Правовые аспекты организации и проведения приватизационных торгов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 05:54, курсовая работа

Краткое описание

Сущность торгов, отражающая их направленность в целом на получение максимальной отдачи (наиболее высокой цены) за выставляемый на торги объект, предопределяет тот факт, что проведение приватизации посредством торгов в немалой степени способствует выполнению такой важной задачи приватизации как пополнение доходной части соответствующего бюджета, что для государства имеет неоспоримую значимость.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ПОРЯДОК И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРИВАТИЗАЦИИ…..9
1.1. Понятие и порядок проведения приватизации …………………………9
1.2. Способы приватизации……………………………………………………12

ГЛАВА 2. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРИВАТИЗАЦИОННЫХ ТОРГОВ…………………………24
2.1. Торги как способ заключения договоров………………………………..24
2.2. Правовая природа информационного сообщения………………………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ………………………………………………………38

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по предпринимательскому.doc

— 190.00 Кб (Скачать файл)

Решение об условиях приватизации федерального имущества принимается  в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации федерального имущества. В решении содержатся характеристика приватизируемого имущества (наименование и иные данные, позволяющие индивидуализировать его) и способ приватизации, а также иные предусмотренные законом и необходимые для приватизации имущества сведения (нормативная цена, срок рассрочки платежа)13.

Порядок планирования и  порядок принятия решений об условиях приватизации государственного и муниципального имущества определяются соответственно органами государственной власти субъектов  Российской Федерации и органами местного самоуправления самостоятельно14.

 

1.2. Способы приватизации

 

Способы приватизации - это предусмотренные законом о приватизации действия государственных органов, направленные на возмездное отчуждение государственного и муниципального имущества в собственность граждан и юридических лиц. Приватизация государственного и муниципального имущества может осуществляться только способами, предусмотренными федеральным законом (ст.13 Закона о приватизации 2001 г.).

Законодательство о  приватизации всегда предусматривало  конкретные ее способы. По мере развития законодательства количество способов приватизации увеличивалось, а ее условия совершенствовались15.

Для приватизации государственного и муниципального имущества могут  быть использованы следующие способы:

1) преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;

2) продажа государственного  или муниципального имущества  на аукционе;

3) продажа акций открытых  акционерных обществ на специализированном  аукционе;

4) продажа государственного  или муниципального имущества  на конкурсе;

5) продажа за пределами  территории РФ находящихся в  государственной собственности  акций открытых акционерных обществ;

6) продажа акций открытых  акционерных обществ через организатора  торговли на рынке ценных бумаг;

7) продажа государственного  или муниципального имущества посредством публичного предложения;

8) продажа государственного  или муниципального имущества  без объявления цены;

9) внесение государственного  или муниципального имущества  в качестве вклада в уставные  капиталы открытых акционерных обществ;

10) продажа акций открытых  акционерных обществ по результатам  доверительного управления.

Способы приватизации расположены  в Законе в определенном порядке  исходя из степени их значимости; как  правило, переход к следующему способу  приватизации допускается, если предыдущий способ не может быть использован или не был реализован. Так, приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия может осуществляться только путем преобразования его в открытое акционерное общество, а если размер уставного капитала предприятия не превышает минимальный размер уставного капитала открытого акционерного общества, установленный законодательством РФ, то приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия осуществляется другими предусмотренными федеральным законом способами.

Преобразование государственных  и муниципальных предприятий  в акционерные общества являлось основным способом приватизации, хотя он и не был предусмотрен Законом 1991 г. Первоначально порядок преобразования был определен Указом Президента РФ от 1 июля 1992 г. N 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества»16, который предусматривал случаи обязательного и добровольного преобразования в акционерные общества государственных предприятий или их структурных подразделений.

