Развитие малого бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 07:34, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы определена в первую очередь объективно значительной ролью малого предпринимательства в современной социально ориентированной рыночной экономике, переход к которой является главным вектором разворачиваемой в России радикальной реформы. Малое предпринимательство - это существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма. Этот предпринимательский уклад придает рыночной экономике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, служит серьезным фактором структурной перестройки и обеспечения прорывов по ряду направлений научно-технического прогресса, во многом решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства. Вот почему становление и развитие малого предпринимательства (конечно, в единстве с крупным бизнесом) представляет собой стратегическую задачу реформационной экономической политики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……….…………..………………………………………………………3
МАЛЫЙ БИЗНЕС В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ: СУЩНОСТЬ, ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ
Сущность и критерии определения субъектов малого бизнеса…...…..….5
Преимущества и недостатки малого бизнеса………………..……..….……8
Роль малого бизнеса в экономике…………………......................……….…10
СТАНОВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ.
Этапы развития малого бизнеса в России…………………………….…25
Проблемы развития малого бизнеса в России……………………..……41
Программа государственной поддержки малого бизнеса в России……....4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….....……………………………58

Вложенные файлы: 1 файл

Деменьева 2 (1).doc

— 355.50 Кб (Скачать файл)

             К сожалению, налоговая политика отличается недостаточной гибкостью, сложностью налогов, чрезмерной жесткостью и централизацией. Особый вред наносит ее конфискационный и фискальный  характер: через налоги у предприятий изымается до 85 - 90% прибыли. Избегая высокого налогообложения, предприятия нередко стремятся уменьшить прибыль путем увеличения затрат. Наблюдается рост убыточных предприятий. В промышленности их около 1/3. Чтобы минимизировать налоги, малый бизнес вынужден проводить до половины операций в сфере наличного оборота, не оформляя юридически 30 - 45% выполняемых работ.

             Налоговая политика повернута в противоположную от производства и предпринимателей сторону. Огромный ущерб наносит многократное обложение доходов (например, на федеральном уровне применяются налог на прибыль, налог на повышение фонда потребления, налог на добавленную стоимость, акцизы, госпошлина, сборы за пользование природными ресурсами, за операции с ценными бумагами и т.д.). Всего существует более 150 наименований налогов. Это повышает стоимость товаров, снижает их конкурентоспособность на мировых рынках.

              Россия стала страной с особо высокими налогами. По подсчетам экспертов Торгово-промышленной палаты РФ, доля налогов и сборов в ВВП России достигает 60%, тогда как во Франции - 44, Италии - 39, Германии - 38, Великобритании - 37, Канаде - 35, Испании - 34, Японии - 31, США - 30%.

             Предприниматели, занимающиеся малым бизнесом, обеспокоены возможностью отмены многих налоговых льгот в соответствии с проектом Налогового кодекса. По пути сокращения налоговых льгот идут и субъекты РФ.     Система налоговых льгот сформировалась в основном в 1993 - 1995 гг. и была направлена на сохранение и создание рабочих мест для незащищенных слоев населения, сдерживание роста цен на социально значимые товары (хлеб, молоко, медикаменты), оборудование, работы и услуги, оплачиваемые из бюджета.

           Однако в связи с изменением экономической ситуации в стране значительное число льгот перестало решать задачи, ради которых они устанавливались. Произошло насыщение рынка, главным ограничителем роста стал платежеспособный спрос. Порожденный ошибками в налоговой системе и структурной перестройке хозяйства экономический кризис снизил возможности бюджетной поддержки предпринимательства.

          Усугубляет положение чрезмерная жесткость финансовой политики. Предприниматели с трудом обеспечивают на предприятиях нормальные объемы оборотных средств. В результате в экономике продолжается "бегство от расчета деньгами": предприятия компенсируют нехватку денег бартером и эмиссией их заменителей - векселей. Незначительный рост уровня жизни затрудняет переориентацию на спрос населения.

          Нерешенными остаются многие вопросы, от которых зависит приток капиталов в экономику, в частности, отсутствует четкая программа дальнейшего развития страны и долгосрочная инвестиционная политика. Дефицит бюджетных средств для поддержки инвестиционных программ и предоставления государственных гарантий под западные инвестиции, неадекватная для интересов инвесторов законодательная, нормативная и административная база, тяжелая налоговая и неустойчивая таможенная политика, неоднородная социально-психологическая ситуация сдерживают развитие инвестиционных процессов. При значительных объемах финансовых средств коммерческих и банковских структур наблюдается острая нехватка свободных капиталов, которые могли бы использоваться в качестве инвестиционных ресурсов, а также предложений технических средств и оборудования из-за снижения производства в отраслях, производящих продукцию инвестиционного назначения. В наибольшей степени нехватка инвестиций коснулась перерабатывающих отраслей, наиболее привлекательных для малого бизнеса.

