Сущность и функции предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 22:51, лекция

Краткое описание

Хотя вся история человеческого общества, так или иначе, связана с предпринимательством, само понятие появилось не сразу. В римском праве вместо понятия "предпринимательство" использовались такие термины как занятие, дело, деятельность, особенно коммерческая. Еще в 17 веке (1576г) предпринимателем считалось лицо, заключающее контракт с монархом с целью выполнения различных работ. В английской транскрипции до настоящего времени для обозначения предпринимательства используется понятие «бизнес» - дело.

Вложенные файлы: 1 файл

01 Сущность и функции предпринимательства.doc

— 148.50 Кб (Скачать файл)


Лекция №1

Тема: Сущность и функции предпринимательства

 

1. Эволюция понятий «предприниматель» и «предпринимательство»

Хотя вся история человеческого общества, так или иначе, связана с предпринимательством, само понятие появилось не сразу. В римском праве вместо понятия "предпринимательство" использовались такие термины как занятие, дело, деятельность, особенно коммерческая. Еще в 17 веке (1576г)  предпринимателем считалось лицо, заключающее контракт с монархом с целью выполнения различных работ. В английской транскрипции до настоящего времени для обозначения предпринимательства используется понятие «бизнес» - дело.

Достаточно простое и весьма емкое определение предпринимательства дает В.И. Даль. «Предпринимать» означает «затевать, решаться исполнить какое-либо новое дело, приступать к совершению чего-либо значительного»: отсюда «предприниматель» - «предпринявший» что-либо.

Й. Шумпетер в книге «Теория экономического развития» (1912 г.) впервые стал рассматривать организаторскую деятельность в качестве фактора производства и дал этому фактору современное его название – предпринимательство.

Терминологическая сущность и содержание, вкладываемые в понятие "предпринимательство", менялись и упорядочивались в процессе развития экономической теории. В развитии теории предпринимательства можно выделить 4 направления.

1 направление  возникло в XVIII веке и связано с концентрацией внимания на такой черте предпринимателя, как способности нести риск.

Первым ученым, разработавшим концепцию  предпринимательства является Ричард Кантильон (1725), по определению которого предприниматель - человек, принимающий решения и удовлетворяющий свои потребности в условиях неопределенности и риска. К последователям этого течения можно отнести:

 Адама Смита считающего, что предпринимателем может собственник капитала, который ради реализации какой-то коммерческой идеи идет на экономический риск и получение прибыли,

Тюнена отмечающего, что предприниматель должен обладать особыми качествами (уметь рисковать, принимать нестандартные решения и отвечать за свои действия) и потому может претендовать на незапланированный (непредсказуемый) доход.

2 направление связано с выделением такой отличительной черты предпринимателя как инновационность. Основоположником данного направления является Йозеф Шумпетер. Он считал, что главное в предпринимательстве - инновационная деятельность, т.е."...делать не то, что другие" и "...не так, как делают другие". По его мнению, в основе экономического развития лежит стремление предпринимателя использовать новую комбинацию факторов,  осуществлять «созидательное разрушение», ломая прежние формы производственной и организационной жизни общества, ускоряя процессы уже конструктивно созревшие в обществе.

3 направление  связано сосредочением внимания на личных качествах предпринимателя (способности реагировать на изменения ситуации, самостоятельности в выборе решения, наличием управленческих способностей). Представителями данного направления являются Мизес и Хайек. Они считали, что делом предпринимателя являются не просто эксперименты с новыми технологическими методами, а отбор наиболее эффективных методов, пригодных для потребителей в настоящий момент времени.

 По мнению Фридриха Хайека: предпринимательство связано с личной свободой, которая дает человеку возможность рационально распоряжаться своими способностями, знаниями, информацией. Предприниматель стремиться оптимально использовать эти компоненты, учитывая ситуацию на рынке 

4  направление связано с переносом акцента в предпринимательской деятельности на управленческий акцент и в частности на внутрифирменное предпринимательство или интрапренерство. Термин интрапренер введен в оборот американским исследователем Гиффордом  Пиншо. Появление интрапренерства связано с тем, что многие крупные предприятия переходят на предпринимательскую форму организации производства, для которой обязательным условием является наличие свободы творчества. Т.е. подразделения предприятия получают свободу действий, реализации собственных идей, а также  интракапитал - капитал, необходимый для реализации идей.

 

Дата

Автор определения

Содержание определения

1 направление

1725

Ричард Кантильон –  основоположник теории предпринимательства

Предприниматель – человек, принимающий решения и удовлетворяющий свои потребности в условиях неопределенности и  риска

1776

Адам Смит

Предприниматель – собственник капитала, который ради реализации какой-то коммерческой идеи идет на экономический риск и получение прибыли

1911

И. фон Тюнен

Предприниматель – обладатель особых качеств (умеющий рисковать, принимать нестандартные решения и отвечать за свои действия) и потому претендующий на незапланированный (непредсказуемый) доход. Предприниматель должен получать доход как за риск, так и за предпринимательское искусство.

