Правовые аспекты организации и проведения приватизационных торгов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 05:54, курсовая работа

Краткое описание

Сущность торгов, отражающая их направленность в целом на получение максимальной отдачи (наиболее высокой цены) за выставляемый на торги объект, предопределяет тот факт, что проведение приватизации посредством торгов в немалой степени способствует выполнению такой важной задачи приватизации как пополнение доходной части соответствующего бюджета, что для государства имеет неоспоримую значимость.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ПОРЯДОК И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРИВАТИЗАЦИИ…..9
1.1. Понятие и порядок проведения приватизации …………………………9
1.2. Способы приватизации……………………………………………………12

ГЛАВА 2. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРИВАТИЗАЦИОННЫХ ТОРГОВ…………………………24
2.1. Торги как способ заключения договоров………………………………..24
2.2. Правовая природа информационного сообщения………………………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ………………………………………………………38

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по предпринимательскому.doc

— 190.00 Кб (Скачать файл)


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3    

ГЛАВА 1. ПОРЯДОК  И СПОСОБЫ  ПРОВЕДЕНИЯ ПРИВАТИЗАЦИИ…..9

1.1. Понятие и порядок проведения приватизации …………………………9

1.2. Способы приватизации……………………………………………………12

 

ГЛАВА 2.  ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ И           ПРОВЕДЕНИЯ ПРИВАТИЗАЦИОННЫХ ТОРГОВ…………………………24

   2.1. Торги как способ заключения договоров………………………………..24

   2.2. Правовая природа информационного сообщения………………………27

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ………………………………………………………38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

С начала радикальных  экономических реформ в России одной  из главных задач являлось реформирование отношений собственности с целью  получения наиболее эффективного собственника, хозяина на средства производства и  другие объекты государственной собственности, т.е. изначально целью реформы собственности являлось обеспечение базовых условий для нормального функционирования рыночной среды. Приватизация государственного и муниципального имущества должна была ликвидировать монополию государственной собственности на средства производства, создать условия для развития производства, основанного на частной собственности. Целями приватизации являлись создание эффективной, социально ориентированной рыночной экономики, повышение активности субъектов хозяйствования, развитие конкуренции между ними и, как следствие, повышение производительности труда, расширение и совершенствование производства.

Безусловно, в условиях развивающихся рыночных отношений  государство оставляет в своих  руках предприятия, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности, а также предприятия, посредством которых возможно осуществлять (помимо мер государственного регулирования) влияние на экономическое развитие страны1. Однако тщательно подготовленная, неторопливая приватизация других потенциально конкурентоспособных государственных предприятий может благотворно сказаться на экономике в целом - повысить эффективность производства, а также уменьшить нагрузку на малочисленные, зачастую непрофессиональные, управленческие кадры государства и муниципальных образований.

          Провозглашая в качестве главной цели приватизации создание благоприятной экономической среды для развития бизнеса, государство неизбежно должно было прибегнуть к рыночным инструментам достижения

данной цели, т.е. к механизмам отчуждения государственной собственности  в частную, основанным на конкурентном начале. В этой связи остается актуальным вопрос о приоритетном использовании  тех способов приватизации, которые  в максимальной степени соответствуют рыночным традициям. Наиболее полно требованиям конкурентности при приватизации отвечают те ее формы, осуществление которых связано с проведением открытых торгов.

Торги как способ заключения договора с присущей им непредвзятостью, направленностью вовне к широкому кругу лиц объективно отвечают тем отношениям, в которых одной из сторон является публичное лицо - государство. Отличительным признаком торгов является их адресованность неопределенному кругу лиц, претендующих и борющихся за заключение договора (состязательность участников). Такая конструкция оптимальна при реализации правоотношений, связанных с отчуждением государственного или муниципального имущества и в наибольшей степени обеспечивает открытость реализуемых в процессе приватизации отношений.

Сущность торгов, отражающая их направленность в целом на получение  максимальной отдачи (наиболее высокой  цены) за выставляемый на торги объект, предопределяет тот факт, что проведение приватизации посредством торгов в  немалой степени способствует выполнению такой важной задачи приватизации как пополнение доходной части соответствующего бюджета, что для государства имеет неоспоримую значимость.2

Наличие публичного элемента в правоотношениях приватизационной сферы и особый правовой статус некоторых объектов приватизации, проявляющийся как в составной сложности (имущественный комплекс унитарного предприятия), так и особом характере их предназначения (социальная значимость) обуславливает появление специфических характеристик приватизационных торгов, не свойственных аналогичной общеправовой категории. Это проявляется, прежде всего, в содержании таких способов приватизации как конкурс и специализированный аукцион. Приватизационный конкурс по своим формальным характеристикам заметно отличается от конкурса как формы торгов, предусмотренной Гражданским кодексом.

Особое место в ряду форм приватизационных торгов отведено специализированным аукционам. Данная форма торгов существенно отличается от аукциона как такового и конкурса. По механизму своего осуществления она довольно близка к аукционным торгам, проводимым на фондовых биржах, однако присутствие публичного элемента в приватизационных правоотношениях предопределяет появление особых качеств специализированного аукциона и особую, довольно подробную регламентацию процедуры проведения специализированного аукциона на законодательном уровне3.

Актуальность данной темы напрямую связана с состоянием ее научной разработанности. Исследование вопросов приватизации в целом или  отдельных ее юридических аспектов широко представлено в работах таких правоведов как B.C. Белых, В.В. Витрянский, В.П. Камышанский, СИ. Комарицкий, О.М. Крапивин, Г.Д. и др. Общетеоретическую основу работы составляют труды-ученых цивилистов в области собственности и договорного права: М.И. Брагинского, А.В. Бенедиктова, Н.Д. Егорова, О.С. Иоффе, Н.О. Нерсесова, В.А. и др.

