Поддержка предпринимательства как составляющая региональной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 20:52, реферат

Краткое описание

Целью контрольно работы является изучение поддержки предпринимательства как составляющей региональной политики.
В соответствии с этой целью поставлены и реализованы следующие задачи:
Рассмотреть сущность малого предпринимательства
Определить этапы развитие малого бизнеса в России
Выявить роль малого предпринимательства в экономике
Анализировать состояние и проблемы малого и среднего предпринимательства в Нижегородской области
Определить приоритеты развития МСП в Нижегородской области

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы предпринимательства в России 4
1.1. Сущность малого предпринимательства 4
1.2. Этапы развитие малого бизнеса в России 3
1.3. Роль малого предпринимательства в экономике 7
Глава 2. Оценка регионально политики поддержки малого и среднего предпринимательства 11
2.1. Характеристика Приволжского федерального округа 11
2.2. Состояние и проблемы малого и среднего предпринимательства в Нижегородской области 12
2.3. Приоритеты развития МСП в Нижегородской области 16
Заключение 22
Список использованной литературы 24

Вложенные файлы: 1 файл

Поддержка предпринимательства как составляющая региональной политики..doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)

4. Неустойчивость малого бизнеса.

Из предыдущей особенности вытекает следующая: нестабильность малого бизнеса в результате нехватки финансирования, жесткой конкурентной борьбы и части внешних факторов (инфляции, энергетического кризиса и т.д.). Почти каждый четвертый представитель малого бизнеса в России становится в итоге банкротом, или, по крайней мере, сворачивает свою деятельность.

Выясним основные характеристики малого бизнеса в России:

  • Гибкость малого бизнеса.
  • Малые предприятия в силу своей мобильности быстрее реагируют на всевозможные изменения на рынке, что дает им некоторые преимущества перед крупным бизнесом. Малый бизнес быстрее адаптируется, перестраивается, что наглядно и доказала история развития малого бизнеса. В период реформ 92-93 гг. именно малый бизнес поддержал российскую экономику на трудном этапе экономического развала и политической нестабильности.
  • Экономичность малого бизнеса.

Начать малый бизнес сравнительно проще, чем основать крупную фирму. Помещения, офис, автотранспорт можно арендовать, не нужно капитальное строительство, большие территории, помещения. Оборачиваемость средств малого бизнес выше, средний уровень заработной платы работникам малого бизнеса ниже. Т.е. меньше расходов на организацию бизнеса.

  • Узкая специализация малого бизнеса.

Именно узкая специализация  малого бизнеса способствует в полной мере наилучшему удовлетворению потребительского спроса. Малый бизнес имеет наиболее детальное представление о конъюнктуре рынка и обеспечивает более индивидуальный подход к клиенту по сравнению с более крупным бизнесом, который направлен на удовлетворение спроса широких слоев населения.

  • Развитие регионального рынка.

Малый бизнес играет важную роль в развитии именно регионального рынка, формируя местную инфраструктуру. Таким образом, снижаются и транспортные расходы на межрегиональные перевозки и увеличивается доля валового продукта региона. Не секрет, что наблюдается большой отток рабочей силы из регионов в центр страны. В результате нарушается дисбаланс и происходит дифференциация производства. Создание больших производственных центров сопровождается с разрушением региональных центров потребления. Развитие малого бизнеса формирует именно экономику региона, уменьшая отток рабочей силы.

1.3. Роль малого предпринимательства в экономике

 

Роль малого бизнеса в рыночной экономике велика. Без него рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться  не в состоянии. Становление и  развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях нормального функционирования рыночного механизма. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70 % ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.

Роль малого бизнеса в России нельзя оценивать традиционным образом, как это делается в стационарной экономике, например, только по количественным показателям; такая оценка будет поверхностной. Малый бизнес характеризует малое предпринимательство как особый сектор общественного производства, удельный вес которого весьма незначителен.

Роль и значение малого предпринимательства  с методической точки зрения, на взгляд авторов, необходимо рассматривать  с нескольких позиций: экономической, социальной, политической.

Социальная роль:

Социальная значимость малого бизнеса  определяется массовостью группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наёмных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка.

Развитие малого предпринимательства  способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества.

Также следует отметить, что  занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности. Объективно неизбежная реструктуризация экономики вынуждает все большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательской деятельностью.

