Основы предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 20:26, контрольная работа

Краткое описание

Чтобы правильно сориентировать производство на требования рынка, принять правильное решение с учетом всех факторов и уменьшить степень риска, необходимо располагать обстоятельной, надежной, оперативной и достоверной информацией. В рыночно-конкурентных условиях возникает масса проблем, связанных с обеспечением безопасности не только физических и юридических лиц, их имущественной собственности, но и предпринимательской (коммерческой) информации, как вида интеллектуальной собственности.

Вложенные файлы: 1 файл

Основы предпр.doc

— 112.00 Кб (Скачать файл)

Введение.

     Чтобы правильно сориентировать производство на требования рынка, принять правильное решение с учетом всех факторов и уменьшить степень риска, необходимо располагать обстоятельной, надежной, оперативной и достоверной информацией. В рыночно-конкурентных условиях возникает масса проблем, связанных с обеспечением безопасности не только физических и юридических лиц, их имущественной собственности, но и предпринимательской (коммерческой) информации, как вида интеллектуальной собственности. Для защиты предпринимательских информационных потоков от различного рода посягательств используются как правовые, так и специальные меры, а в необходимых случаях комплексное их применение. Под информацией в бизнесе следует понимать данные (сведения), обрабатываемые определенным образом для конкретных людей, проблем, целей, ситуаций. Предпринимательская деятельность во всех сферах неразрывно связана с получением и использованием различного рода информации. Причем в современных условиях информация представляет собой особого рода товар, имеющий определенную ценность.

Коммерческая тайна - необходимый атрибут бизнеса. Разумное сочетание закрытости и открытости - необходимое условие нормального развития хозяйственной деятельности.

Институт коммерческой тайны появился в отечественном  законодательстве в 1990 г., когда были приняты Закон СССР от 04.06.90 г. N 1529-1 "О предприятиях в СССР" и Закон РСФСР от 25.12.90 г. N 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности" (в ред. от 30.11.94 г.). Коммерческая тайна предприятия определялась этими Законами как "не являющиеся государственными секретами сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансами и другой деятельностью предприятия, разглашение (передача, утечка) которых может нанести ущерб его интересам".  
     Изменения, произошедшие за последние годы в экономике Российской Федерации, значительно обострили ситуацию на рынке труда и существенно повлияли на положение как работников, так и работодателей. Возникла проблема прямого или косвенного воздействия работника на предпринимательскую деятельность его работодателей (заказчиков) - компаний, являющихся конкурентами в определенной сфере бизнеса, в случае умышленного или неосторожного разглашения работником информации, имеющей конфиденциальный характер. Большинство российских работодателей сегодня всерьез опасается утечки информации, имеющей решающее значение для фирмы.  
У любой организации есть свои производственные секреты, которые не должны распространяться не только за пределами этой организации, но зачастую и среди ее сотрудников. К таким секретам относится, например, информация о новых разработках и проектах, готовящихся рекламных акциях. Утечка секретной информации или разглашение коммерческой тайны могут обернуться для организации убытками.

9 июля 2004 года Государственной  Думой принят Федеральный закон  "О коммерческой тайне", который  стал первым нормативным актом,  непосредственно посвященным регулированию понятия и способов охраны коммерческой тайны.

 

 

 

 

 

 

 

     1.Конфиденциальная информация и коммерческая тайна. 

      Конфиденциальная информация — это документированная информация, т.е. зафиксированная на материальном носителе и с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством РФ.

Законом охраняется государственная, служебная, банковская, военная, коммерческая тайна. Часть коммерческой информации составляет особый блок и может быть отнесена к коммерческой тайне.

      Предпринимательская тайна отождествляется с коммерческой тайной.

     Коммерческая тайна — это охраняемое законом право предпринимателя на засекречивание сведений, не являющихся государственными секретами о деятельности предприятия, связанные с производством, технологией, управлением, финансами, разглашение которых могло бы нанести ущерб его интересам.

     В соответствии с гражданским законодательством РФ коммерческой тайной является информация, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель принимает меры к охране се конфиденциальности.

