Предпринимательские риски

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 13:57, курсовая работа

Краткое описание

Предпринимательство как естественная деятельность человека зародилось очень давно. Например, в России первые предприниматели, «зарегистрированные» историей относятся к 4- 3 тыс. до н. э., они занимались обменом продуктами, добытыми у природы. Так появилось искусство ведения деловой активности. С веками оно совершенствовалось вместе с мыслительным процессом человека (позже научно- технический прогресс) и покорением природы становилось актуальней и актуальней. И чтобы достичь существующих вершин в бизнесе, человечеству пришлось пройти через многое методом проб и ошибок. В наше время проще тем, что сейчас любой, имеющий начальный капитал и предпринимательскую цепкость может реализовать себя на этом поприще.

Содержание

Введение
1. Аналитический обзор литературы
1.1. Предпринимательские риски
1.1.1 Классификация предпринимательских рисков
1.1.2 Методологические и организационные основы управления предпринимательскими рисками
1.1.3 Оценка уровня предпринимательских рисков
1.1.4 Профилактика и страхование предпринимательских рисков
1.2 Предпринимательский успех
1.2.1 Слагаемые предпринимательского успеха
1.2.2 Коммерческая информация как товар особого вида
1.2.3 Качества предпринимателя, способствующие достижению успеха в его деятельности
1.2.4 Имидж розничного торгового предприятия: особенности формирования и восприятия
1.2.5 Исследование потребителя
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Riski.doc

— 278.50 Кб (Скачать файл)

ПЛАН

Введение

1. Аналитический  обзор литературы 

1.1. Предпринимательские риски

1.1.1 Классификация  предпринимательских рисков

1.1.2 Методологические  и организационные основы управления  предпринимательскими рисками

1.1.3 Оценка  уровня предпринимательских рисков

1.1.4 Профилактика  и страхование предпринимательских  рисков 

1.2 Предпринимательский  успех

1.2.1 Слагаемые  предпринимательского успеха

1.2.2 Коммерческая  информация как товар особого  вида

1.2.3 Качества предпринимателя,  способствующие достижению успеха в его деятельности

1.2.4 Имидж  розничного торгового предприятия:  особенности формирования и восприятия

1.2.5 Исследование потребителя

Заключение 

Литература 

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Предпринимательство как  естественная деятельность человека зародилось очень давно. Например, в России первые предприниматели, «зарегистрированные» историей относятся к 4- 3 тыс. до н. э., они занимались обменом продуктами, добытыми у природы. Так появилось искусство ведения деловой активности. С веками оно совершенствовалось вместе с мыслительным процессом человека (позже научно- технический прогресс) и покорением природы становилось актуальней и актуальней. И чтобы достичь существующих вершин в бизнесе, человечеству пришлось пройти через многое методом проб и ошибок. В наше время проще тем, что сейчас любой, имеющий начальный капитал и предпринимательскую цепкость может реализовать себя на этом поприще. А вот получится ли из этого что-нибудь - это другой вопрос, т.е. чем дороже цена ошибки или прибыли, тем выше ответственность. Начинающего предпринимателя могут ожидать любые риски, способные вывести его дело (как бы развито оно не было) из строя, например: риск случайной порчи имущества, коммерческий риск, экономический, ценовой, валютный, процентный, инфляционный, инвестиционный, налоговый, риск неплатежеспособности, риск потери финансовой устойчивости. Минимизация этих рисков, которую можно достичь эффективным управлением ими же, обеспечивает предсказуемость финансового результата деятельности торгового предприятия и стабилизирует его развитие. Чтобы этого не произошло, он должен иметь точное представление о том, с чем имеет дело. Ведь предпринимательство- это умение организовать собственный бизнес и достаточно успешно осуществлять функции, связанные с ведением собственного дела. Поэтому, чтобы добиться предпринимательских успехов, мало практического опыта, интуиции, здравого смысла, нужно обязательно иметь знания о потребительском рынке, конкуренции и т.п., обращать внимание на аудит (контроль и страхование от сбоев с выявлением тормозящих процесс звеньев) и налоговый учет, бухгалтерский учет, компьютеризацию деятельности, персонал, стратегию и т. д. Соблюдая эти правила можно достичь оптимизации товарооборота, эффективного управления активами предприятия, оптимизации соотношения капитализируемой и потребительной частей прибыли, взаимовыгодных цен (для продавца, потребителя, посредника), реально положительной амортизационной и налоговой политики. Полагаясь на приведенные выше утверждения, я посмею дать несколько советов предпринимателям, желающим добиться успеха в своем нелегком деле: любое улучшение начинается с инициативы овладевать знаниями, развивать навыки эффективного управления, избегая ошибок и, находя наилучшие пути к успеху; наибольшие результаты получаются на основе экспериментов и планирования; нужно быть способным к принятию основополагающих стратегически судьбоносных для бизнеса решений; трезво оценивать свои возможности, состояние окружающей среды, параметры настоящих и будущих потребителей и контрагентов. Нельзя не отметить, что личностный потенциал предпринимателя, в том числе его способность к разумному риску, реализуется в экономическом процессе создания предпринимательского дохода, который в свою очередь образуется благодаря использованию комбинации факторов (технологии, рабочей силы).

