Сущность предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 19:37, реферат

Краткое описание

Актуальность рассматриваемой проблемы связана с тем, что законодательное обеспечение деятельность малого бизнеса (особенно в области налогов) в последнее время стало одной из ключевых проблем правотворчества в России. Как свидетельствует мировой опыт – малый бизнес – это основа экономики страны, её защита от безработицы. Однако в нашей стране индивидуальное предпринимательство и малый бизнес переживали серьезный кризис, его часто связывают с налоговым бременем малого бизнеса.
Развитие малого бизнеса последние несколько лет провозглашается как одно из важнейших направлений государственного регулирования. С ним связывают большие надежды в решении ключевых проблем российской экономики: развитие производства и торговли, создание класса мелких собственников, новых рабочих мест, наконец, обеспечение значительных платежей в бюджет путем расширения налогооблагаемой базы за счет роста предпринимательской активности в этом секторе.

Содержание

Введение.
Понятие, признаки и сущность предпринимательства.
Субъекты предпринимательсткой деятельности.
Формы и виды предпринимательства.
Лицензирование отдельных видов предпринимательсткой деятельности.
Правовой статус предпринимателя и способы его приобретения.
Принципы и гарантии предпринимательской деятельности.
Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

105181.doc

— 252.00 Кб (Скачать файл)

д) соблюдение требований по защите сведений, составляющих государственную тайну (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации);

е) обеспечение помещениями, оборудованием, стендами, контрольно-измерительной аппаратурой, необходимыми для осуществления лицензируемого вида деятельности;

ж) проведение своевременной поверки испытательного, технологического оборудования, контрольно-измерительных средств, используемых при осуществлении лицензируемого вида деятельности;

з) обеспечение учета и хранения документации, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, изделий (образцов) вооружения и военной техники;

и) наличие и содержание в работоспособном состоянии средств противопожарной защиты (пожарной сигнализации и пожаротушения), противопожарного водоснабжения и необходимого для ликвидации пожара расчетного запаса специальных средств, наличие плана действий работников на случай пожара;

к) наличие военного представительства Министерства обороны Российской Федерации.

Положение о лицензировании деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) утверждено постановлением Правительства РФ от 12 февраля 2003 г. N 96. Под деятельностью по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в данном Положении понимаются научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях выявления и сохранения объектов культурного наследия.

Пункт 2 ст. 1 комментируемого Федерального закона содержит перечень видов деятельности, на которые действие комментируемого Закона не распространяется. Необходимость в выделении этой нормы обусловлена тем, что для осуществления видов деятельности, перечисленных в п. 2 комментируемой статьи, также необходимо получение специального разрешения - лицензии. Однако порядок лицензирования этих видов деятельности (например, образовательной деятельности, биржевой деятельности, нотариальной деятельности, деятельности кредитных организаций) установлен специальными законодательными и иными нормативными актами, регулирующими конкретную сферу общественных отношений - банковскую деятельность, образование, нотариат и др.

Так, согласно ст. 3 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 (с послед. изм.) нотариальной деятельностью вправе заниматься гражданин РФ, получивший лицензию на право занятия этой деятельностью. Лицензия на право нотариальной деятельности выдается уполномоченными на то органами юстиции республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга в течение месяца после сдачи квалификационного экзамена на основании решения квалификационной комиссии. Порядок выдачи лицензии устанавливается Министерством юстиции РФ.

Предусмотренный Основами Порядок выдачи лицензий на право нотариальной деятельности был утвержден приказом Министерства юстиции РФ от 26 октября 1998 г. N 150.

Лицензирование образовательной деятельности предусмотрено Законом РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (с послед. изм. и доп.) и Федеральным законом от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем о послевузовском профессиональном образовании" (с послед. изм. и доп.); деятельность кредитных организаций - Федеральным законом от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (в ред. от 10 января 2003 г.); лицензирование деятельности в области таможенного дела - Таможенным кодексом РФ и т.д.9

Следует иметь в виду, что так же, как и п. 1 ст. 17, п. 2 ст. 1 комментируемого Закона является объектом пристального внимания законодателя: перечень видов деятельности, на которые действие этого Федерального закона не распространяется, может быть сокращен, увеличен, или изменен (уточнен). Так, если первоначально действие комментируемого Закона не распространялось на страховую деятельность в целом, то с 14 марта 2003 г. - со дня вступления в силу Федерального закона от 11 марта 2003 г. N 32-ФЗ - его действие распространяется на деятельность негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.

 

 

  1. Правовой статус предпринимателя и способы его приобретения.

Поскольку предпринимательской признается самостоятельная производственная деятельность, осуществляемая на свой риск и направленная на систематическое получение прибыли, то, следовательно, гражданин, работающий по трудовому договору, не является предпринимателем, поскольку он действует не на свой риск, а выполняет поручение работодателя. Разумеется, необходимыми условиями для занятия гражданином предпринимательской деятельностью является его дееспособность и государственная регистрация в качестве предпринимателя, которая производится на основании его письменного заявления. В заявлении указываются виды деятельности, которыми гражданин намерен заниматься Основанием для отказа в регистрации может быть недееспособность предпринимателя, намерение заняться запрещенной законом деятельностью или отсутствие лицензии, если она нужна Порядок выдачи лицензии определен постановлением Правительства Российской Федерации Деятельность на основании лицензии, выданной органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории иных субъектов Российской Федерации может осуществляться после регистрации таких лицензий органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации

