Поддержка предпринимательства как составляющая региональной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 20:52, реферат

Краткое описание

Целью контрольно работы является изучение поддержки предпринимательства как составляющей региональной политики.
В соответствии с этой целью поставлены и реализованы следующие задачи:
Рассмотреть сущность малого предпринимательства
Определить этапы развитие малого бизнеса в России
Выявить роль малого предпринимательства в экономике
Анализировать состояние и проблемы малого и среднего предпринимательства в Нижегородской области
Определить приоритеты развития МСП в Нижегородской области

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы предпринимательства в России 4
1.1. Сущность малого предпринимательства 4
1.2. Этапы развитие малого бизнеса в России 3
1.3. Роль малого предпринимательства в экономике 7
Глава 2. Оценка регионально политики поддержки малого и среднего предпринимательства 11
2.1. Характеристика Приволжского федерального округа 11
2.2. Состояние и проблемы малого и среднего предпринимательства в Нижегородской области 12
2.3. Приоритеты развития МСП в Нижегородской области 16
Заключение 22
Список использованной литературы 24

Вложенные файлы: 1 файл

Поддержка предпринимательства как составляющая региональной политики..doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)

В 2007 году сформирован ЗПИФ «Региональный  венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Нижегородской области» с равным участием государственного и частного капитала.

Важную роль в инфраструктурной поддержке МСП региона играет Саровский технопарк, расположенный в Дивеевском районе.

Сформирован Совет по развитию предпринимательства  при Правительстве Нижегородской области.

Основным инструментом государственной  политики по развитию МСП в регионе  за рассматриваемый период являлись и являются комплексные целевые программы развития малого предпринимательства в Нижегородской области на 2006-2010 годы. Но пока результаты их реализации не во всем соответствуют закладываемым параметрам.

Обобщая статистические данные, в  том числе отражающие состояние инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса, а также результаты социологических исследований состояния МСП в Нижегородской области, можно сделать следующие основные выводы относительно мер, предпринятых законодательной и исполнительной властью для развития малого предпринимательства в регионе:

1. В Нижегородской области начала  формироваться база системной  государственной поддержки МСП в регионе, способствующая динамичному количественному росту субъектов малого и среднего предпринимательства.

2. На территории региона представлены  элементы инфраструктуры развития  МСП разного уровня – финансовые, имущественные, информационные и другие формы и методы поддержки малого предпринимательства, что является предпосылкой для успешных структурных изменений в данной сфере.

3. Основным методом поддержки  стал программно-целевой подход, однако он нацелен преимущественно  на рост количественных показателей.

Вместе с тем, имеется ряд  существенных недостатков, препятствующих качественному росту МСП:

- в управлении малым и средним  предпринимательством преобладает  администрирование;- отсутствует принцип  селективности. Существующая система  поддержки малого и среднего  предпринимательства имеет общий  характер и не способствует  выявлению «точек роста»;- существуют пробелы в поддержке и развитии предпринимательства. Отсутствует целостная благоприятная среда как для выращивания потенциальных предпринимателей на дотационных территориях; так и создания управленческих команд для развития инновационных бизнесов на развитых территориях. Имеются разрывы в цепи непрерывной поддержки субъектов МСП разных категорий и различного уровня развития, в том числе предприятий, ориентированных на инновации;- отсутствует единое информационное поле для принятия эффективных управленческих решений в отношении МСП.

2.3. Приоритеты развития МСП в  Нижегородской области

 

Предпринимательская активность населения  и готовность к риску являются важными условиями появления и развития высокотехнологичных предприятий инновационного пояса, которые станут драйверами роста экономики области, лишенной богатых запасов природных ресурсов, но обладающей высоким научно-техническим и кадровым потенциалом. Поэтому наиболее актуальной для МСП региона является изменение структуры малого и среднего предпринимательства от преобладания торгового сектора, что имеется в настоящее время, к инновационному, в первую очередь, в обрабатывающих отраслях и научно-техническом комплексе.

Кроме того, МСП должно обеспечить условия для занятости населения  в районах с ограниченными  возможностями для привлечения инвестиций, так как при закрытии (банкротстве) крупных, градообразующих предприятий на дотационных, депрессивных территориях возникает острая социальная напряженность, а субъекты МСП обладают более высокой гибкостью, имеют возможность эффективнее реагировать на изменения внешней среды, чем способствуют снижению уровня социальной напряженности и минимизируют риски одновременного высвобождения на рынке труда. Для этого необходимо преодолеть не только отраслевые, но и существующие территориальные диспропорции в развитии МСП в Нижегородской области.

