Правовые аспекты организации и проведения приватизационных торгов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 05:54, курсовая работа

Краткое описание

Сущность торгов, отражающая их направленность в целом на получение максимальной отдачи (наиболее высокой цены) за выставляемый на торги объект, предопределяет тот факт, что проведение приватизации посредством торгов в немалой степени способствует выполнению такой важной задачи приватизации как пополнение доходной части соответствующего бюджета, что для государства имеет неоспоримую значимость.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ПОРЯДОК И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРИВАТИЗАЦИИ…..9
1.1. Понятие и порядок проведения приватизации …………………………9
1.2. Способы приватизации……………………………………………………12

ГЛАВА 2. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРИВАТИЗАЦИОННЫХ ТОРГОВ…………………………24
2.1. Торги как способ заключения договоров………………………………..24
2.2. Правовая природа информационного сообщения………………………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ………………………………………………………38

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по предпринимательскому.doc

— 190.00 Кб (Скачать файл)

внесение изменений  и дополнений в учредительные  документы открытого акционерного общества;

отчуждение, залог, сдача  в аренду, совершение иных способных  привести к отчуждению имущества  открытого акционерного общества действий, если стоимость такого имущества  превышает 5% уставного капитала открытого  акционерного общества или более чем в 50 тыс. раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда;

залог и отчуждение недвижимого  имущества открытого акционерного общества;

получение кредита в  размере более чем 5% стоимости  чистых активов открытого акционерного общества;

иным вопросам, указанным  в законе о приватизации (ст.20 Закона 2001 г.).

Голосование по указанным  вопросам победитель конкурса осуществляет в порядке, установленном соответственно Правительством РФ, органами государственной  власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

В случае неисполнения победителем  конкурса условий, а также ненадлежащего  их исполнения, договор купли-продажи  государственного или муниципального имущества расторгается по соглашению сторон или в судебном порядке с одновременным взысканием с покупателя неустойки. Указанное имущество остается соответственно в государственной или муниципальной собственности, а полномочия покупателя в отношении указанного имущества прекращаются24. Помимо неустойки с покупателя могут быть также взысканы убытки, причиненные неисполнением договора купли-продажи, в размере, не покрытом неустойкой. Ранее Закон 1997 г. предусматривал в случае невыполнения победителем условий конкурса безвозмездное отчуждение объекта приватизации в государственную (муниципальную) собственность. Но постановлением Конституционного Суда РФ от 25 июля 2001 г. N 12-П «О проверке конституционности пункта 7 статьи 21 Федерального закона «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» было разъяснено, что изъятие имущества у победителя коммерческого конкурса и его возврат публичному собственнику должен осуществляться в судебном порядке.25 В судебной практике достаточно споров о признании недействительными сделок приватизации. По мнению судов, нарушение условий, на которых объект приватизации был приобретен по конкурсу, является основанием для расторжения сделки приватизации.

Отношения, связанные  с проведением конкурса, подробно регулируются положением, которое утверждается Правительством РФ.

Внесение государственного или муниципального имущества в  качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ является особым способом приватизации (ст.25 Закона о приватизации 2001 г.). В отличие от всех остальных способов приватизации возмездность данного способа реализуется посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество. Правовой формой сделки приватизации является в данном случае договор мены, а не договор купли-продажи. Вкладом в уставный капитал акционерного общества может быть любое государственное имущество, а также исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность). Наиболее часто на практике вкладом государства в уставные капиталы акционерных обществ являются находящиеся в государственной собственности акции других акционерных обществ, созданных в результате преобразования государственных предприятий26. Таким образом государство создает вертикально-интегрированные структуры (холдинги) для управления наиболее важными отраслями промышленности (энергетика, металлургия, сырьевые отрасли: угольная, нефтяная, газовая).

Обязательным условием внесения государственного имущества  в качестве вклада в уставный капитал  акционерного общества является приобретение соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным  образованием обыкновенных акций этого акционерного общества в общем количестве не менее чем 25% плюс одна акция, если иное не установлено Президентом РФ в отношении стратегических акционерных обществ27.

