Развитие малого бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 07:34, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы определена в первую очередь объективно значительной ролью малого предпринимательства в современной социально ориентированной рыночной экономике, переход к которой является главным вектором разворачиваемой в России радикальной реформы. Малое предпринимательство - это существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма. Этот предпринимательский уклад придает рыночной экономике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, служит серьезным фактором структурной перестройки и обеспечения прорывов по ряду направлений научно-технического прогресса, во многом решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства. Вот почему становление и развитие малого предпринимательства (конечно, в единстве с крупным бизнесом) представляет собой стратегическую задачу реформационной экономической политики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……….…………..………………………………………………………3
МАЛЫЙ БИЗНЕС В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ: СУЩНОСТЬ, ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ
Сущность и критерии определения субъектов малого бизнеса…...…..….5
Преимущества и недостатки малого бизнеса………………..……..….……8
Роль малого бизнеса в экономике…………………......................……….…10
СТАНОВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ.
Этапы развития малого бизнеса в России…………………………….…25
Проблемы развития малого бизнеса в России……………………..……41
Программа государственной поддержки малого бизнеса в России……....4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….....……………………………58

Вложенные файлы: 1 файл

Деменьева 2 (1).doc

— 355.50 Кб (Скачать файл)

В то же время субъектами малого предпринимательства свойственны и определенные недостатки, среди которых следует выделить самые существенные: более высок уровень риска, поэтому высока степень неустойчивости положения на рынке; зависимость от крупных компаний; недостатки в управлении делом; слабая компетентность руководителей, повышенная чувствительных к изменениям условий хозяйствования; трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов; неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др. Конечно, недостатки и неудачи в деятельности субъектов малого предпринимательства определяются как внутренними, так и внешними причинами, условиями функционирования малых предприятий.

Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано с менеджерской неопытностью или профессиональной некомпетентностью собственников малых и средних предприятий.

В регулярно проводимых опросах в среде малых бизнесменов США главными причинами неудач их деятельности чаще всего называют:

  • некомпетентность;
  • несбалансированный опыт (например, опытный инженер, но       неопытный коммерсант);
  • нехватка опыта в коммерции, финансах, поставках, производстве, управлении в единоличных формах владения и в товариществах, неумение заводить и поддерживать деловые связи и контакты.

Другими причинами банкротств малых фирм являются: запущенность бизнеса; плохое здоровье или вредные привычки; катастрофы, пожары, воровство, мошенничество и др.

Шансы малой фирмы на успех повышаются по мере ее взросления. Фирмы, долго существующие при одном владельце, приносят более высокий и стабильный доход, чем фирмы, которые часто меняют владельцев. Американская статистика показывает, что женщины – владельцы малых фирм более удачливы в бизнесе, чем мужчины. В ходе исследований отмечается, что преуспевают те малые предприниматели, которые много работают, но в то же время не переходят рамки здравого смысла.

На неудачах малого бизнеса сказывается невысокая квалификация предпринимателей. Предприниматели, уже накопившие опыт ведения дел в маленьких фирмах, как правило, более удачливы. Если в управлении фирмы участвует не один человек, предпринимательская команда, которая состоит из двух, трех, или четырех лиц, шансы на выживание выше, поскольку коллективное принятие решений более профессионально. На живучести малых фирм сказываются и размеры финансирования на первом этапе. Чем больше первоначальный капитал, вложенных в малую фирму, тем больше у нее возможностей сохранения деятельности в кризисные периоды.

Постоянный поиск то появляющихся, то исчезающих общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним составляют основу стратегии малого бизнеса. Некоторые западные специалисты склонны рассматривать малое предпринимательство как  школу новых личностных взаимоотношений, полигон испытания методов и принципов предпринимательства будущего.

 

1.3  Роль малого предпринимательства в экономике

В  условиях  современной  экономики,  когда  промышленный  подъем  невозможен  без  активизации  инновационной  деятельности,  роль  малых  предприятий  возрастает. 

Как  показывает  мировая  практика,  именно  малый  и  средний  бизнес  играют  одну  из  главных  ролей  в  обеспечение  экономического  роста  и  занятости  населения.

