Основы государственной поддержки малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 21:50, курсовая работа

Краткое описание

Малое предпринимательство – это совокупность независимых мелких и средних предприятий, выступающих как экономические субъекты рынка. Эти предприятия не входят в состав монополистических объединений и занимают по отношению к ним в хозяйственном отношении подчиненное или зависимое положение.
Предпринимательство обладает рядом специфических свойств. Ускоряя хозяйственные изменения, оно выступает в роли своеобразного «возмутителя спокойствия» и переводит экономику в новое состояние. Именно в предпринимательской деятельности создается и находится в обороте основная масса национальных ресурсов, являющихся питательной средой экономического роста.

Содержание

Введение
1. Основы государственной поддержки малого бизнеса
1.1 Основные направления усиления государственной поддержки малого предпринимательства
1.2 Поддержка предпринимательства на муниципальном уровне
1.3 Нормативно-правовые основы поддержки малого предпринимательства
2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
2.1 Проблемы развития малого предпринимательства
2.2 Существующие программы развития малого предпринимательства в городах-миллионниках
2.3 Основные направления и механизмы программы развития и поддержки малого предпринимательства в г. Казани
3. Специфика и перстпективы развития малого предпринимательства в МО г.Казань
3.1 Эффективность реализации мероприятий Программы развития и поддержки малого предпринимательства на 2007-2010г.г. в г. Казани
3.2 Рекомендации в развитии основных направлений Программы развития и поддержки малого предпринимательства
в г. Казани на 2011-2014г.г.
Заключение и рекомендации
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

развитие малого бизнеса.docx

— 112.29 Кб (Скачать файл)

Представители малого бизнеса имеют немало нарушений, в то же время существуют серьезные претензии в части необоснованного количества проверок и предвзятого отношения со стороны контрольно-надзорных органов. Подобные факты формируют негативное отношение к власти. Однако нельзя не отметить, что за последнее время в этой сфере наметились позитивные тенденции, заметны улучшения, но, к сожалению, их не достаточно. Поэтому по поручению Президента РТ и по инициативе Комитета по развитию малого и среднего предпринимательства РТ в Татарстане будет реализована программа «Скорая юридическая помощь».

Руководством республики и Российской Федерации был принят ряд решений по снижению административного барьера для малого и среднего бизнеса в части уменьшения количества проверок. В настоящее время Комитетом по развитию малого и среднего предпринимательства РТ подготовлена программа, согласно которой в режиме диалога с проверяющими органами в республике будет проводиться совместная работа по снижению данной нагрузки.

По мнению руководителя Комитета по развитию малого и среднего предпринимательства РТ Т.Шагивалеева нужно снижать количество необоснованных проверок малого и среднего бизнеса. В складывающейся непростой экономической ситуации необходимо дать бизнесу выжить. Ведь малый бизнес – это рабочие места, налоговые отчисления. Консультации для представителей малого и среднего бизнеса по несанкционированным проверкам должны давать не чиновники, а профессиональные квалифицированные юристы.[28]

Реализацией проекта в Казани займется отобранная комитетом на конкурсной основе юридическая компания – ООО «Правис». Данная компания будет выполнять функции «скорой юридической помощи». Подобная «скорая помощь» уже работает в Москве.

Основными целями программы является снижение количества проверок и необоснованного привлечения к ответственности субъектов малого предпринимательства по их результатам. Программа предусматривает оказание неотложной юридической помощи субъектам малого предпринимательства по многоканальному телефону «горячей линии», в случае необходимости бесплатное оказание юридических услуг с выездом к заказчику при проведении проверок его деятельности органами государственной власти.