Внесение государственного или муниципального имущества, а  также исключительных прав в уставные капиталы открытых акционерных обществ может осуществляться:

при учреждении открытых акционерных обществ;

в порядке оплаты размещаемых  дополнительных акций при увеличении уставных капиталов открытых акционерных  обществ.

Внесение государственного или муниципального имущества, а также исключительных прав в качестве оплаты размещаемых дополнительных акций открытого акционерного общества допускается только в отношении обыкновенных акций.

В отношении находящихся  в государственной собственности акций открытых акционерных обществ предусмотрены особые способы приватизации:

продажа за пределами  территории Российской Федерации (ст.21 Закона о приватизации 2001 г.);

продажа через организатора торговли на рынке ценных бумаг (ст.22 Закона о приватизации 2001 г.);

продажа по результатам  доверительного управления (ст.26 Закона о приватизации 2001 г.).

Все указанные способы  впервые закреплены в Законе о  приватизации 2001 г. и направлены на отчуждение акций на максимально  выгодных условиях.

Продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ, созданных на территории РФ, может быть осуществлена посредством их использования в качестве обеспечения ценных бумаг, выпускаемых иностранными эмитентами. Решение о продаже акций открытых акционерных обществ посредством их использования в качестве обеспечения ценных бумаг, выпускаемых иностранными эмитентами, принимается соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг осуществляется в соответствии с правилами, установленными организатором торговли, т.е. посредством  биржевой торговли. Для продажи акций открытых акционерных обществ через организатора торговли могут привлекаться брокеры в порядке, установленном Правительством РФ.28

Продажа акций открытого акционерного общества по результатам доверительного управления осуществляется лицу, заключившему по результатам конкурса договор доверительного управления акциями открытого акционерного общества. Указанное лицо приобретает эти акции в собственность после завершения срока доверительного управления в случае исполнения условий договора доверительного управления. При этом договор купли-продажи акций открытого акционерного общества заключается с победителем конкурса одновременно с договором доверительного управления. Неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора доверительного управления является основанием расторжения в судебном порядке договора доверительного управления и договора купли-продажи акций открытого акционерного общества. Исполнение условий договора доверительного управления подтверждается отчетом доверительного управляющего, принятым учредителем доверительного управления.

Таким образом:

1. Приватизация - это процесс  реформирования государственной  собственности путем передачи  государственного имущества в  собственность граждан и юридических  лиц (частную собственность). Сущность  приватизации заключается в изменении формы собственности и субъекта права собственности на имущество.29

3. В качестве субъектов  «приватизационных отношений» выступают,  с одной стороны, собственники  государственного и муниципального  имущества, а также уполномоченные ими лица и органы, а с другой стороны - лица, являющиеся приобретателями (покупателями) государственного и муниципального имущества.

4. Закон 2001 г. регулирует  отношения по передаче в частную  собственность имущества государственных  (муниципальных) предприятий, а также находящихся в государственной собственности акций акционерных обществ.

5. Законодательство о  приватизации предусматривает определенную  классификацию объектов приватизации  исходя из потенциальной возможности  их приватизации.

6. Приватизация государственного и муниципального имущества может осуществляться только способами, предусмотренными федеральным законом.

 

 

ГЛАВА 2.  ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И           ПРОВЕДЕНИЯ ПРИВАТИЗАЦИОННЫХ ТОРГОВ.

2.1. Торги как способ  заключения договоров

 

Федеральный закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества» (далее - Закон о приватизации) признает приоритетными такие способы  проведения приватизации, как продажа государственного или муниципального имущества на аукционе (в том числе специализированном аукционе) и на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями. Аукцион и конкурс по продаже приватизируемого имущества являются формами проведения торгов и к порядку их проведения применяются положения ГК РФ, регулирующие порядок проведения торгов.

