Институт несостоятельности (банкротсва) и рыночная экономика: правовые вопросы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2014 в 09:12, курсовая работа

Краткое описание

Основным элементом рыночного механизма является конкуренция. Конкуренция (от лат. concurrere - сталкиваться) - процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы изготовителей и поставщиков при реализации продукции, экономическое соперничество между обособленными товаропроизводителями или поставщиками товаров за наиболее выгодные условия сбыта. Конкуренция предполагает существование предпринимателей не только преуспевающих, но и разорившихся. Поэтому с переходом к рыночной экономике институт несостоятельности (банкротства) становится одним из важнейших правовых институтов, формирование которого для Российской Федерации имеет особое значение вследствие долгого отсутствия этого института права в России, а затем использования его как средства для очередного передела собственности.

Вложенные файлы: 1 файл

курс раб гот.doc

— 271.00 Кб (Скачать файл)

Руководитель организации по-прежнему руководит организацией, но на этот период вводятся ограничения по решению вопросов о реорганизации предприятия-должника, выплате дивидендов, распределении прибыли, приобретении ценных бумаг.

Если органы управления нарушают вышеперечисленные правила, то решением арбитражного суда, на основании ходатайства временного управляющего, они могут быть отстранены от своих обязанностей.

Осуществляет процедуру банкротства временный управляющий, назначаемый арбитражным судом.

В соответствии со ст. 20 Закона временным (арбитражным) управляющим может быть гражданин РФ, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, имеющий высшее образование, прошедший обучение по подготовке арбитражных управляющих, не имеющий судимости в сфере экономики.

Временный управляющий следит за сохранностью имущества должников, проводит тщательный глубокий анализ финансового состояния организации с целью определения признаков банкротства должника, выявляет кредиторов и составляет реестр их требований, созывает и проводит первое собрание.

По окончании процедуры наблюдения управляющий составляет отчет, представляет его на рассмотрение в арбитражный суд для вынесения решения.

На основании решения суда может быть назначена процедура финансового оздоровления.

Финансовое оздоровление (ст. 2, гл. v Закона) – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

Цель процедуры финансового оздоровления – проведение анализа финансового состояния организации, составление плана финансового оздоровления.

Данная процедура вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов, сроком до двух лет.

Осуществляет ведение процедуры назначенный арбитражным судом административный управляющий.

В период ведения процедуры на предприятии происходит следующее:

• составляется план финансового оздоровления, где указаны основные мероприятия по изысканию средств, необходимых для расчета с кредиторами, разрабатываемый учредителями должника и утвержденный собранием кредиторов;

• если на момент ведения процедуры наступил срок исполнения по обязательствам, то требования предъявляются к должнику только в порядке предъявлений требований, установленных законом;

• приостанавливаются действия исполнительных документов по имущественным взысканиям, кроме удовлетворения требований первой очереди;

• запрещается выделение доли должнику и выкуп размещенных акций должником;

• запрещается выплата дивидендов и других платежей по эмиссионным ценным бумагам;

• иные действия установленные в законе.

Как и в предыдущей процедуре, органы управления предприятия должника осуществляют ведение хозяйственной деятельности, но под контролем административного управляющего, кредиторов и лиц, гарантирующих погашение кредиторской задолженности. Отстранение от исполнения обязанностей руководителя организации такое же, как и при других процедурах банкротства.

Административный управляющий может быть освобожден от своих обязанностей на основании заявления управляющего; на основании решения собрания кредиторов; в случае нарушения законных прав должника и кредиторов; в иных случаях, предусмотренных Законом.

По окончании процедуры финансового оздоровления арбитражный управляющий составляет отчет и направляет в арбитражный суд для рассмотрения и вынесения решения об окончании процедуры и прекращения дела о банкротстве, введении внешнего управления, введении конкурсного производства.

Внешнее управление (ст. 2, гл. vi Закона) – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности.

Эта процедура вводится на собрании кредиторов при наличии признаков банкротства и решения арбитражного суда, сроком не более 18 месяцев. Он может быть продлен до шести месяцев, если у предприятия появилась реальная возможность восстановить платежеспособность.

