Основы предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 19:26, курс лекций

Краткое описание

Предметом предпринимательства как учебного курса выступают принципы и методы самоорганизации человека – активного субъекта экономических отношений – в конкретном деловом пространстве (конкретной деловой среде). Самоорганизация делового человека – производителя конкретного товара, продукта, услуги – подразумевает осуществление таким человеком последовательных, логически взаимосвязанных действий, совокупность которых представляет собой целостный процесс делового цикла. Именно предпринимательство выступает в процессе базового учебного курса, дающего возможность получить профессиональное представление о целостности делового цикла, целостном процессе профессиональной активности предпринимателя или руководителя фирмы.

Вложенные файлы: 1 файл

Аветисова А. основы предпринимательства.doc

— 883.50 Кб (Скачать файл)

Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента – будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий – это тоже инновационные моменты.

В. Субъекты предпринимательской  активности

 

Основным субъектом предпринимательской активности выступает предприниматель. Однако предприниматель – не единственный субъект, в любом случае он вынужден взаимодействовать с потребителем как основным его контрагентом, а также с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника. И потребитель и государство также относятся к категории субъектов предпринимательской активности, как и наемный работник (если, конечно, предприниматель работает не в одиночку), и партнеры по бизнесу (если производство не носит изолированного от общественных связей характера) (рис, 1.1).

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1.1.  Субъекты предпринимательской деятельности

 

Г. Объект предпринимательской  активности

 

При изучении теории и  практики предпринимательства важное значение имеет категория «объект  предпринимательской деятельности», ибо именно с объектом чаще всего связана предпринимательская идея (хотя она может быть направлена на организацию или управление производственным процессом, поиск новых – нетрадиционных – методов или рынков сбыта и т.д.). Объект предпринимательской активности – товар, продукт, услуга, т.е. то, что может удовлетворить чью-либо потребность и что предлагается на рынке для приобретения, использования и потребления.

Обособленная целостность, которая характеризуется такими показателями, как количество, цена, внешний вид и т.д., называется товарной единицей. Профессиональный подход предпринимателя к своей деятельности предполагает прежде всего внимание к качеству, потребительским свойствам, цене, внешнему виду, упаковке товара и т.д., а уж потом – к качеству товарных единиц (если деятельность не носит авантюрного характера или разового вступления на рынок).

Д. Цель предпринимательской  активности

 

Целью предпринимательской  активности, таким образом, является производство и предложение рынку  такого товара, на который имеется спрос и который приносит предпринимателю прибыль. Прибыль – это излишек доходов над расходами, получаемый в результате реализации принятого предпринимательского решения по производству и поставке на рынок товара, в отношении которого предпринимателем выявлен неудовлетворяемый или скрытый спрос потребителя.

Под расходами понимается все то, что предприниматель тратит на производство такого товара, т.е. все его затраты (обычно в денежной форме), связанные с производством конкретного товара.

Доход – это все то, что поступает на счет или в кассу предпринимателя в качестве оплаты за какие-либо действия предпринимателя или передачу тех или иных товаров, имущества и т.д. другому лицу, производящему платеж на счет предпринимателя. Доход необходимо отличать от заемных средств, поступающих в адрес предпринимателя на какое-то определенное время и предполагающих их возврат в будущем.

 

К примеру, на Ваш счет в банке поступили 300 тыс. грн. от лица А в качестве платежа за поставленные ему товары, производство которых обошлось Вам в 200 тыс. грн. В таком случае 300 тыс. грн. – это Ваш доход, а прибыль составит 100 тыс. грн.

 

 

Е. Предпринимательский  доход

 

Однако получение прибыли  свойственно не только предпринимательской, но и любой другой форме деловой активности. В этой связи важно обратить внимание на выделение такой экономической категории, как предпринимательская прибыль, или предпринимательский доход. Доходы от инновационной деятельности, т.е. от введения новых методов и приемов организации производства, и составляют предпринимательский доход. Под предпринимательским доходом следует понимать прежде всего дополнительный доход, доход от управления, излишек, получаемый предпринимателем благодаря его природным качествам или особому умению анализировать и по-новому комбинировать факторы производства в зависимости от внешних условий

Другими словами, прибыль  предпринимателя (если речь идет действительно  о предпринимателе, а не об обычном  деловом человеке) складывается как бы из двух элементов:

 

  • обычная прибыль делового человека;
  • излишек над обычной прибылью делового человека.

