Сущность и формы предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 17:46, курсовая работа

Краткое описание

В условиях рынка любое предприятие, фирма, занимаясь производственной или иной деятельностью, является по существу предпринимателем, которым является хозяйствующий субъект, функцией которого является реализация нововведений, осуществление новых комбинаций, что и является актуальностью выбранной проблемы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..…………3
1.ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ РЫНКА…………………………………………………………5
1.1 Понятие предпринимательство……………………………………5
1.2 Роль предпринимателя в историческом аспекте…………………7
2. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА…………………10
2.1 Физическое и юридическое лицо………………………………..10
2.2 Основные признаки классификации предпринимательства……12
3. ЕДИНИЧНЫЕ И ГРУППОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ.……………………….17
3.1 Единичные организационные формы предпринимательских организаций………………………………………………………………….17
3.2 Групповые организационные формы предпринимательских организаций…………………………………………………………………..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……….……………………………………………………...27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………29

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ......doc

— 159.50 Кб (Скачать файл)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования  Ставропольского края

ГОУ ВПО Ставропольский государственный педагогический институт

 

 

 

Кафедра экономики, менеджмента  и рекламы

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Экономическая теория»

на тему «Сущность  и формы предпринимательства»

 

 

 

 

 

 

 

Деркачева Людмила Николаевна

Специальность:

08050565 Управление персоналом

Группа Э2У

Старший преподаватель,  к. э. н.

Абидова Саратина Айтековна

Работа защищена с оценкой____________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Ставрополь, 2009                                              

                                           СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..…………3

 

1.ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ РЫНКА…………………………………………………………5

1.1 Понятие предпринимательство……………………………………5

1.2 Роль предпринимателя  в историческом аспекте…………………7

2. КЛАССИФИКАЦИЯ  ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА…………………10

          2.1 Физическое и юридическое лицо………………………………..10

         2.2 Основные признаки классификации предпринимательства……12

 

3. ЕДИНИЧНЫЕ И ГРУППОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ.……………………….17

         3.1 Единичные организационные формы предпринимательских организаций………………………………………………………………….17

         3.2 Групповые организационные формы предпринимательских организаций…………………………………………………………………..19

 

   

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……….……………………………………………………...27

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ……………………………29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

В условиях рынка любое предприятие, фирма, занимаясь производственной или иной деятельностью, является по существу предпринимателем, которым является хозяйствующий субъект, функцией которого является реализация нововведений, осуществление новых комбинаций, что и является актуальностью выбранной проблемы.

Под предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями по производству, оказанию услуг или приобретению и продаже товаров в обмен на другие товары или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или предприятий, организаций.

Объект предпринимательства в современных рыночных условиях предмет формы, признаки и роль предпринимательства, с учетом требований предъявляемых социально-экономическими и рыночными отношениями. Субъектами предпринимательства могут быть как отдельные частные лица, так и объединения партнеров.

К важнейшим чертам предпринимательства, на наш взгляд, следует отнести:  самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов; экономическую заинтересованность; хозяйственный риск и ответственность.

Перечисленные важнейшие  признаки предпринимательства взаимосвязаны  и действуют одновременно.

Для формирования предпринимательства  необходимы определенные условия: экономические, социальные, правовые и др.

В настоящее время  существует довольно значительное количество научных работ, специальной литературы, посвященной проблемам предпринимательства. Его изучением занимается экономика  и правоведение, социология и психология, история и философия, этика и культурология, а также ряд других научных дисциплин.

Интерес к изучению предпринимательства  в нашей стране достаточно высокий. И это отчасти обуславливается  развитием рыночных отношений, построением  гражданского общества и соответствующими изменениями в системе социальных отношений.

Крупномасштабному бизнесу  свойственны формы организации, в основе которых лежит объединение  предприятий, фирм в совокупные структуры. В связи с этим целью данной курсовой работы выступает изучение сущности предпринимательства, современных предпринимательских организаций и основных их организационных форм. Задачи проводимого исследования следующие:

- раскрыть понятие предпринимательства;

- представить классификацию предпринимательских организаций;

- рассмотреть специфику единичных и групповых организационных форм.

