Основы предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 19:26, курс лекций

Краткое описание

Предметом предпринимательства как учебного курса выступают принципы и методы самоорганизации человека – активного субъекта экономических отношений – в конкретном деловом пространстве (конкретной деловой среде). Самоорганизация делового человека – производителя конкретного товара, продукта, услуги – подразумевает осуществление таким человеком последовательных, логически взаимосвязанных действий, совокупность которых представляет собой целостный процесс делового цикла. Именно предпринимательство выступает в процессе базового учебного курса, дающего возможность получить профессиональное представление о целостности делового цикла, целостном процессе профессиональной активности предпринимателя или руководителя фирмы.

Вложенные файлы: 1 файл

Аветисова А. основы предпринимательства.doc

— 883.50 Кб (Скачать файл)

Решение данной проблемы играет для предпринимателя весьма важную роль. Иногда инновационный  момент в его деятельности как раз и сводится к внедрению в процесс производства новой технологии (конечно, это обстоятельство заставляет менять весь процесс организации производства или его отдельные компоненты, но началом таких изменений является решение об использовании новой технологии).

 

Понятие технологии

 

Понятие технологии в  общем виде представляет собой совокупность методов, приемов и навыков по обработке, изменению состояния, свойств, формы сырья, полуфабрикатов или материалов при изготовлении готовой продукции, а также методы организации и управления производственным процессом (появление в свое время конвейерного производства - это использование новой технологии, основанной именно и прежде всего на новой системе организации производства).

Проблема технологий - особая тема, поскольку, по оценке ведущих  философов, экономистов и социологов, современный мир переживает ныне технологическую революцию, существенно воздействующую как на социальную, так и на экономическую ситуацию в мире. С точки зрения предпринимателя, важно обратить внимание на одно обстоятельство, которое в настоящее время приобретает все большее значение. Это использование гибких технологий, т.е. технологий, которые позволяют достаточно быстро и без особых принципиальных изменений перепрофилировать производство с одного вида продукции на другой. Конечно, не на любом предприятии (фирме) можно использовать гибкие технологии, но если существует такая возможность, то их применение, несомненно, более эффективно с перспективной точки зрения по сравнению с обычными технологиями (рассчитанными на производство одного конкретного товара).

Выбор предпринимателем конкретной технологии имеет весьма важную экономическую окраску, связанную с уровнем эффективности его производства. При этом предприниматель определяет уровень эффективности как на ближайшую, так и на отдаленную перспективу. Проиллюстрируем это положение одним (достаточно упрощенным) примером.

 

Допустим, я знаю, что сегодня  можно произвести товар А, используя  устаревшую (но относительно дешёвую) технологию или современную (но дорогостоящую). При этом я знаю также, что выход  на рынок с этим товаром может быть недолгим (в силу рыночной ситуации или же по причине моего желания в будущем перепрофилировать производство). Стоит ли мне приобретать дорогостоящую технологию?

 

Выбор идеи, таким образом, предполагает и одновременное принятие предпринимателем решения по выбору технологии производства в зависимости от складывающейся ситуации.

 

3. Средства производства как  форма

использования избранной технологии

А. Технические элементы производства

 

Технология, избранная  и используемая предпринимателем для  организации процесса производства, требует определенного материального обеспечения, под которым понимается оборудование, машины, аппараты, приспособления, различные ресурсы (энергетические, транспортные, сырьевые и т.д.). Кроме этого, предприниматель нуждается в здании (помещении), где будет установлено такое оборудование, а также – земельном участке, занятом под производственные мощности (производственныe корпуса, офис, складские помещения). Все это вместе взятое составляет технические элементы производства, или основной капитал предпринимателя (за исключением сырья и ресурсов, которые относятся к категории оборотного капитала вместе с фондом заработной платы). Технические элементы производства выступают как третий фактор предпринимательской деятельности. Технические элементы производства называют производственными фондами.

Б. Капиталовложения и срок окупаемости  проекта

 

Каждая технология, избираемая предпринимателем, требует своего собственного материального обеспечения. Предприниматель, естественно, рассматривает вместе проблемы технологии и ее материального обеспечения. Он выполняет следующие расчеты: использование технологии предполагает расходы в таком-то объеме, а приобретение всего того, что требуется для организации производства на основе этой технологии, предполагает общие капиталовложения в таком-то объеме.

