Понятие, значение и нормативно-правовая основа ФПГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 13:28, курсовая работа

Краткое описание

Процесс структурной перестройки отечественной экономики, широкомасштабная приватизация государственных предприятий порождают такие новые для нашей экономики хозяйствующие субъекты, как холдинговые компании (холдинги) и финансово-промышленные группы (ФПГ).

Содержание

Введение
1. Понятие, значение и нормативно-правовая основа ФПГ
2. Создание и ликвидация финансово-промышленных групп
3. Управление деятельностью ФПГ
4. ФПГ и государство
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.doc

— 168.50 Кб (Скачать файл)

Участники финансово-промышленной группы, занятые в сфере производства товаров, услуг, могут быть признаны консолидированной группой налогоплательщиков; они также могут вести сводные (консолидированные) учет, отчетность и баланс финансово-промышленной группы; по обязательствам центральной компании, возникшим в результате участия в деятельности финансово-промышленной группой. Её участники несут солидарную ответственность.

Финансово-промышленная группа вправе рассчитывать на государственную  поддержку их деятельности по решению  Правительства РФ, и именно на:

а) зачет задолженности  участника Финансово-Промышленная Группа. акции которого реализуются  на инвестиционных конкурсах (торгах), в объем предусмотренных условиями инвестиционных конкурсов (торгов) инвестиций для покупателя - центральной компании той же Финансово-Промышленная Группа;

б) предоставление участникам Финансово-Промышленная Группа права  самостоятельно определять сроки амортизации оборудования и накопления амортизационных отчислений с направлением полученных средств на деятельность финансово-промышленной группы;

в) передачу в доверительное  управление центральной компании ФПГ  временно закрепленных за государством пакетов акций участников этой финансово-промышленная группы:

г) предоставление гарантий для привлечения различного рода инвестиций;

д) предоставление инвестиционных кредитов и иной финансовой поддержки  для реализации проектов финансово-промышленная группы.

Органы государственной  власти субъектов РФ вправе в пределах своей компетенции предоставлять  дополнительные льготы и гарантии финансово-промышленной группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. ФПГ и государство

Государство играет все  возрастающую роль в отношении финансово-промышленных групп. Различные государственные органы сопровождают и плотно опекают весь процесс создания групп, а исходящее от государства законодательство обстоятельно регулирует многие стороны их деятельности. Но управляющее воздействие государства на финансово-промышленные группы не сводится только к этому, интересы государства здесь значительно весомее.

Финансово-промышленные группы оказались, пожалуй, в числе  первых, к которым государство  применило метод программного управления. Необходимость реализации программного подхода к созданию финансово-промышленных групп обусловливается высокой значимостью и приоритетностью проблемы институциональных и структурных преобразований в экономике на основе интеграции финансового и промышленного капиталов, развития отношений по управлению собственностью, а также масштабами и сложностью деятельности по созданию саморазвивающихся организационно-экономических структур рыночного типа, ориентированных на обновление научно-технического и экспортного потенциалов промышленности Российской Федерации и совместную деятельность предприятий различных форм собственности.

Правительство РФ 16 января 1995 г. приняло постановление № 48, которым утвердило Программу  содействия формированию финансово-промышленных групп*7. Основные задачи Программы — определить главные целевые ориентиры в деятельности органов федерального, отраслевого и территориального управления по формированию финансово-промышленных групп; обеспечить эффективную координацию и организационно-методическое единство в практической работе инициаторов создания финансово-промышленных групп на всех уровнях управления; содействовать организации сети финансово-промышленных групп в приоритетных направлениях развития промышленности и в регионах; содействовать применению оптимальных организационных форм взаимодействия предприятий (организаций) различных форм собственности в рамках создаваемых финансово-промышленных групп; обеспечить условия эффективного взаимодействия финансово-промышленных групп с предприятиями (организациями) малого и среднего бизнеса; осуществить реализацию системы мер стимулирования финансово-промышленных групп в финансово-инвестиционной сфере; создать необходимые организационно-экономические условия для привлечения отечественного коммерческого, а также иностранного капитала в промышленность; создать систему комплексного обеспечения эффективного функционирования финансово-промышленных групп как базисного элемента экономики.

