Наблюдение как процедура несостоятельности (банкротства)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 15:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование наблюдения как процедуры несостоятельности (банкротства) и разработка предложений по совершенствованию действующего законодательства в Российской Федерации.
В связи с поставленной целью задачами работы являются:
- рассмотреть понятие, цели и последствия процедуры наблюдения;
- раскрыть правовое положение должника в процессе наблюдения;
- проанализировать правовой статус временного управляющего;
- охарактеризовать правовой механизм сохранения имущества должника и анализ финансового состояния должника;
- рассмотреть установление размеров требований кредиторов;
- охарактеризовать окончание процедуры наблюдения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕДУРЫ НАБЛЮДЕНИЯ………6
1.1. Понятие, цели и последствия процедуры наблюдения…………………..…6
1.2. Правовое положение должника в процессе наблюдения..………………..11
1.3. Правовой статус временного управляющего………………………………23
ГЛАВА 2. ИСПОЛНЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ НАБЛЮДЕНИЯ……………………...28
2.1. Правовой механизм сохранения имущества должника и анализ финансового состояния должника…………………………………………..……………………...28
2.2. Установление размеров требований кредиторов……………………………35
2.3. Окончание процедуры наблюдения…………………………………………...41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….44
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ…………………………………………………………...48

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ- Предпр. право по наблюдению.doc

— 267.50 Кб (Скачать файл)

Пункт 3.2 статьи 64 Закона о банкротстве содержит положение, согласно которому руководитель должника не позднее пятнадцати дней с даты утверждения временного управляющего обязан предоставить временному управляющему и направить в арбитражный суд перечень имущества должника, в том числе имущественных прав, а также бухгалтерские и иные документы, отражающие экономическую деятельность должника за три года до введения наблюдения.

Ежемесячно руководитель должника обязан информировать временного управляющего об изменениях в составе  имущества должника.

В соответствии с п. 4 статьи 64 Закона о банкротстве руководитель должника обязан проинформировать учредителей (участников) должника либо собственника имущества унитарного предприятия о введении наблюдения; это должно быть сделано в течение 10 дней с даты вынесения судом соответствующего определения.

Руководитель обязан предложить учредителям (участникам) провести общее собрание для рассмотрения вопросов о целесообразности введения в отношении должника финансового оздоровления либо иных процедур, проведении дополнительной эмиссии акций, а также для решения иных вопросов, указанных Законом о банкротстве.

Это означает, что руководитель обязан обратиться к учредителям (участникам, собственнику имущества унитарного предприятия) для решения ими вопроса о возможных компромиссных вариантах удовлетворения требований кредиторов при сохранении контроля над юридическим лицом - должником.

Для этого учредители могут, например, привлечь дополнительные средства и рассчитаться с кредиторами, исполнение обязательств перед которыми просрочено свыше трех месяцев, либо обратиться к первому собранию кредиторов или непосредственно к арбитражному суду с ходатайством о введении финансового оздоровления. Во втором случае им придется также решить вопрос о предоставлении обеспечения исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности25.

Непринятие учредителями соответствующих мер может привести к тому, что будет введена процедура внешнего управления или открыто конкурсное производство, за чем последует как минимум потеря контроля над должником.

Проведение любой процедуры  банкротства влечет существенные непроизводственные расходы для должника: на оплату вознаграждения арбитражного управляющего и привлеченных им специалистов, проведение инвентаризации имущества и его оценки, публикацию информационных сообщений и т.д. При осуществлении мер по восстановлению платежеспособности в ходе внешнего управления имущество должника может быть распродано.

В результате осуществления  конкурсного производства организация  ликвидируется. Однако учредителям  следует учитывать возможность  возложения на них субсидиарной ответственности в случае, если будет установлена преднамеренность доведения организации до банкротства. Таким образом, учредителям целесообразно принять оперативные меры для скорейшего прекращения дела о банкротстве, для чего Законом о банкротстве им предоставлен целый ряд возможностей.

Приняв одно из решений, учредители (участники) либо собственник имущества унитарного предприятия обращаются к собранию кредиторов с соответствующим предложением.

Сразу обращает на себя внимание тот факт, что об увеличении количества долей в общество с ограниченной ответственностью ничего не сказано.