Исследованию  концептуальных основ развития организационных систем посвящены научные труды   отечественных и зарубежных ученых Б. З. Мильнера, В. Н. Парахиной, Т. М. Федоренко,  И. Ансоффа, Х. Виссема, Л. Грейнера, Г. Минцберга и др.

Данная курсовая работа состоит из введения, 3 глав и списка литературы.

Во введении обоснована актуальность проблемы исследования, четко сформулированы цели и задачи, и определен объект и предмет  исследования.

 

 

 

 

 

1.ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ РЫНКА

 

1.1 Понятие  предпринимательства

 

 

Предпринимательство – это особый вид экономической активности, которая  основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной  предпринимательской идее.

Предпринимательство – это рискованное дело, добровольно осуществляемое гражданами (их объединениями) на свой риск и под свою ответственность. Предпринимательство ассоциируется со стремлением сделать что-то новое или улучшить уже существующее.

По мнению американских ученых, «предпринимательство – это  вид деятельности по осуществлению смелых, важных и трудных проектов».

По мнению  отечественных ученых предпринимательство представляет собой свободное экономическое  хозяйствование в различных сферах деятельности (кроме запрещенных законодательством), удовлетворение субъектами потребности конкретных потребителей и общества  в товарах (работах, услугах) и получения прибыли, необходимых для саморазвития собственного дела (предприятия) и обеспечения финансовых обязательств перед бюджетами и другими хозяйствующими субъектами.

Палитра определений  понятия «предпринимательства» довольна широка: от обиходного обозначения, где предпринимателем может считаться любой, работающий в негосударственном секторе экономики, до «возвышенного», где предпринимательство определяется как «такой вид деятельности, в котором удачно сочетаются наука, искусство, поэзия, взлет творческой мысли, степень умеренного риска, спорт и образ жизни делового человека» [8, С. 4].

По мнению Фетисов  Э.Н «Предприниматель – пионер формирования гражданского общества, важный фактор социального прогресса». Это «революционер в экономике, ломающий сложившиеся традиции». По его мнению, предпринимательство – это  системная целостность, элемент рыночной экономики [17, С. 24-28].

Смольняков В.Г. рассматривает  предпринимательство как особый  род хозяйственно-организационной  деятельности, мощный фактор преобразования сознания людей, раскрепощения личности творчеством [14, С. 15].

Халипов В.Ф. и Лисиненко И.В. дают следующее определение: «Предпринимательство – это  порождение многовековой, обдуманной, целенаправленной практики приспособления человека и человечества к окружающему миру», «социальный институт», «рычаг цивилизованного регулирования изначально данных от природы человеку потребностей в осмыслении и удовлетворении своих интересов и потребностей» [15, С. 9]

Хизрич  Р., Питерс М. под предпринимаем, понимают человека, который затрачивает необходимое время и силы и берет на себя финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым. С позиции этих авторов «Предпринимательство – динамичный  процесс наращивания богатства, требующий организаторского таланта, творческого начала, стремления к умножению богатства и готовности к риску. Это процесс создания чего-то нового, обладающего ценностью, поглощающий время и силы, предполагающий принятие на себя финансовой, моральной и социальной ответственности, процесс, приносящий в результате денежный доход и личное удовлетворение достигнутым» [16, С. 166].

Многообразие определений  предпринимательства обусловлено  особенностями этого феномена, состоящего в высокой динамике изменчивости его содержания и форм.

Все эти определения, так или иначе, демонстрируют  отличительные особенности самого явления предпринимательства, предпринимательского поведения, являются характеристиками портрета предпринимателя и мотиваций его деятельности.

Отдельные исследователи  отмечают, что данный феномен может  считаться недостаточно изученным даже в зарубежной литературе, несмотря на то что интерес к его изучению не затихает по сей день; что в ней «нет четкого определения понятия предприниматель» и чаще всего удовлетворяются констатацией самого факта его существования; что споры в основном ведутся относительно отличительных и социально значимых черт предпринимателя. [6, С. 16].

Некоторые авторы указывают  на подобное отсутствие четкого определения  данного термина, трактовки его  содержания и в отечественной  справочной литературе, либо указывают  на нечеткость его определения, позволяющее отождествлять предпринимателя с менеджером, бизнесменом и др.