Существенное значение для плодотворной работы финансово-промышленных групп имеет система льгот и иных мер поддержки, предоставляемых им государством. Согласно ст. 15 Федерального закона о финансово-промышленных группах мерами государственной поддержки их деятельности, устанавливаемыми по решению Правительства РФ, являются: зачет задолженности участника финансово-промышленной группы, акции которого реализуются на инвестиционных конкурсах (торгах), в объем предусмотренных условиями инвестиционных конкурсов (торгов) инвестиций для покупателя — центральной компании той же финансово-промышленной группы; предоставление участникам финансово-промышленной группы права самостоятельно определять сроки амортизации оборудования и накопления амортизационных отчислений с направлением полученных средств на деятельность данной группы; передача в доверительное управление центральной компании финансово-промышленной группы временно закрепленных за государством пакетов акций участников этой финансово-промышленной группы; предоставление государственных гарантий для привлечения различного рода инвестиций; предоставление инвестиционных кредитов и иной финансовой поддержки для реализации проектов финансово-промышленной группы.

Приведенный перечень является исчерпывающим, что сужает возможности  Правительства РФ проявлять инициативу по оказанию своевременной и действенной  помощи нуждающимся в ней финансово-промышленным группам. Подобное ограничение федерального Правительства тем более сомнительно, что органам государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции дано право предоставлять дополнительные льготы и гарантии финансово-промышленным группам.

К субъектам государственной  поддержки финансово-промышленных групп Федеральный закон отнес  также Центральный банк России. Он может предоставлять банкам —  участникам финансово-промышленной группы, осуществляющим в ней инвестиционную деятельность, льготы, предусматривающие снижение норм обязательного резервирования, изменение других нормативов в целях повышения их инвестиционной активности.

В соответствии с Федеральным  законом "О финансово-промышленных группах" Президент РФ 1 апреля 1996 г. издал Указ № 443 "О мерах по стимулированию создания и деятельности финансово-промышленных групп". В целях стабилизации экономики и обеспечения роста промышленного производства, стимулирования создания и деятельности финансово-промышленных групп Указ развил линию на оказание помощи этим группам. Указом, в частности, предложено: предусматривать в проектах федеральных бюджетов, начиная с 1997 г., средства на финансирование государственной поддержки финансово-промышленных групп в соответствии с ежегодно заявляемыми приоритетами в промышленной и социальной политике; оказывать поддержку финансово-промышленным группам, участвующим в реализации федеральных целевых программ; принимать меры по концентрации собственности в центральных компаниях финансово-промышленных групп, в том числе обеспечивать при необходимости передачу в установленном порядке в доверительное управление центральных компаний закрепленных в федеральной собственности пакетов акций участников финансово-промышленных групп; предоставлять право государственным унитарным предприятиям — участникам финансово-промышленных групп — вносить в качестве вклада в уставный капитал центральных компаний недвижимое имущество, находящееся в их хозяйственном ведении и являющееся федеральной собственностью, сдавать центральным компаниям указанное имущество в аренду и отдавать в залог.

Порядок предоставления мер поддержки разрабатывает  Правительство РФ в соответствии с приоритетами в промышленной и  социальной политике, заявляемыми им ежегодно одновременно с представлением проекта федерального бюджета на соответствующий год. Оно же отчитывается о результатах применения этих мер при отчете об исполнении федерального бюджета. Участникам межгосударственной финансово-промышленной группы в порядке и на условиях, установленных Правительством РФ, могут предоставляться таможенные тарифные льготы, предусмотренные Законом РФ "О таможенном тарифе"от 21 мая 1993 г., по товарам, перемещаемым через границу в рамках деятельности этой финансово-промышленной группы.

В практике разработки и  применения законодательства возник вопрос: предоставлять льготы и преимущества каждой отдельно взятой финансово-промышленной группе, установить их одинаковыми  для всех групп или идти по пути сочетания того и другого? В частности, внесена рекомендация свести все действующие и вновь образуемые группы в четыре блока в зависимости от задач, решаемых при их создании (восстановление прежних и налаживание новых хозяйственных связей, привлечение инвестиционных ресурсов и т.п.). В отношении каждого из блоков предложен свой набор льгот и преимуществ. 

Влияние государства  на финансово-промышленные группы не сводится только к регулированию и поддержке  их деятельности, а органично включает и государственный контроль. Контроль выражается, с одной стороны, в подотчетности финансово-промышленных групп государству, проведении по инициативе компетентных государственных органов проверок их деятельности, направлении им запросов и, с другой стороны, в юридико-властном реагировании на результаты рассмотрения отчетов, проверок, ответов на запросы.