            Несмотря на сложность ситуации, перспективы тем не менее далеко не безнадежны. Анализ тенденций поведения и ожиданий потенциальных инвесторов позволяет сделать вывод о возможности появления в ближайшие годы предпосылок к началу долгожданного инвестиционного бума и перелома в формировании благоприятного инвестиционного климата.

            Государство регулирует предпринимательскую деятельность во многом путем выдачи лицензий. Лицензирование позволяет обеспечить защиту жизненно важных интересов кадров в сфере производства, обучения, медицинского и бытового обслуживания и др. В то же время оно крайне забюрократизировано, что может нанести ущерб развитию конструктивного предпринимательства. Сама практика работы ряда лицензионных подразделений показывает явное пренебрежение к участникам рынка. Нередко критерием для выдачи лицензии выступает личная лояльность к руководству соответствующих организаций.

          Большое влияние на результаты малого бизнеса оказывают тарифы на продукцию и услуги естественных монополий. Ошибки в этой сфере обостряют многие проблемы в экономике. Из-за быстрых изменений экономической ситуации необходима постоянная корректировка тарифов (например, опережающий рост цен и тарифов для промышленных потребителей способствует углублению ценовых диспропорций в различных секторах экономики и сохраняет инфляционный потенциал. Из-за искажения в ценах и тарифах плохо используются материальные и финансовые ресурсы, становятся неэффективными инвестиции).

            В настоящее время предполагается переход к новым принципам ценового регулирования: возмещение регулируемым компаниям электроэнергетики действительно необходимых эксплуатационных и капитальных затрат; обеспечение получения обоснованной прибыли на используемый капитал; дифференциация тарифов для различных групп потребителей и регионов России; сокращение масштабов перекрестного субсидирования; введение дифференцированных цен на природный газ; прекращение субсидирования пассажирских железнодорожных перевозок; сближение тарифов по категориям потребителей услуг связи и сокращение дотирования и др.

           Развитию малого бизнеса могут способствовать гарантии государства по займам и кредитам предприятий. Правительство РФ предполагает выдавать гарантии лишь тем, кто не имеет долгов перед бюджетом. Меняется и механизм предоставления гарантий. Их будут получать только победители инвестиционных конкурсов, проводимых Министерством экономики.

           Таким образом, для развития малого бизнеса применяется ряд экономических методов и рычагов, в том числе приватизация, конкуренция, налоги, акцизы, инвестиции, кредиты, государственный заказ, лицензии, тарифы, государственные гарантии и др. Однако эти методы пока не составляют системы и используются плохо, путем проб и ошибок, что резко снижает их эффективность.

           Предстоит длительная совместная работа государственных, властных и участвующих в бизнесе структур, чтобы предпринимательство стало импульсом подъема отечественной экономики.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В своей работе я постаралась охарактеризовать малое предпринимательство в России в настоящее время, выделить особенности малого предпринимательства и обозначить основные и наиболее острые его проблемы.

Необходимо отметить, что малый бизнес в России уже имеет довольно широкую правовую основу, но она недостаточна. Проблема состоит в том, что она однобока и принятые правовые аспекты не реализуются, что делает абсурдным принятие каких-либо новых нормативно-правовых актов.

Что же касается сферы деятельности, то малый бизнес имеет свою нишу в экономике, которая обеспечивает наиболее эффективную отдачу от работы, как с целыми предприятиями-гигантами, так и с отдельным человеком. Данная позиция обусловлена особенностями и функциями малого предприятия.

Особенности малых фирм, в первую очередь, определяются их размером. Отсюда вытекает и особая роль руководителя, и небольшой рынок сбыта, и исключительная гибкость в предоставлении товаров и услуг и высокая доля оборотного капитала и многие другие черты, присущие только субъектам малого бизнеса.

Исходя из особенностей определяют и функции: экономическая, характеризуется очень высоким процентом в общем количестве предприятий и в ВВП, а также инновационной деятельностью; социальная, функция, позволяющая раскрыть индивидуальные черты человека, более полно реализовать себя как личность и сгладить социальные конфликты; экологическая, особенно актуальна в наши дни, когда всеобщая экологическая катастрофа, позволяет более рационально использовать ресурсы и использовать в производстве отходы.