Регистрация проводится по предъявлении оригинала лицензии с проверкой, при необходимости, указанных в лицензии данных, условий осуществления соответствующего вида деятельности и условий безопасности. О проведенной регистрации в лицензии делается отметка о занесении в реестр выданных, зарегистрированных, приостановленных и аннулированных лицензий

Граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, но не прошедшие государственную регистрацию, не приобретают в связи с этим статуса предпринимателя, а также утрачивают указанный статус с момента прекращения действия государственной регистрации, по истечении установленного срока, аннулирования государственной регистрации и в иных случаях, определенных законодательством, и по этой причине споры с участием граждан, в том числе связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, в соответствии со статьей 25 ГПК России подведомственны суду общей юрисдикции

Поскольку для занятия предпринимательской деятельностью необходима полная дееспособность, то самостоятельно этим заниматься граждане могут по достижении ими 18 лет (статья 21 ГК России), но при условии, что они не ограничены в дееспособности по состоянию здоровья (статья 29 ГК России) либо вследствие злоупотребления спиртными напитками и наркотическими средствами (статья 30 ГК России) Последние из указанных выше лиц могут заниматься предпринимательской деятельностью с согласия попечителя Причем, поскольку лицо, вступившее в брак до достижения им 18 лет, признается полностью дееспособным (статья 21 ГК России), то поэтому оно вправе самостоятельно заниматься предпринимательской деятельностью.10

Индивидуальные предприниматели вправе вести производственную деятельность коллективно на основании договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), в силу которого двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели (статья 1041 ГК России)

В целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению (статья 83 НК России)

Причем, постановка на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика организации и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми НК России связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога.11

Постановка на учет в налоговых органах физического лица по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества, являющегося объектом налогообложения, осуществляется на основе информации, предоставляемой органами, указанными в статье 85 НК России

В случае возникновения у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных ими данных принимается налоговым органом

Согласно статьи 84 НК России форма заявления о постановке на учет устанавливается МНС России. При подаче заявления индивидуальный предприниматель одновременно с заявлением о постановке на учет представляет свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или представляет копию лицензии на право занятия частной практикой, а также документы, удостоверяющие личность налогоплательщика и подтверждающие регистрацию по месту жительства

Налоговый орган обязан осуществить постановку налогоплательщика на учет в течение пяти дней со дня подачи им всех необходимых документов и в тот же срок выдать соответствующее свидетельство, форма которого устанавливается Министерством Российской Федерации по налогам и сборам

Об изменении места жительства индивидуальные предприниматели обязаны уведомлять налоговый орган, в котором состоят на учете, в 10–дневный срок с момента такого изменения

Если состоящий на учете налогоплательщик сменил место жительства,  то снятие с учета налогоплательщика производится налоговым органом, в котором налогоплательщик состоял на учете, в течение пяти дней после подачи налогоплательщиком заявления об изменении места своего нахождения или места жительства Налогоплательщик обязан заявить в налоговый орган об изменении места своего нахождения или места жительства в 10-дневный срок с момента такого изменения

В случае прекращения деятельности индивидуального предпринимателя снятие с учета производится налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение 14 дней со дня подачи такого заявления Постановка на учет, снятие с учета осуществляются бесплатно.12

Каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, и на всей территории Российской Федерации идентификационный номер налогоплательщика

Налоговый орган указывает идентификационный номер налогоплательщика во всех направляемых ему уведомлениях, а каждый налогоплательщик указывает свой идентификационный номер в подаваемых в налоговый орган декларации, отчете, заявлении или ином документе, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика определяются Министерством Российской Федерации по налогам и сборам

На основе данных учета Министерство Российской Федерации по налогам и сборам ведет Единый государственный реестр налогоплательщиков в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Причем, сведения о налогоплательщике с момента постановки на учет являются налоговой тайной, если иное не предусмотрено НК России

НК России на органы, осуществляющие некоторые виды регистрационных операций, возложены обязанности по своевременному информированию налоговых органов, как то (статья 85 НК России)

органы, регистрирующие физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также обязаны сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения о физических лицах, которые зарегистрировались или прекратили свою деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, влечение 10-дней после выдачи свидетельства о регистрации, его изъятия либо истечения срока действия;

Банки вправе открывать счета индивидуальным предпринимателям только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (статья 86 НК России) Банк обязан

- сообщить об открытии или  закрытии счета индивидуального предпринимателя в налоговый орган по месту его учета в пятидневный срок со дня соответствующего открытия или закрытия такого счета,

-  выдавать налоговым органам  справки по операциям и счетам  граждан, осуществляющих предпринимательскую  деятельность без образования  юридического лица, в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, в течение пяти дней после мотивированного

- запроса налогового органа

-представлении организациями -индивидуальными  предпринимателями документа, подтверждающего  их регистрацию в государственных  социальных внебюджетных фондах" в части представления индивидуальными  предпринимателями документов, подтверждающих их регистрацию в государственных социальных внебюджетных фондах, при открытии в банках расчетных и иных счетов разъяснило, что на основании статьи 9 Федерального закона от 5 августа 2000 г № 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" в связи с ведением в Российской Федерации с 1 января 2001 года единого социального налога (взноса) с этой же даты контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), осуществляется налоговыми органами Российской Федерации 13

Информация о работе Сущность предпринимательства