Социально- экономическое развитие малого бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2015 в 02:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - исследовать малое предпринимательство, определить его роль, условия и тенденции развития в России.
Задачи:
- изложить теоретические основы статистической оценки малого предпринимательства;
- дать понятие, сущность, функции малого предпринимательства;
- указать методы оценки развития системы предпринимательства;
- провести социально-экономический анализ развития малого предпринимательства в России;
- дать оценку динамики развития по видам предпринимательства;
- оценить развитие малого предпринимательства Брянской области;
- охарактеризовать основные проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в России.

Вложенные файлы: 1 файл

полностью курсовая .docx

— 208.39 Кб (Скачать файл)

Введение

Экономика любой страны не может нормально развиваться без оптимально сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. Это доказывает мировая практика. Неотъемлемой частью рыночных отношений является малый бизнес. В настоящее время существует острая необходимость в пересмотре реформ касающихся развития и поддержки малого сектора на уровне государства.

Актуальность данной темы определена в первую очередь объективно значительной ролью малого предпринимательства в современной социально ориентированной рыночной экономике, переход к которой является главным вектором разворачиваемой в России радикальной реформы. Малое предпринимательство - это существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма. Значимость изучения проблематики малого предпринимательства усиливается тем, что именно малому бизнесу, пожалуй, менее всего повезло в отношении государственной и иной поддержки. Недооценка малого предпринимательства, игнорирование его экономических и социальных возможностей могут быть квалифицированы как крупный, стратегический просчет, чреватый многочисленными народнохозяйственными негативами, усугублением кризиса российской экономики в целом.

Сложившееся положение открывает безграничные возможности для коррупции, наиболее массовой жертвой которой на местном уровне является представитель малого бизнеса.

Но в то же время недостаточно внимания уделено изучению влияния малого предпринимательства на структурные преобразования региональной экономики; формированию рациональной структуры индустриальных центров на основе развития малого бизнеса; разработке экономического взаимодействия территориальных органов власти и малого бизнеса; методологии комплексной оценки предпринимательских проектов и проведению их экспертизы в отдельных городах и регионах нехарактерных для промышленно развитых стран условиях, условиях переходного периода, переживаемого Россией.

Цель данной работы - исследовать малое предпринимательство, определить его роль, условия и тенденции развития в России.

Задачи:

- изложить теоретические основы статистической оценки малого предпринимательства;

- дать понятие, сущность, функции малого предпринимательства;

- указать методы оценки развития системы предпринимательства;

- провести социально-экономический анализ развития малого предпринимательства в России;

- дать оценку динамики развития по видам предпринимательства;

- оценить развитие малого предпринимательства Брянской области;

- охарактеризовать основные проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в России.

Объект исследования - предпринимательство. Предмет исследования - исследование малого предпринимательства в России.

Методами исследования послужил теоретический и практический материал, а именно: Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в январе-марте 2014 года; Красавина С. Анализ развития малого предпринимательства в России; Попов В.М., Ляпунов С.И. Практика малого бизнеса; Российский статистический Ежегодник 2014 и др.

 

1. Теоретические основы статистической  оценки малого предпринимательства

1.1 Понятие, сущность, функции малого  предпринимательства

Современные экономисты практически отождествляют понятия: «предприниматель», «малый бизнес», «малое предпринимательство», в свою очередь, рассматривая «большой бизнес», как явление экономической жизни, базирующееся на иных принципах организации дела.

Малый бизнес - это бизнес, осуществляемый в малых формах, опирающийся на предпринимательскую деятельность, совокупность мелких и средних частных предпринимателей, прямо не входящих ни в одно монополистическое предприятие.

Малое предпринимательство - с одной стороны специфический сектор экономики, создающий материальные блага при минимальном привлечении материальных, энергетических, природных ресурсов и максимальном использовании человеческого капитала, а с другой - сфера самореализации и самообеспечения граждан, в пределах прав, предоставленных Конституцией Российской Федерации.

Так предпринимательская деятельность как малый бизнес - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики в соответствии с установленными законами, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве.

Современные экономисты практически отождествляют понятия: «предприниматель», «малый бизнес», «малое предпринимательство», в свою очередь, рассматривая «большой бизнес», как явление экономической жизни, базирующееся на иных принципах организации дела.

Малым бизнесом в Америке по определению Министерства торговли США считается производственное предприятие, в котором заняты не более 100 рабочих и служащих и оборот оптовой продажи не превышает 200 тысяч долларов в год. Если же это не производственное предприятие, а торговое или какое-либо иное, то годовой оборот не должен превышать 50 тысяч долларов.

Существенная роль малого предпринимательства определяется тем, что в этом секторе экономики действует подавляющее большинство предприятий, сосредоточена большая часть экономически активного населения и производится примерно половина валового внутреннего продукта.

Сектор малого бизнеса наиболее динамично осваивает новые виды продукции и рыночные «ниши», способствует приближению производства товаров и услуг к потребителю, развивается в отраслях, непривлекательных для крупного бизнеса. Важными особенностями малого предпринимательства являются широкое использование небольших местных источников сырья, способность к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств. Еще одной характерной чертой этого сектора является активная инновационная деятельность, способствующая ускорению развития различных отраслей экономики. Малые предприятия формируют конкурентную среду, создают альтернативу на рынке труда, организуют миллионы новых рабочих мест.

Присущие малому бизнесу гибкость и высокая приспособляемость к изменчивости рыночной конъюнктуры способствуют стабилизации макроэкономических процессов в стране, достижению оптимальной структуры экономики.

