Институт несостоятельности (банкротсва) и рыночная экономика: правовые вопросы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2014 в 09:12, курсовая работа

Краткое описание

Основным элементом рыночного механизма является конкуренция. Конкуренция (от лат. concurrere - сталкиваться) - процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы изготовителей и поставщиков при реализации продукции, экономическое соперничество между обособленными товаропроизводителями или поставщиками товаров за наиболее выгодные условия сбыта. Конкуренция предполагает существование предпринимателей не только преуспевающих, но и разорившихся. Поэтому с переходом к рыночной экономике институт несостоятельности (банкротства) становится одним из важнейших правовых институтов, формирование которого для Российской Федерации имеет особое значение вследствие долгого отсутствия этого института права в России, а затем использования его как средства для очередного передела собственности.

Вложенные файлы: 1 файл

курс раб гот.doc

— 271.00 Кб (Скачать файл)

3. Преднамеренное (умышленное) банкротство, которое характеризуется преднамеренным созданием руководителями и собственниками организации состояния ее неплатежеспособности, нанесением ей экономического вреда в личных интересах и интересах третьих лиц.

4. Фиктивное банкротство – это ложное объявление организацией о своей неплатежеспособности с целью введения в заблуждение кредиторов для получения от них отсрочки платежей по своим финансовым обязательствам, либо получения скидки с долгов, либо для передачи готовой продукции, не пользующейся спросом на рынке, для погашения долгов.

Возникающие кредитно-денежные отношения между должником и кредитором иногда вызывают разногласия. Разрешить конфликтную ситуацию помогает институт несостоятельности (банкротства).

Институт несостоятельности – комплексный правовой институт, включающий в себя нормы гражданского, уголовного, административного, финансового, трудового и других отраслей права. Институт несостоятельности (банкротства) служит определенным стимулом эффективной работы предпринимательских структур, гарантируя одновременно экономические интересы кредиторов, а также государства как общего регулятора рынка. [21]

В ходе исторического развития регулирования отношений собственности, в связи с неплатежеспособностью отдельных субъектов, первоначально был создан специальный институт торгового права – конкурсное производство. Цель правового института – соразмерное удовлетворение требований кредиторов несостоятельного должника и освобождение последнего от долгов с предоставлением возможности снова приступить к коммерческой деятельности.

В ходе исторического развития назрела необходимость создания такого инструмента, который был бы способен защитить личную и корпоративную деятельность от опасно высоких или существенных убытков, а также помогать в выявлении политических и экономических приоритетов и ответственности[19].

Институт банкротства является важнейшим элементом механизма рыночной экономики. Его назначение состоит в защите социально-экономических процессов от последствий неэффективной или недобросовестной деятельности их участников и невыполнения взятых на себя обязательств. Задачей института также является помощь в ликвидации несостоятельных предприятий на добровольной или принудительной основе, когда проведение мер по предупреждению банкротства, осуществление досудебной санации, либо наблюдение, либо внешнее управление не обеспечило необходимый уровень платежеспособности организации.

Институтом несостоятельности и банкротства решаются две задачи[9]:

• во-первых, должнику обеспечивается защита от кредиторов, требования которых он не в состоянии удовлетворить;

• во-вторых, защищаются интересы каждого кредитора от неправомерных действий должника и других кредиторов, при обеспечении сохранности имущества и справедливого его распределения между кредиторами.

В настоящее время задачей института банкротства в развитых рыночных странах является сохранность предприятия, а значит, и собственности его владельца путем изменения системы управления предприятием, предоставления отсрочки и рассрочки платежа. Государство и общество заинтересованы не в ликвидации предприятия-должника, а в восстановлении его платежеспособности посредством специальных процедур, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Экономическая сущность банкротства заключается в реализации максимально возможного риска экономического субъекта, в условиях рыночного хозяйствования и определения степени ответственности хозяйствующего субъекта за результаты своей деятельности.

