Основы предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 19:26, курс лекций

Краткое описание

Предметом предпринимательства как учебного курса выступают принципы и методы самоорганизации человека – активного субъекта экономических отношений – в конкретном деловом пространстве (конкретной деловой среде). Самоорганизация делового человека – производителя конкретного товара, продукта, услуги – подразумевает осуществление таким человеком последовательных, логически взаимосвязанных действий, совокупность которых представляет собой целостный процесс делового цикла. Именно предпринимательство выступает в процессе базового учебного курса, дающего возможность получить профессиональное представление о целостности делового цикла, целостном процессе профессиональной активности предпринимателя или руководителя фирмы.

Вложенные файлы: 1 файл

Аветисова А. основы предпринимательства.doc

— 883.50 Кб (Скачать файл)
СОВОКУПНЫЙ  ДОХОД

 

Совокупный  доход есть разница между фактической  валовой выручкой и фактически понесенными расходами производства (термин «фактические» в данном случае означает «подтвержденные бухгалтерскими расчетами и бухгалтерскими документами»). Таким образом,

Дс = Ввф – Рпф,

где Дс – совокупный доход;

Ввф – фактическая валовая выручка;

Рпф – фактически понесенные расходы производства.

ВАЛОВАЯ ВЫРУЧКА

 

Валовая выручка  есть общая сумма всех поступлений (доходов):

  1. от реализации товаров, продуктов, услуг, работ;
  2. от продажи имущества, всех других объектов собственности (например сумма от продажи станка, который ранее использовался, но был заменен новым станком);
  3. все другие формы внереализационных доходов (например платежи, поступающие от лизингополучателя, если рассматриваемая фирма, в отношении которой рассчитывается валовая выручка, является лизингодателем).

При определении валовой  выручки используется понятие «временного  периода» (день, декада, месяц, квартал, год и т.д.), т.е. сумма валовой выручки определяется за какой-то определенный период и представляет собой итоговый результат всех кассовых поступлений и поступлений на расчетные счета фирмы. Исключение составляют получаемые фирмой кредиты и гранты, а также транзитные суммы, если их зачисление на счет подтверждается необходимыми договорными обязательствами в письменной форме, а также авансированные платежи, подлежащие учету в будущем периоде.

 

 

 

РАСХОДЫ ПРОИЗВОДСТВА

 

Расходы производства представляют собой итоговую стоимость:

  1. расходов, связанных с осуществлением процесса производства ;
  2. расходов, связанных с созданием необходимых условий для осуществления процесса производства.

.

Под расходами, связанными с осуществлением процесса производства  понимают:

  • стоимость приобретенных и использованных в процессе производства сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий, материалов, топлива, ресурсов (электроэнергия, вода и др.);
  • стоимость эксплуатационных расходов (амортизационные отчисления, затраты на текущий ремонт, на аренду транспортных средств, аренду помещений, используемых для производственной и коммерческой деятельности).

Расходы, связанные с  созданием необходимых для производства условий  включают:

  • расходы по выплате процентов за пользование кредитными ресурсами банков ;
  • суммы налога на добавленную стоимость, которые были выплачены поставщикам сырья, материалов и т.д., потребляемых фирмой в производственных целях;
  • выплаченные налоги на приобретение транспортных средств, таможенные платежи, государственные пошлины и лицензионные сборы;
  • отчисления в государственные социальные внебюджетные фонды.

 

 

 

 

 

 

 

3. Логика предпринимательской  деятельности в целом

 

А. Линия поведения предпринимателя  и факторы, оказывающие

воздействие на ее направленность

 

Существующая в любом  обществе система и структура экономических отношений весьма сложна и включает в себя множество элементов. Главной линией в таких отношениях выступает взаимодействие двух основных субъектов – производителя и потребителя. В реальной жизни поведение каждого из этих субъектов зависит от множества факторов, которые непосредственно воздействуют на его активность и корректируют как направленность такой активности, так и первоначальный экономический интерес.