2 направление

1911

Иозеф  
Шумпетер

Главное в предпринимательстве - инновационная деятельность, "...делать не то, что другие" и "...не так, как делают другие", способность осуществлять новые комбинации факторов производства, осуществлять «созидательное разрушение».

1915

Вильям Ростоу

Среди факторов экономического роста важную роль играет склонность предпринимателей к инновациям и материальным усовершенствованиям

3 направление

1929

Фридрих Хайек

Предпринимательство связано с личной свободой, которая дает человеку возможность рационально распоряжаться своими способностями, знаниями, информацией. Предприниматель стремиться оптимально использовать эти компоненты, учитывая ситуацию на рынке 

1936

Джон Мейнард

Кейнс

Предприниматель – своеобразный социально–психологический тип  хозяйственника, для которого главное "... не столько новаторство Шумпетера, сколько набор определенных психологических качеств". Основные предпринимательские качества: умение соотнести потребление и сбережения, способность к риску, дух активности, уверенность в перспективах и др.  Основные мотивы предпринимательской деятельности – стремление к лучшему, к независимости, желание оставить наследникам состояние.

4 направление

1983

Гиффорд Пиншо

Интрапренерство – внутрифирменное  предпринимательство. Интрапренер действует в условиях существующего предприятия, получает свободу действий и интракапитал для реализации идей, лежащих в основе внутрифирменного предпринимательства


Теоретически предлагается при определении понятия предпринимательства разграничивать предпринимательство как явление и предпринимательство как процесс, деятельность особого вида.

Предпринимательство как  явление отражает всю совокупность отношений (экономических, социальных, организационных, личностных и других), связанных с организацией предпринимателями своего дела, с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг) и получением желаемого результата в виде прибыли (дохода). Эти отношения объективно возникают у предпринимателей (как хозяйствующих субъектов) друг с другом, с потребителями, с банками и другими субъектами рынка, с наемными работниками (сотрудниками) и, наконец, с государством в лице соответствующих органов исполнительной власти и местного самоуправления. Предпринимательство как экономическое явление отражает товарный характер отношений предпринимателей с другими хозяйствующими субъектами на основе действия экономических законов рыночной экономики (спроса и предложения, конкуренции, стоимости и др.) и всех инструментов товарного производства и обращения. Эта совокупность отношений может быть изучена с различных сторон: спрос, предложение, ценообразование, маркетинг, налогообложение и т.п.

Предпринимательство как  процесс представляет собой сложную «цепочку» целенаправленных действий предпринимателей начиная с момента возникновения (зарождения) предпринимательской идеи и заканчивая воплощением ее в конкретный предпринимательский проект. Предпринимательство – это процесс создания новых товаров, работ, услуг, обладающих ценностью для потребителей; процесс удовлетворения постоянно растущих потребностей; процесс, осуществляемый на основе постоянного комбинирования факторов производства, эффективного использования имеющихся ресурсов для достижения наилучших результатов. Этот процесс является непрерывным, постоянно возобновляется, поскольку постоянно изменяются потребности, которые предприниматели удовлетворяют. Этот процесс требует больших затрат всех факторов производства, часто обречен на временную неудачу, но в итоге приносит предпринимателю личное удовлетворение достигнутый им денежный доход (прибыль). Следовательно, предпринимательство как процесс включает в себя поиск новых творческих идей, их анализ и оценку с точки зрения потребностей рынка и экономической выгоды, формирование целей по реализации идей, воплощение идей в новом предприятии, в создании нового, в освоении производства новых продуктов, в совершенствовании организации производства, т.е. в реализации и воплощении идей в конкретный результат (продукт, товар, технологию и т.д.), приносящий предпринимателю прибыль. В таком виде предпринимательство составляет самостоятельный объект научного исследования и отдельную дисциплину.

Поскольку процесс предпринимательской  деятельности является центральным элементом в общей массе предпринимательских отношений, постольку жесткое разграничить предпринимательство как явление и как процесс невозможно. Поэтому многие аспекты организации предпринимательской деятельности тесно связаны с другими отраслями экономической науки.

2. История предпринимательства как науки

На первых порах предпринимательство  не рассматривалось экономической  наукой в качестве самостоятельного объекта исследования. Оно лишь упоминалось как определенное явление, связанное с теми или иными обстоятельствами развития производственных общественных отношений. В конце XIX века стала складываться такая научная дисциплина как история бизнеса. В 1926 г. появился первый специализированный журнал «Business History Review», на страницах которого публиковались материалы, посвященные истории предпринимательских династий.