Видя такое  большое количество интересующих меня нюансов в этом вопросе, я решила разобраться именно в нем. К этому решению я пришла, потому что думаю в будущем связать свою жизнь с бизнесом, причем не просто бизнесом, а успешным и эффективным бизнесом и, надеюсь, моя работа мне в этом поможет. В любом случае эти знания всегда пригодятся (даже и не по работе), ведь любой современный человек обязан ориентироваться на рынке, в бизнесе, в торговле и т.п.

 

Аналитический обзор литературы

Предпринимательские риски

Хозяйственная деятельность торгового предприятия  во всех ее формах сопряжена с многочисленными рисками (степень которых усиливается с переходом к рыночной экономике), являющимися неотъемлемой частью всех аспектов предпринимательства - личностного, экономического, организационно-управленческого.

Классификация предпринимательских рисков

Не существует предпринимательского риска «вообще», он проявляется в различных видах. Чтобы раскрыть специфические свойства, потребовалось бы очень большое количество времени. Поэтому достаточно ограничиться лишь методологическими подходами к их классификации для представления системы.

Оставаясь самостоятельным  явлением, предпринимательский риск во многом определяется зависимостью от внешней среды, впитывая в себя внешние риски (политические, социологические, природно-климатические) и включая их в свою структуру. Только в этом случае рассматриваемый риск может быть фактором воспроизводства предпринимательских отношений и обеспечения устойчивого роста и развития экономики. Классифицировать риски можно по разным критериям:

•   по причинам возникновения;

•   по функциональным видам;

•   по отраслям предпринимательства;

•   по ареалу предпринимательства;

•   по масштабу предпринимательства;

•   по этапам решения проблем;

•   по длительности воздействия;

•   по длительности возможного страхования;

•   по уровню допустимости.

 

 

 

 

В каждом конкретном случае в зависимости от поставленной цели используют ту или иную классификацию. Главное при этом выдержать чистоту классификационного признака, принятого критерия. Для наглядности все виды можно представить в форме таблицы (см. таблицу 1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Классификационный признак

Вид риска

Характеристика  риска

Природа возникновения

Субъективный      (связанный       с личностью предпринимателя)

Неразвитые  способности к риску; недостаток опыта, образования, профессионализма; необоснованные амбиции; недостаточное понимание сделки и т.д. Или, наоборот, высокий уровень способностей, образования, профессионализма и т. п.

Объективный

Недостаток  информации; стихийные бедствия; неожиданные изменения: конъюнктуры рынка, условий кредитования, налогообложения, инвестирования, уровня инфляции, законодательства и т.д.

В     зависимости от   этапа решения проблем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По масштабам

На этапе  принятия решения

Ошибки применения методов  определения уровня риска из-за недостатка информации либо ее низкого качества, использование дезинформации; или, наоборот, отличное владение этими методами, задействование качественной информации, развитое чувство интуиции и т.п.

На       этапе

реализации

решения

Ошибки в реализации правильного решения, неожиданные  изменения субъективных условий

Локальный, на     уровне индивидуального производства

Риск отдельной  фирмы (компании, объединения, их структурных звеньев)

Отраслевой

Риск, связанный  со спецификой отрасли

Региональный

Охватывающий  предпринимательство на уровне территории субъектов РФ, экономических районов России

Национальный

Охватывающий  предпринимательство на уровне макроэкономики (ввиду неожиданных изменений политики, законодательстве, кредитовании, налогообложении и т.д.)

Международный (межстрановой)

Связанный с  изменениями в конъюнктуре мирового рынка, взаимоотношениями между странами, масштабными стихийными бедствиями и т.д.