 

Таким образом, как производитель (предприниматель), так и потребитель (покупатель) не обладают абсолютной свободой действий. Их действия могут быть предприняты в каком-то конкретном направлении только лишь в том случае, если они несут в себе рациональный заряд. Важно детализировать поведение и той, и другой стороны, поскольку основной задачей предпринимателя является принятие такого решения, которое вызвало бы интерес потребителя.

Итак, предприниматель  при принятии решения должен рассмотреть примерно следующий круг вопросов:

  • есть ли возможность получения требуемого сырья и на каких условиях такое сырье можно получить (кооперационные связи); если сырье невозможно получить по приемлемой цене, предпринимательское решение может быть не реализовано;
  • есть ли возможность приобретения требуемых компонентов, полуфабрикатов и т.д. и по какой цене (кооперационные связи);
  • есть ли возможность получить требуемую технику, технологию, оборудование на рынке (сделки купли-продажи);
  • какова возможная реакция государства на такие действия предпринимателя (обложение налогом, запрет, финансовая и иная поддержка и т. д.).

Другими словами, на этом полюсе взаимоотношений основных субъектов рынка складывается своя собственная (относительно изолированная от другой стороны) система зависимостей.

В этой связи отметим, что каждый из предпринимателей вынужден решать главный для него вопрос, каким типом конкретной предпринимательской деятельности заниматься.

Б. Учет возможного поведения предполагаемого потребителя

 

В не менее сложной  ситуации находится и потребитель, который определяет свое место в этой системе отношений также в зависимости от целого ряда факторов, а именно:

  • уровня и формы личного (индивидуального, семейного) денежного дохода;
  • объективно существующей системы приоритетов экономических (потребительских) интересов (на что тратить в первую очередь имеющиеся средства);
  • доступности необходимых товаров (они приобретаются не потому, что необходимо делать запасы – как у нас в настоящее время, – а потому, что они действительно нужны сегодня);
  • экономической политики государства (налоговая, социальная политика и т. д.).

Другими словами, на втором полюсе взаимоотношений основных субъектов рынка существует система зависимостей, оказывающих воздействие на принятие предпринимателем решения.

В. Схема действий предпринимателя на этапе осмысления идеи

 

Как мы видим, на поведение потребителя оказывает воздействие целый ряд факторов, и все они, конечно же, должны учитываться предпринимателем при принятии им решения. Предприниматель прежде всего должен решить, на какую группу населения (с самым высоким доходом, со средним уровнем дохода или с минимальным) он ориентируется при принятии решения. При этом он должен иметь представление о численности такой группы для определения масштабов своего производства. Кроме того, необходимо получить данную информацию применительно к региональному или местному рынку, на который предприниматель ориентируется в своей деятельности.

Как видим, факторы, влияющие на поведение потребителя, требуют  от предпринимателя тщательного  изучения, учета, выработки мер по приспособлению к ситуации, складывающейся вокруг производителя. В цивилизованном обществе такая работа относится к категории профессиональных видов деятельности и выполняется обычным посредником.

Схематично логику предпринимательской  деятельности можно представить  следующим образом (рис. 1.2).


 

 

 

 

Рис 1.2.  Логика действий предпринимателя

(основные  стадии на подготовительном этапе)

Г. Универсальный  характер схемы

 

Следует обратить внимание на второй этап предпринимательских действий. Что означает оценка предпринимательской идеи на реальность ее воплощения? Идея, зародившаяся у предпринимателя, может быть великолепной: есть спрос на товар, лежащий в основе предпринимательской идеи, ожидается высокий уровень прибыльности. К примеру, сегодня можно было бы начать производство автомобилей, но реальна ли такая предпринимательская идея? При оценке идеи на реальность необходимо ответить на такие вопросы:

 

  • Есть ли специалисты, способные организовать производство, лежащее в основе идеи?
  • Возможно ли установление требуемых партнерских связей, получение от партнеров всего того, что необходимо для нормальной организации производства?
  • Существуют ли достаточные материально-технические возможности для организации производства, лежащего в основе идеи (здания, сооружения, коммуникации, оборудование, технология и т.д.)?

