Региональная налоговая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 02:06, реферат

Краткое описание

В работе рассмотрено формирование и реализация региональной налоговой политики, учитывающей дифференциацию регионов в зависимости от его воспроизводственного потенциала, рыночной специализации хозяйства и уровня развития.

Вложенные файлы: 1 файл

Региональная налоговая политика.doc

— 84.00 Кб (Скачать файл)

      1.Введение.

 

    Налоговая политика, проводимая в Российской Федерации, не только обеспечивает формирование бюджетов всех уровней бюджетной  системы, но является одним из действенных  рычагов регулирования социально-экономических  процессов. Стабилизация экономики и выполнение функций, отнесенных к компетенции субъектов Федерации, возможны при наличии эффективной региональной налоговой политики, соответствующей особенностям развития региона и экономической ситуации.

 

    Наблюдающаяся в настоящее время чрезмерная централизация полномочий в сфере налогообложения на федеральном уровне значительно ограничивает самостоятельность субъектов Федерации в формировании ресурсов, необходимых для реализации собственных функций, и практически лишает их возможности управлять налоговой составляющей региональных бюджетов.

 

    Практика  предоставления федеральным законодательством  налоговых льгот и изъятий  объектов налогообложения по региональным и местным налогам приводит к  необходимости все большего перераспределения  финансовых ресурсов через межбюджетные трансферты, что является существенным дестимулирующим фактором обеспечения устойчивости региональных бюджетов.

 

    Вместе  с тем усиливается процесс  дифференциации регионов России по уровню социально-экономического положения.

 

    Региональная  налоговая политика, являющаяся рычагом воздействия на экономику регионов, как правило, не учитывает различий в социально-экономическом положении, рыночную специализацию, уровень накопленного производственного потенциала. Выбор ее инструментов осуществляется без должного научного обоснования и без увязки с результатами и перспективами социально-экономического развития регионов. Изменяющиеся хозяйственные связи оказывают значительное влияние на отраслевое соотношение налоговых поступлений в регионах, что требует его изучения и учета при разработке и реализации региональной налоговой политики. Особенно актуальны вопросы формирования эффективной региональной налоговой политики, обеспечивающей сохранение экономического потенциала, финансовой устойчивости, необходимого уровня бюджетной обеспеченности регионов Российской Федерации, которые обострились в условиях спада экономики.

 

    В целях реализации активного инвестиционного  развития регионов, формирования у  них реальной заинтересованности в  наращивании налогового потенциала, требуется скорректировать существующую в Российской Федерации региональную налоговую политику.

 

    Степень научной разработанности проблемы. Вопросам формирования и реализации государственной налоговой политики посвящены работы отечественных  ученых А.В. Аронова, С.В. Барулина, И.В. Горского, А.З. Дадашева, В.А. Кашина, С.П. Колчина, В.Г. Панскова, Г.Б. Поляка, Д.Г. Черника, С.Д. Шаталова и др. Рассмотрение и оценка отдельных элементов налоговой политики и налогово-бюджетного федерализма представлены в трудах Л.М. Архипцевой, Х.М. Богова, Д.Г. Бурцева, Е. Бухвальда, О.А. Мироновой, А.Б. Паскачева, Ф.Ф. Ханафеева.

 

    Исследованию  проблем регионального развития и региональной экономической и  налоговой политики посвящены труды  А.Г. Гранберга, Д.Ю. Дойхена, Н.Н. Мамыкиной, Т.Г. Морозовой.

 

    Труды зарубежных авторов по проблемам  формирования и реализации налоговой  политики не нашли достаточного применения в данном исследовании, так как  не учитывают особенности налогового и бюджетного законодательства России, межбюджетных отношений, особенностей хозяйствования.

 

    Объект  исследования - формирование и реализация региональной налоговой политики, учитывающей  дифференциацию регионов в зависимости  от его воспроизводственного потенциала, рыночной специализации хозяйства  и уровня развития.

 

    Предметом исследования является совокупность финансово-экономических  отношений в сфере налоговой  политики, направленной на оптимизацию  процессов управления налогообложением в регионе, в том числе в  условиях финансового кризиса.

 

    Теоретической и методологической основой исследования послужили научные положения, содержащиеся в трудах ведущих отечественных ученых-экономистов в области теории налогообложения, государственной налоговой политики, управления региональной экономикой, налогового планирования и прогнозирования.

 

    Информационной  базой работы послужили законодательные  и нормативные акты Российской Федерации, статистические данные Росстата, Управления Федеральной налоговой службы России.