Предприниматель при осмыслении проблемы выбора технологий часто использует показатель фондоотдачи - обобщающий экономический показатель, характеризующий объем валовой или товарной продукции в расчете на единицу стоимости основных и оборотных производственных фондов, использованных для производства такой продукции.

Расчет фондоотдачи  важен не только при выборе технологии, но и при принятии решения по выбору инвестиционной возможности, хотя в последнем случае особую роль играет проблема срока окупаемости проекта.

Расчет фондоотдачи играет определенную роль и при принятии решения, что предпочтительнее - построить новый цех (завод) или же привлечь дополнительную рабочую силу и организовать двухсменную работу. Во втором случае возрастет фондоотдача, но, несомненно, возникнет опасность более быстрой изнашиваемости оборудования и т.д.

 

 

4. Предпринимательский  капитал.

Способы его  формирования

 

Все то, о чем мы рассуждали ранее - и реализация предпринимательской идеи, и выбор технологии, и ее материальное обеспечение, - становится возможным только тогда, когда у предпринимателя есть возможность использовать еще один, четвертый фактор предпринимательской деятельности - капитал в требуемой форме (материальной или денежной) и требуемом объеме.

А. Общее понятие о предпринимательском капитале

 

Эффективность и мощь капитала - разные понятия. Результат может быть весьма значительным при небольшом объеме капитала (что происходит сплошь и рядом), например рождение и обоснование новой научной идеи, принципиально новое техническое открытие, изобретение (инновация).

Без обладания  капиталом не может быть предпринимательства. Чем эффективнее или мощнее капитал, находящийся в распоряжении предпринимателя, тем значительнее результат его деятельности, тем больший объем общественных потребностей он может удовлетворить. Общество с разумной организацией не может противодействовать стремлению предпринимателя к обладанию все возрастающим капиталом, ибо именно суммарный объем предпринимательского капитала в значительной степени определяет уровень национального богатства. Задачей общества (государства) выступает регулирование экономических и социально-экономических процессов с целью создать для предпринимательского капитала не только возможность к самовозрастанию, но и экономически оправданные условия его функционирования, вынуждающие предпринимателя действовать во благо всего общества.

Любопытно, что магистральным (и, видимо, единственным) средством достижения такой ситуации является политика государства, которая сводится:

  • к поддержке формирующихся предпринимательских структур;
  • к помощи им в финансовом отношении;
  • к их организационному укреплению.

Осуществление этих мер  связано с такими последствиями: I

  • вызывает постоянное усложнение предпринимательской структуры;
  • повышает уровень конкурентности среди предпринимателей;
  • ведет к сокращению, а затем и к ликвидации товарного дефицита, не только к существенному росту количества и качества предлагаемых потребителю товаров, но и к расширению их ассортимента;
  • заставляет предпринимателей или понижать цены, или повышать денежный доход потребителей, поскольку предприниматель, стремящийся к повышению доходности, может добиться этого только за счет повышения покупательной способности потребителей.

Под капиталом нельзя понимать только какие-то вещественные объекты собственности. Капитал может существовать в материализованной или ментальной форме (знания, навыки, умение, обладание какими-то талантами, способностями, профессиональными секретами, т.е. ноу-хау расценивается также как товар и капитал).

Под капиталом понимаются материальные или финансовые средства, а также интеллектуальные наработки и организаторские навыки, используемые в процессе производства и служащие средством извлечения прибыли.

Другими словами, под  капиталом подразумеваются: 1) все  технические средства производства (здания, сооружения, оборудование, станки, транспорт, инструменты и пр.), используемые предпринимателем на законных основаниях (не обязательно в качестве собственности, но и на правах аренды, лизинга, временного пользования и т.д.); 2) материальные элементы оборотного каптала (сырьё, материалы, квалификационный уровень рабочей силы, приспособления, инструменты разового или кратковременного пользования); 3) оборотные средства (в денежной форме - фонд заработной платы, средства на приобретение сырья, необходимые для организации производства на нормальном уровне); 4) интеллектуальная собственность - это собственно предпринимательская идея, способ производства или обработки товара или сырья, способ придания товару новых свойств или новых качественных характеристик, новый способ производства, т.e. все то, что включает в себя понятие «инновация».