     Следовательно, коммерческая тайна не может быть общеизвестной и общедоступной информацией, открытое ее использование несет угрозу экономической безопасности предпринимательской деятельности, в связи с чем предприниматель осуществляет меры по сохранению ее конфиденциальности и защите от незаконного использования.

   Однако не вся информация, которой располагает предприниматель, может быть отнесена к категории коммерческой тайны. Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 1991 г. № 35 утвержден перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну. К ним относятся:

  • учредительные документы (устав, учредительный договор); документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (регистрационное удостоверение, свидетельство о регистрации, лицензии, сертификаты, патенты);
  • сведения по установленным формам отчетности о финансово- хозяйственной деятельности, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в государственную бюджетную систему РФ); документы о платежеспособности;
  • сведения о численности работающих, их составе, заработной плате, условиях работы, наличии свободных рабочих мест; документы об уплате налогов и обязательных платежей; сведения о соблюдении установленных правил охраны труда; сведения о соблюдении установленных норм охраны окружающей среды;
  • сведения о нарушении антимонопольного законодательства; сведения о реализации продукции, причинившей вред здоровью населения;
  • сведения об участии должностных лиц предприятия в кооперативах, малых предприятиях, акционерных обществах и других организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью.

    Но и эти сведения не предназначаются для открытого доступа всем желающим. Например, сведения о заработной плате работников предприятия, финансовая отчетность могут быть предоставлены только по требованию органов власти, управления, контролирующих и правоохранительных органов, а также других юридических лиц, имеющих на это право в соответствии с действующим законодательством РФ. В то же самое время клиенты фирмы вправе ознакомиться с ее уставом, свидетельством о регистрации, лицензией, сертификатами, патентами.

    В плане защиты наиболее важной информации предприниматель должен решить сложную проблему.

    С одной стороны, он должен предоставить максимум информации о своей деятельности потребителям, контрагентам, кредиторам и т.п. для того, чтобы они сделали выбор в его пользу. Реклама привлекает покупателей, деловые связи, патенты и лицензии, ноу-хау — контрагентов, финансовое положение — инвесторов. С другой стороны, предприниматель должен оградить названные группы лиц, а также своих конкурентов от информации, утечка или разглашение которой может представлять угрозу его экономической безопасности. В выборе «золотой середины», т.е. определении того оптимального количества информации, которого будет достаточно для внешних пользователей и разглашение которой не будет представлять угроз экономической безопасности, и состоит первый шаг предпринимателя в процессе защиты информации, составляющей коммерческую тайну.

      В связи с этим необходимо определить - какая информация должна быть отнесена к коммерческой тайне и требует защиты, каков срок ее “хранения" в качестве тайны, какие ее части наиболее важны. Важность информации определяется ее ценностью для предпринимателя, которая, по мнению ряда специалистов, должна включать полезность (создание субъекту выгодных условий для принятия оперативного решения и получения эффективного результата), своевременность, достоверность и полноту.

    Прежде чем приступить к определению информации, относящейся к категории коммерческой тайны, предприниматель должен учесть, что вся имеющаяся информация по степени конфиденциальности, утрата которой может вызвать различные по тяжести последствия, может быть распределена по следующим группам:

     Высшая степень конфиденциальности. Данная информация является ключевой в деятельности фирмы, основой ее нормального функционирования. Утрата или разглашение этой информации нанесет непоправимый ущерб деятельности фирмы. Это - угроза высокой степени тяжести, последствия реализации которой могут ликвидировать саму фирму.

    Строго конфиденциальная информация. Утечка этой информации может вызвать значительные по тяжести последствия. Это информация о стратегических планах фирмы, о перспективных соглашениях и т.п.

     Конфиденциальная  информация - ее разглашение наносит фирме ущерб, сопоставимый с текущими затратами фирмы, ущерб может быть преодолен в сравнительно короткие сроки.

    Информация ограниченного  доступа - ее утечка оказывает незначительное негативное воздействие на экономическое положение фирмы (должностные инструкции, структура управления).

    Открытая информация. Ее распространение не представляет угроз экономической безопасности фирмы. Наоборот, отсутствие данной информации может оказать негативное воздействие на экономическое положение фирмы.