Сектор малого предпринимательства  способен создавать новые рабочие места, а, следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране. Массовое развитие малых предприятий способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной альтернативой социальному иждивенчеству.

Политическая роль:

Политическое влияние малого бизнеса  в различных странах достаточно велико, поскольку эта социальная группа давно стала основой сформировавшегося среднего класса, наиболее представительного по своей численности и являющегося выразителем политических предпочтений значительной части населения.

В условиях устойчивого социально-экономического и политического развития общества мелкие предприниматели отличаются наибольшей приверженностью принципам демократии, политической стабильности и экономической свободы. Слой мелких собственников проявляет наибольшую активность, и даже агрессивность при возникновении угрозы в отношении собственности, так как в отличие от крупных и средних собственников для владельцев малых предприятий их собственность зачастую является единственным средством к существованию и важнейшим способом самовыражения. Средний класс либо сам формирует свои политические движения, либо становится объектом борьбы различных политических сил за голоса избирателей.

Данный фактор определяет неразрывность  связи малого предпринимательства с интересами местных и региональных сообществ, что обусловливает его зависимость от национальной основы и составляет питательную среду для его патриотических настроений. При этом, как свидетельствует исторический опыт России и ряда других стран, патриотические настроения в среде мелких собственников в условиях экономического спада и политической нестабильности могут принимать крайние формы и подталкивать их к поддержке наиболее экстремистских политических сил.

Экономическая роль:

Существенная роль малого предпринимательства  в экономической жизни стран  с рыночной системой хозяйствования определяется тем, что в этом секторе экономики действует подавляющее большинство предприятий, сосредоточена большая часть экономически активного населения и производится примерно половина валового внутреннего продукта.

Сектор  малого бизнеса наиболее динамично осваивает новые виды продукции и экономические ниши, развивается в отраслях, непривлекательных для крупного бизнеса, и т.п.

Важнейшими  особенностями малых предприятий  являются способность к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств. Еще одной характерной чертой этого сектора является активная инновационная деятельность, способствующая ускоренному развитию различных отраслей хозяйства во всех секторах экономики5.

Присущие  малому предпринимательству гибкость и высокая приспособляемость к изменчивости рыночной конъюнктуры способствуют стабилизации макроэкономических процессов в стране. Однако этому сектору свойственны относительно низкая доходность, высокая интенсивность труда, сложности с внедрением новых технологий, ограниченность собственных ресурсов и повышенный риск в острой конкурентной борьбе. Это приводит к постоянному обновлению в секторе МП вследствие массовых банкротств или переспециализации деятельности.

 

 

Глава 2. Оценка регионально политики поддержки малого и среднего предпринимательства

2.1. Характеристика Приволжского федерального округа

 

В состав Приволжского федерального округа входят 14 субъектов Российской Федерации - Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Чувашская Республика, Пермский край, Кировская, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Самарская, Саратовская и Ульяновская области. Центром Приволжского федерального округа является г. Нижний Новгород.

Территория округа занимает около 6 процентов территории Российской Федерации (более 1 млн. кв. километров), на ней проживает более 20 процентов населения страны (более 30 млн. человек). Доля округа в общероссийском валовом внутреннем продукте превышает 15 процентов.

Приволжский федеральный округ  входит в число наиболее плотно населенных территорий России.

Приволжский федеральный округ  обладает диверсифицированной структурой экономики с сопоставимым вкладом  добывающей промышленности, машиностроения и нефтехимической промышленности, высокой ролью агропромышленного комплекса, биотехнологий и фармацевтики, строительства и промышленности строительных материалов, транспорта и энергетики.

Традиционной специализацией округа являются машиностроение (авиационная, ракетно-космическая отрасли, судостроение, приборостроение, энергетическое машиностроение, станкостроение и другие отрасли) и нефтехимическая промышленность.

Округ является одним из лидеров  по производству минеральных удобрений, синтетических смол и пластмасс, шин, каустической соды.

Приволжский федеральный округ  находится на втором месте среди  федеральных округов по добыче нефти и природного газа. Добываемые углеводороды являются не только сырьем для нефтехимической промышленности, но и экспортируются.

