Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 01:33, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Появление антимонопольного законодательства в нашей республике обусловлено необходимостью создания прочной юридической базы для реализации комплекса мер по предотвращению и ограничению монополистической деятельности, поощрения конкуренции и закреплению механизмов, позволяющих регулировать деятельность субъектов естественных монополий. Антимонопольное регулирование включает в себя весь комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством. Такое законодательство призвано регулировать отношения между субъектами предпринимательской деятельности всех сфер экономики и между субъектами и государственными органами.

Содержание

Введение
4
1
Теория антимонопольного регулирования предпринимательской деятельности
6

1.1 Возникновение антимонопольного законодательства
6

1.2 Становление и развитие антимонопольного законодательства
9
2
Формирование нормативно-правовой базы антимонопольного законодательства в Республике Казахстан
18

2.1.Правовой статус государственных антимонопольных органов в Республике Казахстан
18

2.2 Структура государственных антимонопольных органов
21
3
Система государственного антимонопольного регулирования
23

3.1 Система государственного антимонопольного регулирования в сфере государственных монополий
23

3.2 Система государственного антимонопольного регулирования в конкурентной сфере экономики
28

Заключение
38

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Предпринимательство.docx

— 95.79 Кб (Скачать файл)

Правилами установления и  определения размера платы за услуги государственных органов  жестко регламентирован  порядок  и сроки предоставления к утверждению  проектов цен. Цены на услуги государственных  органов, включенных в Государственный  регистр платных услуг, утверждаются Антимонопольным Агентством и его  территориальными органами (Департаментами) и согласовываются соответственно с Министерством финансов Республики Казахстан  или его территориальными органами. Изменение цен на платные  услуги производится не чаще одного раза в квартал и вводятся с 1 числа начала квартала.

Проект цен на оказываемые  услуги предоставляются за 45 дней, до начала квартала, рассматриваются Антимонопольными органами в течении 20 дней и принимается соответствующее решение. Решение о новых ценах официально публикуются государственными органами в печать за 10 дней до их введения.

Предоставление материалов, необходимых для утверждения  цен, с нарушением настоящих Правил является основанием для отказа в  рассмотрении проектов прейскурантов. За предоставление заведомо недостоверных  или ложных сведений должностные  лица привлекаются к юридической  ответственности.

Правила ведения Государственного регистра платных услуг, оказываемых  государственными органами, определяют порядок формирования, ведения и  внесения изменений в регистр. Государственный  регистр платных услуг – это  перечень услуг, которые вправе оказывать  государственные органы. Регистр  формирует и утверждает Антимонопольное  агентство и его территориальные  органы, по согласованию с Министерством  финансов Республики Казахстан. Так, приказом Агентства Республики Казахстан  по регулированию естественных монополий  и защите конкуренции за № 47-ОД от 16 июня 1999 г. по согласованию с Министерством  финансов от 8 июля 1999г., утвержден Государственный регистр платных услуг оказываемых государственными органами в соответствии с Законодательными актами Республики Казахстан:

1) услуги по карантинному  досмотру, выдаче карантинного разрешения, фитосанитарного сертификата при  экспорте, импорте и транзите  продукции растительного происхождения;      

2)  услуги по предоставлению  информации о юридических лицах, их филиалах  и представительствах;

3)   информационные  услуги по земельному кадастру;

4) услуги по санитарно-эпидемиологической  экспертизе и иссле-дованиям лабораторией.

В целях развития рынка  отдельных видов работ и услуг  путем привлечения субъектов  частного предпринимательства Антимонопольным  Агентством проведены публичные  слушания, по результатам которых  принято постановление Правительства  Республики Казахстан от 31 марта 1999 г. №343 «О развитии рынка отдельных  видов работ и услуг».  Остальные  виды услуг, за исключением контрольно-надзорных  функций, выполняемые государственными органами,  в связи с их реорганизацией, в соответствии с приказом Агентства  Республики Казахстан от 13 августа 1999 г. включены в Государственный  реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке, на 1999г. в раздел «Услуги – монопольно и эксклюзивно осуществляемые государственными предприятиями».  Это такие виды услуг, как:

1) государственная экспертиза  архитектурно-строительной документации;

2) предлицензионные работы по производству, экспорту, импорту и реализации лекарственных средств;