Говоря о малом бизнесе надо сказать, что он наиболее эффективен лишь при взаимодействии с крупными предприятиями и наоборот. Это единое целое, из которого нельзя исключать отдельные части.

Я выяснила, что на данном этапе развития малого бизнеса в качестве основных проблем  выделяют: бюрократизм и коррупцию, которые поразили всю Россию; развитие среди субъектов малого бизнеса в основном торгово-посреднических фирм; неравномерность и непредсказуемость развития всей экономики, как в территориальном плане, так и во временном; недостаточность и недоработанность правовой базы, которая является однобокой. Негативное отношение к малому предпринимательству государства и общества, также является очень серьезной проблемой, хотя в последние годы отношение меняется. Это связано с тем, что даже в данных условиях малый бизнес оказывает положительное влияние на экономику. Если затронуть проблему финансирования, то ее разрешение находится на нулевой стадии. И как следствие - очень высокая криминализация малого бизнеса.

Говоря о взаимоотношениях малого бизнеса и государства, можно заметить, что здесь происходит монолог со стороны государства, которое не хочет услышать малый бизнес и вывести взаимоотношения на более качественно высокий уровень. Но будем надеяться, что ситуация измениться.

Подводя итог, можно сказать, что малый бизнес в России - уже реальность, от его развития, от отношения общества и государства к этой сфере экономики зависит и развитие всей России в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Бреснева А.В.  Роль малого бизнеса в развитии экономики. – ЭКО, №8, 2002.
  2. Бойко И.П.  Мессенгиссер М. Российские малые предприятия; Ред. В. П. Логинов. - 2005
  3. Касьянов  А.В.  Всё  о  малом  предпринимательстве:  полн.  практ.  рук.  —  (5-е  изд.,  перераб.  и  доп.):  ГроссМедиа:  РОСБУХ;  М.;  2011.
  4. Лапуста М. Г. и др. Предпринимательство: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2002.
  5. Малое предпринимательство в России: стат. сб. M.: Госкомстат России, 2001. 109 с.
  1. Малое предпринимательство в России: cтат. сб. M.: Росстат, 2008. 164 с.
  1. Мессенгиссер М., Бойко И.П. Малое предпринимательство в России: проблемы и перспективы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 5, Экономика. - 2004. - N 1
  2. Митрофанова  И.А.  Налогообложение  малого  предпринимательства  в  России  и  за  рубежом:  реалии  и  прогнозы  —  /  И.А.  Митрофанова,  А.А.  Эрентраут  //  Молодой  ученый.  —  2012. 
  3. Орлов О.А.  Малое предпринимательство в России: развитие или стагнация? // Вопросы экономики, №10, 2001г. 
  4. Попов А. И., Иванов С. А. Малое предпринимательство. В двух частях. Часть 1. Теория становления и система государственной поддержки. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2004.
  5. Рыбина М.Н.     Основные этапы становления малого предпринимательства в условиях современных радикальных рыночных реформ в России//Менеджмент в России и за рубежом, №2, 2001.
  6. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие/ Г.В. Савицкая. – 7-е изд., испр. – Мн: Новое знание, 2002.
  7.   Сидорович А.В. «Курс экономической теории» (Издательство «Дело и Сервис». М., 2001)
  8. Стенограмма встречи Президента России В.В. Путина с руководством Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» [Электронный ресурс]. URL: http://президент.рф/news/16837
  9. Старостин Ю.Л.  Малое предпринимательство издание 2-е/ Учебное пособие/ 2000.
  10. Тимошина Т.М. Экономическая история России. Под ред. Чепурина М.Н. Учебное пособие. М., 10-е изд., перераб. и доп. – М.: ЗАО «Юридический Дом «Юстицинформ», 2003.
  11. Шкребела Е.В. Налогообложение малого бизнеса в России: проблемы и перспективы решения / под ред. Синельникова-Мурылева С.Г, Трунина И.В.- М; ИЭПП, 2008.
  12. Шестоперов О.В. Современные тенденции развития малого предпринимательства в России// Вопросы экономики, №4, 2001.
  13. Федеральная служба государственной статистики. Итоги сплошного наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства в 2010 году [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/prom/small_business/itog-spn.html
  14. Федеральная  налоговая  служба  России  —  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  — URL  www.nalog.ru

 


Информация о работе Развитие малого бизнеса в России