Сущность предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 15:09, курсовая работа

Краткое описание

Развитие бизнеса в России становится одним из важнейших направлений экономических преобразований в стране. Концепция его дальнейшего развития должна предусматривать как создание общих рыночных предпосылок – рыночной инфраструктуры, мотивационного механизма, так и специальную государственную систему поддержки. Эти два звена концепции должны реализовываться в комплексе. Именно поэтому разносторонняя поддержка сферы мелкого и среднего предпринимательства должна быть отнесена к числу ведущих целей государственной политики, осуществляемой как на федеральном, так и на региональном уровне в переходный к рыночным отношениям период.

Содержание

Введение

1.Сущность предпринимательства

2.Функции предпринимательства и принципы его организации
3.Российское предпринимательство

4.Возможные подходы к решению проблем.


5.Заключение

6. Источники используемого материала :

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа .docx

— 83.27 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 Введение

 

1.Сущность предпринимательства

 

2.Функции  предпринимательства и принципы  его организации 

3.Российское предпринимательство

 

4.Возможные  подходы к решению проблем.

 

 

5.Заключение

 

6. Источники используемого материала :

 

 

 

 

 

Введение

Развитие бизнеса в России становится одним из важнейших направлений экономических преобразований в стране. Концепция его дальнейшего развития должна предусматривать как создание общих рыночных предпосылок – рыночной инфраструктуры, мотивационного механизма, так и специальную государственную систему поддержки. Эти два звена концепции должны реализовываться в комплексе. Именно поэтому разносторонняя поддержка сферы мелкого и среднего предпринимательства должна быть отнесена к числу ведущих целей государственной политики, осуществляемой как на федеральном, так и на региональном уровне в переходный к рыночным отношениям период.

 

 

Российское предпринимательство имеет свои особенности, от которых зависят характер и методы решения экономических, организационных, инфраструктурных и других вопросов поддержки развития предпринимательства со стороны государства.

 

1.Сущность предпринимательства 
 
Предпринимательство - одна из важнейших составляющих экономики. В странах рыночной экономики предпринимательство получило широкое распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм организаций. За последние десять лет в России появились миллионы предпринимателей и собственников. В связи с приватизацией за государством осталась лишь часть организаций и предприятий, а остальные перешли в частное владение. Основную часть российского предпринимательства составляет малый и средний бизнес.  
 
Главной задачей предпринимателя является управление предприятием, которое включает в себя рациональное использования ресурсов, организацию процесса на инновационной основе и хозяйственном риске, а также ответственность за конечные результаты своей деятельности. Общественный характер предпринимательства означает не только деятельность участвующих в нем агентов, но и наличие в общественном хозяйстве определённых условий позволяющие реализовать присущие предпринимательству функциональные признаки. Совокупность таких условий составляет среду предпринимательства, важнейшими элементами которой являются экономическая свобода и личная заинтересованность. Экономическая свобода является определяющим признаком предпринимательской среды. Для предпринимателя наличие экономической свободы – это не только возможность заниматься тем или иным видом деятельности и иметь равный доступ к ресурсам и рынкам, но и морально-этическая санкционированность предпринимательской деятельности. 
 
Личная заинтересованность выступает движущим мотивом предпринимательства, поэтому обеспечение условий для присвоения полученных результатов, извлечения и накопления дохода является определяющим условием предпринимательской среды.

Движущим мотивом предпринимательской деятельности является прежде всего получение предпринимательского дохода, который идет на развитие этой деятельности и на самообогащение. Здесь речь о чисто экономических мотивах. В литературе нередко отмечают и другой фактор - самоутверждение личности, когда предпринимательство становится не просто деятельностью, а образом жизни. 
 
Предпринимательство можно классифицировать по двум основаниям: 
 
1) по масштабам; 
 
2) по характеру деятельности. 
 
По масштабам выделяются: 
 
 индивидуальное предпринимательство (одного человека или его семьи — крестьянское хозяйство, торговая лавка и т. д.); 
 
 коллективное предпринимательство — инициативным делом занят коллектив (акционерные общества и др.). 
 
По характеру предпринимательской деятельности (ст. 50 ГК РФ) выделяются: 
 
 коммерческие предприятия — "преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности"; 
 
 некоммерческие организации — "не имеющие извлечение прибыли в качестве цели деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками" (ст. 50 ГК РФ). 
 