Во второй половине XX века организационное оформление новой отрасли знания получило дальнейшее развитие в США. С 1954 г. и по сей день в рамках Американской конференции по истории бизнеса ежегодно проводятся форумы, которые собирают специалистов со всего мира.

Рубеж 50-60-х годов XX столетия ознаменовался завершением «младенческого периода развития «Business History», главной характерной чертой которой являлась описательность. На рубеже 50–60-х годов появились теории корпоративного менеджмента. Всеобщее признание получили школы «человеческих отношений» и «организационного поведения», а также теории лидерства и стилей руководства.

В 1959 г. была опубликована фундаментальная монография Э. Пенроуз «Теория роста фирмы». Появление этой работы стало подлинным прорывом в разработке эволюционной теории фирмы. По ее мнению, фирма является, с одной стороны, собранием материальных и человеческих ресурсов, а с другой – административной организацией, которая имеет транзакционные преимущества на рынке. Э. Пенроуз доказывала, что фирма обладает силой роста даже при скудном менеджерском потенциале. При этом предел роста возникает только в том случае, если фирма попадает в ситуацию, связанную с увеличением издержек или нехваткой материальных ресурсов. Работа американской исследовательницы ярко высветила три важных области, которые предстояло изучить: 1) стратегический менеджмент; 2) организационное поведение и 3) технологические изменения.

В 1977 г. в США была опубликована фундаментальная монография А. Чандлера «Видимая рука». Обработав огромный комплекс делопроизводственной документации ведущих американских компаний и обобщив собранный эмпирический материал, историк создал теорию крупной фирмы или поэтапного развития менеджерской корпорации.

По мере своего развития «Business History» все больше испытывала на себе позитивное воздействие со стороны родственных с ней отраслей знания. Это справедливо и в отношении так называемой школы эволюционной экономики, получившей окончательное оформление на рубеже 70–80-х годов. Представителями этой школы являются такие экономисты, как Р. Нельсон и С. Уинтер. Опираясь на широкую базу эмпирических исследований, эволюционная экономика рассматривает инновационные и технологические изменения в обществе с точки зрения экономической перспективы.

В России о развитии теории предпринимательства  можно говорить с начала 90-х годов, когда были осуществлены первые шаги в области приватизации. Поэтому накопленные знания и опыт в этой области значительно уступают всему тому, что имеется на Западе. Несмотря на это, российская практика развития предпринимательства весьма уникальна хотя бы потому, что произошел резкий переход от административно-командной экономики к рыночной в обстановке полномасштабного, длительного и системного кризиса всего общества. Это потребовало от ученых-экономистов, социологов, правоведов определить свое отношение к предпринимательству и к институтам, связанным с ним (банками, биржами и т.д.). Одновременно необходимо было дать и определенные рекомендации для складывающихся хозяйственных структур и не ошибиться в их содержании. К этому следует прибавить фактор времени и отсутствие практических знаний.

Развитие предпринимательства в России некоторые авторы связывают с такими проблемами, как:

•   оживление экономической  жизни на основе восстановления инвестиционной активности и привлекательности реального сектора;

•   воссоздание производственного  спроса;

•   расширение платежеспособности потребительского спроса, и прежде всего на отечественные товары и услуги;

•   разумный протекционизм отечественного производителя в сочетании со стимулированием повышения его конкурентоспособности;

•   определение национальных экономических приоритетов, их согласование с интересами развития предпринимательства (крупного, среднего и малого);

•   разработка механизма государственного регулирования экономики, ее предпринимательского сектора, который не только не нарушал бы законов рынка, но и наоборот, смог более эффективно использовать их.

При этом главными целями такого механизма  являются обеспечение благоприятного климата и конъюнктуры для подъема реальной экономики и повышение на этой основе жизненного уровня населения страны.

Многие авторы отмечают, что несмотря на все усилия государства, предпринимательство в действительности остается незащищенным от множества проблем, в число которых входят и несовершенство законодательства и налогообложения, и небольшой покупательский спрос, возникающий из-за недостатка платежеспособного населения, и неразвитость информационной основы, необходимой для нормального функционирования предприятия, и влияние криминальных структур, существование которых ограничивает внедрение инновационной деятельности предпринимателя. Из-за множества проблем в производственном виде деятельности у государства нет должного ориентира на стимулирование предпринимательской деятельности в сфере материального производства5. Политика поддержки предпринимательства вообще, а не базовых отраслей, приводит к серьезным перекосам в структуре его развития и не обеспечивает максимально возможных результатов. Необходимо обратиться к опыту других стран.

Информация о работе Сущность и функции предпринимательства