3) лабораторные исследования  особо опасных заразных болезней  животных, ветеринарно-санитарная экспертиза  продуктов животноводства и сырья  животного происхождения;

Кроме того, платные услуги в области  пожарной безопасности, вневедомственной охраны, статистики переданы в конкурентную среду. Регулирование  цен на услуги, монопольно или эксклюзивно  осуществляемые государственными предприятиями, регламентировано Правилами, утвержденными  приказом Агентства Республики Казахстан  от 25 августа 1999 г. № 61-ОД. Должностные  лица организаций, допустившие нарушение  данных Правил, привлекаются к ответственности  в порядке, предусмотренном законодательством  Республики Казахстан.

Исключение составляют цены на платные услуги сверх гарантированных  объемов, оказываемые медицинскими организациями, зарегистрированными  в организационно-правовой форме  «государственное учреждение», так  как  цены на данные услуги подлежат согласованию антимонопольными органами.

Антимонопольные органы вправе обратиться с иском в суд. За  1999г. субъектам естественных монополий  предъявлено 8 исковых заявлений, из них: удовлетворено - 1; находятся в  стадии рассмотрения - 1; отказано в  удовлетворении - 1; заключено мировое  соглашение - 2; отозвано, в связи  с добровольным исполнением - 1; возвращено, в связи с признанием незаконной регистрации юридического лица - 1. Заслуживают внимание следующие иски:

1) О признании незаконными  действий РГП “Казахстан темир жолы” по взиманию провозной платы от 0 до 50 км, взыскании в государственный бюджет суммы незаконно полученного дохода в размере 76.3 млн.тенге тенге, наложении штрафа за злоупотребление доминирующим положением в размере 105 тыс. тенге. Комитетом заключено мировое соглашение, в соответствии с которым РГП “Казахстан Темир Жолы” перечисляет в доход республиканского бюджета бюджета 76.3 млн. тенге, кроме того за злоупотребление доминирующим положением штраф в размере 1.0 млн. тенге.

2) АООТ “Усть - Каменогорские тепловые  сети” о понуждении к заключению договоров с индивидуальными потребителями. В исковых требованиях Комитету отказано по мотивам того, что, понуждая субъекта естественной монополии к заключению договора с потребителями, так же будет иметь место понуждение индивидуальных потребителей. Надзорной инстанцией решение Хозяйственной коллегии оставлено без изменений.

3) ТОО “Восточный Казахстан  Пауэр энд Лайт” о признании незаконными действий по применению  в 4 квартале 1997г. тарифа, не утвержденного  в установленном порядке и изъятии в доход бюджета суммы прибыли, полученной в результате злоупотребления доминирующим положением размере 349.3 млн. тенге и о взыскании в доход государственного бюджета суммы незаконно полученного дохода в размере 283,5 млн.тенге, взыскании штрафа в размере 100% суммы незаконно полученного дохода. Определением суда иски  оставлены без  рассмотрения, на основании того, что в соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан №245 от 17.03.1992г. применение экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен, в частности, применение свободных цен при наличии регулируемых, производится уполномоченным органом в безакцептном порядке. Решения комитета об изъятии приостановлено, так как Постановление Правительства № 245 вошло в противоречие с Кодексом Республики Казахстан «О налогах и обязательных платежах». Комитет, руководствуясь Инструкцией «О порядке применения экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен» от 14 августа 1998г., направил в банк инкассовое распоряжение об изъятии в государственный бюджет суммы незаконно полученного дохода. Однако инкассовое распоряжение оставлено без исполнения по мотиву противоречия Закону республики Казахстан «О платежах и переводу денег». 

4) ТОО “Усть - Каменогорское управление газового хозяйства”  о признании незаконным действий по взиманию завышенной платы с потребителей и взыскании штрафа за злоупотребление доминирующим положением. Заключено мировое соглашение о произведении перерасчета в двух месячный срок с момента заключения соглашения.

5) ТОО “АЭС Лениногорская ТЭЦ” о признании незаконными действий по отключению тепловой энергии, и взыскании штрафа за злоупотребление доминирующим положением. Иск удовлетворен.

