Понятия и виды нормативно правовых актов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 16:40, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. В любом современном государстве источники права упорядочены, но вместе с тем они вряд ли составляют строгую систему, особенно акты подзаконного правотворчества, правовые обычаи и прецеденты. Скорее всего, это совокупность нормативных и иных юридических актов, устанавливающих определённый правовой режим.
Сложностью применения нормативных правовых актов обусловленной множеством документов по одному и тому же вопросу принятым различными органами в разное время.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...........................................................................................................3
Глава I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ…..………………………………………………………………………..5
1.1 Понятие и виды форм (источников права)………………………...5
1.2 Понятие и виды нормативно-правовых актов…………………….9
Глава II. ПРЕДЕЛЫ ДЕЙСТВИЯ НОРМАТИВНЫХ АТКОВ……………….18
Глава III. 3.СИСТЕМАТИЗАЦИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ..22



ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……..........................................26

Вложенные файлы: 1 файл

Понятие и виды нормативно-правовых актов (2).doc

— 125.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ...........................................................................................................3

Глава I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ…..………………………………………………………………………..5

             1.1 Понятие и виды форм (источников права)………………………...5

             1.2 Понятие и  виды нормативно-правовых  актов…………………….9

Глава II. ПРЕДЕЛЫ ДЕЙСТВИЯ НОРМАТИВНЫХ АТКОВ……………….18

Глава III. 3.СИСТЕМАТИЗАЦИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ..22

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................24

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……..........................................26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  темы. В любом современном государстве источники  права  упорядочены,  но    вместе с тем они вряд ли  составляют  строгую  систему,  особенно  акты    подзаконного  правотворчества,  правовые  обычаи  и прецеденты.  Скорее    всего,  это совокупность  нормативных   и   иных   юридических   актов,    устанавливающих определённый правовой режим.

Сложностью  применения  нормативных  правовых  актов   обусловленной множеством документов по одному и тому же вопросу принятым различными  органами в разное время.

Нормативные правовые акты являются наиболее изученной в отечественном правоведении формой права. Исследованию подвергалась природа нормативных правовых актов, их признаки и свойства, способствующие их выделению из системы форм права.

Важнейшее условие эффективного существования нормативных правовых актов в их иерархичности, системности. Эти свойства изучались и в советском, и в современном российском правоведении. Благодаря усилиям ученых разработана теория указного права, выявлена закономерность, согласно  которой указы стремятся регулировать отношения и решать вопросы, не отнесенные к их компетенции, подменять не только постановления, но и законы.

Отдельные виды законов  пока не становились предметом исследования, так, например, законы Российской Федерации  – практически не разработанное  явление. Кодексы, хотя и являются важнейшим элементом законодательства, чаще рассматриваются в связи с систематизацией, точнее, как ее результат. Подзаконные акты, а именно их система, пока изучены не достаточно; имеются лишь отдельные работы. Это в известной степени объясняется их изменчивостью, ускользающей природой, склонностью подменять наименования и содержание.

Определения нормативного правового акта за прошедшие последние  сто лет не претерпели принципиальных изменений. Типичным является следующее  определение: нормативный правовой акт – это письменный документ, принятый управомоченным субъектом права (государственным органом, органом местного самоуправления, институтами прямой демократии), имеющий официальный характер и обязательную силу, выражающий властные веления и направленный на регулирование общественных отношений.

Основное свойство, через  которое описывается данная форма  права, – нормативность. Подчеркивается его исключительная, практически  неоспоримая легитимность, и защита со стороны государства.

Цель работы - является  изучение наиболее  значимых  вопросов,  связанных  с  таким  правовым   явлением, как «нормативный правовой акт».

Исходя из цели, в работе необходимо решить ряд задач, решение которых позволит показать  многогранность  и  сложность  изучаемого вопроса: 
    -   изучить и дать общую характеристику понятия и видов нормативно правовых актов, выявить определенные, присущие только им свойства и признаки; изучить  вопрос применения нормативного правового акта в правовой системе;

  -   рассмотреть пределы действия нормативных актов;

  - провести анализ  систематизации нормативно-правовых актов в Российской Федерации.