Второй элемент и  выступает в качестве предпринимательского дохода (прибыли), т.е. формы общественного вознаграждения за проявленный инновационный подход, новаторство в производстве.

 

Предположим, прибыль  Вашего предприятия держалась до недавнего времени на стабильном уровне – 10 тыс. грн. ежемесячно. Вы решили, скажем, изменить систему организации производственного процесса, в результате чего возросла эффективность производства и прибыль увеличилась до 15 тыс. грн. в месяц. В этом случае 5 тыс. грн. – Ваш предпринимательский доход (прибыль).

 

Всякий предприниматель, таким образом, выступает в качестве делового человека, но не всякий деловой человек может быть отнесен к категории предпринимателей, если речь идет о действительном феномене предпринимателя.

 

Ж. Предпринимательская среда

 

Развитие предпринимательства  возможно лишь при наличии необходимых  субъектов такого рода деятельности. Эти субъекты и делают возможным  развитие рыночных отношений . Появление субъектов предпринимательства подразумевает наличие определенной общественной ситуации, когда идеологическая, политическая и социально-экономическая обстановка провоцирует «предпринимательский бум».

Осуществление предпринимательской деятельности на эффективном уровне, таким образом, возможно лишь при наличии определенной общественной ситуации – предпринимательской среды, под которой понимается прежде всего рынок, рыночная система отношений, а также личная свобода предпринимателя, т.е. его личная независимость, позволяющая принять такое предпринимательское решение, которое, с его точки зрения, будет наиболее эффективным, действенным и максимально прибыльным. Бытующие ещё в некоторой части нашего общества опасения, что предприниматель в таких условиях действует только в своих интересах, беспочвенны и вредны: предприниматель в условиях рынка не может не ориентироваться на потребителя, ибо только от него одного зависит его прибыль, благополучие и перспектива.

Предпринимательская среда – общественная экономическая ситуация, включающая в себя степень экономической свободы, наличие (или возможность появления) предпринимательского корпуса, доминирование рыночного типа экономических связей, возможность формирования предпринимательского капитала и использования необходимых ресурсов. Показателем степени свободы предпринимательской деятельности служит число вновь появляющихся (в течение определённого периода) самостоятельных (независимых) предпринимателей.

Формирование предпринимательской  среды – процесс управляемый. Методы управления таким процессом, однако, не могут носить административного или директивного характера. В их основе – меры, связанные не с воздействием на субъектов предпринимательской деятельности, а с конструированием благоприятных условий для появления и быстрого становления таких субъектов.

Конструирование предпринимательской  среды – явление многоаспектное. Оно включает в себя следующие элементы:

  • изменение общественной экономической и социально-экономической философии (концепции бытоуложения);
  • изменение национальной общественной психологии в соответствии с принимаемой концепцией бытоуложения;
  • изменения национальной общественной психологии в соответствии с концепцией бытоуложения;
  • принятие национальной программы стимулирования предпринимательства с акцентом на создание адекватной предпринимательской инфраструктуры, т.е. всех тех институтов, без которых немыслимо развитие предпринимательства.
  • З. Государственная поддержка 

    предпринимательства

     

    Предпринимательство как  особая форма экономической активности, как конкретная форма обеспечения самозанятости части населения и создания новых рабочих мест пользуется правительственной поддержкой во всех промышленно-развитых странах. Суть правительственной (государственной) поддержки сводится чаще всего к выработке конкретных мер по трём направлениям:

    • консультационное сопровождение процесса создания и функционирования вновь созданных фирм на начальном этапе (1-3 года с момента образования фирмы); в США, к примеру, с этой целью на территории страны действуют региональные отделения правительственного «Агентства по малому бизнесу» (Small Business Administration);
    • оказание определённой финансовой поддержки вновь создаваемой структуре или предоставление такой структуре отдельных льгот (обычно в сфере налогообложения);
    • оказание технической, научно-технической или технологической помощи маломощным в финансовом отношении предпринимательским структурам (в Нидерландах, к примеру, созданы региональные научно-технические бюро, которые на безвозмездной основе по заявкам малых предприятий участвуют в разрешении их научно-технических и технологических проблем, связанных с производственным процессом).