Роль  малого  бизнеса  в  российской  экономике  по-прежнему  остается  весьма  незначительной.  Доля  малых  предприятий  в  ВВП  России  и  занятость  населения  на  таких  предприятиях  чрезвычайно  малы  по  сравнению  с  аналогичными  показателями  экономически  развитых  стран,  а  ведь  само  присутствие  малого  бизнеса  создает  предпосылки  к  инновационному  развитию  экономики,  о  котором  сегодня  так  много  говорят.  

Малые  организационные  структуры  обладают  рядом  преимуществ,  в  силу  которых  они  максимальным  образом  приспособлены  к  ведению  инновационной  деятельности:

·       высокая  восприимчивость  к  принципиальным  нововведениям;

·       сильный  и  многоплановый  характер  мотивации;

·       немногочисленный  управленческий  персонал;

·       вовлечение  широкой  массы  инициативных  людей  в  инновационную  деятельность;

·       способность  осваивать  те  инновации,  которые  кажутся  слишком  рискованными  для  крупных  хозяйственных  структур.

Развитые  страны  Запада  давно  обратили  внимание  на  гибкость  и  динамизм  малых  предприятий.  Поэтому  расширение  роли  малого  бизнеса  в  инновационном  процессе  является  универсальной  мировой  тенденцией:

·       в  Германии  доля  малого  инновационного  бизнеса  в  общем  количестве  промышленных  предприятий  составляет  62  %;

·       в  Норвегии  149  %;

·       во  Франции  —  38  %.

Самая  высокая  доля  инновационных  организаций  среди  промышленных  компаний  зафиксирована  в  Ирландии,  где  данный  показатель  достигает  75  %.  В  России  в  настоящее  время  сложилась  ситуация, когда  инновационный  потенциал  малого  бизнеса  реализован  явно  недостаточно.  Инновационный  сектор  в  структуре  малого  предпринимательства  составляет  от  1,4  до  1,5  %,  то  есть  от  27,5  тыс.  до  68,7  тыс. малых  предприятий  (2012  г.).

Из-за  малочисленности  малого  инновационного  бизнеса  качественные  показатели  его  деятельности  также  невелики.  Доля  малых  инновационных  организаций  и  ВВП  страны  составляет  0,8  %—1,0  %,  а  доля  пилотных  поступлений  в  доходы  бюджетной  системы  не  превышает  0,05  %  (2012  г.) аналогичными  показателями  экономически  развитых  стран.

Налоговая  нагрузка  на  бизнес  и  сложность  налогового  процесса  оказывают  огромное  значение  для  деятельности  предпринимателей.

Налоговое  стимулирование  развития  и  модернизации  малого  предпринимательства  в  основном  реализуется  в  рамках  специальных  налоговых  режимом,  порядок  применения  которых  существенно изменился  с  01.01.2013.  С  этой  даты  вступила  в  силу  статья  26.5  Налогового  кодекса  РФ  «Патентная  система  налогообложениям,  при  одновременном  сокращении  сферы  применения  и  последующей  отмене  системы  налогообложения  виде  единого  налога  на  вмененный  доход  (ЕНВД).  Часть  новшеств  в  правилах  применения  спецрежимов  коснулась  и  упрощенной  системы  налогообложения  (УСН) .

Несмотря  па  существование  таких  льготных  налоговых  режимом,  большая  часть  малых  инновационных  предприятий  уплачивает  налоги  по  традиционной  системе  налогообложения.  Это обусловлено  тем,  что  ЕНВД  и  патент  представляют  собой  форму  налогообложения,  необходимость  которой  возникает,  если  административные  ресурсы  государства  не  способны  наладить  эффективное налогообложение  в  определенных  видах  деятельности,  Другими  словами,  вмененное  налогообложение  служит  преимущественно  фискальным  целям  и  упрощению  налоговою  администрирования  со  стороны  налоговых  органов,  а  не  для  снижения  налоговой  нагрузки  на  субъекты  малого  предпринимательства.  Кроме  того,  учитывая  ограничения  по  субъектному  составу  и  видам  деятельности,  предусмотренные  ЕНВД  и  патентной  системой,  для  малых  инновационных  предприятий  применима  лишь  УСН,  и  то  с  некоторыми  оговорками

Льготы  при  упрощенном  режиме  налогообложения  доступны  не  всем  сферам  предпринимательства.