Поэтому выделены следующие приоритеты:

  • Создание нового представления о предпринимательстве, как о достойной, общественно-полезной и престижной деятельности. Поднятие авторитета предпринимательства через содействие самоорганизации субъектов МСП, формирование прозрачных партнерских отношений власти и бизнес- сообщества, сотрудничество в решении приоритетных задач социально-экономического развитие региона. Создание брэнда «предприниматель Нижегородской области» для выхода на общероссийский и международный рынок.
  • Совершенствование нормативно-правовой базы, гибко и эффективно регулирующей МСП в Нижегородской области, с целью создания благоприятных условий для становления, функционирования и развития МСП. Устранение противоречий в действующих на территории области нормативно-правовых актах. Направление предложений с законодательными инициативами по необходимым дополнительным изменениям на уровне федерального законодательства в сфере развития МСП. Выделения в областном законодательстве правового института, регулирующего статус «приоритетного муниципального проекта» для МСП в муниципальных образованиях.
  • Селективная поддержка государством малого и среднего предпринимательства, работающего в приоритетных для социально-экономического развития региона сферах. Ориентация на создание и развитие в сферах, определенных как приоритетные, территориальных и отраслевых взаимосвязанных комплексов малых, средних и крупных предприятий и организаций, кластеров.
  • Перенесение акцента поддержки малого и среднего предпринимательства с регионального на муниципальный уровень.

На муниципальном уровне проще  увязать потребности муниципального округа и возможности представителей бизнеса, получить точное представление о возможностях и потребностях местного МСП, содействовать формированию из отдельных представителей предпринимательства территориальных кластеров с целью концентрации ресурсов и усилий по их развитию. С этой целью необходимо оказывать содействие ОМС по созданию целостной системы поддержки ключевых отраслей («муниципальное кластерное наставничество») через специализированные консультации, рекомендации, поручительства. При необходимости, направлять предпринимателей в соответствующие организации инфраструктуры поддержки МСП на территории муниципальных образований.

С учетом специфических особенностей социально-экономического развития и потенциала территорий в Нижегородской области выделены четыре зоны, объединяющие районы со схожей текущей структурой экономики, для каждой из которых определены отраслевые приоритеты развития.

Таблица 1

Территориальные зоны и отраслевые приоритеты для них

Зона

Отраслевые приоритеты

Лесопромышленная

пищевая промышленность, лесопромышленный комплекс, рекреационный и культурно-исторический туризм, сельское хозяйство, МСП

Промышленная и научно-образовательная

автомобилестроение, научно-образовательный  комплекс и новая экономика, информационные технологии, радиоэлектронная промышленность и приборостроение, химико-фармацевтическая промышленность.

Инновационная

информационные технологии, научно-образовательный комплекс и новая экономика, химико-фармацевтическая промышленность, радиоэлектронная промышленность и приборостроение, автомобилестроение, МСП

Агропромышленная

пищевая промышленность, сельское хозяйство, химико-фармацевтическая промышленность, рекреационный туризм, МСП


 

Как видно, даже безотносительно дифференциации внутри приоритетных отраслей, развитие МСП является приоритетным в трех зонах из четырех, то есть почти на всей территории области.

По результатам отраслевого анализа, который проводился в процессе разработки Стратегии, были определены наиболее перспективные сектора экономики Нижегородской области для малого предпринимательства. (Понятие «среднее предприятие», как субъект МСП, появилось позже - в Федеральном законе № 209-ФЗ от24.07.2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»).

Таблица 2

Приоритетные отрасли развития МСП в Нижегородской области7

Отрасль

Потенциал развития и  перспективы для МСП

Автомобилестроение

Возможно успешное развитие МСП как субконтракторов низких уровней в рамках автомобильного кластера

Лесная промышленность, деревообрабатывающая промышленность

Перспективно создание МСП в сегменте неглубокой переработки продукции

Медицинская промышленность

Потенциал для МСП  связан с ростом внутреннего спроса на медицинскую и фармацевтическую продукцию

Сельское хозяйство  и пищевая промышленность

Приоритетно развитие фермерства. Успешно могут осваиваться отдельные сегменты пищевой промышленности.