Предпринимательский капитал (Кп), таким образом, равен:

Кпэ+(Оэс)+Ис,

где Тэ- технические элементы производства;

Оэс - оборотный капитал и оборотные средства;

Ис - интеллектуальная собственность.

Б. Формирование первоначального

предпринимательского  капитала

 

«Без денег в предпринимательстве  ничего не добьешься», - гласит мудрое правило деловых людей, понимающих толк в своей профессии. Конечно же, в этом случае под деньгами подразумевается капитал - деньги, предназначенные для вложения в какое-то дело. Организация нового предприятия любого типа тем более связана с необходимостью обладания капиталом. Потребность предпринимателя в каком-то определенном объеме капитала зависит, конечно, от планов самого предпринимателя, от его предпринимательской идеи. Есть весьма капиталоемкие отрасли, но есть и те, которые не требуют значительных вложений капитала. Размер первоначального капитала как раз и зависит от отрасли, где предполагается внедрение предпринимательской идеи.

Первоначальным  называется капитал, пускаемый в  оборот в момент начала практической реализации предпринимательского проекта или же в начальной стадии предпринимательской деятельности. Обычно под первоначальным капиталом понимают все те расходы в денежной форме, которые необходимо осуществить для реализации проекта и получения ожидаемого эффекта.

Первоначальный капитал - это категория, не только необходимая для реализации проекта, но и рассматриваемая как одна из возможных гарантий, по которой партнеры судят о Вашем деловом авторитете.

В. Источники формирования
 предпринимательского капитала

 

Теперь возникает главный  вопрос: где взять требуемый объем первоначального капитала? В этом случае мы вновь занимаемся только лишь планированием наших последующих действий и пытаемся путем сравнительного анализа выбрать тот метод формирования первоначального капитала, который для нас окажется и возможным, и самым эффективным. При этом особое внимание обычно обращают на возможные способы формирования первоначального капитала. К ним относятся:

  1. финансовые итоги предыдущей предпринимательской деятельности (собственной или наследуемой);
  2. личные сбережения (не только в денежной, но и вещевой, товарной форме, например, Вы вносите личный автомобиль в качестве капитала в Ваше предприятие);
  3. заемные средства, т.е. средства, взятые в долг под какие-то определенные обязательства (под проценты, к примеру).

Третий способ формирования первоначального капитала в условиях рыночной экономики имеет весьма широкое распространение, это так называемый рост с нуля. Правда, в этом случае получить кредит не так-то просто: нужны твердые гарантии. В ряде случаев такими гарантиями выступает содержание самого предпринимательского проекта, а вернее, точность расчетов, высокая вероятность значительного эффекта и быстрый оборот капитала.

 

5. Предпринимательский  тип мышления и поведения

 

Мы уже выяснили, что в процессе предпринимательской активности обязательны четыре фактора: идея, технология, средства производства и капитал. Однако без еще одного, пятого фактора предпринимательской деятельности - самого предпринимателя - осуществление этого процесса невозможно. Более того, именно предприниматель осуществляет комбинирование четырех указанных нами факторов производства для достижения определенных целей, а процесс комбинирования факторов производства и есть процесс производства. Именно умение осуществлять эффективную комбинацию факторов производства выступает в качестве показателя уровня квалификации предпринимателя. С этой точки зрения сам процесс осуществления предпринимательской активности мы можем изобразить следующим образом (рис. 3.1).

 



 

 


 

 

 

Рис. 3.1. Факторы производства

 

Проблема комбинирования факторов производства рассматривается в теории производства и затрат - основной концепции управления фирмой (предприятием). Теория производства и затрат сводится к выявлению возможных взаимосвязей между объемом производимой продукции и различными сочетаниями факторов производства. Для выявления такой взаимосвязи и выбора возможных форм комбинирования факторов обычно применяется графический метод. Строятся изокванты, т.е. кривые, отражающие все сочетания производственных факторов, использование которых обеспечивает одинаковый объем выпуска продукции. При этом на осях координат обозначены уровни факторов производства на какой-то определенный период (рис. 3.2).

Информация о работе Основы предпринимательства