На  практике  УСН  облегчает  лишь  положение  организаций,  занимающихся  розничной  торговлей  и  оказанием  услуг  населению.  Для  малых  предприятий,  которые  специализируются  на  научно-исследовательских  и  опытно-конструкторских  разработках,  освобождение  от  уплаты  налога  на  добавленную  стоимость  (НДС)  осложняет  налаживание  делового  партнерства  с  другими  фирмами.  Научные  предприятия  по  своей  природе  располагаются  в  середине  производственной  цепочек.  В  случаях  применения  малым  инновационным  предприятием  УСН  фирма,  являющаяся  плательщиком  НДС  и  осуществляющая  покупку  его  продукции,  повторно  уплачивает  налог  с  добавленной  стоимости,  созданной  всеми  предшествующими  компаниями  [2].

Другим  сдерживающим  фактором  применения  УСН  малым  инновационным  бизнесом  являются  предельные  значения  по  выручке.  Показатель  в  60  млн.  руб.  в  год  с  учетом  корректировки  на  коэффициент-дефлятор  не  позволят  малым  предприятиям  полноценно  пользоваться  налоговыми  льготами. Дело  в  том,  что  их  доходы  от  реализации  продукции  значительно  превышают  предельные  значения, установленные  Налоговым  кодексом  РФ  средние  показатели  годового  объема  выручки  малых  инновационных предприятий  в  зависимости от региона  и  направления  деятельности  колеблются  от  65  до  250 млн.  руб.  По  этой  причине  через  несколько  месяцев  работы  на  спецрежиме  малые  инновационные Предприятия  вынуждены  переходить  на  общеустановленный  порядок  исчисления  и  уплаты  налогов  с  большими  налоговыми  затратами,  возникающими  при  потере  права  использования  УСН.

Среди  прочих  недостатков  действующего  механизма  применения  УСН  можно  выделить  следующие:

·     реальные  трудовые  затраты  на  ведение  налогового  и  бухгалтерского  учета  с  2013  г.;

·     уплата  минимального  налога  при  убыточной  или  малорентабельной  деятельности  предприятия;

·  необходимость  пересчета  налоговой  базы  по  единому  налогу  и  уплаты  пенни  в  случае  реализации  основных  средств  и  нематериальных  активов  до  истечения  определенного  срока  с  момента  учета  расходов  на  их  приобретение.

Проблемы  с  применением  УСН  предопределяли  низкий  уровень  ее  эффективности  в  стимулировании  малого  инновационного  бизнеса.  При  этом  оценка  стимулирующей  роли  специальных налоговых  режимов  затруднена  отсутствием  статистических  данных.

Налоговые  органы  не  представляют  сведений  о  налоговых  поступлениях  от  субъектов  малого  предпринимательства.  Поэтому  воспользуемся  структурой  поступления  налогов  по  видам  экономической  деятельности,  предусмотренных  специальными  налоговыми  режимами  (табл.  1)  [4].

Таблица  1. 

Доля  налоговых  поступлений  по  специальным  налоговым  режимам  в  общем  объеме  налоговых  платежей  консолидированного  бюджета  РФ  в  2006—2012  гг.  по  основным  видам  экономической  деятельности

Вид  деятельности

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Сельское  хозяйство,  охота  и  лесное  хозяйство;  рыболовство,  рыбоводство

4,9

6,6

10,7

9,7

9,5

12,0

11,0

Обрабатывающие  производства

0,9

0,9

1,1

1,2

1,1

1,0

1,2

Производство  и  распределение  электроэнергии,  газа  и  воды

0,3

0,4

0,5

0,4

0,4

0,4

0,4

Строительство  (осуществление  капитального  и  текущего  ремонта)

2,4

2,7

3,1

2,9

3,1

2,7

2,6

Оптовая  и  розничная  торговля; ремонт  автотранспортных  средств.

