетинговой деятельности; 
 
• уровни управленческой деятельности в области  маркетинга: долговременные цели фирмы (на 10—15 лет), учитывающие ситуацию на внутреннем и внешних рынках и тенденции ее развития; 
 
• финансовые, материальные и иные ресурсы, необходимые для достижения этих целей; 
 
• перспективные (до 5 лет) цели фирмы, возникающие при этом задачи и обеспеченность их необходимыми ресурсами; 
 
• оперативные, текущие цели и задачи, выдвигаемые конъюнктурой рынка, не противоречащие долговременным стратегическим целям. 
 
В производстве продукта и осуществлении маркетинговой политики необходимо учитывать жизненный цикл продукта на рынке, который включает ряд стадий: 
 
• внедрение, требующее больших затрат, поэтому торговля товаром на этой стадии, как правило, убыточна; 
 
• рост как результат признания покупателем товара и быстрого увеличения спроса на него. При росте объема продаж и соответственно прибыли стабилизируются расходы на рекламу; 
 
• зрелость характерна тем, что большинство покупателей товар уже приобрели, поэтому темпы роста продаж, достигнув максимума, начинают падать, прибыль также начинает снижаться в связи с увеличением расходов на рекламу и другие маркетинговые мероприятия; 
 
• насыщение: в этом периоде, несмотря на принятые меры, рост продаж больше не происходит. Прибыль от торговли продолжает увеличиваться из-за снижения расходов на производство; 
 
• спад представляет собой период резкого снижения продаж, а затем и прибыли. 
 

Заключение.

 

 

Любое предприятие представляет собой технико-экономическую и социальную систему, описать которую можно, если определить характер ее взаимодействия с внешней средой, характер взаимодействия подразделений организации друг с другом и, наконец, характер взаимодействия индивида с предприятием.

Процесс выполнения работы в рыночно ориентированном предприятии также приобретает особую форму. Так как главным становится выполнение каждого отдельного заказа, то и работы группируются по этой цепочке. Работниками осваивается процесс в целом, а не какие-то отдельные функции. Важным становится учет общих расходов, а не только расходов в производственной сфере. Снабжение также становится общим для всех видом деятельности в предприятии. Развивается система сквозного единого планирования, пронизывающего все функции. Этому способствует доведенная до каждого отдельного работника информационная система, функционирующая на базе персональных компьютеров и информационных центров. Описанная организация работы становится эффективной, если все работают буквально под одной крышей, т.е. в одном здании.

Особое значение в рыночно ориентированном предприятии придается распределению прав и ответственности.

Главной задачей руководства  в этих условиях становится определение  политики, общих правил деятельности. Действия руководства в этом направлении  заключаются в формировании организационной  культуры, развитии информационных систем и измерении результатов выполнения работы. Все это сопровождается общим  сокращением «аппаратного» персонала, наделением рабочих групп административными  функциями и, наоборот, административных -рабочими. Риск в бизнесе и доверие во взаимоотношениях кладутся в основу предприятия рыночного типа.

 


Информация о работе Характеристика предприятия как системы