По сфере  возникновения

 

 

 

 

 

 

Внешний

Неожиданные изменения в экономической политике, в макроусловиях воспроизводства; стихийные бедствия на больших территориях; валютный риск; скачки конъюнктуры на мировом рынке и т.п.

Внутренний

 

 

Риски, связанные  со специализацией предприятия: производственный, финансовый, страховой и т.п.

По возможности  страхования

Страхуемый

 

Поддающийся количественному определению и страхованию организациями, принимающими на себя риск страхователей

Нестрахуемый

 

Форс-мажорные риски, оценить уровень которых  невозможно, а также масштабные риски, когда никто не готов принять  на себя риск страхователя

По видам  предпринимательской деятельности

Инфляционный

Возможность обесценивания реальной стоимости  капитала (в форме хранимых денежных активов), а также формируемых в денежной форме отдельных финансовых фондов (амортизационный и т.д.).

Валютный

Недополучение прибыли в результате непосредственного  воздействия изменения обменного  курса иностранной валюты. Так импортируя товары, торговое предприятие проигрывает от повышения обменного курса соответствующей иностранной валюты по отношению к национальной. Снижение его же определяет финансовый проигрыш при экспорте товаров.

Процентный

Непредвиденное  изменение процентной ставки на финансовом рынке, причина которго – изменение конъюнктуры денежного рынка под воздействием государственного регулирования учетной ставки, объема предложения свободных денежных ресурсов коммерческими банками, снижение спроса хозяйствующих субъектов на эти ресурсы и т.п. Проявляется в финансовых потерях от снижения поступления денежных средств в процессе использования финансовых активов и др.случаях.

Инвестиционный

Непредвиденные  финансовые потери в процессе инвестиционной деятельности предпринимателя; различают виды: иск реального инвестирования (нарушение календарного плана, низкое качество осуществляемых работ и т. п.), риск финансового инвестирования (снижение курсовой стоимости акций и других фондовых инструментов, составляющих портфель финансовых активов; снижение ликвидности этих активов и т. п.)

Коммерческий

Определяется  недобросовестностью коммерческих партнеров (несоблюдение ими взятых на себя контрактных обязательств; невозвратом активов -авансовых платежей за товар поставщикам, депозитных вкладов коммерческими банками, товаров или денег по потребительскому кредиту и т. п.), а также их неплатежеспособностью.

Риски порчи  имущества

Потеря материальных активов (основных средств, объектов незавершенного строительства, запасов товаров, материалов, МБП и т. д.) от стихийных бедствий (наводнений, ураганов, пожаров и т. п.)

Экономические

Нарушение хода экономической деятельности, недостижение запланированных экономических показателей; генерируется ситуацией на потребительском рынке, экономическими просчетами менеджеров. Проявление: невыполнение запланированного объема реализации товаров (из-за снижения объема спроса), превышение запланированной суммы издержек обращения (из-за нерационального расходования средств на организацию торгового процесса) и т. п.

Ценовой

 

 

 

 

 

 

 

 

Повышение уровня цен закупки товаров (при неизменном уровне цен их реализации); в снижении уровня цен реализации товаров на потребительском рынке (при неизменном уровне цен их закупки); в повышении уровня цен и тарифов на услуги сторонних организаций; в росте уровня цен закупи материалов, МБП, оборудования и т. п.

Налоговый

Вероятность введения новых  налоговых платежей, возможность увеличения уровня ставок действующих налоговых платежей; изменение сроков и условий оплаты отдельных налоговых платежей и предоставления налогового кредита; вероятность отмены действующих налоговых льгот.

Риск неплатежеспособности

Причина: низкий уровень  ликвидности оборотных активов, несостыкованность сроков поступления  и расходования денежных средств при планировании их потоков, превышение плановых объемов инвестиционных операций при неизменном объеме инвестиционных ресурсов и т. п. Может вызвать банкротство предприятия.

Производственный

Возникающий с вынужденными перерывами в производстве, выходом из строя производственных фондов, потерей оборотных средств, несвоевременностью поставки оборудования, сырья и т. д.

 

Юридический

Сопряженный с низким уровнем законодательных актов и неожиданным изменением в законодательстве.

 

Прочие

Риск потери товаров в магазинах самообслуживания (хищение покупателями); риск подделки финансовых документов; эмиссионный риск и т. д.

 

Инновационный

Вытекающий  из неопределенностей в инновационной  сфере (начиная с выработки идеи, воплощения ее в продукте или технологии и кончая реализацией соответствующего продукта на рынке).