 

    Методы  исследования. Для доказательства выдвигаемых  теоретических положений и при обосновании практических рекомендаций использовались диалектический метод познания, метод сравнительного анализа, экономико-статистические методы (наблюдения, группировки, сравнения), системный подход.

 

 

2.Сущность  налоговой политики Российской Федерации.

 

    Налоги  играют большую роль, но не только в  формировании доходной части бюджета, но и в решении задач социально  – экономического развития страны, ее стабильности и экономической  безопасности. Меру реализации той  или иной функции в налоговой системе обеспечивает реализуемая государством налоговая политика.      Налоговая политика – составная часть социально  – экономической политики государства, ориентированная на формирование такой  налоговой системы, которая стимулирует  накопления и рациональное использование национального богатства страны, способствует гармонизации интересов экономики и общества и тем самым обеспечивает социально – экономический прогресс общества. Проведение рациональной налоговой политики позволяет решать задачи:      - обеспечения государства финансовыми  ресурсами;       - создания условий для регулирования  экономики;      - сглаживания неравенства в уровнях доходов населения.     Доля  налогов в валовом внутреннем продукте страны во многом определяет модель налоговой политики. Модель налоговой политики – это апробированный в практике ряда стран и доказавший свою результативность образец, тип налоговой политики, который может использоваться другими странами в качестве аналога. В мировой политике сложились три основные модели, которые используются странами, в зависимости от их экономического уровня (Таблица 1).     Налоговая политика реализуется через налоговый  механизм. Он представляет собой систему  правовых норм и организационных  мер, определяющих порядок управления налоговой системой страны и ее функционирования. Фундаментом для построения налогового механизма является налоговое законодательство, устанавливающее конкретных субъектов, ответственных за реализацию функций управления налоговой системой страны; совокупность налогов и сборов, субъектный состав налоговых правоотношений; конкретные алгоритмы реализации функций этого механизма. Данные функции и их содержание обуславливаются сущностью и функциями самих налогов. Они ориентированы на обеспечение функционирования налоговой системы (Таблица 2).

    Налоговая политика как совокупность научно обоснованных и экономически целесообразных тактических  и стратегических правовых действий органов власти и управления способна обеспечить потребности воспроизводства и рост общественного богатства. Исходной установкой при проведении налоговой политики служит не только обеспечение правового порядка взыскания с налогоплательщиков налоговых платежей, но и проведение всесторонней оценки хозяйственно-экономических отношений, складывающихся под влиянием налогообложения. Следовательно, налоговая политика - это не автоматическое выполнение предписаний налоговых законов, а их совершенствование.

 

    Налоговая политика, проводимая с расчетом на перспективу, - это налоговая стратегия, а на текущий момент - налоговая тактика. Тактика и стратегия незаменимы, если государство стремится к согласованию общественных, корпоративных и личных экономических интересов. Нередко тактические шаги, предпринимаемые руководством государства по координации налогообложения на текущий момент, экономически не обоснованы. Это не только препятствует реализации налоговой стратегии, но и деформирует весь экономический курс государства. Исходя из этого, с учетом прогнозов ученых, касающихся тенденций экономического развития, объективной действительности, состояния социального положения в обществе, разрабатываемая государством налоговая стратегия преследует, следующие задачи:

 

     - экономические - обеспечение экономического  роста, ослабление цикличности  производства, ликвидация диспропорций  в развитии, преодоление инфляционных процессов;

 

     - социальные - перераспределение национального  дохода в интересах определенных  социальных групп путем стимулирования  роста прибыли и недопущения  падения доходов населения;

 

     - фискальные - повышение доходов государства;

 

     - международные - укрепление экономических  связей с другими странами  и регионами, преодоление неблагоприятных  условий для платежного баланса.

 

    Налоговая политика представляет собой комплекс мер в области налогового регулирования, направленных на установление оптимального уровня налогового бремени в зависимости от характера поставленных в данный момент макроэкономических задач.

 

    Научный подход к выработке налоговой  политики предполагает ее соответствие закономерностям общественного  развития, постоянный учет выводов финансовой теории. Нарушение этого важнейшего требования приводит к большим потерям в народном хозяйстве.

 

    В основе формирования налоговой политики лежат две взаимно увязанные  методологические посылки: использование  налоговых платежей для формирования доходной части бюджетов различных уровней и решение фискальных задач государства; использование налогового инструмента в качестве косвенного метода регулирования экономической деятельности. И если до недавнего времени считалось, что высокий уровень налогов и степень прогрессивности налоговых шкал соответствуют, как правило, высоким уровням развития экономики и социальной защищенности населения, то сейчас общей тенденцией в области налогообложения является снижение фактического налогового бремени на прибыль корпорации и доходы физических лиц.