Работа «скорой юридической помощи» построена так, чтобы возможно было довести до всех предпринимателей телефон «горячей линии», позвонив на которую можно будет бесплатно получить консультацию юриста, выяснить является ли проверка законной. Если проверка законная, то юридическая компания подскажет предпринимателям, какие документы нужно представить проверяющим органам. Если будут выявлены признаки незаконности проведения проверки, то на место правового конфликта прибудет бригада «юридической помощи». Для реализации программы юридическая компания использует специальный автомобиль с символикой программы, оснащенный всем необходимым программным оборудованием. Как и настоящая скорая помощь, «скорая юридическая» оснащена «мигалкой» (см. Приложение 4). Члены выездной бригады имеют видеокамеру и ноутбук с выходом в Интернет. Прибывшие на место юристы службы попытаются остановить проведение необоснованной проверки. В самых крайних случаях на место происшествия приглашаются сотрудники СМИ. Сотрудники «скорой юридической помощи» не наделены контролирующими функциями. Ее специалисты в первую очередь оказывают юридическую помощь.

В рамках реализации программы компания даёт предпринимателям бесплатные консультации по телефону, на интернет-сайте, либо на личном приеме у юриста. Контроль реализации программных мероприятий осуществляет Комитет по развитию малого и среднего предпринимательства РТ.

Наиболее часто задаваемые вопросы касаются сферы налоговых правоотношений, аренды, трудовых отношений, вопросы, связанные с особенностями ведения предпринимательской деятельности в различных сферах (получение лицензии, регистрация ИП, ООО, получение разрешений) и другие. Также предприниматели интересуются правомочностью действий проверяющих организаций, порядком землеотводов, экологическим законодательством.[29]

Льготное кредитование – это важнейший экономический инструмент «Программы развития малого предпринимательства в Казани на 2007-2010 годы».

Исполнительный комитет города и «Банк Казани» выдают в рамках программы кредиты для предпринимателей, работающих в приоритетных для города отраслях экономики, под 10 процентов годовых (то есть по ставке ниже инфляции). Максимальная сумма кредита – 5 млн. руб. Максимальный срок кредитования – 4 года. Кредиты на сумму до 600 тыс. руб. предприниматели могут получить без залога.

Целями проекта являются стимулирование предпринимателей, которые ведут свою деятельность в реальном секторе экономики. «Развитие малого и среднего бизнеса является одним из приоритетов «Банка Казани». Надеемся, что программа льготного кредитования даст толчок к развитию предпринимательства в столице Татарстана. По нашим оценкам за год по программе будет выдано кредитов на сумму более 300 млн. рублей», – заявил заместитель председателя правления ООО КБЭР «Банк Казани» Сергей Скобельников.[30] В основном кредиты выдавались на производство товаров народного потребления и строительство магазинов шаговой доступности.

Следующим мероприятием программы развития и поддержки г. Казания явился городской конкурс «Семейный бизнес – 2008», проводимый Банком Казани при поддержке мэрии города Казани в рамках Года Семьи. Цели конкурса – возрождение и укрепление традиций семейного предпринимательства в Казани, привлечение внимания общественности к феномену семейного предпринимательства, его особенностям и перспективам и выявление лучших представителей семейного бизнеса и распространение их успешного опыта.

Принять участие в конкурсе могли любые малые предприятия с численностью сотрудников до 100 человек, собственники и ключевые сотрудники которых являются членами одной семьи. Кроме того, в рамках отдельной номинации подать заявку могли те семьи, которые только планируют открыть свое дело. Победители конкурса помимо поощрительных призов получили возможность взять льготный кредит по ставке 10 процентов годовых на сумму до 10 миллионов рублей. Специальный приз для автора лучшей идеи семейного бизнеса составил 50 тысяч рублей.

«Необходимо обязательно передать данные по участвующим семьям в Исполком, главам районов», сказал мэр Казани Ильсур Метшин. «Этот конкурс – не только подведение итогов, не только призы, но и возможность увидеть нашу зарождающуюся деловую элиту, возможность познакомиться с этим слоем нашего населения, благодаря которому есть рабочие места и налоги, растет сфера услуг и сфера производства, строительный сектор. Конкурс «Семейный бизнес» покажет новых людей, которых мы еще не знаем».[31]

Таким образом, Программа развития и поддержки малого предпринимательства Г.Казани содержит в себе разноплановые и локальные мероприятия, направленные на реальную поддержку конкретных предпринимателей.