Велика роль предпринимательства и в решении проблемы занятости. В промышленно развитых странах на него приходится до 50-60% всех занятых и до 70-80% новых рабочих мест. Нет нужды доказывать особую значимость этого аспекта развития предпринимательства для нашей современной экономики.

 

1.2 Методические рекомендации определения показателей текущей эффективности предпринимательства

При оценке экономической эффективности на региональном уровне приоритетное значение придается общерегиональным интересам и сводным показателям. Расчет показателей производится как абсолютных в целом по региону, так и сравнительных показателей внутри региона и межрегиональных.

Приоритетным (критериальным) обобщающим показателем экономической эффективности региональной предпринимательской деятельности может служить прирост коэффициента эффективности (общей рентабельности) по формуле:

∆Э = Э1 - Э2, где:

∆Э - прирост коэффициента эффективности;

Э1; Э2 - коэффициенты эффективности в отчетном (анализируемом) (Э1) и базисном (Э2) (сравнительном) периодах.

При расчете коэффициента эффективности учитываются полные затраты   в процессе предпринимательской деятельности, то есть  3оф+3ос+3кв+3фи+3ии, где:

3оф - среднегодовая стоимость  основных фондов;

3ос - среднегодовая стоимость  оборотных средств;

3кв - капитальные вложения;

3фи - финансовые инвестиции;

3ии - интеллектуальные инвестиции.

Коэффициент эффективности (Э) будет равен отношению суммы балансовой прибыли (объема произведенной продукции выполненных работ, оказанных услуг) к полным затратам   то есть   где:

Пб - прибыль балансовая;

ВП - объем произведенной продукции (работ, услуг).

Относительная экономия основных производственных фондов в предпринимательской деятельности по региону в целом и по видам предпринимательской деятельности определяется как разность между среднегодовой стоимостью основных производственных фондов в расчете на объем производства в отчетном (анализируемом) периоде по уровню фондоотдачи базисного периода и среднегодовой стоимостью основных производственных фондов отчетного (анализируемого) периода. Расчет производится по формуле:

ОЭф=Фб·К-Фо, где:

ОЭф - относительная экономия основных производственных фондов в отчетном (анализируемом) периоде;

Фб, Фо - среднегодовая стоимость основных производственных фондов в базисном и отчетном (анализируемом) периодах;

К - индекс роста объема производства продукции (работ, услуг) в отчетном (анализируемом) периоде по сравнению с базисным.

Относительная экономия материальных оборотных фондов в региональной предпринимательской деятельности в целом по региону и по видам предпринимательской деятельности связана с ускорением оборачиваемости оборотных средств, экономным использованием средств, с дополнительным увеличением производства продукции (работ, услуг) и определяется по формуле:

ОЭо=Об·К-Оо, где:

ОЭо - относительная экономия материальных оборотных фондов в отчетном (анализируемом периоде);

Об, Оо - среднегодовая стоимость материальных оборотных фондов в базисном и отчетном (анализируемом) периодах;

К - индекс роста объема производства (работ, услуг) в отчетном (анализируемом) периоде по сравнению с базисным.

Относительная экономия материальных затрат в региональной предпринимательской деятельности рассчитывается как разность между объемом материальных затрат в отчетном (анализируемом) периоде по материалоемкости базисного периода и объемом материальных затрат в отчетном (анализируемом) периоде и определяется по формуле:

ОЭм=Мб·К-Мо, где:

ОЭм - относительная экономия материальных затрат;

Мб, Мо - материальные затраты на производство (работ, услуг) в базисном и отчетном периодах;

К - индекс роста объема производства (работ, услуг) в отчетном (анализируемом) периоде по сравнению с базисным.

Относительная экономия фонда оплаты труда работников, занятых предпринимательской деятельностью, определяется как разность между фондом оплаты труда в отчетном (анализируемом) периоде, исходя из удельного веса фонда оплаты труда в объеме производства базисного периода, и фондом оплаты труда в базисном периоде по формуле:

ОЭфот=ФОТб·К-ФОТо, где:

ОЭфот - относительная экономия фонда оплаты труда;

ФОТб, ФОТо - фонд оплаты труда в базисном и отчетном (анализируемом) периодах;

К - индекс роста объема производства (работ, услуг) в отчетном (анализируемом) периоде.

Относительная экономия указанных материальных и трудовых затрат определяется как за год, так и за ряд лет по отношению к предыдущему году (ценным методом).

Оценка в отчетном (анализируемом) периоде эффективности использования примененных (вложенных) в производство ресурсов - основных фондов, материальных и трудовых ресурсов, производится определением показателей прироста производства (оборота) продукции (работ, услуг) по отношению соответственно к приросту (сумме прироста) основных фондов, материальных оборотных фондов, фонда оплаты труда, материальных затрат. Расчет этого показателя позволяет выявить изменения эффективности использования примененных ресурсов по сравнению с эффективностью использования накопленных ресурсов. Показатели отчетного (анализируемого) периода сравниваются с соответствующими показателями в базисном периоде.

Социальная эффективность региональной предпринимательской деятельности может быть оценена следующей системой показателей:

сокращение в регионе уровня безработных, повышение занятости (по росту количества рабочих мест в малом предпринимательстве, по уменьшению количества безработных);

рост оплаты труда в малом предпринимательстве;

увеличение размера поступлений по единому социальному налогу и налога по доходам физических лиц;

увеличение производства социально значимой продукции и импортозамещающей;

увеличение финансирования региональных социальных программ;

развитие инфраструктуры по торговому и бытовому обслуживанию слабо социально защищенных слоев населения.

 

 

2. Социально-экономический  анализ развития малого предпринимательства  в России

2.1 Статистика развития  малого предпринимательства в  России

Информация о работе Социально- экономическое развитие малого бизнеса в России