Исследование конъюнктуры рынка детских бельевых трикотажных товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 20:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение методов проведения анализа конъюнктуры рынка и применение основных его инструментов на конкретном рынке.
В первой части курсовой работы будут рассмотрены теоретические аспекты проведения анализа конъюнктуры рынка. Во второй главе работы будет проведен анализ конъюнктуры рынка бельевых трикотажных изделий. В третьей главе будет приведена попытка прогнозирования развития рыночной ситуации не рынке бельевых трикотажных изделий.

Содержание

Введение 5
1 Анализ конъюнктуры рынка 7
2 Анализ рынка детского бельевого трикотажа в Республике Беларусь 13
2.1 Значение детского бельевого трикотажа в удовлетворении потребностей населения 13
2.2 Направление развития производства и потребления детского бельевого трикотажа 15
2.3 Факторы формирования ассортимента 19
3 Прогнозирование развития рынка детского бельевого трикотажа 24
Заключение 26
Список использованных источников 28

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая_анализ_конъюнктуры.doc

— 216.50 Кб (Скачать файл)

     Объем производственного потребления  товарного рынка определяется величиной закупок потребителей. Среди факторов можно отметить общеэкономические, отраслевые, внутрихозяйственные.

     Объем государственного потребления определяется государственным заказом на товар. Главными факторами развития этого  сектора рынка являются потребности государства в данном товаре и его финансовые возможности.

     Объем экспорта товара уменьшает емкость  рынка. Величины экспорта регистрируются государственными таможенными службами, и данные о них публикуются  в статистических сборниках. Среди факторов, влияющих на экспортные поставки, необходимо отметить следующие:

     - конкурентоспособность товара на мировом рынке;

     - внешнеэкономическая политика стран экспортеров и импортеров;

     - экспортные возможности страны-экспортера.

     Анализ  предложения предусматривает: количественную оценку предложения в стоимостных и натуральных показателях; определение структуры предложения с точки зрения ассортиментных разновидностей товара по ценам, типам, моделям, качеству, дизайну, новизне и т.д.; исчисление доли отдельных поставщиков (производителей и продавцов) на рынке товара, в том числе доли импорта в общем объеме предложения; выявление мировых тенденций в развитии данного рынка и возможные последствия таких тенденций для рынка страны [2, c. 36].

     Анализ  тенденций развития спроса и предложения на исследуемом рынке служит логическим продолжением предшествующих этапов анализа. На данном этапе основная задача — выявить тенденции динамики стоимостных и натуральных измерителей спроса и предложения, определить количественные и качественные факторы, влияющие на объемные и структурные изменения спроса и предложения, сопоставить выявленные тенденции на рынке страны с тенденциями в других регионах и других странах; определить стадию жизненного цикла, на которой находится товар. Результаты этого анализа являются отражением процесса удовлетворения потребности, которую выражают покупатели товара.

     Изучение  конъюнктуры товарного рынка  завершается анализом развития и  удовлетворения потребностей, в процессе которого отслеживается развитие потребности, выраженной и удовлетворенной посредством товара, появление новых его разновидностей или, наоборот, уменьшение потребности или ее исчезновение. Кроме этого, изучается возможность удовлетворения потребности с помощью другого товара — заменителя, вероятно, пока не представленного на рынке.

     Задачи  исследования потребностей носят качественный характер и решаются в основном путем  опросов потребителей и специалистов — маркетологов, товароведов, социологов. Результаты анализа конъюнктуры  рынка товара вместе с прогнозом общехозяйственной конъюнктуры становятся основой разработки конъюнктурного прогноза.

 

2 АНАЛИЗ РЫНКА ДЕТСКОГО БЕЛЬЕВОГО ТРИКОТАЖА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

     2.1 Значение детского бельевого трикотажа в удовлетворении потребностей населения

 

     Приступая к отражению значения детского бельевого  трикотажа в удовлетворении спроса населения, необходимо отметить, что  в ассортимент белья входят: изделия, которые защищают кожный покров от соприкосновения с верхней и легкой одеждой и создают тепловой комфорт (белье верхнее и нательное); белье постельное и столовое; корсетные изделия.

     Нас интересует в данной работе белье нательное, в частности, детское.