 

3. Специфика и перстпективы развития малого предпринимательства в МО г.Казань 

 

3.1 Эффективность реализации мероприятий Программы развития и поддержки малого предпринимательства на 2007-2010г.г. в г.Казани

В целях принятия действенных мер по развитию малого предпринимательства, поддержке частного бизнеса Исполнительным комитетом г.Казани осуществляется реализация Программы развития малого предпринимательства в г.Казани на 2007-2009 годы (далее – Программа), утвержденная решением Казанской городской Думы от 17.05.2007 №3-17. Мероприятия Программы разработаны в соответствии с Законом Республики Татарстан от 21.10.2005 №105-ЗРТ «Об утверждении Программы поддержки малого предпринимательства в Республике Татарстан на 2005-2010 годы». Основными направлениями Программы являются: информационно-консультационная, финансово-кредитная поддержка малого бизнеса, совершенствование правовой базы и снижение административных барьеров, инновационное развитие предпринимательства, поддержка предпринимательской инициативы молодежи.

В целях осуществления мероприятий Программы в 2009 году принято постановление Руководителя Исполнительного комитета г.Казани от 02.07.2009 №5312 «О мерах по реализации в 2009 году Программы развития малого предпринимательства в г.Казани на 2007 – 2010 годы».

В рамках мероприятий вышеуказанного постановления Исполнительным комитетом г.Казани совместно с ООО КБЭР «Банк Казани» осуществляется Программа льготного кредитования на конкурсной основе социально значимых инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства. В рамках данной Программы предприниматели могут получить льготный кредит до 5,0 млн.рублей с процентной ставкой до 13% и со сроком кредитования от 2-х. За период реализации Программы субъектам малого предпринимательства, прошедшим конкурсный отбор, было выдано 124 кредита на общую сумму 300 млн. рублей. Компенсацию из бюджета г.Казани части процентной ставки получили предприниматели, осуществляющие свою деятельность в сферах производства, жилищно-коммунального хозяйства, оказания транспортных, медицинских, услуг общественного питания и бытовых, строительства. В результате реализации данной Программы было создано более 700 рабочих мест в сфере малого предпринимательства.

Обобщающими показателями результатов муниципальной программы являются эффективность и результативность мероприятий.

Результативность мероприятий программы показывает процентное отношение полученных результатов к запланированным (цели программы, выраженные в количественных показателях). Оценка результатов реализации Программы должна осуществляться в соответствии с индикаторами оценки результативности Программы, которые являются целевыми показателями.

Эффективностью программы является среднеоценочный показатель эффективности мероприятий программы. Эффективность мероприятий, рассчитывается как отношение результатов мероприятия программы к совокупным затратам в течение всего срока его реализации. Эффективность программы поддержки малого предпринимательства может быть оценена под следующим углом зрения:

·   обеспечения всестороннего характера поддержки путем использования всей совокупности функций имеющихся организаций и структур;

·   соответствия результатов деятельности той или иной конкретной структуры возложенным на нее функциям;

·   отсутствия дублирования, противоречивости функций различных организаций;

·   обеспечения согласованного, однонаправленного действия всех составляющих систем поддержки.

Подводя предварительные итоги хода реализации Программы в 2009 году, можно сказать, что с каждым годом более весомым становится вклад малого бизнеса в социально-экономическое развитие города. В наши дни малые предприятия осуществляют деятельность практически во всех отраслях экономики Казани.

Так, в 2009 году, в Казани осуществляли свою деятельность 54800 субъектов малого и среднего предпринимательства, из которых: 17858 – экономически активные малые предприятия, 237 – средние предприятия, 36705 – индивидуальные предприниматели. Количество субъектов малого предпринимательства сохранилось на том же уровне, что и в 2008 году (субъектов – 54396).