    Каким же образом можно осуществить разграничение информации открытой и той, которая нуждается в защите? Для этого следует использовать следующие критерии.

    Во-первых, это вероятность угрозы экономической безопасности фирмы. В случае получения этой информации конкурентами фирма понесет экономический ущерб. Так, широко известный напиток “кока-кола” производится на основе секретной формулы, являющейся коммерческой тайной, и обеспечивает процветание фирмы. В случае разглашения этой информации фирму ожидают серьезные экономические трудности.

    Во-вторых, это возможность защиты информации. Если, например, информация не входит в обязательный перечень открытого характера, то следует определить - существует ли возможность ее защиты с помощью общих, либо специальных мер защиты.

    В-третьих, это экономическая целесообразность защиты информации. Только в том случае, если разглашение или утечка информации может нанести существенный экономический ущерб фирме, следует организовывать ее защиту.

      По функционально-целевому признаку выделяются следующие составляющие коммерческой тайны:

1.Деловая информация: сведения о контрагентах; сведения о конкурентах; сведения о потребителях; сведения о деловых переговорах; коммерческая переписка; сведения о заключенных и планируемых контрактах.

2.Научно-техническая информация: содержание и планы научно-исследовательских работ; содержание “ноу-хау", рационализаторских предложений; планы внедрения новых технологий и видов продукции;

3.Производственная информация: технология; планы выпуска продукции; объем незавершенного производства и запасов; планы инвестиционной деятельности.

4.Организационно-управленческая информация: сведения о структуре управления фирмой не содержащиеся в уставе; оригинальные методы организации управления; система организации труда.

5.Маркетинговая информация: рыночная стратегия; планы рекламной деятельности; планы обеспечения конкурентных преимуществ по сравнению с продукцией других фирм; методы работы на рынках; планы сбыта продукции; анализ конкурентоспособности выпускаемой продукции.

6.Финансовая информация: планирование прибыли, себестоимости; ценообразование - методы расчета, структура цен, скидки; возможные источники финансирования; финансовые прогнозы.

7.Информация о персонале фирмы: личные дела сотрудников; планы увеличения (сокращения) персонала; содержание тестов для проверки вновь принимаемых на работу.

8.Программное обеспечение: программы; пароли, коды доступа к конфиденциальной информации, расположенной на электронных носителях.

Как правило, именно перечисленная  выше информация в наибольшей степени  интересует конкурентов, партнеров, банки, криминальные структуры.

Информация, составляющая коммерческую тайну, может существовать в бумажной форме, на дискетах и лазерных дисках, на “жестком” диске компьютера, в памяти сотрудников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Защита закрытой коммерческой информации.

Каким же образом можно  осуществить разграничение информации открытой и той, которая нуждается  в защите? Для этого следует  использовать следующие критерии.

Во-первых, это вероятность угрозы экономической безопасности фирмы. В случае получения этой информации конкурентами фирма понесет экономический ущерб.

Во-вторых, это возможность защиты информации. Если, например, информация не входит в обязательный перечень открытого характера, то следует определить — существует ли возможность ее защиты с помощью общих либо специальных мер защиты.

В-третьих, это экономическая целесообразность защиты информации. Только в том случае, если разглашение или утечка информации может нанести существенный экономический ущерб фирме, следует организовывать ее защиту.

Регулирование отношений, связанных с использованием конфиденциальной информации, должно начинаться с основного  документа — устава, в котором  предусматривается ответственность за разглашение коммерческой тайны.

Для более эффективной  организации работы по защите коммерческой информации целесообразно разработать  и утвердить «Положение о коммерческой тайне на предприятии» (фирме). Этот документ основывается на действующем законодательстве и отражает специфику данного субъекта предпринимательства. Он должен содержать перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, и предусматривать степень конфиденциальности информации, порядок доступа к информации и круг работников предприятия, допущенных к информации той или иной степени конфиденциальности.

Защита коммерческой тайны как часть деятельности по обеспечению безопасности предпринимательства  в целом предполагает, что возможные  противоправные посягательства на коммерческую информацию могут иметь различную направленность. В связи с этим эффективный механизм защиты должен предусматривать:

Информация о работе Основы предпринимательства