Информационные технологии

Потенциал определяется преимуществом гибких и динамичных предприятий при низких входных барьерах в отрасли

Научно-образовательный  комплекс

МСП реализуют сервисные  и инновационные функции

Промышленность строительных материалов

Перспективные сегменты новых материалов и технологий, отделочных материалов

Легкая промышленность

Развитие МСП в области  возможно при условии улучшения  маркетинга и модернизации производства.

Туризм

Общий рост сектора предопределяет успехи МСП, особенно в области гостиничного и ресторанного бизнесов, общепита

Строительство

МСП эффективны при подрядах по технологической цепочке

Розничная и оптовая  торговля

Развитие магазинов  «шаговой доступности», реализация оптовых товаров, которые экономически неинтересны крупному бизнесу


 

Целью развития МСП является создание политических, правовых, экономических и социальных условий для свободного развития МСП, обеспечивающих:

не менее 50% валового регионального  продукта за счет МСП;

повышение уровня производительности труда и экономической эффективности деятельности субъектов МСП за счет трансферта успешных технологий и схем ведения бизнеса;

увеличение доли МСП в формировании всех составляющих внутреннего регионального продукта (производство товаров, оказание услуг, чистые налоги), расширение сфер деятельности МСП в соответствии с отраслевыми приоритетами в территориальных зонах;

увеличение количества предпринимателей и производимой ими продукции на депрессивных территориях или территориях, не имеющих четко выраженных перспектив развития;

повышение качества уже работающего бизнеса, МСП на социально-экономически развитых территориях в соответствии с отраслевыми приоритетами и территориальными зонами;

создание территориально-отраслевых кластеров,связывающих крупный, средний и малый бизнес в соответствии с территориальным зонированием, определенным в пункте 7 «Стратегические приоритеты Правительства Нижегородской области» Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года;

формирование развитого научно-производственного  комплекса с высоким инновационным потенциалом;

повышение социальной эффективности  деятельности субъектов МСП –  рост численности занятых в секторе  МСП, средних доходов и уровня социальной защищенности работников МСП;

увеличения конкурентоспособности  региона и увеличение объемов  экспорта продукции МСП;

повышение качества жизни в регионе  за счет развития МСП в сферах оказания услуг, культуры и отдыха, здравоохранения, защиты окружающей среды;

конкурентоспособность области за счет способности формировать, развивать и удерживать на территории высококвалифицированные кадры;

увеличение налогооблагаемой базы в экономике области и снижение дотационной нагрузки на областной  бюджет, увеличение денежных средств, направляемых на реализацию областных  целевых программ, способствующих развитию МСП в Нижегородской области;

стабилизацию и устойчивость темпов развития МСП как стратегического фактора социально-экономического развития области8.

 

 

Заключение

 

Малое предпринимательство является неотъемлемой частью рыночной экономики. Для него характерна особая мобильность, гибкость и высокая эффективность. Малые предприятия могут создаваться в любом секторе экономики в ответ на неудовлетворенные нужды населения. Эти и другие преимущества малого предпринимательства служат стимуляторами для развития национальной экономики, и поэтому государство обязано оказывать существенную поддержку развитию малого бизнеса.

Малое и среднее предпринимательство, играющее все возрастающую роль в  социально-экономическом развитии Приволжского федерального округа, имеет большой потенциал для создания новых рабочих мест, способствует снижению уровня безработицы и социальной напряженности в регионах Российской Федерации и создает предпосылки для роста налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

В связи с этим создание благоприятных  условий для развития малого и среднего предпринимательства является одним из приоритетов социально-экономического развития округа.

Направлениями развития поддержки  малого и среднего предпринимательства должны стать развитие малых предприятий в области инноваций и промышленного производства, эффективная деятельность бизнес-инкубаторов, поддержка грантами начинающих собственный бизнес, создание системы продвижения услуг и товаров, производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, на региональные, окружные, российские и международные рынки, создание на базе вузов в целях коммерциализации разработок (практической реализации результатов интеллектуальной собственности) малых инновационных предприятий.

Информация о работе Поддержка предпринимательства как составляющая региональной политики