В качестве одной из возможностей Законом о банкротстве предусмотрено  право должника увеличить свой уставный капитал путем размещения по закрытой подписке дополнительных обыкновенных акций за счет дополнительных вкладов своих учредителей (участников) и третьих лиц в порядке, установленном федеральными законами и учредительными документами должника. Тем самым был положен конец длительной дискуссии о возможности дополнительной эмиссии акций в ходе осуществления процедур банкротства26.

При этом не учитывается, что ГК РФ содержит норму, запрещающую  увеличение уставного капитала АО для  покрытия убытков (применением этого  запрета может быть обоснован  отказ в регистрации эмиссии).

Данный запрет обусловлен, в частности, тем, что в законодательстве уставный капитал понимается как минимальный размер имущества, гарантирующий интересы кредиторов общества (п. 1 ст. 99 ГК РФ, п. 1 ст. 25 Закона РФ «Об акционерных обществах»). Если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов акционерного общества окажется меньше уставного капитала, общество обязано объявить и зарегистрировать в установленном порядке уменьшение своего уставного капитала. Если же стоимость становится меньше определенного законом минимального размера уставного капитала, общество подлежит ликвидации. Между тем, очевидно, что денежные средства, полученные при применении данной меры, будут направлены именно на восстановление платежеспособности общества, т.е. на выплату его просроченных долгов. Как следствие, в случае, если размер чистых активов окажется меньше зарегистрированного размера уставного капитала, данное обстоятельство может повлечь ликвидацию такого общества27. Таким образом, на стадии наблюдения у акционерных обществ может появиться новое имущество и новые участники.

Последними могут быть и кредиторы, однако акционирование долга (т.е. обмен его на акции) едва ли возможно (хотя в ряде случаев  весьма целесообразно) в силу запрета  ГК РФ оплачивать акции путем зачета требований к обществу (а, по сути, при акционировании долга речь идет именно об этом). Соответственно дополнительные акции должны быть оплачены в соответствии с требованиями законодательства28.

Эмиссия должна быть проведена  таким образом, чтобы до окончания наблюдения (т.е. до даты судебного заседания по рассмотрению дела о банкротстве) была осуществлена государственная регистрация отчета об итогах выпуска дополнительных обыкновенных акций и изменений в учредительных документах общества.

Представляется, что при неосуществлении должностными лицами указанных действий своевременно может быть поставлен вопрос о продлении срока наблюдения либо об оценке имущества должника для целей введения следующей процедуры с учетом дополнительной эмиссии.

Иными словами, идея наблюдения состоит в использовании неоспоримых качеств собственников должника, - они являются субъектами, наиболее сведущими в той отрасли экономики, в которой действует должник, хорошо ориентируются в его финансах, способны учесть предшествующий отрицательный опыт ведения дел. 29

Приведем пример из практики: Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению ООО «МеталлПромСервисс» к ООО «СМУ-300» о признании несостоятельным (банкротом).

Должником представлены копии и подлинник платежных  поручений № 116 от 08.02.2011, № 26418 от 02.02.2012 для сличения судом.

Исследовав материалы  дела, арбитражный суд пришел к  следующим выводам. Как следует из материалов дела, определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 25.08.2011 по делу № А58-3322/11 утверждено мировое соглашение от 25.08.2011, прекращено производство по делу.

Из материалов дела усматривается, что основанием для подачи ООО «МеталлПромСервис» иска в суд послужило ненадлежащее исполнением ответчиком - ООО «СМУ-300» обязательств по договору поставки № 08/01-03 от 05.03.2011. Неисполнение ООО «СМУ-300» обязательств по оплате образовавшегося долга послужило основанием для обращения ООО «МеталлПромСервис» в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.