5,8

10,7

9,1

10,8

10,1

8,5

9,3

Гостиницы  и  рестораны

11,0

11,3

9,5

11,4

11,6

11,5

11,7

Транспорт  и  связь

1.1

1,3

1,6

2,0

1,7

1,7

1,7

Посредническая  деятельность

0,3

0,5

0,5

0,6

0,5

0,5

0,5

Операции  с  недвижимым  имуществом,  аренда  и  предоставление  услуг

4,7

6,7

6,5

6,4

6,0

5,6

6,1


       Источник: монография «Инновационная деятельность малого предпринимательства в России. Специальные налоговые режимы»  Глотовой  И.И. научного  руководитель,  канд.  экон.  наук,  доцента,  кафедры  «Финансы,  кредит  и  страховое  дело»,  ФГБОУ  ВПО  СтГАУ,  г.  Ставрополь

Анализ  динамики  изменений  доли  налоговых  поступлений  от  специальных  налоговых  режимов  по  видам  экономической  деятельности,  представленной  в  табл.  1,  позволяет  сделать  некоторые  выводы.  Наибольшая  доля  налоговых  поступлений  в  2012    г.  приходилась  на  следующие  виды  экономической  деятельности:

·       сельское  хозяйство,  охота  и  лесное  хозяйство  —  11  %;

·       гостиницы  и  рестораны  —  11,7  %;

·       оптовая  и  розничная  торговля  —  9,3;

·       операции  с  недвижимым  имуществом  —  6,1.

Это  вполне  логично,  если  учесть,  что  применение  специальных  налоговых  режимов  выгодно  для  небольших  фирм,  работающих  в  сфере  торговли  и  обслуживания.  А  в  настоящее  время  малый  бизнес  получил  развитие  именно  в  указанных  областях  деятельности,  в  то  время  как  в  производственной  сфере  занято  около  11  %  малых  предприятий.  Кроме  того,  такой  мощный  рынок,  как  сфера  научно-технических  новшеств  и  информации,  вообще  не  осваивается.

В  связи  с  тем  что  деятельность  малого  инновационного  бизнеса  не  подлежит  статистическому  учету,  его  роль  в  формировании  доходов  бюджетной  системы  отождествляется  с  налоговыми  платежами  малых  предприятий  промышленности,  производящих  наукоемкую  продукцию.  Например,  в  сфере  обрабатывающих  производств  доля  налогов,  предусмотренных  специальными  налоговыми  режимами  составляет  только  около  1  %  от  общих  поступлений  это  же  позволяет  говорить  о  непопулярности  спецпрежимов  в  видах  экономической  деятельности,  связанных  с  промышленным  производством.  То  есть  стимулирование  производства  практически  не  может  быть  реализовано  в  рамках  специальных  налоговых  режимов

Следует  отметить,  что  доходы  консолидированного  бюджета,  полученные  от  взимания  налогов  по  специальным  налоговым  режимам,  на  протяжении  всего  времени  их  функционирования  крайне  малы  (табл.  2)  .

   Показатель

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

 

Налоговые  доходи  консолидированного  бюджета  РФ

Млрд  руб.

3 735,2

4 942,1

5 140,1

5 426,9

6 951

7 944,2

6 284

7 659,5

9 733

10 958

В  %  к  итогу

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

 

УСН

Млрд  руб.

15,5

24,5

33,4

56,0

84,1

119,6

109,4

134,4

159,0

188,8

В  %  к  итогу

0,41

0,5

0,65

1,03

1,21

1,51

1,74

1,75

1,63

1,72

 

ЕНВД

Млрд  руб.

14,8

25,6

39,9

53,0

56,3

63,0

63,9

70,6

71,2

78,57

В  %  к  итогу

0,4

0,52

0,78

0,98

0,81

0,79

1,02

0,92

0,73

0.72

 

ЕСХН

Млрд  руб.

-

0,5

0,7

1,1

1,5

2,4

2,2

2,7

3,8

3,8

В  %  к  итогу

-

0,01

0,01

0,02

0,02

0,03

0,04

0,04

0,04

0,035

 

Итого  по  специальным  налоговым  режимам

Млрд  руб.

30,3

50,6

74,0

110,1

141,9

185,0

175,5

207,7

234,0

271,2

В  %  к  итогу 

0,81

1,03

1,44

2,03

2,04

2,33

2,8

2,71

2,40

2,4

Информация о работе Развитие малого бизнеса в России