Стратегия развития региональной информационно-консультационной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 10:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы является определение стратегии развития региональной информационно-консультационной службы Республики Саха (Якутия).

Основные задачи исследования:
Определение сущности и принципов планирования и их видов;
Определение понятия стратегического планирования;
Изучение состояния сельскохозяйственного производства Республики Саха (Якутия);
Оценка информационно-консультационной службы в Республике Саха (Якутия);
Анализировать эффективность деятельности АУ «Консультационно-методологический центра АПК Республики Саха (Якутия)»;
Определение основных концептуальных направлений информационно-консультационных служб АПК;
Разработка стратегического плана информационно-консультационной службы АПК в Республике Саха (Якутия).

Содержание

ВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУЩНОСТЕЙ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………………………………5

1.1. Сущность, принципы планирования и их виды………………………….5

1.2. Понятие стратегического планирования………………………………….7

ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ АГРОПРОМЫШЛЕН-НОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)..........................13

2.1. Современное состояние региональной информационно-консультационной службы Республики Саха (Якутия)………………….........13

2.2. Оценка сельского хозяйства в Республике Саха (Якутия)……………..17

2.3. Анализ эффективности деятельности АУ «Консультационно-методологический центр АПК РС (Я)»………………………………………...22

ГЛАВА 3. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННО - КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)……………………………………………………………………….24

3.1. Определение основных концептуальных направлений информационно-консультационной службы АПК……………………………24

3.2. Разработка стратегического плана информационно-консультационной службы АПК в Республике Саха (Якутия)……………….28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...33

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА……………………………………....35

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Тихонова В А 97-2003.doc

— 238.50 Кб (Скачать файл)
 

    С 1991 года в республике начался спад производства сельскохозяйственной продукции, сократилось производство зерна, мяса, молока и яиц. В 1997 году во всех категориях хозяйств производство зерновых снизило  уровень 1990 года на 5 процентов, производство мяса скота и птицы - на 9 процентов, производство молока - на 35 процентов. Однако производство овощей превысило уровень 1990 года на 57 процентов, картофеля - 27 процентов. Валовая продукция сельского хозяйства в 1997 году составила 2398 млрд. рублей и по сравнению с 1996 годом в сопоставимых ценах снизилась на 1,7 процентов, наблюдается некоторое замедление темпов снижения производства валовой продукции (в 1997 году спад на 8 процентов, в 1996 году на 9 процентов), замедление темпов спада произошло за счет роста производства продукции растениеводства.

    Объем молочной продукции в последние  годы уменьшается более быстрыми темпами, чем вся продукция сельского  хозяйства.

    В результате изменений собственности  на основные средства производства, а  главное, на сельскохозяйственные угодья, значительно сократились посевы сельскохозяйственных культур. На сокращение общих посевных площадей по республике повлияло сокращение посева кормовых культур (на 18 процентов). На долю кормовых культур приходится 56 процентов от всей посевной площади, по сравнении со средним показателем за 5 лет доля уменьшилась на 5 процентов. Посевная площадь картофеля и овощей в целом по республике остается стабильной. Снижение посевов этих культур в сельскохозяйственных предприятиях компенсируется их ростом 1в частном секторе. Перераспределение земель в ходе земельной реформы привело к структурным изменениям в производстве продукции сельского хозяйства. Частным сектором произведено 67 процентов продукции.

    Инфляция, ценовой монополизм производителей материально-технических ресурсов, нерегулярность выплат за реализованную продукцию оказывают решающее влияние на ухудшение финансового состояния сельскохозяйственных предприятий.

    В 1997 году совокупный убыток сельскохозяйственных предприятий Якутии составил 326,9 млрд. рублей. Финансы большинства предприятий в республике находятся в кризисном положении. Острая нехватка собственных оборотных средств, хронические неплатежи стали характерной чертой финансовой жизни сельхозпредприятий, у них практически нет собственных средств для инвестирования воспроизводства. При этом резко возросла стоимость выполнения строительных работ. Отсюда за последние годы ввод в действие помещений для содержания животных практически прекращен. Идет сокращение и интенсивное старение парка сельскохозяйственных машин. Сократилось потребление бензина, дизельного топлива, древесины, цемента, стекла, железобетонных конструкций. Аналогичная ситуация произошла и в сфере агросервиса. Резко сократились завоз и расход концентрированных кормов.