 

  

 

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АТОВ

1.1 Понятие и виды форм (источников права)

 

Понятие «источник права» существует много веков. Столетиями его толкуют и применяют правоведы всех cстран. Если исходить из общераспространенного значения термина «источник», то в сфере права под ним нужно понимать силу, создающую право.

Такой силой прежде всего  является власть государства, которая реагирует на потребности общества, развитие общественных отношений и принимает соответствующие правовые решения.

Наряду с этим источником права следует также признать форму выражения государственной  воли, форму, в которой содержится правовое решение государства. С помощью формы право обретает свои неотъемлемые черты и признаки: общеобязательность, общеизвестность и т. д. Это понятие источника имеет значение емкости, в которую заключены юридические нормы.

Обычно в теории называют четыре вида источников права: нормативный акт, судебный прецедент, санкционированный обычай и договор. В отдельные исторические периоды источниками права признавали правосознание, правовую идеологию, а также деятельность юристов.

Наиболее древней формой права является правовой обычай, т. е. правило, которое вошло в привычку народа и соблюдение которого обеспечивается государственным принуждением. Правовой обычай признается источником права тогда, когда он закрепляет уже давно сложившиеся отношения, одобряемые населением1.

______________________________________________

1 См.: Мелехин, А.В.Теория государства и права: Учебник/Спб., -2009,- 625с.  

 

 

В рабовладельческих  и феодальных обществах обычаи санкционировались  решениями суда по поводу отдельных  фактов. Сейчас встречается и другой способ санкционирования государством обычаев — отсылка к ним в тексте законов.

Сущность судебного прецедента заключается в придании нормативного характера решению суда по конкретному делу. Обязательным для судов является не все решение или приговор, а только «сердцевина» дела, суть правовой позиции судьи, на основе которой выносится решение. Это, как называют специалисты по англосаксонской правовой системе, «ratio dcidendi». Из прецедента постепенно могут складываться и нормы законов.

В недавнем прошлом в  советской правовой науке прецедент  как источник права оценивался только отрицательно, однако в последнее  время тон критических высказываний несколько смягчился. Более того, уже встречаются предложения  о необходимости приравнять судебную доктрину к источникам права.

Думается, что предлагаемое возможно, но для этого необходимы независимый суд и соответствующая  правовая подготовка судей, а также  формирование их правосознания в  том направлении, при котором  станет возможным их правотворчество1.

Нормативный акт — доминирующий источник права во всех правовых системах мира. Он имеет ряд неоспоримых преимуществ.

1. Нормативный акт  может быть издан оперативно, в любой своей части изменен,  что позволяет относительно быстро  реагировать на социальные процессы.

2. Нормативные акты, как  правило, определенным образом  систематизированы, что позволяет  легко осуществлять поиск нужного 

 

________________________________

1 См.: Харламов, В.Ф. Теория происхждения государтсва/ Адвокат. - 2011, -№3, - 26с.

 

 

документа для применения или реализации.

3. Нормативные акты  позволяют точно фиксировать  содержание правовых норм, что  помогает проводить единую политику, не допускать произвольного толкования  и применения норм.

4. Нормативные акты  поддерживаются государством, им охраняются. В случае нарушения положений нормативных актов нарушители преследуются и наказываются на основании закона.

Все источники права  могут быть классифицированы на две  группы: нормативно-правовые акты (законы, указы, постановления, инструкции, договоры) и иные источники права ненормативного характера (правовые обычаи, судебные прецеденты и решения) 1.