     Детский бельевой трикотаж на сегодняшний пользуется большим спросом среди населения, поэтому его реализация  приносит значительный доход предприятиям торговли. Невозможно представить себе ребенка, у которого в гардеробе не было бы огромного количества маек, трусиков, шортов и др. Среди прочей одежды потребитель покупает белье чаще, чем остальные вещи. Это связано со сроком службы одежды, а также с тем фактором, что белье мы носим постоянно, вне зависимости от времени года или суток.

     Постоянный  рост доходов населения приводит к росту товарооборота торговых предприятий, в том числе за счет увеличения спроса населения на детский бельевой трикотаж. Однако необходимо отметить, что по сравнению с другим видом трикотажа, спрос на детский бельевой трикотаж слабо эластичен, поскольку, несмотря на доходы населения, потребитель всегда его покупает, поскольку ощущает потребность в нем.

     Для выявления факторов, оказывающих  влияние на удовлетворенность потребностей населения в анализируемом товаре необходимо провести анализ не только потребительских свойств товара, но и определить долю расходов населения  на детский бельевой трикотаж.

     Структура потребительских расходов белорусов  типична для стран региона. Наибольший удельный вес в потребительских расходах в 2010 г. (рис. 2.1) занимала покупка продуктов питания – 42,4%.

     Одежда, обувь, ткани составили 9,2% в общих расходах населения, из них 7% - расходы на детский бельевой трикотаж. 

Рисунок 2.1 – Структура потребительских расходов в 2010 г., %

     Примечание. Источник: собственная разработка по данным Национального статистического комитета 

     В таблице 2.1 приведены данные о реальных доходах населения в 2005-2010 годах.  

Таблица 2.1 – Реальные денежные доходы населения в 2005-2010 годах, %

Показатель 2005 2006 2007 2008 2009 2010
предыдущий  год = 100 114,1 128,1 104,1 103,9 109,8 109,8

     Примечание. Источник: собственная разработка 

     Как следует из таблицы 2.1, реальные денежные доходы населения в 2005-2010 годах постоянно увеличивались, что не могло не сказаться на спросе на детский бельевой трикотаж в совокупности с ростом рождаемости.

     Существенным  фактором, оказывающим влияние на удовлетворение потребностей населения в детском бельевом трикотаже является принадлежность детей к определенным типовым фигурам.

     Типовые фигуры детей объединены в пять возрастных групп: ясельная (от 6 месяцев до 3 лет), дошкольная (3-6,5 года), младшая школьная (6,5-12 лет), старшая школьная (12-15,5 года), подростковая (15,5-18 лет).

     Ведущим размерным признаком у детей  является рост. В каждой группе для  каждого варианта роста выделяются определенные размеры. Для мальчиков  приняты следующие варианты: рост - от 98 до 188 см, обхват груди - от 52 до 104 см, обхват талии - от 48 до 90 см; для девочек: рост - от 98 до 176 см, обхват груди - от 52 до 104 см, обхват талии - от 48 до 84 см. Интервал по росту - 6 см, по обхвату груди - 4 см, по обхвату талии - 3 см.

     Потребителям  важны в первую очередь свойства изделий, которые определяют их использование, поэтому при изучении ассортимента детского бельевого трикотажа нельзя сбрасывать со счетов и такие факторы, как мода, направления развития общества (приоритеты, отдаваемые спортивному образу жизни, влекут увеличение спроса на спортивную одежду). Необходимо также отметить, что в последнее время наблюдается малое количество бельевого трикотажа для подростков.

     2.2 Направление развития производства и потребления детского бельевого трикотажа

 

     В 1900 году продукция легкой промышленности составляла 17,2% от общего объема промышленного  производства страны. В последующие  годы под воздействием углубившегося  кризиса объемы производства легкой индустрии сократились  и в 1995 году по отношению к уровню 1990 года составили всего 46,6%, а доля легкой промышленности в общем объеме промышленного производства снизилась до 8%, в частности детского бельевого трикотажа – да 0,9 %., что не могла не сказаться на развитии частного предпринимательства в этой области деятельности. Именно в эти годы многие, кто умел вязать, пытались удовлетворить спрос населения на трикотажные изделия  [15].