    2.3. Анализ эффективности деятельности АУ «Консультационно-методологический центр АПК РС (Я)»

     За 2009 год оказано 10392 различных консультаций сельхоз товаропроизводителям, в  том числе в головном офисе 2016 консультаций. Более 92 процента от общего количества оказанной консультации приходится на представителей улусов и это еще раз доказывает потребность представителей Центра в улусах. Информационно-консультационный центр за короткий период оказало серьезное влияние на повышение эффективности сельскохозяйственного производства в республике. По вопросу микрокредитования проконсультировано 4197 граждан ведущих личное подсобное хозяйство, из них на рассмотрении в банках находится 745 документов на сумму 74688 тысяч рублей. Выдано кредитов на 710 лично-подсобных хозяйств на сумму 84093 тысяч рублей, из них 602 кредита выдал ЯРФ ОАО «Россельхозбанк» на сумму 71148 тысяч рублей, 30 кредита выдал ЯОСБ «Сбербанк России» на 4053 тысяч рублей.

     В основном выполнены объемы Государственного контракта №97-1 от 12 октября 2009 года с Министерством сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) на оказание информационно – консультационных услуг крестьянским (фермерским) хозяйствам, гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственным потребительским кооперативам и организациям агропромышленного комплекса иных форм собственности и услуг по полному сопровождению и оформлению документов при кредитовании сельскохозяйственных товаропроизводителей, а рамках реализации Приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

     Сегодня, в отдаленных селах, из-за немногочисленности пайщиков и ограниченности фонда взаимопомощи сложилась непростая ситуация:

     - 37 кредитных кооперативов не получили  софинансирование из республиканского  бюджета (2 400 рублей на 800 руб.);

     - имеет место большая текучесть молодых специалистов (бухгалтеров). Основной причиной является низкая заработная плата и не предоставление компенсационных выплат в сумме 6 000 руб. молодым специалистам, направленным по линии МСХ РС (Я).

     - Во многих наслегах главы поселений  не оказывают должного внимания в развитии СХПКК.

     Заключено соглашение о сотрудничестве с Ассоциацией  крестьянских хозяйств Республики Саха (Якутия). По данному соглашению наши представители в улусах осуществляют консультационную, информационную поддержку  крестьянским (фермерским) хозяйствам.

     В улусных средствах массовой информации напечатаны материалы и статьи по кредитованию сельхоз товаропроизводителей и о ходе реализации государственной  целевой программы «Социально-экономическое  развитие села на 2007-2011 годы» (в улусных газетах – 43 раз на сумму 106,6 тыс. руб., по местному телевидению – 22, радио – 10 на сумму 51,9 тыс.руб.

     Проведено улусных семинаров – 28, наслежных - 190 на общую сумму 4849,8 тыс. руб. 
 
 
 
 
 

    ГЛАВА 3. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННО - КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

3.1. Определение основных концептуальных направлений информационно-консультационной службы

     На  региональном уровне  системы сельскохозяйственного консультирования представлены структуры, на которые возложены функции региональных центров сельскохозяйственного консультирования субъектов Российской Федерации. Они взаимодействуют с региональными органами управления АПК, зональными и региональными научными и образовательными организациями. Для формирования и развития системы сельскохозяйственного консультирования, координации информационно-консультационной деятельности на региональном уровне могут создаваться координационные советы.

     В 2009 году система сельскохозяйственного консультирования регионального уровня представлена 56  региональными организациями различных организационно-правовых форм с преобладанием государственных учреждений.

     Региональные  центры сельскохозяйственного консультирования осуществляют функции:

- организационно-методическое руководство развитием региональной системы сельскохозяйственного консультирования, в том числе кадровое обеспечение и организация повышения уровня знаний консультантов;

- формирование информационных ресурсов по инновационным предложениям и передовому производственному опыту, представляющих интерес для региона, и обеспечение специалистов районных центров сельскохозяйственного консультирования, сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения информационными ресурсами;

- организация объектов информационно-инновационного сопровождения, разработка мероприятий по трансферту инновационных достижений, распространение передового опыта их внедрения;

- мониторинг потребностей региона в инновационной продукции и консультационных услугах, контроль качества и осуществление обратной связи с их пользователями;

- оказание консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению;

- взаимодействие  с федеральными структурами системы  сельскохозяйственного консультирования.