В данном случае нормативность  выступает критерием разграничения  юридических актов и означает лишь то, что юридические документы  содержат нормы права, общие правила поведения, установленные государством. Нормативно-правовые акты:

а) дифференцированы, поскольку  механизм государства имеет разветвленную  структуру органов с определенными  правотворческими полномочиями и значительным объемом иных функций, которые реализуются с помощью издания юридических актов;

б) иерархизированы (при  ведущей роли конституции государства), ибо эта система строится на основе разновеликой юридической силы актов, в результате чего нижестоящие источники  права находятся в зависимом положении по отношению к вышестоящим и не могут им противоречить;

в) конкретизированы по предмету регулирования, субъектам исполнения и реализации права, указания на которых  содержатся в 

 

________________________________

1 См.: Цыганов,  В.И. Общая теория права/Учебник. - 2008, - 2-е изд., - 384с.

источниках,

Как видно из изложенного, в любом современном государстве  источники права (и прежде всего  законы, статуты парламента) упорядочены, но вместе с тем они вряд ли составляют строгую систему, особенно акты подзаконного правотворчества, правовые обычаи и прецеденты.

Скорее всего, это совокупность нормативных и иных юридических  актов, устанавливающих определенный, правовой режим.

Итак, нормативный акт  — это официальный документ, созданный  компетентными органами государства и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения) 1.

 

 

 

________________________________________

1 См.: Доржиев, Ж.Б. Теория государства и права.Учебно-метод. Пособие/ М., -ВСГТУ, - 2009, - 345с. 

1. 2 Понятие и виды нормативно-правовых актов

 

В Российском государстве, в сущности, единственным источником права является нормативно-правовой акт. Судебного прецедента нет (но роль юридической практики велика), обычая тоже нет, хотя исключения имеются. В  самом общем виде иерархическую систему нормативно-правовых актов России можно представить следующим образом:

1) Конституция (Основной  закон);

2) федеральные законы;

3) указы Президента;

4) постановления Правительства; 

5) нормативные акты  министерств и ведомств.

Особую группу образуют:

а) международные договоры России;

б) нормативные акты органов  государственной власти субъектов  Федерации.

Рассмотрим эти виды нормативно-правовых актов подробнее.

Конституция (Основной закон) Российской Федерации является основой всего законодательства России1. Верховенство ее в системе нормативных актов Российского государства определяется следующим:

1) Конституция принята  на референдуме в результате  свободного волеизъявления всего  народа;

2) Конституция устанавливает  основные начала, принципы, нормы общественного и государственного строя;

3) Конституция содержит  перечень основных прав человека  и фиксирует структуру и компетенцию  высших органов государственной 

 

_________________________________

1 См.: Шипакин, И.С. Теория государства и права.Учебное пособие/ М.- 2010. -55с.

 

власти и управления;

4) Конституция принимается,  изменяется в результате соблюдения  усложненной процедуры правотворчества.

Текст Конституции РФ состоит из 137 статей, содержит нормы, относящиеся к различным отраслям права. Для настоящего раздела имеют значение нормы Основного закона, определяющие компетенцию высших органов государства по изданию нормативно-правовых актов определенного вида (ст. 90,105,106 и др.), порядок принятия и вступления в действие федеральных законов (ст. 104—108), и некоторые другие.

Федеральные законы принимаются в Российской Федерации Государственной Думой, после чего передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. Роль Президента РФ в деле принятия законов (наряду с правом законодательной инициативы) заключается в его подписании в течение четырнадцати дней и обнародовании.

Особая группа федеральных  законов — конституционные законы, которые принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ и отличаются особым порядком принятия — требуется 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и 2/3 голосов от общего числа членов Думы. В отличие от этого, например, такой важный закон, как Гражданский кодекс РФ, принимался простым большинством голосов.

Закон от 14 июня 1994 г. признает датой принятия федерального закона день, когда он был утвержден Государственной Думой в окончательной редакции, а федерального конституционного закона — день его одобрения палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией РФ. Федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом РФ.

Информация о работе Понятия и виды нормативно правовых актов