Основы государственной поддержки малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 21:50, курсовая работа

Краткое описание

Малое предпринимательство – это совокупность независимых мелких и средних предприятий, выступающих как экономические субъекты рынка. Эти предприятия не входят в состав монополистических объединений и занимают по отношению к ним в хозяйственном отношении подчиненное или зависимое положение.
Предпринимательство обладает рядом специфических свойств. Ускоряя хозяйственные изменения, оно выступает в роли своеобразного «возмутителя спокойствия» и переводит экономику в новое состояние. Именно в предпринимательской деятельности создается и находится в обороте основная масса национальных ресурсов, являющихся питательной средой экономического роста.

Содержание

Введение
1. Основы государственной поддержки малого бизнеса
1.1 Основные направления усиления государственной поддержки малого предпринимательства
1.2 Поддержка предпринимательства на муниципальном уровне
1.3 Нормативно-правовые основы поддержки малого предпринимательства
2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
2.1 Проблемы развития малого предпринимательства
2.2 Существующие программы развития малого предпринимательства в городах-миллионниках
2.3 Основные направления и механизмы программы развития и поддержки малого предпринимательства в г. Казани
3. Специфика и перстпективы развития малого предпринимательства в МО г.Казань
3.1 Эффективность реализации мероприятий Программы развития и поддержки малого предпринимательства на 2007-2010г.г. в г. Казани
3.2 Рекомендации в развитии основных направлений Программы развития и поддержки малого предпринимательства
в г. Казани на 2011-2014г.г.
Заключение и рекомендации
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

развитие малого бизнеса.docx

— 112.29 Кб (Скачать файл)

8.    Бизнес-центры оказывают, как правило, сервисные услуги предпринимателям и бизнесменам. Очень часто создаются при гостиницах, торговых центрах для обслуживания клиентов. Бизнес-центры на платной основе предоставляют помещения для переговоров, средства связи, компьютерную и оргтехнику. Некоторые сдают в аренду офисные помещения. В отличие от бизнес-инкубаторов, бизнес-центры оказывают услуги физическим лицам и по коммерческим расценкам.

В последние годы структуры, называющиеся бизнес-центрами, созданы во многих регионах при центрах занятости. Однако они отличаются от вышеописанных. Как правило, они предоставляют комплекс услуг по работе с незанятыми гражданами, желающими создать собственное дело, в этом их деятельность сходна с деятельностью.

9.    Региональные информационно – аналитические центры. Эти структуры были созданы в 1994-1997 года в 39 регионах России. Изначально информационно-аналитические центры создавались в рамках Федеральной программы государственной поддержки малого бизнеса на 1994-1995 года. За этот период были созданы в 14 регионах России 16 объектов инфраструктуры. Другие информационно-аналитические центры создавались на базе региональных – центров научно-технической информации, территориальных торгово-промышленных палат, агентств поддержки малого бизнеса, инновационных центров поддержки бизнеса, научно-производственных фирм. Более 50 % региональных информационно-аналитических центров – коммерческие организации, однако существуют – негосударственные некоммерческие, государственные некоммерческие структуры, а также, действующие без образования юридического лица. Финансироваться могут за счет средств регионального и федерального бюджетов, средств, полученных в результате собственной деятельности. В задачи информационно-аналитических центров входит информационное обслуживание предпринимателей (представление консультационной, юридической, справочной, нормативно-технической, экономической налоговой информации), проведение работ по созданию реестра малых предприятий и банка инвестиционных и инновационных проектов, осуществление рекламной и издательской, а также образовательной деятельности, предоставление услуг по приобретению, установке и эксплуатации компьютерной техники, разработке компьютерных программ.[12]

Без информации практически невозможно принять любое управленческое решение. В России сегодня предпринимателю получить необходимую информацию в определенные сроки довольно сложно. Государственные источники информации практически не функционируют или ограничены для информационного обмена даже между собой. Информационная структура дефицитной экономики разрушена, а новая находится в зачаточном состоянии. В особенно сложном положении находятся представители малого и среднего бизнеса.