В округе расположено много крупных центров высшего образования, которые обладают достаточным потенциалом, чтобы стать ведущими направлениями специализации регионов. Наиболее конкурентоспособны высшие учебные заведения, имеющие технологическую специализацию, что определило высокую концентрацию подготовленного персонала для промышленности в округе. С 2009 - 2010 годов 8  университетов округа являются национальными исследовательскими университетами.

Приволжский федеральный округ  занимает близкое к географическому  центру России положение с достаточно плотным расселением населения во многих регионах округа, что определяет потенциальные обширные рынки потребительских товаров, произведенных на территории округа.

Особенностью географического  положения округа является отсутствие выхода к Мировому океану и относительная удаленность от морских портов. Однако такое положение не препятствует торговле на внутренних и международных рынках. Округ конкурентоспособен в отношении поставок готовой продукции не только в центральные, южные и собственные регионы с высоким потребительским спросом, но также в страны Европейского союза и Ближнего Востока6.

2.2. Состояние и проблемы  малого и среднего предпринимательства в Нижегородской области

 

Нижегородская область является одним  из ведущих регионов страны по уровню роста малого и среднего предпринимательства (МСП). По данным научно-исследовательского института проблем предпринимательства (далее – НИСИПП), и Министерства поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области (далее - Минпредпринимательства), темпы роста МСП в регионе несколько выше, чем в среднем по стране. Тем не менее, имеет место неравномерность отраслевого развития МСП в области. В сфере МСП превалируют торговля и ремонт автотранспортных средств и предметов личного пользования. Наблюдается рост оборота в материальных сегментах экономики – обрабатывающем производстве и строительстве. Ощутим рост МСП в сегменте гостиниц и ресторанов. Заметна относительно высокая удельная занятость работающих в сфере МСП в строительстве. Чрезвычайно мало число инновационных предприятий. Наблюдаются значительные диспропорции в развитии МСП в территориальном аспекте, весьма низок уровень развития МСП в южных районах области.

Рассмотрим основные проблемы субъектов МСП и оценка соответствия сложившегося состояния и тенденций развития МСП в Нижегородской области целям и задачам социально-экономического развития региона и Российской Федерации в целом

Сложившаяся отраслевая и имущественная  структура МСП не отвечает целям и задачам Стратегии (превалирует торговля и сфера услуг, неразвиты высокотехнологичные и инновационные субъекты МСП).

Слабая ресурсная база (техническая, производственная, финансовая) субъектов  МСП.

Инфраструктура стимулирования, поддержки  и развития МСП не перешла в стадию устойчивого функционирования, находится на стадии становления, недостаточно развит муниципальный уровень.

Негативное отношение общества к предпринимателям.

Не налаженное партнерство между  государственными структурами и  бизнес- сообществом.

6. Несовершенство законодательства  по поддержке МСП.

Высокие административные барьеры  для стартующего бизнеса.

Действия со стороны контрольно-разрешительных региональных и федеральных органов, приводящие к негативным последствиям у субъектов МСП.

Профессиональный уровень менеджмента  на субъектах МСП в Нижегородской области, не отвечающий вызовам современности.

Не задействуется резерв в интеграции МСП и крупного бизнеса (субконтрактация, кластеризация).

Научно-технический потенциал Нижегородской области не эффективно переводится в коммерческие проекты.

Низкий уровень межрегиональных  и международных связей в области  стимулирования, поддержки и развития МСП.

На региональном уровне в структуре  органов исполнительной власти Нижегородской  области сформировано Министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области.

Законодательную ветвь власти, курирующую МСП на региональном уровне, представляет образованный в Законодательном  собрании Нижегородской области Комитет по экономике и промышленности. В соответствии с пунктом 23 Положения о комитетах и комиссиях Законодательного собрания Нижегородской области к основным вопросам, которые рассматривает Комитет по экономике и промышленности, относится малое предпринимательство и поддержка местных товаропроизводителей.

В муниципальных районах и городских  округах области действует сеть домов и центров развития малого бизнеса (фондов поддержки предпринимательства), включающая 24 организации.

В мае 2007 года начало работу государственное учреждение «Нижегородский инновационный бизнес-инкубатор», являющееся первым в формируемой по региону сети бизнес-инкубаторов, которые призваны стать точками интенсивного роста субъектов МСП в научно-технической и производственной сферах.

Информация о работе Поддержка предпринимательства как составляющая региональной политики