Однако представленный в настоящее время объем специальной  литературы, посвященной изучению различных  сторон приватизации как экономического, правового и социального явления, остается недостаточным по степени отражения всей значимости изучаемого явления. Кроме того, процесс приватизации государственного и муниципального имущества продолжается, имеет большое значение и на современном этапе развития экономики. Особого внимания в этой связи требует вопрос о научном осмыслении правовых форм отчуждения государственного имущества в частную собственность физических и юридических лиц (способов приватизации). Отметим, что до настоящего времени не проводился всесторонний комплексный анализ такого способа приватизации как приватизационные торги. Вместе с тем приватизационные торги, т.е. торги, проводимые при приватизации, составляют основной способ отчуждения государственного или муниципального имущества. Очевидно, что достигнутый в настоящее время уровень исследования данной тематики не в полной мере отвечает потребностям теоретико-познавательного и практического свойства.4

Все эти обстоятельства обусловили выбор темы данной работы.

Целью исследования является анализ законодательства о приватизационных торгах как форме отчуждения государственного и муниципального имущества в частную собственность физических и юридических лиц.

В соответствии с этим ставятся задачи:

- рассмотреть ключевые  аспекты приватизационного процесса  в Российской Федерации, выявив на основании анализа основных вех приватизации в Российской Федерации особенности и признаки данного правового явления;

- проанализировать систему  действующего законодательства  Российской Федерации в сфере  приватизации, и, в первую очередь, о способах приватизации;

- дать определение  понятию «приватизационные торги», выявить его основные признаки, отражающие специфику изучаемого  правового явления;

- проанализировать процедуру  проведения приватизационных торгов  в сопоставлении с процедурой торгов, проводимых в соответствии с гражданско-правовыми нормами о торгах как форме заключения договора, выявив их сходство и отличия;

- раскрыть основные  характеристики различных форм  приватизационных торгов (аукциона, специализированного аукциона, конкурса) и показать их особенности как сущностного, так и процедурного плана;

- рассмотреть особенности  договоров купли-продажи имущества,  заключаемых посредством проведения  приватизационных торгов, а также  порядок и последствия признания  недействительными торгов и на их основе сделок приватизации.

          Поставленные цель и задачи предопределили структуру работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

          Во введении обосновывается актуальность и значимость темы, сформулированы цель и задачи работы, указаны исследованные источники.

          В первой главе рассматривается порядок и способы проведения приватизации.

          Во второй главе рассматриваются аспекты организации и проведения приватизационных торгов.

          В заключении сформулированы выводы в соответствии с поставленными к работе задачами.

          В конце работы приводится список  источников, который состоит из двух частей: нормативно-правовые документы и литература.

Объектом исследования являются приватизационные торги как способ приватизации. При этом ставится задача не только отразить сущность приватизационных торгов, обозначенную в нормативных правовых актах, но и показать значение данной юридической конструкции в плане применения ее на практике. В связи с этим в работе приводится анализ практики проведения приватизационных торгов в отношении отдельных объектов приватизации, последствия их проведения, а также рассматривается судебная практика по отдельным аспектам проведения приватизационных торгов.

          Нормативную базу исследования составили:

  1. Конституция Российской Федерации5
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая) 6
  3. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»7
  4. Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 г. N 584 «Об утверждении Положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества»8
  5. Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. N 810 «О внесении изменений в Положение об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе»9
  6. И иные нормативно-правовые акты

 

ГЛАВА 1. ПОРЯДОК И СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРИВАТИЗАЦИИ

 

    1. Понятие и порядок проведения приватизации

 

Приватизация - это процесс реформирования государственной собственности путем передачи государственного имущества в собственность граждан и юридических лиц (частную собственность). Сущность приватизации заключается в изменении формы собственности и субъекта права собственности на имущество.10

 От приватизации  следует отличать иные отношения,  возникающие при отчуждении в  частную собственность государственного  и муниципального имущества. Не  является приватизацией государственного  имущества и регулируется иным  федеральным законодательством передача имущества на основании судебного решения, а также при распоряжении государственными и муниципальными унитарными предприятиями закрепленным за ними государственным имуществом.

Порядок приватизации - предусмотренный  законодательством процесс принятия решения о приватизации государственного или муниципального имущества. С.И. Комарицкий понимает под порядком приватизации решение двуединой задачи: выбор имущества, подлежащего продаже, и определение организационной схемы, по которой конкретное имущество переходит в собственность физических и юридических лиц.11

Действующий федеральный  закон, регулирующий порядок приватизации федерального имущества, предусматривает  следующие этапы приватизации:

разработка прогнозного  плана (программы) приватизации федерального имущества,

принятие решения о  приватизации имущества,

приватизация государственного имущества предусмотренным законом  способом.

Порядок разработки прогнозного  плана (программы) приватизации федерального имущества определяется Правительством РФ. При разработке плана учитываются предложения федеральных органов исполнительной власти о приватизации находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий, а также находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, осуществляющих деятельность в определенной отрасли экономики, и иного федерального имущества12. Законодательство предоставляет иным юридическим и физическим лицам право направлять свои предложения и мнения о приватизации федерального имущества, но не придает направлению подобных предложений значимых правовых последствий, в отличие от ранее действовавшего законодательства, уделявшего большое внимание инициативе покупателей государственного имущества. Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества утверждается Правительством РФ ежегодно на очередной финансовый год.

Информация о работе Правовые аспекты организации и проведения приватизационных торгов