Для обеспечения информацией представителей малого и среднего бизнеса при фонде поддержки бизнеса были созданы: федеральный информационно-аналитический центр и сеть региональных информационно-аналитических центров. В рамках программы поддержки малого и среднего бизнеса на базе были проведены следующие маркетинговые исследования:

·      потребностей предпринимателей в информационных и аналитических услугах;

·      возможностей и потребностей региональных центров Системы информационного обеспечения малого бизнеса, других центров поддержки предпринимателей;

·      потребностей и возможностей администраций регионов РФ, инвесторов.[13]

Для сбора первичной информации были использованы два метода: почтовый опрос глав администраций краев и областей и опрос участников Первого съезда предпринимателей России, участников выставки «Бизнес и банки», участников семинара «Предприниматели малого бизнеса» и т.д.

10.  Фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств). Фонд – совокупность финансовых ресурсов, консолидированных Гарантийным фондом для обеспечения исполнения обязательств перед кредиторами путем предоставления гарантий. Средства Фонда формируются за счет средств краевого бюджета, с дальнейшим привлечением средств федерального бюджета на условиях софинансирования. Размер фонда на первом этапе пятьдесят млн. руб. (в том числе пятнадцать миллионов рублей – средства краевого бюджета, тридцать пять миллионов рублей – средства федерального бюджета).[14] Фонд – пополняемый, и его средства могут расходоваться только на уставные цели.

Ожидаемые результаты от создания Гарантийного фонда:

·      консолидация усилий участников инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;

·       организация более широкого доступа к кредитным ресурсам;

·      дополнительное привлечение ресурсов коммерческих банков к работе.

11.  Бизнес-инкубаторы – это структуры, размещающие на льготных условиях специально отобранные малые предприятия на своих площадях и оказывающие им консалтинговые, образовательные и офисные услуги. В настоящее время бизнес-инкубаторов 123. В ближайшие три-четыре года минэкономразвития планирует открыть подобные структуры практически в каждом крупном городе России и довести общее число до пятисот. В бизнес-инкубаторе есть четкий срок поддержки, за три года идея должна перейти на уровень опытного образца.

Таким образом, основу государственной поддержки малого предпринимательства составляет разработка основных направлений поддержки, а также конкретных мероприятий целевого назначения.

1.2 Поддержка предпринимательства  на муниципальном уровне

В отсутствие целевого программного воздействия на общефедеральном уровне стали усиливаться несогласованность региональных и местных программ, а также межрегионального взаимодействия в новых условиях.

Поддержка малого предпринимательства на муниципальном уровне зачастую зависит от уровня понимания проблемы главами муниципалитетов. Самыми распространенными формами поддержки малого бизнеса является предоставление малому предприятию муниципального заказа, льготной аренды, создание и финансирование структур, предоставляющих предпринимателям консультационные и организационные услуги.

С каждым годом все более весомым становится вклад малого бизнеса в социально-экономическое развитие нашего города. В настоящее время, малые предприятия осуществляют деятельность во всех отраслях экономики Казани. Так, в 2009 году в Казани насчитывалось порядка семнадцати тысяч экономически активных малых предприятия, где работали более 150 тысяч человек.

Среднемесячная заработная плата работников малых предприятий составляет 18 тысяч 919 рублей, годовой оборот предприятий – 224,7 млрд. рублей, или 36,2% от оборота всех предприятий Казани, что на 2,4 процентных пункта выше, чем в 2008 году.[15]

Становление полноценной, динамично развивающейся рыночной экономики невозможно без создания в нашей стране достаточно устойчивого, социально-ответственного предпринимательского корпуса. Решение этой задачи должно стать не только объектом научных изысканий, но и одной из стратегических целей государственной экономической политики. В этой связи изучение хозяйственной и общественно-благотворительной деятельности предпринимателей дореволюционной России представляется нам чрезвычайно важным направлением исследований современной отечественной экономической и исторической науки.

Предпринимательство в России имеет давнее и в то же время весьма непростое прошлое. Как и во многих других странах, начальные этапы его становления были тесно связаны с протекционистской политикой государственной власти. Система административно-правовых ограничений, монополии и откупа являлись типичными инструментарием экономической политики петровской эпохи.