     После 1995 года в отрасли начался рост производства и в последующие 3 года выпуск продукции возрос в 1,7 раза. Что касается детского бельевого трикотажа, то наиболее высокими темпами возрастало производство спортивной одежды, свитеров и др. (в 2,2 раза).

     Объемы  выпуска детского бельевого трикотажа  стали стабильно увеличиваться  начиная с 2000 года. В 2004 году наблюдался наибольший за все время темп роста производства  - 10,6% относительно 2003 года. В последующие 3 года темп роста  также являлся высоким – около 10% в год.

     В 2004 году в текстильной отрасли  рентабельность составляла только 4,4%. Доля убыточных предприятий легкой промышленности, получивших чистый убыток, в январе-мае была 60,6%. Это несколько ниже, чем в январе-апреле (62,4%).

     Удельный  вес запасов готовой продукции  детского бельевого трикотажа  к  среднемесячному объему производства по состоянию на 1 января 2005 года равнялся  154,8%. И это был самый высокий процент затоваренности среди других отраслей промышленности Беларуси. Высокий процент тканей находился в запасах, то есть на складах.

     Статистики  отмечали  невысокую платежеспособность текстильной отрасли, которая составляла только 3,2%. В то время как в целом по промышленности Беларуси данный показатель достигал 40,2%. Он определяется отношением денежных средств предприятий на их счетах к просроченной кредиторской задолженности.

     Сбыт  продукции легкой промышленности, в  частности, детского бельевого трикотажа  остается проблемой и до сих пор. На 1 января 2010 года, по информации Министерства статистики и анализа Беларуси, в легкой промышленности зафиксирован самый высокий среди всех отраслей показатель по запасам готовой продукции. Запасы готовой продукции на эту дату  составили 245,9 млрд. рублей, или 121,2% к среднемесячному объему производства.

     За  декабрь 2010 года этот показатель увеличился на 2,3%. Запасы трикотажных изделий превышают среднемесячный объем производства в 4,5 раза. Запас детского бельевого трикотажа составляет 96,7% среднемесячного объема производства. Однако, такая тенденция наблюдается не по всем ассортиментным группам: по бельевому детскому трикотажу не полностью удовлетворяется спрос отечественного потребителя.

     Производственные  мощности белорусской легкой индустрии  ориентированы на выпуск льноволокна, шерсти мытой, пряжи хлопчатобумажной. Специалисты отмечают, что научно-технический прогресс в отрасли достаточно высокий. Значительная доля продукции отрасли конкурентоспособна на мировом рынке, в том числе на рынках ЕС. Уже в 2000 году в страны дальнего зарубежья было поставлено 32,4% трикотажных изделий.

     На  сегодняшний день основными производителями детского бельевого трикотажа в нашей стране являются: ОАО «Купалинка», ОАО «Свитанак», ОАО «8-е Марта». Многие оптовые предприятия поставляют продукцию из Турции, Франции, Польши и др.

     Легкая  промышленность Республики Беларусь должна развиваться, борясь с экспансией Китая на мировом рынке текстиля. Китайский текстиль дешевле. Это обусловлено более высокими издержками на производство текстиля. В издержках белорусских производителей высокий удельный вес занимает заработная плата. И это обусловлено политикой государства в области доходов населения и уровня жизни. 

     В 2004 году Евросоюз увеличил квоты на импорт по хлопчатобумажным и льняным  тканям на 17,7% и 48,7%. Однако китайские  товары оказались более конкурентоспособными, невзирая на то, что что транспортные издержки Китая на доставку товара в Европу гораздо выше, чем у Беларуси, то есть выгодное географическое положение не оказывает существенного влияния на конкурентоспособность белорусской продукции. Снижение себестоимости продукции остается актуальной задачей белорусских производителей. Конечно, снизить заработную плату рабочим вряд ли представляется возможным, однако единицы продукции зависит не только от величины заработной платы рабочих, но и от других факторов, например, таких, как постоянные издержки. С увеличением производителььности труда снижается себестоимость продукции. Кроме того, необходимо осуществлять анализ себестоимости и выявлять резервы ее снижения. Рациональная организация труда, устранение потерь и брака, способствуют снижению себестоимость продукции, и она становится более конкурентоспособной.

Информация о работе Исследование конъюнктуры рынка детских бельевых трикотажных товаров