Страховой

Формирование  страхового фонда, управления последним, собственным имуществом, денежными средствами, персоналом

Риск потери финансовой устойчивости

Генерируется  несовершенной структурой капитала торгового предприятия (чрезмерной долей использования заемных средств), т.е. слишком высоким коэффициентом финансового левериджа. Формирует условия неплатежеспособности в предстоящем периоде и одновременно перекрывает доступ к кредитным ресурсам, необходимым для выхода из этого состояния.

По возможности  диверсификации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По степени  допустимости

Специфический

Присуща деятельности конкретного торгового предприятия и определяется уровнем его торгового менеджмента. Она может быть связана с несовершенным функциональным разделением труда менеджеров торгового предприятия, низкой квалификацией отдельных из них и отсутствием практического опыта; чрезмерной приверженностью владельцев и главных менеджеров к рисковым хозяйственным операциям с высокой нормой прибыли, неоптимальной структурой активов и капитала предприятия; недооценкой коммерческих партнеров и т. д.

Систематический

Возникает для  всех участников потребительского, финансового  и др.видов рынков. Связан  со сменой отдельных стадий экономического развития страны, принятием политических решений по отдельным вопросам экономики, изменениями конъюнктуры этих рынков и др. анологичными факторами, на которое торговое предприятие в процессе своей хозяйственной деятельности повлиять не может.

Недопустимый

Возмлжные потери близки к размеру собственных  средств, что чревато банкротством фирмы. Коэффициент риска равен 75-100%

Критический

Характеризуется уровнем возможных потерь расчетной  прибыли в пределах 50-70%

Повышенный

Не превышает  уровень возможных потерь расчетной  прибыли в 25-50%

Минимальный

Характеризуется уровнем возможных потерь расчетной  прибыли в пределах 0-25%


 

Разумеется, приведенная  таблица несовершенна и нуждается  в корректировке на основе глубокого изучения всех видов рисков и их систематизации.

 

 

Методологические  и организационные основы управления предпринимательскими рисками

Управление  и риск - взаимосвязанные системы  экономической системы Особенно наглядно на начальном этапе трансформации российской экономики потеря ее управляемости создала ситуацию тотального риска для предпринимательской деятельности. Восстановление макроуравневой управляемости в свой очередь требует конструктивных хозяйственных потенций риска на микроуровне.

На этом уровне лучшие шансы на успех возникают тогда, когда предприниматель обладает рисковой эвристикой, способностью принимать и реализовывать нестандартные решения, гибко менять стратегию и тактику поведения в производстве, коммерции, маркетинге, находить новые ниши на рынке, «реконструировать» информацию и т. д. Опытный предприниматель при принятии рискового решения может интуитивно пользоваться рядом подсказанных практикой подходов и приемов.

Целостной теорией  управления риском (менеджмент риска) в отечественной экономической науке пока нет. Практики же истинного предпринимательства, внутренним компонентом которого является «творческий» риск, в российской действительности недостаточно для системного научного обобщения.

Общий концептуальный подход к управлению хозяйственным риском заключается в следующем: в выявлении возможных последствий предпринимательской деятельности в рисковой ситуации; в разработке мер, недопускающих, предотвращающих или уменьшающих размер ущерба от воздействия до конца неучтенных рисковых факторов, непредвиденных обстоятельств; в реализации такой системы адаптирования предпринимательства к рискам, при помощи которой могут быть не только нейтрализованы и компенсированы негативные вероятные результаты, но и максимально использованы шансы на получение высокого предпринимательского дохода.

С этой методологической позиции представляются неприемлемо  узкими имеющиеся в специальной литературе дефиниции «управления риском», когда оно без остатка сводится «устранению» или «уменьшению» риска, к ослаблению его отрицательных влияний на результаты хозяйственной деятельности. Определение управлением предпринимательским риском должно на экономическом содержании риска и управления как экономических категорий. Исходя из всего этого появляется следующая формулировка. Управление риском - это процесс выявления уровня неопределенности (отклонений в прогнозируемом результате), принятие и реализация управленческих решений, позволяющих уменьшать или предотвращать отрицательное воздействие на процесс и результаты воспроизводства случайных факторов, одновременно обеспечивая высокий уровень предпринимательского дохода.