     Районные  центры сельскохозяйственного консультирования осуществляют консультационное обеспечение  сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения в пределах компетенции системы сельскохозяйственного  консультирования, оказывают помощь при внедрении инноваций,  решают иные проблемы сельскохозяйственных товаропроизводителей и  развития сельских территорий.  

     Районные  центры сельскохозяйственного консультирования функционируют в форме юридических  лиц различных организационно-правовых форм и/или структурных подразделений региональных организаций. Мониторинг развития системы сельскохозяйственного консультирования показывает, что районный уровень  представлен не менее чем 465 формированиями, из которых  151 центр (32%) организован в форме муниципальных учреждений (предприятий), 145 (31%)- являются структурными подразделениями региональных формирований, 108 (23%) центров  работают в виде различных некоммерческих и коммерческих структур. В 57 (12%) районных управлениях сельского хозяйства консультационные подразделения  созданы на правах отделов.

     В формированиях системы сельскохозяйственного  консультирования по данным на 01.01.2009 г. занято  2888 человек.  Из них  1168 (40%) работает в региональных центрах и 1673 (58%) -  в районах.

     Источниками финансирования информационно-консультационной деятельности формирований системы сельскохозяйственного консультирования являются бюджеты федерального, региональных и муниципальных уровней, а также внебюджетные источники, формируемые  в основном за счет оказания платных консультационных услуг.

      Основные  концептуальные направления включают:

  • осуществление эффективной государственной поддержки службы;
  • формирование законодательной и нормативно-методической базы, определяющей статус ИКС, регламентирующей ее деятельность и определяющей взаимоотношения службы с основными субъектами АПК;
  • совершенствование налоговой системы с целью создания соответствующих условий для осуществления эффективной информационно-консультационной деятельности;
  • создание единого информационного пространства на основе консолидации усилий органов государственной власти и субъектов информационно-консультационной деятельности АПК;
  • обеспечение условий по привлечению инвестиций в развитие информационно-консультационной системы АПК;
  • создание конкурентной среды, обеспечивающей функционирование ИКС с различными организационно-правовыми формами;
  • стимулирование международного сотрудничества, направленного на развитие и  экономическую  поддержку  ИКС,  обмен  информацией;
  • вхождение в международные информационные системы, систематическое повышение квалификации работников службы и др.

     Из  комплекса мер государственного воздействия на аграрный сектор сельскохозяйственное консультирование является действенным  и наиболее  экономичным средством, направленным на увеличение производства сельскохозяйственной продукции, повышение ее качества и конкурентоспособности, формирование оптимальной среды обитания в сельской местности. Реализация основных положений настоящей концепции позволит получить эффект в организационно-экономическом, социальном, технологическом и экологическом аспектах:

- развить   эффективную систему сельскохозяйственного консультирования, являющуюся одним из наиболее действенных механизмов реализации государственной агропродовольственной политики;

-     повысить эффективность и устойчивость сельского хозяйства за счет инновационной модернизации сельскохозяйственного производства;

- увеличить степень освоения систем земледелия и животноводства,  повысить урожайность сельскохозяйственных культур, продуктивность скота и птицы, выход продукции на единицу сырья;

-   ускорить внедрение ресурсосберегающих технологий производства, хранения, переработки и реализации продукции, сохранения и улучшения генетического потенциала сельскохозяйственных растений и животных;

-     обеспечить рост доходов сельского населения от сельскохозяйственной деятельности и развития альтернативных видов занятости;

-     оптимизировать уровень использования природных ресурсов, внедрить экологически чистые технологии производства продукции, способствовать восстановлению плодородия почвы.

    3.2. Разработка стратегического плана информационно-консультационной службы АПК в Республике Саха (Якутия)

     Стратегическим  условием ускоренного развития региона, безусловно, является формирование эффективной инновационной инфраструктуры как системы организаций, которые обеспечивают реализацию инновационного потенциала территории и способствуют активизации инновационной деятельности. Стратегической целью развития сельского хозяйства является превращение территории в высокотехнологичный экспортно-ориентированный сельскохозяйственный регион. Инновационная инфраструктура является  эффективной моделью взаимодействия науки, образования и производства, связующим звеном между разработчиком и потребителем инновации, между научной идеей и ее практическим воплощением.

Информация о работе Стратегия развития региональной информационно-консультационной службы