На основании закона данная процедура не распространяется на кредитные организации; на граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей; на ликвидируемого должника; на отсутствующего должника; на случаи, когда должник добровольно объявляет о своем банкротстве.

Эти ограничения связаны с отсутствием возможности восстановления платежеспособности.

Осуществляет процедуру внешний управляющий, назначаемый судом на тех же основаниях, что и административный и арбитражный.

Особенность ведения данной процедуры на предприятии заключается в следующем.

Руководство предприятия осуществляется внешним управляющим. Прежнее руководство отстраняется от своих обязанностей.

Управляющий собирает сведения о кредиторах предприятия, составляет реестр удовлетворения требований в порядке очередности, установленной законом и Гражданским кодексом РФ, проводит инвентаризацию имущества и расчетов, осуществляет ведение бухгалтерского учета.

Конкурсное производство (ст. 2, гл. vii Закона) – процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Решение арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства принимается в случаях:

• если организация не способна удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей;

• если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены организацией в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены;

• при отсутствии оснований для оставления заявления о признании должника банкротом без рассмотрения, введения финансового оздоровления, внешнего управления, утверждения мирового соглашения или прекращения производства по делу о банкротстве.

Конкурсное производство вводится сроком на год.

Арбитражный суд утверждает конкурсного управляющего, который действует до даты завершения конкурсного производства.

Руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника конкурсному управляющему.

Мировое соглашение (ст. 2, гл. viii Закона) – процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.

Мировое соглашение заключается в письменной форме и может быть утверждено арбитражным судом только после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди.

2.3 Правонарушения в области фиктивного или преднамеренного банкротства

 

Одним из основополагающих методов правового регулирования в административном праве считается метод принуждения, который в первую очередь проявляется в случае применения мер юридической ответственности по отношению к нарушителям административно-правовых предписаний.

В связи с этим считаем необходимым раскрыть понятие юридической ответственности, применяемое в теории права. Под юридической ответственностью понимается возникающее из правонарушений правовое отношение между государством в лице его специальных органов и правонарушителем, на которого возлагаются обязанности претерпевать соответствующие лишения и неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение, за нарушение требований, которые содержатся в нормах права.

Юридическая ответственность независимо от ее вида характеризуется рядом признаков, среди которых ключевыми являются: опора на государственное принуждение (аппарат государственного принуждения), тесная связь с общественным осуждением, применение в процессуальной форме, наступление на основании совершения правонарушения неблагоприятных личных, имущественных, физических и организационных последствий.

Вопросам административной ответственности уделяли и ныне уделяют внимание многие ученые-административисты: А.Б. Агапов, Л.Л. Попов, М.С. Студеникина, Н.Ю. Хаманева, Д.Н. Бахрах, Ю.М. Козлов, Ю.Н. Старилов, Б.В. Россинский.

Административная ответственность по признакам фиктивного или преднамеренного банкротства является мерой, направленной на недопущение ложности признаков банкротства в действиях руководителей хозяйствующих субъектов, которые, в свою очередь, закреплены в ст. 3 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

В то же время если субъектом правонарушения является арбитражный управляющий, то саморегулируемая организация арбитражных управляющих может по отношению к нему применить административно-правовое предписание. Основанием для этого вывода является п. 4 ст. 21.1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». В частности, предполагается возможность этой организации в отношении своих членов помимо применения мер дисциплинарного воздействия осуществлять и иные функции, которые предусмотрены уставом организации, при этом они не должны противоречить положениям о несостоятельности, предусмотренным законодательством. Возможность применения административно-правовых предписаний, закрепленных в ст. 21.1 Закона о банкротстве, основывается на формировании структурного подразделения, осуществляющего контроль за деятельностью своих членов с возможностью наложения на них мер ответственности.

Специфика административной ответственности в сфере банкротства заключается в том, что ее применение связано со сферой экономических отношений между субъектами хозяйствования, которые регулируются как нормами административного права, так и нормами законодательства о несостоятельности. Кроме того, здесь следует иметь в виду также специфику процессуальных процедур привлечения к ответственности, закрепленную п. 1 ст. 20.4 Закона о банкротстве (только по решению арбитражного суда, рассматривающего конкретное производство о несостоятельности должника).