    И. Классификация предпринимательских  структур

     

    Государственной поддержкой охватываются обычно создаваемые предпринимательские структуры до момента их перехода в категорию средних или крупных предприятий.

    В настоящее время  в мире не существует общепринятого  определения понятия малой предпринимательской  структуры. Отнесение той или  иной фирмы к этой категории осуществляется по числу занятых (работающих) или размеру оборота (в некоторых странах, например в США, используется комбинированный метод классификации). Так, во Франции к малым (по французской терминологии – мелким) предпринимательским структурам относятся фирмы с численностью занятых до 9 человек. На долю таких малых структур приходится 90% от общего числа предприятий и 20% от общей численности занятых в стране.

    К. Две основные формы  предпринимательства

     

    Принципы предпринимательства  используются (могут и должны использоваться) и в частном и в государственном (общественном) секторе экономики. Не вдаваясь в подробности, отметим, что с этой точки зрения различают:

    • частные формы предпринимательства;
    • государственное предпринимательство (имеется в виду не столько тот факт, что государство выступает в качестве предпринимателя, сколько обстоятельство, что государственные или общественные предприятия функционируют на принципах предпринимательства).

    Конечно, можно говорить о коллективном, семейном и ином предпринимательстве, но все это будут производные от двух указанных форм.

     

     

    2. Процесс принятия  предпринимательского решения.

    Предпринимательские расчеты

    А. Ориентация на рынок

     

    Почему предпринимательство  как особая форма экономической активности должно носить инициативный характер? Прежде всего потому, что предприниматель в своей деятельности ориентируется на рынок.

    Рынок – это  совокупность интересов и действий реальных и потенциальных покупателей  и продавцов, а также условий, характеризующих состояние и изменение их интересов и действий.

    Предприниматель, ориентирующийся  на рынок, обязан отчетливо представлять и даже предвидеть изменение рыночной ситуации. В силу такой ориентации действия предпринимателя всегда носят элемент риска. Предпринимательский риск— это показатель степени изученности рынка как на момент поставки товара, так и в перспективе, ближайшей и отдаленной. До начала поставки товара на рынок трудно предугадать, предсказать реакцию рынка на такую поставку. Предприниматель в этом смысле действует «на свой страх и риск», поскольку он самостоятельно, интуитивно должен ответить на вопросы, которые сводятся к извечной экономической триаде:

    • что производить,
    • как производить,
    • для кого производить.

    Ответы на эти вопросы, как правило, даются предпринимателем на абстрактном уровне, за весьма редким исключением.

    Б. Процесс предпринимательской  деятельности

     

    Какова же логика предпринимательской  деятельности? Ответ на поставленный вопрос как раз и дает понимание того, чем предприниматель отличается от обычного делового человека. Еще одно обстоятельство требует пояснения: предлагаемая логика свойственна деятельности предпринимателя при подготовке и осуществлении любой (пусть сотой по счету) операции, связанной с поставкой на рынок нового или обновленного товара, а не только при его первой попытке выйти на рынок. Версия, предлагаемая ниже, носит общий характер. Отдельный предприниматель в каждом конкретном случае будет иметь свою собственную версию, но их общие черты непременно будут совпадать.

    Предпринимательская идея

     

    Итак, «Вначале было слово». Так же и в предпринимательстве – все начинается с идеи. Предпринимательская идея представляет собой выявленный возможный интерес производителя, имеющий видимые очертания какой-либо конкретной экономической формы. Выявление такого интереса может осуществляться посредством совмещения возможностей предпринимателя («...Я могу производить такой-то товар» или «...Я могу оказывать такую-то услугу») с потребностями рынка или, наоборот, путем совмещения потребностей рынка («...Вот этот товар на рынок не поставляется») с возможностями предпринимателя («...Я могу произвести такой товар»).

    Информация о работе Основы предпринимательства