Банкротство как элемент хозяйственного механизма имеет положительные и отрицательные стороны. [16]

Положительными моментами следует считать:

• ликвидацию предприятия-должника и возвращение долгов кредиторам через исполнение обязательств, назначенных судом;

• создание нового бизнеса;

• смену состава руководителей, не исполняющих свои обязанности, замену временных руководителей на профессиональных руководителей, передачу бизнеса в более надежные руки;

• передачу бизнеса организации от государства в частные руки и наоборот;

• восстановление финансовой устойчивости и реструктуризацию предприятия с целью выхода из кризисной ситуации.

К негативным моментам относят:

• потерю кредиторами части бизнеса;

• возникновение нового, последующего банкротства;

• ухудшение социальной жизни работников предприятия;

• сокращение рабочих мест, а вследствие этого снижение платежеспособности населения;

• сужение потребительского рынка;

• возможность возникновения криминального банкротства, связанного с переделом собственности и разворовыванием имущества, в том числе организаций со значительной долей государственной и муниципальной собственности.

Однако банкротство организаций возникает вследствие негативного воздействия разнообразных внутренних и внешних факторов. Умение предприятия приспособиться к различным изменениям в экономической среде является гарантией не только выживания, но и процветания.

Причины несостоятельности (банкротства) российских предприятий [23]

Рыночная экономика внесла свои коррективы в работу предприятия. Производство продукции, оказание услуг ориентировано на предложение и потребности населения. Благодаря рыночным отношениям возникла конкурентная борьба за место на рынке, в результате которой качество и товаропредложение изменилось.

В период плановой экономики спрос и предложение не учитывались. Предлагались продукты медленно обновляемых производств и технологий.

В отличие от рыночной экономики, где предприятия создаются и находят свое место как продукт инициативы предпринимателей, заинтересованных в доходах от открывающихся рынков, российская экономика в основном была выстроена на основе централизованных планов и расчета единых и достаточно низких энергетических и транспортных тарифов. Предприятия строились крупными и в силу этого не гибкими. Каждое предприятие специализировалось на своих производственных функциях. Потенциальной конкуренции практически не было. В результате создалось очень много больших, малогибких предприятий с высокой степенью монополизма, с высокой энергоемкостью и значительной зависимостью от транспортной сети. Конкурентами российских предприятий стали иностранные предприятия с товаром лучшего качества.

В результате одни предприятия развивались нормально, в силу вложения в них больших средств, другие – едва развивались. Возникала проблема неплатежей, однако она решалась. Происходило это путем централизованного списания долгов, проведения взаимозачетов и субсидий со стороны государства. В условиях рыночных отношений кардинально изменилась организационная структура предприятий. Каждое предприятие самостоятельно отвечает по долговым обязательствам и самостоятельно решает проблему неплатежей.

Непосредственному началу рыночных реформ в России предшествовал краткосрочный период первоначального становления частных коммерческих структур. Широкое распространение получили расчеты по так называемому бартеру, когда стороны обмениваются товарами без денежных расчетов, хотя при этом возникают налоговые обязательства и не образуются средства даже на оплату труда.

Возникали новые социальные слои общества, коррупция, рэкет, собственность присваивалась незаконным путем. Начинается расцвет теневой экономики. Борьба за власть превалирует над экономическими проблемами. Предприятия подвергаются кризисным ситуациям, и начинается массовое банкротство. Одна часть предприятий официально признается банкротами на основании действовавшего Закона РФ от 19 ноября 1992 г. № 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», другая неофициально является несостоятельной. [14]

В сложившихся условиях возникла идея «цеховых интересов», т. е. стремление «банкротить» вокруг себя все подряд. Наступление кризисных ситуаций на предприятиях России – явление преднамеренное, это результат создания руководителем (собственником) организации увеличения ее неплатежеспособности, нанесение ими ущерба организации в личных целях или в интересах третьих лиц, а также заведомо некомпетентное ведение дел.

Вышеописанные процессы происходили в условиях отсутствия опыта ведения бизнеса, неправильной оценки ситуации на рынке, недостатка собственного капитала.