Управление  риском в хозяйственной деятельности включает в себя стратегию и тактику риск-менеджмента. Первая базируется на долговременных целях и оценках неопределенности хозяйственной ситуации, на эффективных методах достижения этих целей в течении продолжительного периода времени Стратегия - это наука и искусство управления хозяйственным риском, основанные на долгосрочном прогнозировании, стратегическом планировании, вы работке обоснованной концепции программы адаптированной к неопределенности системы предпринимательства, позволяющей уменьшать или не допускать неблагоприятное воздействие на результаты воспроизводства стохастических факторов и получать конечном счете высокий предпринимательский до ход. Стратегия предопределяет тактику, т. е. Совокупность методов, приемов используемых в конкретных условиях данной хозяйственной ситуации для достижения поставленных целей, не противоречащих целям долговременным.

Какие же методы используются в стратегическом риск-менеджменте? Первый метод - пресловутые устранения, предотвращения риска. Применительно к рискам, со стихийным действием природных сил (землетрясения, за сухи и т. д.) это вообще невозможно. Трудно загодя определить поведение конкурентов на рынке. Нельзя предвидеть все обстоятельства и в собственно инновационной деятельности. Можно, конечно, не принимать рисковых решений. Но в этом случае субъект хозяйствования лишает себя шанса реализоваться в качестве истинного предпринимателя и получить предпринимательский доход обрекается на застой, применение рутинных методов хозяйствования, чем повышает вероятность потери конкурентоспособности и банкротства.

Необходимо избегать катастрофических рисков. Очевидно, всеми  доступными методами нужно избегать риска нежизнеспособности инновационного проекта. Инвесторы могут принять лишь такой проект, предполагаемые доходы от которого могут закрыть затраты на его реализацию и принести прибыль не ниже уровня банковского процента. Важно также уходить от рисков незавершенного строительства, невозврата кредита и т. д.

Второй метод - уменьшение неблагоприятного влияния тех или иных факторов на результаты производства и всей предпринимательской деятельности. Он предполагает принятие всех возможных превентивных мер: повышение качества планирования, организации и управления производством; использование гибких технологий и создание системы резервных фондов, улучшение государственного регулирования предпринимательства путем создания соответствующих параметров экономической и правовой среды; выбор оптимальной товарной стратегии и стратегии поведения предпринимательских структур на рынке факторов производства; осуществление инновационного маркетинга и диверсификации производства и т. д.

Третий метод управления риском - его передача, перевод. Этот метод реализуется путем создания эффективной системы страхования всех видов риска, создание акционерных обществ, и иных аналогичных действий.

Четвертый (наиболее действенный) метод - овладение риском. Его применение необходимо и целесообразно при незначительных потерях, когда делается все возможное для предупреждения или снижения ущерба от воздействия непредвиденных обстоятельств, когда четко выявлены шансы на получение высокого предпринимательского дохода. Чтобы сознательно идти на риск, предприниматель должен опираться на знание экономических, естественных и др. законов и закономерностей, на экономическую ответственность, на должный фундамент или формации, на научно разработанную теорию принятия управленческих решений и механизма их реализации.

Одна из важных функций  риск-менеджмента - организационная. В  процессе организации управления риском выделяют два этапа: подготовительный и основной. В целом же организация управления риском представляет собою систему взаимосвязанных в единую технологию процессов управления, которую можно представить в виде схемы (см. схему 1).

На подготовительном этапе организации управления риском определяются цели этого управления. Основная цель хозяйственного риска, на который сознательно идет предприниматель, - получение добавочной прибыли.

 

Схема 1. Организация управления риском.

 


 

 

Однако для  реализации этой главной цели, необходимо сформулировать сопутствующие цели - предотвращение определенного вида риска, уменьшение опасности неблагоприятного воздействия этих видов на результаты хозяйственной деятельности, минимизация размеров ущерба от такого воздействия, быстрая ликвидация соответствующих потерь и т. д.

На описываемом  предварительном этапе организации  управления риском важнейшим моментом является его анализ. При этом определяются факторы риска в предпринимательстве. Их можно классифицировать по разным признакам:

•   по степени  влияния на предпринимательскую деятельность фирмы, зависящей от вида этой деятельности (производственная, коммерческая, инвестиционная, банковская и т. д.) и соответствующих ей рисков;

•   по степени  управляемости фирмой (фирмы управляемые, малоуправляемые, хорошо управляемые);

•   по характеру воздействия на риск;

•   по источнику  возникновения рисковых факторов (внешняя  среда, качество хозяйствования).

Представляя полезным комбинированную классификацию  факторов хозяйственного риска (см. таблицу 2)

Информация о работе Предпринимательские риски