Преобразование унитарного предприятия можно рассматривать  как разновидность реорганизации  юридического лица, в результате которой  создается открытое акционерное  общество, являющееся правопреемником этого унитарного предприятия. Обязательным условием преобразования является составление передаточного акта, порядок составления и содержание которого определяется Законом 2001 г. Акции созданного акционерного общества закрепляются в государственной собственности и, в свою очередь, могут быть приватизированы предусмотренными законом способами приватизации. Предусматриваются различные варианты участия государства в деятельности созданного акционерного общества: путем закрепления в государственной собственности 100% акций открытого акционерного общества, путем закрепления в государственной собственности иного (менее 100%) количества акций или путем использования специального права («золотой акции»). Деятельность акционерного общества, созданного в результате преобразования государственного унитарного предприятия, регулируется законодательством об акционерных обществах с ограничениями, предусмотренными законом о приватизации (ст.1 Закона об АО, гл.VII Закона о приватизации 2001 г.).17

Аукцион - способ приватизации имущества путем проведения открытых торгов, в ходе которых право приобретения имущества принадлежит покупателю, предложившему за него наиболее высокую цену. При этом от покупателей не требуется выполнения каких-либо иных условий по отношению к объекту приватизации. Аукцион, в котором принял участие только один участник, признается несостоявшимся.

По составу участников аукцион  может быть только открытым, проведение закрытых аукционов законодательством  о приватизации не допускается. По форме подачи предложений о цене (организации аукциона) также различают закрытые аукционы, на которых предложения о цене имущества подаются участниками аукциона в запечатанных конвертах (закрытая форма подачи предложений о цене), или открытые аукционы, на которых предложения о цене заявляются открыто в ходе проведения торгов (открытая форма подачи предложений о цене). Форма подачи предложений о цене государственного или муниципального имущества определяется решением об условиях приватизации.

Для участия в аукционе необходимо внести задаток в размере 20% начальной цены имущества, а также представить необходимые документы, указываемые в информационном сообщении. Уведомление о победе на аукционе выдается победителю или его полномочному представителю под расписку или высылается ему по почте заказным письмом в течение пяти дней с даты подведения итогов аукциона. Передача государственного или муниципального имущества и оформление права собственности на него осуществляются в соответствии с законодательством РФ и договором купли-продажи не позднее чем через 30 дней после дня полной оплаты имущества18.

Порядок организации  аукциона, в том числе участие  покупателей, определение победителей, проведение расчетов, регламентируется Положением об организации продажи  государственного или муниципального имущества на аукционе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12 августа 2002 г. N 585.

Разновидностью аукциона является специализированный аукцион. Специализированный аукцион - способ продажи  акций на открытых торгах, при котором все победители получают акции открытого акционерного общества по единой цене за одну акцию. Заявка на участие в специализированном аукционе оформляется посредством заполнения бланка заявки и является предложением претендента заключить договор купли-продажи акций по итогам специализированного аукциона на условиях, опубликованных в информационном сообщении о его проведении. Обязательным условием участия претендента в специализированном аукционе является поступление на указанный счет перечисленных претендентом денежных средств.

Законодательство предусматривает  проведение межрегиональных (прием  заявок осуществляется одновременно на территориях не менее чем пятнадцати субъектов РФ) и всероссийских (прием  заявок осуществляется одновременно на территориях не менее чем двадцати пяти субъектов РФ) специализированных аукционов.

Отношения, связанные  с проведением специализированного  аукциона, расчетами за приобретенные  акции и с организацией проведения всероссийских и межрегиональных  специализированных аукционов по продаже акций, находящихся в федеральной собственности, регулируются Положением об организации продажи находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе, утвержденным вышеназванным постановлением Правительства РФ.19

Публичное предложение - новый способ приватизации, предусмотренный  Законом о приватизации 2001 г. В  случае, если аукцион по продаже  государственного имущества был  признан несостоявшимся, продажа  государственного или муниципального имущества осуществляется посредством публичного предложения (ст.23 Закона о приватизации 2001 г.). Публичное предложение о продаже государственного или муниципального имущества является публичной офертой. При продаже государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения цена имущества определяется в размере 50% начальной цены несостоявшегося аукциона. Право приобретения государственного или муниципального имущества принадлежит заявителю, первым подавшему в установленный срок заявку на приобретение указанного имущества по цене первоначального предложения. Заявка удовлетворяется по цене первоначального предложения.