На практике контрольно-властные отношения государства с финансово-промышленными  группами строятся следующим образом. Не позднее 90 дней после окончания  финансового года центральная компания финансово-промышленной группы представляет всем ее участникам и полномочному государственному органу отчет о деятельности финансово-промышленной группы по форме, устанавливаемой Правительством РФ, а также публикует указанный отчет. Отчет составляется по результатам проверки деятельности финансово-промышленной группы независимым аудитором. Аудиторская проверка проводится за счет средств центральной компании финансово-промышленной группы.

Полномочный государственный  орган вправе не чаще чем один раз  в год потребовать текущий  отчет о деятельности финансово-промышленной группы и назначить ее аудиторскую проверку. Проверка, осуществляемая по инициативе полномочного государственного органа, проводится за его счет. Участники финансово-промышленной группы обязаны предоставить полномочному государственному органу по его запросу любую информацию по отдельным вопросам ее текущей деятельности.

По итогам годового или  текущего отчета финансово-промышленной группы полномочный государственный  орган обязан принять меры в случаях  выявления недостоверной информации в представленных документах, уклонения от представления необходимых документов, обнаружения в деятельности финансово-промышленной группы несоответствия договору о ее создании и организационному проекту, несоответствия деятельности центральной компании финансово-промышленной группы ее уставу, злоупотребления предоставленными правами и мерами поддержки, нарушения законодательства РФ, законодательства субъекта РФ. В зависимости от характера и степени нарушения полномочный государственный орган может предложить участникам финансово-промышленной группы устранить выявленные недостатки и установить сроки их устранения; обратиться в Правительство РФ, соответствующий орган субъекта РФ с предложением о лишении финансово-промышленной группы всех или части предоставленных ими прав или мер поддержки; принять меры к привлечению к ответственности, установленной законодательством РФ, лиц виновных в его нарушении; обратиться в Правительство РФ с предложением о прекращении действия свидетельства о регистрации финансово-промышленной группы.

О каждом из перечисленных  действий полномочный государственный  орган информирует Правительство  РФ. По обращению полномочного государственного органа Правительством РФ, органом  государственной власти субъекта РФ принимается соответствующее решение.

 

 

 

 

 

 

Заключение

На  основе  всего  вышеизложенного  можно  заключить,  что  ФПГ   -   бурно

развивающаяся форма  взаимодействия  финансовых  и  промышленных структур, позволяющая  финансовым   учреждениям   наиболее   эффективно   не   только распределять  свои  ресурсы,  но   и   некоторым   образом   управлять   их использованием   заемщиком.  С другой  стороны,  промышленные   структуры получают надежного и постоянного контрагента,  осуществляющего гибкое  и всестороннее финансирование и финансовое обслуживание его нужд.  Российское законодательство уже  довольно  четко  определило  механизм  и правила функционирования  ФПГ.  Единственным  крупным  недостатком  данного нормативного участка является запрещение банкам  участвовать  более чем в одной ФПГ. Данный вопрос спорен, но  большинство экономистов не  видят в участии банка в нескольких ФПГ ничего дурного Укрупнение   производственных   комплексов,   все   большая   необходимость использования эффекта   экономии   масштаба   заставляют   консолидировать производственные и финансовые ресурсы в руках единой организации. Но нельзя забывать  о  горьком  опыте  международных  финансово-промышленных   групп, которые в течение  последнего  десятилетия  были  вынуждены  отказаться  от дальнейшей форсированной экспансии и централизации.  Им  пришлось  заняться перестройкой как общей организационной структуры, так  и  обратить  большее внимание на финансовые и маркетинговые  аспекты  менеджмента.  Многие  мега корпорации сейчас следуют  общей  тенденции,  давая  дочерним  предприятиям большую свободу деятельности, наделяя их отдельными бюджетами и т.д.

Итак, объединение и  укрупнение - это хорошо, но во всем надо знать меру.

Однако, несмотря на полезность  и  необходимость  для  нашей  экономики как холдингов, так и ФПГ, они относятся к монопольным структурам.  И при их создании   необходимо   устанавливать   их   соответствие   антимонопольному законодательству, и в частности Государственной программе демонополизации экономики  и  развития  конкуренции  на  рынках  Российской   Федерации.   В соответствии  с  данной  программой  именно   вся   группа   предприятий   и организаций,  входящих  в  ФПГ,  рассматривается  как  единый  хозяйствующий субъект.

Информация о работе Понятие, значение и нормативно-правовая основа ФПГ