Во второй пол. XVIII – нач. XIX вв., по мере углубления капиталистических отношений и формирования единого общенационального рынка, царским правительством были приняты меры по созданию институционально-правовой базы для более свободного осуществления торгово-промышленной деятельности. Издается целый ряд законодательных актов, призванных оживить предпринимательскую инициативу, расширить социальную базу предпринимательства, упорядочить взаимоотношения администрации и деловых кругов. В частности в 1757 г. был введен закон об отмене внутренних таможенных пошлин, в 1762 г. – закон об отмене торгово-промышленных монополий, в 1775 г. реорганизуется купеческое сословие, открываются первые кредитные учреждения, и т.д.[16]

Новым явлением в экономической политике самодержавия екатеринской эпохи в сфере частного предпринимательства стало распространение практики общегражданского права на нерусские и нехристианские народы России. Например, в 1763 г. специальными Указами Правительствующего Сената за казанскими служилыми татарами были подтверждены права на беспрепятственную торговлю по всей империи, включая столицу. Этими же документами властям на местах запрещалось чинить торгующему люду (из числа инородцев) препятствия на осуществление предпринимательской деятельности (опечатывать лавки, конфисковывать товары и т.п.).

В первой пол. XIXв. законодательная база, регулирующая предпринимательскую деятельность, пополнилась новыми нормативными документами (Устав о банкротстве 1800г., Устав о торговом судопроизводстве 1832 г. и др.).

В целом мероприятия царского правительства способствовали оживлению деловой жизни в стране, пополнению предпринимательского потенциала за счет притока в него новой социально-культурной среды.

Предпринимательские ресурсы концентрировались преимущественно в крупных городах. В Поволжском регионе выделялась Казань. Еще со времен средневековья наш город оказался вовлечен в орбиту интенсивной международной торговли. Свое значение крупнейшего на Востоке пункта транзитной торговли он сохранил и после образования Российской империи, оказавшись фактически в центре обширного евроазиатского государства. Через древнюю столицу Татарстана, являвшуюся «воротами на Восток», проходили две сухопутные дороги – Сибирский и Оренбургский тракты, соединявшие Европейскую Россию с Сибирью, Дальним Востоком, Китаем, и Средней Азией.

По мере развития производительных сил все большее количество собственно казанских товаров находило сбыт на внутреннем и иностранных рынках. Более других ценились изделия казанских кожевенных, кумачных и мыловаренных заводчиков. Особенно прибыльной считалась восточно-китайская (кяхтинская) торговля. Так казанский купец Л.Ф. Крупенников ежегодно вывозил в Поднебесную козловых кож, как собственной выделки, так и других предпринимателей, до 226 тыс. штук и привозил оттуда чая и других товаров почти на 2 млн. рублей. Он, а также купцы С.Е. Александров, М.И. Апаков, Г.М-Р. Юнусов и некоторые другие сколотили на чайных поставках миллионные состояния.

Другим направлением успешной внешнеторговой экспансии казанских коммерсантов стало южное направление – Средняя Азия и Прикаспийские державы. Причем, как свидетельствуют многочисленные источники, торговля с государствами Средней Азии почти вся находилась в руках татар. Правительство, кровно заинтересованное в укреплении своего политического влияния в этом регионе всячески поощряло последних на завоевание рынков соседних мусульманских стран.

Так в 1804 г. специальным царским Указом казанские купцы Шахмуратовы были освобождены от уплаты налогов сроком на двадцать лет в качестве компенсации за убытки, понесенные ими вследствие случившегося разбойного нападения и разграбления их торгового каравана по пути в Бухару и Хиву.

С другой восточной страной – Персией много и успешно торговал казанский первостатейный купец Г. Измаилов. В 1812 г. он привез оттуда различных товаров, главным образом шелка, на сумму более чем 3 млн. рублей.