В 2009 году основную долю – 37,4% представляли предприятия оптовой и розничной торговли, 22,5% – предприятия, осуществляющие операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг, 13,1% – строительные организации, 9,8% – предприятия обрабатывающих производств, 5,9% – организации транспорта, 2,7% – осуществляющие финансовую деятельность, 2,4% – предоставляющие персональные услуги. Удельный вес остальных видов деятельности относительно невелик.

По оценке, численность занятых на малых и средних предприятиях в 2009 году составила 158997 человек (в 2008 году – 159268 человек). Доля занятых на малых предприятиях в общей численности работников списочного состава по всем предприятиям и организациям города составила 29,6% (в 2008 году – 29,1%).[32]

Среднемесячная заработная плата работника списочного состава малого предприятия за 2009 год, по оценке, составила 17979,0 рублей. Превышение среднего размера заработной платы отмечено на малых предприятиях сферы производства и распределения электроэнергии, газа и воды, здравоохранения, строительства, на предприятиях обрабатывающих производств, предприятиях, осуществляющих операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг.

Объем отгруженной продукции в расчете на одного работника (производительность труда) на обследованных малых предприятиях города в 2009 году составил 860,1 тыс. рублей, что аналогично показателю в крупном и среднем бизнесе за 2009 год – 803,6 тыс. рублей.

Оборот малых предприятий города за 2009 год, по оценке, составил 213816,6 млн. рублей, или 29,5% от оборота всех предприятий Казани. Наибольший вклад в него внесли малые предприятия, занимающиеся оптовой и розничной торговлей – 51,0%. На долю предприятий строительства приходится 19,5%, производящих операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг – 12,0%, сферы обрабатывающих производств – 9,5%.(см. Приложение 2.)

Доля налоговых доходов от малого предпринимательства в общей сумме налоговых доходов, поступивших в бюджет города в 2009 году составила 15%.

На 1 января 2010 года в Казани насчитывалось 36705 индивидуальных предпринимателей, прошедших регистрацию и перерегистрацию в налоговых органах республики (на 1 января 2009 года – 34398). Прирост количества индивидуальных предпринимателей по сравнению с соответствующим периодом прошлого года – 6,7%.

Сфера деятельности большинства индивидуальных предпринимателей – торговля (56,6%), далее операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (15,0%), транспорт и связь (8,2%), предоставление персональных услуг (6,0%), обрабатывающие производства (5,2%), строительство (2,2%).

Как и в случае с малыми предприятиями, большую долю в структуре распределения по отраслям индивидуальных предпринимателей составляет сектор торговли – 56,6%. Объем произведенной продукции на одного предпринимателя в 2009 году составил 754,5 тыс. рублей (в среднем по республике – 794,1 тыс. рублей).[33]

Принимая во внимание, что 30% работающих казанцев заняты в сфере малого бизнеса, разработан комплекс мер по поддержке этого сегмента экономики. Это выражается в сохранении на прежнем уровне налоговых ставок на землю для всех хозяйствующих субъектов и величины единого налога на вмененный доход (ЕНВД), а также в снижении значения нормативной арендной ставки для каждой социально-экономической зоны. В целях снижения затрат субъектов малого предпринимательства на подключение к системам водоснабжения и водоотведения Исполнительным комитетом г.Казани принято постановление о снижении соответствующих тарифов на 50%.

Учитывая непростые условия на рынке наружной рекламы, когда 70% площадей оказались невостребованными, было принято решение освободить фирмы от арендной платы за непроданные под рекламу площади, на которых были размещены плакаты с социальной тематикой, посвященные пропаганде здорового образа жизни, физкультуры и спорта, нравственных ценностей.

3.2 Рекомендации в развитии основных  направлений Программы развития и поддержки малого предпринимательства В г.Казани на 2011-2014гг.

Информация о работе Основы государственной поддержки малого бизнеса