В соответствии со ст. 447 ГК торги представляют собой один из способов заключения договоров и к ним применимы  общие положения о заключении договоров. Однако некоторые правовые аспекты заключения договоров путем проведения приватизационных торгов, касающиеся предмета проводимых торгов, правовой природы информационного сообщения, роли задатка требуют более детального исследования. 
Предмет приватизационных торгов

Предметом проводимых продавцом  государственного или муниципального имущества торгов в форме аукциона (за исключением открытого по форме  подачи предложения по цене имущества) или конкурса является право на заключение договора купли-продажи приватизируемого имущества30. Таким образом, путем проведения таких торгов заключается предварительный договор, в соответствии с которым стороны обязуются заключить в будущем договор купли-продажи приватизируемого имущества на условиях, предусмотренных предварительным договором. Данный договор содержит условия, позволяющие установить предмет, а также другие существенные условия договора. Эти условия содержатся в информационном сообщении о проведении торгов. Законодательство о приватизации устанавливает срок, в течение которого продавец и победитель торгов обязаны заключить основной договор - договор купли-продажи приватизируемого имущества. Такой вывод следует сделать из положений, регулирующих проведение данных торгов. Законодательство о приватизации, определяющее правила проведения аукциона и конкурса, содержат положения, в соответствии с которыми по результатам торгов составляется протокол об итогах торгов, который подписывается присутствующими на заседании членами комиссии. Протокол об итогах торгов утверждается продавцом и с этого момента является документом, удостоверяющим право победителя на заключение договора купли-продажи имущества при условии представления им необходимых документов. Если предметом торгов было непосредственно заключение договора купли-продажи имущества, то заключение отдельного договора между продавцом и победителем торгов не требовалось бы. Таким образом, конкурсы и аукционы по продаже объектов приватизации являются сделками, в результате которых у победителей появляется право на заключение договора купли-продажи указанных объектов, а у устроителей торгов - фондов имущества - обязанность заключить такой договор. Подобная позиция уже высказывалась в литературе: «В результате проведения торгов между победителем и организатором торгов устанавливается обязательство по заключению соответствующего договора. В рамках этого обязательства победителю торгов принадлежит право требовать заключения с ним договора».31

М.И. Брагинский делает вывод, что «извещение о проведении торгов (открытых - при отсутствии иного в законе или извещении) представляет собой оферту, из которой возникает обязанность заключить договор с любым отозвавшимся на предложение о проведении торгов, обеспеченная возможностью заявить требование о возмещении причиненных убытков».32

Таким образом, получается, что организатор заключает с каждым участником договор на проведение торгов. С данной позицией трудно согласиться. Договор представляет собой соглашение двух или нескольких лиц, направленное на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Договор является двух либо многосторонней сделкой, предполагающей возникновение прав и обязанностей, как правило, у всех сторон договора. Если предположить, что извещение организатора торгов является офертой на заключение договора, имеющим предметом проведение торгов, то, следовательно, заявка на участие в торгах, поданная потенциальным участником, является акцептом. С момента акцепта договор на проведение торгов следует считать заключенным. Мы получаем конструкцию, в которой ответственными за проведения торгов должны быть как их организатор, так и участники. Однако участник торгов не несет никаких обязательств по проведению торгов: представление требуемых документов и внесение задатка являются его правами, а не обязанностями, поскольку этими действиями он реализует свое право на участие в торгах. Претендент, подавший заявку на участие в торгах и даже внесший задаток, не может быть принужден к участию в торгах. Он вправе отказаться от участия в них в любое время до внесения на рассмотрение организатора торгов своих предложений, содержащих существенные условия договора, который предполагается заключить путем проведения торгов, он не несет никакой ответственности за отказ от участия до подведения итогов торгов, внесенный им задаток подлежит возврату.

Устроитель торгов также  вправе отказаться от их проведения, и  при этом он не несет ответственность  в виде возврата задатка в двойном  размере, как это предусмотрено  общими положениями о задатке (ст. 381 ГК). Кроме того, если считать извещение о проведении торгов офертой на заключение договора о проведении торгов, акцептом которой считается исполнение потенциальными участниками всего комплекса действий, предусмотренных в извещении (подача заявки, представление требуемых документов, внесение задатка, предложений по цене), то остается нерешенным вопрос о судьбе данного предварительного договора при выдвижении участником аукциона неоднократных (изменяющихся) предложений по цене33.

 

2.2. Правовая природа  информационного сообщения.

Информация о работе Правовые аспекты организации и проведения приватизационных торгов