При отсутствии в установленный  срок заявки на покупку государственного или муниципального имущества по цене первоначального предложения осуществляется снижение цены предложения через определенные периоды.

В том случае, если продажа имущества  посредством публичного предложения  не состоялась, продажа государственного или муниципального имущества осуществляется без объявления цены (ст.24 Закона о приватизации 2001 г.). При проведении приватизации путем продажи без объявления цены претенденты направляют в запечатанном конверте свои предложения о цене государственного или муниципального имущества, которые регистрируются с указанием номера и времени подачи документов (число, месяц, часы и минуты).

В случае поступления  предложений от нескольких претендентов покупателем признается лицо, предложившее за государственное или муниципальное  имущество наибольшую цену. В случае поступления нескольких одинаковых предложений о цене государственного или муниципального имущества покупателем признается лицо, подавшее заявку ранее других лиц.20

Возложение на покупателя каких-либо дополнительных условий  и обязательств, кроме обязательства по уплате покупной цены, осуществляется при продаже объекта приватизации по конкурсу. Конкурс - способ приватизации имущества путем проведения открытых торгов, в ходе которых право приобретения имущества принадлежит покупателю, предложившему наиболее высокую цену за указанное имущество, при условии выполнения им условий конкурса. На конкурсе могут продаваться предприятие как имущественный комплекс или акции созданного при приватизации открытого акционерного общества, которые составляют более 50% уставного капитала указанного общества.

Перечень условий конкурса исчерпывающе установлен в законодательстве. Условия конкурса могут предусматривать:

сохранение определенного  числа рабочих мест;

переподготовку и (или) повышение квалификации работников;

ограничение изменения  профиля деятельности унитарного предприятия  или назначения отдельных объектов социально-культурного, коммунально-бытового или транспортного обслуживания населения либо прекращение их использования;

проведение реставрационных, ремонтных и иных работ в отношении объектов культурного наследия, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения.

То есть все условия  конкурса в Законе о приватизации 2001 г. носят так называемый социальный характер. Законы 199121 и 199722 гг. предусматривали проведение конкурса с инвестиционными условиями, победитель которого обязан был осуществить инвестиции в отношении объекта приватизации (мероприятия по его реконструкции, приобретению оборудования определенных видов, модернизации и расширению производства).

Наличие подобных социальных условий, ограничивающих права собственника, является отличительной особенностью приватизации имущества по конкурсу. Установление таких условий при  других способах приватизации не предусмотрено  законом. Соблюдение некоторых условий конкурса вызывает определенные споры в связи с отсутствием в законодательстве критериев и признаков соблюдения или несоблюдения тех или иных социальных условий. Так, например, пока нет четких критериев определения понятия «сохранение профиля», не сложилась еще и арбитражная практика, и это вызывает сложности при распоряжении имуществом, приобретенным по конкурсу.23

При проведении конкурса предложения о цене государственного или муниципального имущества подаются участниками конкурса только в запечатанных конвертах (закрытом виде). В течение десяти дней с даты подведения итогов конкурса с его победителем заключается договор купли-продажи, включающий порядок выполнения победителем условий конкурса, в том числе порядок подтверждения победителем конкурса выполнения принимаемых на себя обязательств. Передача имущества победителю конкурса и оформление права собственности на него осуществляются в порядке, установленном законодательством РФ и соответствующим договором купли-продажи, не позднее чем через 30 дней после дня полной оплаты имущества и выполнения условий конкурса. Таким образом, законодательство предусматривает особый момент перехода права собственности на имущество к победителю конкурса - полная оплата и выполнение условий конкурса. До указанного момента победитель конкурса осуществляет владение и пользование в отношении объекта приватизации с ограничениями, предусмотренными законодательством. Так, если объектом продажи на конкурсе являются акции открытого акционерного общества, победитель конкурса до перехода к нему права собственности на указанные акции не вправе самостоятельно осуществлять голосование в органах управления этого общества по указанным акциям по таким вопросам, как:

Информация о работе Правовые аспекты организации и проведения приватизационных торгов