Таким образом, под административной ответственностью в сфере банкротства следует понимать правовые отношения между государством в лице его специальных органов (регулирующие и уполномоченные органы) и должностным лицом хозяйствующего субъекта, на которого возлагается обязанность нести лишения и неблагоприятные последствия за нарушение требований, содержащихся в нормах права.

Административная ответственность характеризуется рядом общепринятых признаков. Ключевыми признаками являются: наличие установленного юридического факта, который при его квалификации определяет вид применяемой ответственности; наличие государственного принуждения за противоправное действие; тесная связь с общественным осуждением, примененным в процессуальной форме; наступление на основании совершения правонарушения неблагоприятных личных, имущественных, физических и организационных последствий.

Следует также отметить наличие трех оснований для административной ответственности: а) нормативное (система регулирующих данную ответственность правовых норм); б) фактическое (неправомерные деяния субъектов права); в) процессуальное (акты субъектов власти о применении санкций правовых норм к конкретным субъектам). Таким образом, наличие нормы и установление юридического факта являются предпосылкой административной ответственности, в том числе и в виде вынесения акта (постановление, решение). При этом если описание диспозиции фиктивного банкротства в ст. 14.12 «Фиктивное или преднамеренное банкротство» Кодекса РФ об административных правонарушениях не вызывает нареканий, то диспозиция ч. 2 ст. 14.12 Кодекса имеет слишком широкую форму как выражения, так и предполагаемых действий. Следует отметить, что ст. 14.13 «Неправомерные действия при банкротстве» Кодекса имеет очень схожую трактовку диспозиции. Поэтому считаем, что при всей универсальности юридической техники необходимо более четко сформулировать положение диспозиции ч. 2 ст. 14.12 Кодекса в части определения действий или бездействия, за которое руководитель должника должен нести ответственность, связанную с подготовкой к проведению процедур финансового оздоровления и банкротства. Такой подход будет способствовать уменьшению ошибок при квалификации по составу правонарушений, что подтверждено правоприменительной практикой, описанной в первой главе. Поэтому считаем необходимым провести анализ административной ответственности в части квалификации понятия фиктивного или преднамеренного банкротства.

Административная ответственность наступает вследствие совершения правонарушения, предусмотренного нормой права, квалифицируемой по признакам, описанным в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, а также в нормах права, расположенных в различных источниках права, в том числе и издаваемых органами государственной власти.

В части 1 ст. 14.12 Кодекса это «фиктивное банкротство», под которым понимается заведомо ложное публичное объявление о несостоятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя. Причем в определении состава признаков фиктивности отсутствует однозначное определение того, какие сведения должны быть опубликованы. Не определено также конкретное лицо, имеющее право на опубликование сведений о должнике (то ли это собственник (учредитель), то ли это должностное лицо, действующее от его имени). Поэтому предлагаем внести уточнение в первое предложение ч. 1 ст. 28 «Порядок опубликования сведений, предусмотренных настоящим Федеральным законом» Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». Вместо предложения «Сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящим Федеральным законом, включаются...» предлагаем следующую редакцию: «Сведения, подлежащие опубликованию должностным лицом, уполномоченным на совершение этих действий в соответствии с настоящим Федеральным законом, включаются...». Первый абзац ч. 5 этой же статьи следует дополнить словами: «...сведения о проведенной оценке имущества должника на момент объявления должника о своей несостоятельности (банкротстве)». Эти формулировки позволят избежать злоупотреблений со стороны руководителей хозяйствующего субъекта, а также повысят меру ответственности таких лиц. В случае появления признаков фиктивного банкротства можно будет более точно определить виновное лицо и вред, нанесенный им предполагаемому должнику. А при появлении признаков преднамеренного банкротства важно определить стоимость имущественного комплекса должника на конкретную дату его оценки. Это замечание имеет большое значение при проверке признаков фиктивного или преднамеренного банкротства. Именно наличие этих фактов позволяет определить виновное лицо с истечением срока исковой давности, а также рассчитать финансовые коэффициенты признаков банкротства, которые зависят от стоимости имущественного комплекса.

Информация о работе Институт несостоятельности (банкротсва) и рыночная экономика: правовые вопросы