О количественном и качественном росте предпринимательского класса в первой половине XIX в. свидетельствует динамика пополнения рядов гильдейского купечества. В него (особенно по первой и второй гильдии) записывались, как правило, наиболее состоятельные капиталисты. В 1848 г. в Казани было объявлено 232 купеческих капитала на сумму 788 тыс. руб., через десять лет – 351 капитал на 1224 тыс. руб., в год отмены крепостного права – 392 капитала на 1353 тыс. руб., в 1869 г. уже 998 капиталов на 5735 тыс. руб.. Как видно, за два десятка лет число состоятельных людей в городе увеличилось в 4,3 раза, а стоимость их имущества в 7,3 раза. Таким образом, накануне и в первое пореформенное десятилетие в провинции усиленно протекал процесс капиталистического накопления.[17]

К исходу XIX в. Казань превратилась в купеческую столицу всего Поволжского региона. Из материалов Первой Всеобщей переписи населения Российской империи видно, что здесь проживало больше купцов, чем в каком-либо ином городе средневолжья.

Помимо купечества, деловой жилки было не лишено и крестьянское сословие. Крестьяне вели, как правило, мелочную торговлю, либо торговлю вразнос и в развоз. Из крестьянской массы формировались такие категории торговых посредников как барышники, просолы, офени, кулаки и прочие.

Буржуазно-демократические преобразования сер. XIXв. сопровождались вовлечением в сферу торгово-промышленной деятельности самых широких слоев населения: обуржуазившегося дворянства, высшего чиновничества, разношерстных представителей городской интеллигенции – врачей, инженеров, землемеров, юристов – предпринимательский дух проник во все социальные группы пореформенного российского общества. Наиболее удачливыми представителями новой волны деловой элиты стали врачи братья Гольдберг, инженеры С.В. Шмелев и Н.А. Контино, частный землемер С.П. Михайловский и др. Они принесли в практику отечественного предпринимательства массу инноваций: передовой зарубежный опыт по управлению предприятием, прогрессивные технологии, современную для своей эпохи философию бизнеса. Таким образом, общественное мнение по отношению к предпринимателю стало меняться в положительную сторону.

Предпринимательские слои Казани предпочитали вкладывать средства в торговлю и переработку сельскохозяйственных товаров: зерна, сырья и т.д. Особенно в этом преуспели С.М. Аитов (торговля сырьем и мыловаренное производство) братья Гликины (торговля сырьем и кожевенное производство), отец и сын Оконишниковы (скупка, перемол зерна) и др. С началом ХХв. в связи с интенсивным градостроительством для предпринимателей открылись новые отрасли прибыльного инвестирования, например, производство и продажа строительных материалов. На этом рынке выделялись семейные фирмы Персон и Булыгиных, имевших лесопильные заводы и торговавшие строительным лесом, коммерческие фирмы Гордеевых и Челышевых (продажа кровельного железа) и прочие.

Новыми отраслями региональной экономики, куда охотно привлекались частные капиталы, стали также металлопереработка и издательско-полиграфическое дело (Бр. Каримовы, А.П. Харитонов, А.Н. Свешников).[18]

Как в промышленности, так и в торговле главную роль играли представители крупного капитала. Они контролировали значительные объемы отраслевых продаж и доминировали на рынке труда. Хотя монопольной властью над рынком не обладал ни один предприниматель.

Вместе с тем, было бы ошибкой игнорировать роль мелкого капитала в развитии частного предпринимательства в пореформенную эпоху. Более того, в начале прошлого столетия произошло существенное расширение сферы его применения. Это было связано с тем, что на рубеже столетия в новый этап вступил промышленный переворот. Его основной технической характеристикой стало внедрение в производство новых типов техники – нефтяных и керосиновых двигателей, электромоторов. Более дешевая, экономичная и, следовательно, доступная для мелких капиталистов техника стала широко использоваться предпринимателями на своих предприятиях. Только в Казани насчитывалось более пяти десятков мелких заводов, фабрик и мастерских с механическими двигателями (шерстобитный завод Зябирова и Башировой, прянично-кондитерские фабрики Афанасьева и Оденцова, завод минеральных вод Обухова, ватная фабрика Заманова, мебельная фабрика Федорова и др.).[19]

Информация о работе Основы государственной поддержки малого бизнеса