Допускается создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов (ст. 50, п. 4 ГК РФ). 
 
Некоммерческие организации могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. 
 
Это — важная форма жизнедеятельности общественного организма, с помощью которой решаются многие актуальные социальные проблемы. Они могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. 
 
В условиях сочетания коммерческой и некоммерческой деятельности некоммерческие организации, соответственно, выполняют двоякую роль: с одной стороны, согласно статусу выполняют ряд работ на бесплатной основе, с другой — в соответствии с предпочтениями потребителей и их пожеланиями ряд услуг (работ) осуществляют за плату. 
 
Характеризуемые формы сочетания платных и бесплатных работ получили в настоящее время широкое распространение в адвокатской деятельности, системах образования, здравоохранения и т. д. 
 
Таким образом, многообразие форм предпринимательства в рыночной экономике, характеризует сложность и комплексность экономической сущности данной категории, а так же необходимость системного подхода к ее анализу.

 

2.Функции предпринимательства и принципы его организации 
 
Предпринимательство выполняет три основные функции. Первая функция — ресурсная. Предприниматель призван обеспечить производство необходимыми факторами и условиями: средствами производства, работниками, финансами, информацией. Вторая функция — организаторская, необходимо соединить в нужном сочетании факторы производства и направить усилия работников на достижение поставленной цели. Третья функция — творческая, связанная с новаторством в предпринимательской деятельности. Значение этой функции резко возросло в связи с последними научно-техническими достижениями и расширением рынка научно-технических разработок. Появилось особое направление предпринимательства — венчурное (рисковое), целью которого является внедрение в производство новых образцов техники и новейших технологий. Венчурные операции осуществляются инновационными банками, фирмами, фондами и связаны с кредитованием и финансированием научно-технических разработок и изобретений с высокой степенью риска. Венчурные пред приятия — предприятия малого бизнеса в наукоемких отраслях экономики, специализирующиеся в области научных исследований, инженерных разработок, создания и внедрения нововведений. Талантливые изобретатели компьютера «ЭППЛ» Джобс и Возняк создали персональный компьютер в гараже. Начало фирме «Сони-корпорейшн» положила основанная в 1946 г. мастерская по переделке радиоприемников[3]. 
 
Во многих странах предпринимательская деятельность свободна, не ограничивает инициативы и предпринимательской активности. Выступает в форме коммерческого расчета — специфического метода хозяйствования предприятий в рыночных условиях. Его основные принципы: 
 
1) предпринимательская самостоятельность; 
 
2) самоокупаемость и прибыльность; 
 
3) самофинансирование; 
 
4) материальная заинтересованность; 
 
5) Экономическая ответственность. 
 
Принцип предпринимательской свободы имеет очень важное значение, он позволяет сориентировать капитал в предпочтительном с позиций собственника направлении, обеспечить его успешное функционируемого. 
 
Логически последующими принципами предпринимательства являются самоокупаемость и прибыльность. Предприниматель прежде всего должен окупить произведенные затраты. Но не только. Кроме того, он должен получить прибыль, являющуюся источником его благополучия. 
 
В свою очередь, прибыль — источник самофинансирования, предполагающего направление средств на развитие и совершенствование производства, в условиях рыночной экономики финансируемого исключительно собственником. 
 
Принцип материальной заинтересованности предполагает материальную заинтересованность в результатах труда не только непосредственно собственника, но и наемных работни ков, эффективность деятельности которых с одной стороны, зависит от их материального вознаграждения, с другой — создает продукт, обеспечивающий благополучие собственника. 
 
Принцип экономической ответственности прежде всего распространяется на собственников капитала, которые всем своим состоянием отвечают за результаты хозяйственной деятельности, не исключает разорения неэффективно хозяйствующих владельцев капитала. Вместе с тем по отношению к наемным управляющим выступает не только в экономической, но и организационной форме. К наемным работникам применяются экономические санкции за неэффективный труд. 
 
В свою очередь, государство с помощью налоговой политики осуществляет контроль за результатами деятельности хозяйствующих структур[4]. 
 

Таким образом, предпринимательство выполняет три основные функции: ресурсную, организаторскую и творческую, а основными принципами предпринимательства являются следующие: предпринимательская самостоятельность; самоокупаемость и прибыльность; самофинансирование; материальная заинтересованность; экономическая ответственность.