Переход экономики России к рыночным условиям хозяйствования предоставил возможность самостоятельно осуществлять производственную, инвестиционную и финансовую деятельность, планировать будущие результаты деятельности, выбирать партнеров по бизнесу. Но данная самостоятельность столкнула многие хозяйствующие субъекты с финансовой несостоятельностью.

Способность и готовность юридических и физических лиц удовлетворять возникающие требования со стороны кредиторов характеризуется состоянием платежеспособности. Обратное состояние определяет неплатежеспособность.

Предприятие считается абсолютно платежеспособным, если капитал организации является собственным, а обязательства всегда выполняются. Кроме того, могут иметь место случаи, когда хозяйствующий субъект имеет собственный капитал, но эффективно функционирует только на заемных источниках. При этом он остается платежеспособным благодаря соответствующим доходам, кредиторов устраивает оговоренный срок расчетов за поставленную продукцию или оказанные услуги.

Причины, порождающие банкротство предприятий, признаки и сущностные характеристики этого явления свидетельствуют о его типично рыночном характере.

Одной из причин неплатежеспособности является неверная оценка руководителями хозяйствующего субъекта ожидаемых темпов и направлений его развития. Отсутствие стратегии в деятельности предприятия, нацеленной на краткосрочный результат, недостаточное знание конъюнктуры рынка, слабая мотивация трудящихся, низкий уровень квалификации персонала, отсутствие современного развития управления издержками, низкий уровень ответственности руководителей предприятий перед учредителями за последствия принимаемых решений приводят к финансовым проблемам.

Общими причинами неплатежеспособности хозяйствующего субъекта являются[19]:

• обстоятельства, влияющие на снижение уровня доходов или опережающий рост обязательств;

• снижение спроса на продукцию из-за общего снижения платежеспособного спроса потребителей, затоваривания рынка, неудовлетворительного качества или высокой цены;

• задержка платежей потребителей, связанная с необязательностью или неплатежеспособностью партнеров;

• ограничение доступа на рынок сбыта за счет запретов, квотирования, таможенных или других ограничений;

• недостаточность собственных средств и отказ кредитных организаций в выделении финансирования;

• низкий уровень оборотных активов и проблемы с качеством денежного потока;

• отсутствие эффективной системы бюджетирования и стратегического планирования;

• жесткие условия конкуренции и ошибки при формировании цены на продукцию.

Несостоятельность предприятий может возникать по независящим и зависящим причинам.

К независящим причинам, по мнению И. Н Драчёна, относят следующие[9].

1. Экономические: кризисное состояние страны, общий спад производства, инфляция, нестабильность финансовой системы, рост цен на ресурсы, изменение конъюнктуры рынка, неплатежеспособность и банкротство партнеров. Одной из причин несостоятельности субъектов хозяйствования может быть фискальная политика государства. Высокий уровень налогообложения может оказаться непосильным для предприятия.

2. Политические: политическая нестабильность общества, внешнеэкономическая политика государства, разрыв экономических связей, потеря рынков сбыта, изменение условий экспорта-импорта, несовершенство законодательства в области хозяйственного права, антимонопольной политики, предпринимательской деятельности и прочих проявлений регулирующей функции государства, смена политического режима.

3. Усиление международной конкуренции в связи с развитием научно-технического прогресса, стремлением расширения доли занимаемого рынка и внедрения новых продуктов.

4. Демографические: численность, состав народонаселения, уровень благосостояния народа, культурный уклад общества, определяющие размер и структуру потребностей, платежеспособный спрос населения на те и другие виды товаров и услуг.

К зависящим причинам относят:

• отсутствие эффективной системы управления;

• отсутствие четкой финансовой стратегии развития организации;

• дефицит собственного оборотного капитала как следствие неэффективной производственно-коммерческой деятельности или неэффективной инвестиционной политики;

• низкий уровень техники, технологии и организации производства;

• снижение эффективности использования производственных ресурсов организации, его производственной мощности и, как следствие, высокий уровень себестоимости, убытки – «проедание» собственного капитала;

Информация о работе Институт несостоятельности (банкротсва) и рыночная экономика: правовые вопросы