Таким образом, поскольку  на дату рассмотрения обоснованности требований ООО «МеталлПромСервис» о признании должника банкротом денежное обязательство последним исполнено после подачи заявления о признании его банкротом, правовых оснований для введения процедуры наблюдения в отношении ООО «СМУ-300» не имеется. В этой связи во введении в отношении ООО «СМУ-300» наблюдения следует отказать, производство по делу прекратить.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе во введении в отношении ООО «СМУ-300» процедуры наблюдения и прекращении производства по делу.30

Таким образом, процедура  наблюдения «открывает» дело о банкротстве, является его первой стадией, нейтральной с точки зрения уклона банкротного процесса. Оставляет возможность для выбора участниками производства варианта дальнейшего движения дела: либо это будет попытка восстановить финансы предпринимателя-должника, что повлечет введение финансового оздоровления или внешнего управления, либо процесс пойдет по пути ликвидации бизнеса, что будет поводом к открытию конкурсного производства.

 

 

1.3. Правовой  статус временного управляющего

 

Вопрос о  назначении арбитражного управляющего решается арбитражным судом в  заседании по рассмотрению обоснованности требований заявителя к должнику, дата которого назначается арбитражным судом в определении о принятии заявления о признании должника банкротом. Если заявление подано самим должником, то арбитражный суд в определении о принятии заявления и введении наблюдения указывает дату проведения судебного заседания по рассмотрению вопроса об утверждении временного управляющего.

Временным управляющим  является арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом  для проведения процедуры наблюдения.

К полномочиям  временного управляющего следует отнести права и обязанности временного управляющего, которые предусмотрены Законом о банкротстве и в результате исполнения и реализации которых осуществляется достижение основных целей, стоящих перед процедурой наблюдения, а именно: обеспечение сохранности имущества должника, проведение анализа финансового состояния должника, составление реестра требований кредиторов и проведение первого собрания кредиторов. 31

Обязанности временного управляющего перечислены в ст. 67 Закона о банкротстве.

Временный управляющий  обязан:

- принимать  меры по обеспечению сохранности  имущества должника;

- проводить  анализ финансового состояния  должника;

- выявлять кредиторов  должника;

- вести реестр  требований кредиторов, за исключением  случаев, предусмотренных Законом о банкротстве;

- уведомлять  кредиторов о введении наблюдения;

- созывать и  проводить первое собрание кредиторов.

Уведомление кредиторов о введении наблюдения должно осуществляться временным управляющим следующими способами.

Согласно п. 1 ст. 68 Закона о банкротстве временный управляющий обязан в течение трех дней с даты получения определения о введении наблюдения (но не с даты вынесения такого определения) направить сведения, подлежащие опубликованию, в адрес официального издания (в настоящее время таким изданием является "Российская газета"). В отношении факта введения процедуры наблюдения такими сведениями являются:

- наименование  должника - юридического лица или  фамилия, имя, отчество должника-гражданина  и его адрес;

- наименование  арбитражного суда, вынесшего определение о введении наблюдения, дата вынесения такого определения и номер дела о банкротстве;

- фамилия, имя,  отчество утвержденного временного  управляющего и адрес для направления  корреспонденции временному управляющему;

- установленная арбитражным судом дата судебного заседания по рассмотрению дела о банкротстве.

Оплата опубликования  таких сведений производится за счет должника. В случае отсутствия денежных средств у должника оплату опубликования  сведений производит арбитражный управляющий с последующим возмещением указанных средств за счет должника. 32 Следует отметить, что согласно п. 3 ст. 59 Закона о банкротстве в случае отсутствия у должника средств, достаточных для погашения расходов на опубликование указанных выше сведений, такие расходы обязан погасить заявитель (лицо, по заявлению которого возбуждено дело о банкротстве) в части, не погашенной за счет имущества должника.

Кроме того, временный  управляющий обязан не позднее чем  через 14 дней с даты опубликования  сообщения о введении наблюдения уведомить о вынесении определения о введении наблюдения всех выявленных им кредиторов должника, за исключением кредиторов, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, исполнение обязательств по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, исполнение обязательств по выплате вознаграждения по авторским договорам. Выявленные кредиторы - это кредиторы должника, наличие задолженности перед которыми временный управляющий установил в результате изучения и анализа бухгалтерских, финансовых и иных документов.

По окончании  наблюдения временный управляющий  не позднее чем за пять дней до установленной  даты заседания арбитражного суда, указанной в определении о  введении наблюдения, обязан представить в арбитражный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии должника и предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, протокол первого собрания кредиторов.

Информация о работе Наблюдение как процедура несостоятельности (банкротства)