Ответы на эти вопросы  и будут свидетельствовать о  том, существуют ли реальные возможности  для реализации идеи.

Эта же логика – и в  основе действий предпринимателя, осуществляющего перелив капитала, т.е. изменение профиля своей деятельности. Перелив капитала осуществляется предпринимателем в том случае, когда на смену воплощаемой в практику предпринимательской идеи приходит новая, больше отвечающая происходящим изменениям на рынке или в обществе и позволяющая предпринимателю сохранить и укрепить свои позиции на рынке, а следовательно, и в сфере производства данного товара.

 

 

 

 

Д. Три основных направления действий предпринимателя

 

Предприниматель обычно рассредоточивает свою деятельность по трем направлениям. Первое направление – управление производством (производственным процессом, трудовым коллективом, предпринимательской структурой).

 

Управление производством

 

Это направление предпринимательской  деятельности в науке получило самостоятельное развитие в виде концепции менеджмента. Предприниматель должен овладеть основными принципами менеджмента и быть менеджером.

Конечно, в устоявшихся  предпринимательских структурах управлением  занимаются профессиональные менеджеры. Но на первых порах, в начальный период своей деятельности предприниматель, как правило, совмещает предпринимательскую активность с работой менеджера.

 

Ориентация на рынок  и необходимость его изучения

 

Управление производством, однако, никогда не может осуществляться в изоляции от других направлений в деятельности предпринимателя: предприниматель организует производство не ради производства, а ради потребителя. По этой причине вторым направлением его деятельности выступает изучение рынка. Без анализа процессов, происходящих на рынке, не может быть эффективной предпринимательской деятельности.

Что интересует предпринимателя  на рынке? Прежде всего ситуация, складывающаяся вокруг его товара. Не положение  товара на рынке, а именно ситуация вокруг товара. Ибо если изучать только положение товара на рынке, то можно упустить, к примеру, то обстоятельство, что наряду с Вашим товаром на рынке уже появился другой товар, который сегодня еще не завоевал прочных позиций, но который завтра может полностью вытеснить с рынка Ваш товар.

Предприниматель, другими  словами, особенно в первоначальный период своей деятельности, обязательно должен быть еще и специалистом по маркетингу. Впоследствии он будет обращаться к профессионалам для получения маркетинговой информации и выводов, но владеть знаниями маркетинга он должен в любом случае.

Третьим направлением, на котором сосредоточивает свое внимание предприниматель, являются партнерские связи (сложившиеся или планируемые).

При этом важное значение придается эффективности партнерских связей, поиску новых, более эффективных связей и отказу от старых, менее эффективных по сравнению с ожидаемыми.

Схема целостного представления 

о направлениях деятельности предпринимателя

 

Итак, предпринимательство  – это форма деловой активности, основанная на риске и инновационном подходе к системе существующих экономических (хозяйственных) связей, при которых производство и поставка на рынок товаров ориентированы на получение предпринимательского дохода (прибыли).

 

Краткие выводы

 

  1. Предпринимательство представляет собой особую форму экономической активности, основанную на инновационном, самостоятельном подходе, к производству и поставке на рынок товаров, приносящих предпринимателю доход и осознание своей значимости как личности.
  2. Основным субъектом предпринимательской активности выступает предприниматель, взаимодействующий с другими участками этого процесса – потребителем, государством, партнерами, наемными работниками.
  3. Объектом предпринимательской деятельности является товар.
  4. Цель предпринимательства сводится к извлечению предпринимательского дохода через производство и поставку на рынок товаров, а также к общественному признанию, осознанию предпринимателем своей значимости как личности.
  5. Различают две основные формы предпринимательства – частное и государственное, которые базируются на многих общих принципах.
  6. В предпринимательской деятельности можно определить общую логику предпринимательских действий, независимо от сферы и масштабов деятельности.
  7. Предпринимательская деятельность начинается на уровне мышления – от зарождения предпринимательской идеи до принятия предпринимательского решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 2


 

ТИПОЛОГИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Информация о работе Основы предпринимательства