 

3.Российское предпринимательство

В 2010 году, наблюдался подъем российского предпринимательства, тому свидетельствуют статистические данные от  ФСГС за 2010 год.

 Основные показатели  деятельности субъектов малого  и среднего предпринимательства 

         
 

 Всего

в том числе по категориям

средние предприятия

малые предприятия

всего

из них микропредприятия

Юридические лица

       

Число предприятий - всего1)

1669439

25170

1644269

1415186

  из них  осуществлявших деятельность в 2010 году

1266393

24084

1242309

1015544

Число замещенных рабочих мест, тыс.

13731,9

2582,9

11149,0

3883,3

Выручка от реализации товаров (работ,  услуг) (без НДС и акцизов), млрд. руб.

26350,0

7416,2

18933,8

5609,2

Инвестиции в основной капитал, млрд. руб.

774,5

254,2

520,3

199,0

Основные фонды (по полной учетной стоимости; на конец года), млрд. руб. 

4382,3

1309,1

3073,2

1269,7

Число юридических лиц, имеющих затраты на инновации в 2010 году

20290

669

19621

13491

Индивидуальные предприниматели

       

Численность индивидуальных предпринимателей -всего1)

2927488

676

2926812

2885736

  из них  осуществлявших деятельность в 2010 году

1914157

674

1913483

1872453

Число замещенных рабочих мест2), тыс.

5350,2

57,8

5292,4

4135,8

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) (с НДС и акцизами), млрд. руб.

4493,6

284,1

4209,5

2635,2

Инвестиции в основной капитал, млрд. руб.

130,6

2,5

128,1

103,1

Основные фонды (по полной учетной стоимости; на конец года), млрд. руб. 

1127,0

15,5

1111,5

914,9

         

1) Предприятия, осуществлявшие и приостановившие деятельность.

     

2) Включая работающих членов семьи, партнеров и наемных работников.

     

 

 

 

 

В конце апреля 2012 года высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского госуниверситета представила результаты своего исследования в рамках международного проекта «Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия-2012». В рамках исследования специалистами Левада-Центра провели интервьюирование 3500 респондентов в различных регионах страны, как предпринимателей, так и ученых-экономистов, региональных чиновников, отвечающих за развитие предпринимательства. Об основных итогах мониторинга рассказала российский  координатор международного исследования доцент кафедры стратегического и международного менеджмента Ольга ВЕРХОВСКАЯ.

 

О предпринимательской активности населения

мы выделяем несколько категорий предпринимателей. Первая категория – это ранние предприниматели, которые делятся на нарождающихся (эти только начали создавать бизнес: покупают оборудование, нанимают людей, но еще не получают дохода) и на владельцев нового бизнеса (они уже создали свое дело, получают определенный доход, но их бизнес существует всего-то чуть более трех месяцев). Вторая категория – это устоявшиеся предприниматели, чей бизнес смог пережить первые 3,5 года – период становления. Так вот, уровень ранней предпринимательской активности у нас в 2012 году составил 4,3 процента трудоспособного населения, то есть каждый 23-й россиянин вовлечен в раннее предпринимательство.

 

Для сравнения: в других странах БРИКС (БРИКС (англ. BRICS) — группа из пяти быстроразвивающихся стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика)

 это каждый 8-й, в Восточной Европе — каждый 11-й. Уровень активности устоявшихся предпринимателей в России в 2012-м составил 2,1 процента, а их доля среди всех предпринимателей – всего 33 процента. В экономически развитых странах выживаемость бизнеса на уровне 49 процентов. Таким образом, у нас наблюдается комбинация негативных тенденций: при одном из самых низких уровней ранней предпринимательской активности (67-е место из 69 стран, включенных в исследование) только трети предпринимателей удается преодолеть начальный этап развития.

И к сожалению приток желающих взяться за дело впервые сократился за прошлый год вдвое — до 2,2 процента россиян, это самый низкий показатель за все время наблюдений. Россия по этому параметру последняя среди 69 стран – участниц проекта. Причиной является то, что люди не видят возможности для ведения бизнеса. Пессимизм растет и в бизнес-сообществе. Если в 2011-м 40 процентов предпринимателей заявляли, что условия для организации бизнеса в стране есть, то в минувшем году таких было только 30. К тому же высок процент тех бизнесменов, кто затруднился оценить ситуацию (22 процента). И это показатель довольно тревожный.

Информация о работе Сущность предпринимательства