Другие исследователи  считают важным заметить, что предпринимательство  – явление,  развивающееся и в нем также происходит разделение труда и образование соответствующих специфических групп предпринимательства, которые «столь не схожи между собой, что вскоре им станет тесно в рамках одного объясняющего понятия, а значит, понадобятся более тонкие аналитические инструменты» [7, С. 33-34].

 

1.2 Роль предпринимателя  в историческом аспекте

 

 

Роль предпринимателя  в мире в историческом аспекте, несомненно, изменяется, равно как меняется  и представление о нем, и содержании данного понятия. В том числе в каждой стране оно может иметь свое наполнение, отражающее специфику экономических особенностей развития данного общества. Если даже любая экономическая проблема, являясь в сущности универсальной, может иметь собственный социальный аспект, обусловленный особенностями страны [5, С. 44], то это в полной мере может быть отнесено и к явлению предпринимательства, которое носит не только социально-экономический характер, но и психологический, исторический и др.

В изучаемой литературе указывается на происхождение термина «предприниматель» и даже на «отцовство» при его появлении известного английского экономиста, который разработал к тому же одну из первых концепций предпринимательства – Ричарда  Кантильона. В его понимании предприниматель – это, прежде всего человек, действующий в условиях риска, так как все категории работников, относимые им к предпринимателям: торговцы, фермеры, ремесленники, так или иначе, действуют в условиях риска – они покупают по известной цене, а продают по неизвестной заранее.

Здесь отмечается, что  понятие «посредник» (антрепренер) можно рассматривать как предшествующее появлению термина предприниматель, а далее развитие данного термина происходит в соответствии с разделением собственно предпринимательских функций – на  вложение денег с целью получения прибыли (появляются «венчурные капиталисты» – собственники  капитала) и на заставлять капитала работать на удовлетворение общественных потребностей (так появляются дельцы – работодатели). Причиной такого разделения послужила так называемая индустриальная революция, произошедшая в ХУШ веке и сумевшая выявить и размежевать эти две основные функции.

Конец Х1Х – начало ХХ веков могут характеризоваться  тем, что понятие предпринимателя, в сущности, было еще тождественно понятию менеджера – в это время наибольший акцент делается на экономическом аспекте предпринимательской деятельности: предпринимателем считается тот, кто организует и управляет предприятием в целях личной выгоды, и одновременно несет ответственность за любые потери, в том числе и случающиеся не по его вине. И только к середине ХХ века происходит разграничение этих понятий. «Предприниматель работает в неструктурированном окружении», для которого характерны быстрые изменения, а «менеджер действует в рамках налаженной управленческой иерархии». Для менеджера характерна целенаправленность в действиях, продиктованная достаточно жесткой логикой развития и сохранения, существующих организационно-хозяйственных структур», а предприниматель имеет возможности своеобразного целеполагания, конструирования целей деятельности [10. С. 15-22].

Наиболее полно разграничение  двух понятий предприниматель и менеджер было осуществлено Марченко В.В., который отмечает, что сегодня на Западе это две разные профессии, принципиально отличимые: в типе стратегической ориентации и в подходе к осуществлению замысла, в форме приобретения или привлечения ресурсов и методах их задействования, включая различие в организационной структуре соответствующих деловых предприятий.

Если предприниматель  ориентируется на поиск новых  возможностей для развития предприятия, то менеджер – на выполнение плана  и эффективность использования имеющихся ресурсов. Успех предпринимательской деятельности определяется его умением быстро ориентироваться и действовать, а деятельность менеджера – приверженностью к сложившемуся порядку. Предприниматель стремится к гибкому использованию средств, ищет возможности их временного привлечения, менеджер же заинтересован в накопительстве и расширении фондов. Предприниматель, так или иначе, привлекает ресурсы со стороны, менеджер набирает работу под имеющиеся ресурсы. И наконец, организационную структуру менеджерского предприятия характеризует, как правило, иерархия с четким соблюдением субординации, напротив, в предпринимательской организации сильнее развиты горизонтальные связи, в том числе преимущественно неформальные.

Информация о работе Сущность и формы предпринимательства