 

    Когда говорят о неблагоприятном инвестиционном климате в России, то чаще всего  упоминают чрезмерность налогового бремени. На самом деле оно существенное, но немногим тяжелее, чем в большинстве  европейских стран.

 

    Применение российского режима налогообложения, известного иностранным инвесторам своей неурегулированностью и постоянной изменчивостью, является одним из факторов, сдерживающим иностранные фирмы от прямых инвестиций в Россию, связанных с реальным осуществлением деятельности в России или заставляет использовать хитроумные схемы, позволяющие оптимизировать затраты, связанные с налогами в России.

 

    В период 2010 – 2012 годов предлагается внесение изменений в законодательство и уточнение ранее заявленных подходов к проведению налоговой реформы по вопросам:

 

совершенствования налогового контроля за использованием трансфертных цен в целях налогообложения;

создания института консолидированной налоговой отчетности по налогу на прибыль организаций;

совершенствования порядка учета в налоговых органах организаций и физических лиц, оптимизации взаимодействия, в том числе посредством передачи документов в электронном виде, между налоговыми органами и банками, органами исполнительной власти, местными администрациями, другими организациями, которые обязаны сообщать в налоговые органы сведения, связанные с налоговым администрированием.

      3.Различия в социально – экономическом развитии регионов РФ.

 

    Исторически сложившиеся различия в экономическом  развитии регионов России оказывают  значительное влияние на государственное устройство, структуру и эффективность экономики, стратегию и тактику институциональных преобразований и социально-экономической политики.

 

        Уменьшение различий в экономическом  развитии создает благоприятные  условия для развития внутреннего рынка, оптимизации социально-экономических преобразований, укрепления единства российского государства, в то время как усиление различий затрудняет проведение единой политики социально-экономических преобразований и формирование общенационального рынка, увеличивает опасность возникновения региональных кризисов и межрегиональных конфликтов, дезинтеграции национальной экономики и ослабления целостности государства.

 

    Комплексная оценка динамики развития субъектов  РФ, входящих в Центральный федеральный округ, позволяет сделать вывод о некоторой стабилизации социально-экономического положения в них.

 

 

    Оценка  социально-экономического развития Северо-западного  федерального округа позволяет сделать вывод об улучшении ситуации. Вместе с тем ухудшились показатели развития отраслей социальной инфраструктуры и уменьшились объемы инвестиций в основной капитал на душу населения.

 

    В целом социально-экономическое развитие Южного федерального округа остается ниже среднего уровня, в том числе  по доле валового регионального продукта на душу населения, объему внешнеторгового оборота на душу населения и наличию основных фондов на душу населения.

 

    В каждом федеральном округе есть субъекты РФ, относящиеся к группе отстающих. В совокупности они составляют почти  половину всех субъектов РФ. Абсолютное большинство этих регионов являются приграничными.

 

    За  последнее десятилетие усилились  различия между субъектами РФ и по размеру финансирования социальных расходов из федерального бюджета и  бюджетов других уровней, что ведет  к увеличению территориальных диспропорций в обеспечении населения социальными пособиями, услугами образования, здравоохранения, культуры и искусства. В результате увеличились различия в обеспеченности регионов объектами социальной инфраструктуры.

 

    Поэтому стратегически важным для России является проведение сильной государственной региональной политики, направленной на сглаживание различий в уровне социально-экономического развития регионов РФ. Первоочередной задачей является улучшение условий жизни в наиболее отстающих регионах.

 

    Федеральная целевая программа «Сокращение  различий в социально-экономическом  развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года)» базируется на Основных направлениях социально-экономической  политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу и утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 годы

 

    В настоящее время финансовая помощь из федерального бюджета субъектам РФ предоставляется через Фонд финансовой поддержки субъектов РФ, Фонд компенсаций, Фонд регионального развития.

 

    Программа предполагает проведение отбора регионов для оказания им государственной  поддержки. Субъектами РФ, претендующими  на государственную поддержку в рамках реализации Программы, будут признаны те, в которых темпы, масштаб и длительность спада производства, снижения уровня жизни, нарастания негативных тенденций в сфере занятости населения, демографического и экологического развития, предоставления социальных услуг ниже общероссийских показателей.

Информация о работе Региональная налоговая политика