6) АООТ ”Усть-Каменогорские тепловые сети” о признании незаконными действий по взиманию завышенной платы за горячее водоснабжение с населения г. Усть-Каменогорска и обязать предприятие произвести перерасчет с потребителями на сумму 28,3 млн. тенге . Иск находится в стадии рассмотрения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      3.2 Система государственного антимонопольного регулирования в  

      конкурентной сфере экономики

Один из основополагающих принципов рыночной экономики -  свободная конкуренция. Основное содержание конкуренции – борьба за потребителя, полное удовлетворение его потребностей. Конкурентная сфера экономики –  рынки, где в силу технологических, экономических и социальных причин наиболее целесообразной формой организации  рыночного пространства являются отношения  свободной конкуренции хозяйствующих  субъектов.

Основными признаками конкурентной сферы экономики являются:

- наличие множества самостоятельных  субъектов - производителей товаров  и услуг и их потребителей, строящих свои отношения в  рамках действующего в республике  законодательства;

- полная либерализация  цен на товары и услуги, обеспечивающая  их свободное формирование на  основе принципов рыночной экономики с учетом складывающихся спроса и предложения.

К конкурентной сфере экономики  в Казахстане относятся: добывающая промышленность, черная и цветная  металлургия,  химическая, нефтехимическая, пищевая и легкая промышленность, агропромышленный комплекс, производственная и рыночная инфраструктура: строительство, транспорт (за исключением трубопроводного  и железнодорожного), торговля, все  виды бытовых услуг, банки, страховые  компании, биржи и др. Несмотря на то, что рынок еще не создан и  технологически невозможно создать  конкуренцию, к конкурентной сфере  экономики отнесено производство тепловой и электрической энергии.

Антимонопольное регулирование  в конкурентной сфере экономики  предполагает соответствующую ценовую  политику – либерализацию цен, поощрение  конкуренции. В отличие от категории  естественной монополии в конкурентной сфере экономики  провозглашен принцип  свободы предпринимательской деятельности. Конституция и Гражданский кодекс РК исходят из принципа свободы предпринимательской  деятельности, однако, не исключают  ограничений тех правомочий хозяйствующих  субъектов, которые вытекают из этого  принципа. При этом предполагается, что такие ограничения (запреты) должны содержаться в законодательных  и нормативных актах Республики Казахстан.

В конкурентной сфере экономики  имеются хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение  на рынке и не занимающие доминирующее положение.

Монополия — это ситуация на рынке с абсолютным преобладанием  единоличного производителя или  продавца продукции, при которой  отсутствует конкуренция. Одним  из способов ограничения монополизма  является развитие конкурентных рынков товаров, работ и услуг, которые  можно подразделить на следующие  типы:

- рынок свободной  конкуренции, где  производители, продавцы и покупатели имеют равные права и возможности;

- рынок несовершенной конкуренции, который, в свою очередь, подразделяется на рынки чистой монополии, олигополии и монополистической конкуренции[11]. На первых этапах развития рыночных отношений конкуренция отсутствовала.

Один из методов регулирования  поведения структур, занимающих монопольное  положение на рынке, является включение  их в Государственный реестр хозяйствующих  субъектов – монополистов с целью  наблюдения за их поведением на рынке  на предмет выявления и пресечения нарушений антимонопольного законодательства.

В соответствии со ст.3 Закона Казахской ССР «О развитии конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности» доминирующее положение - это исключительное положение хозяйствующего субъекта на республиканском рынке, оказывающее отрицательное влияние  на конкуренцию, затрудняющее доступ на рынок других хозяйствующих субъектов  или иным образом ограничивающее свободу их экономической деятельности. Доминирующим признаётся положение  хозяйствующего субъекта, доля которого на  рынке определенного товара, превышает 35%.

Доминирующее положение  хозяйствующего субъекта может устанавливаться  только на основе анализа конкретной ситуации в отрасли и на товарном рынке.

Типичными признаками доминирующего  положения являются:

- хозяйствующий субъект  не имеет конкурента на рынке  соответствующего товара;

- хозяйствующий субъект,  не являясь единственным производителем (поставщиком) или потребителем  соответствующего товара, способен  диктовать свои условия при  продаже или покупке товара, при  заключении договора, навязывать  потребителю или поставщику любые  невыгодные для него условия;

- хозяйствующий субъект  путем монополизации рынка способен  ограничивать конкуренцию других  предприятий, организаций, производящих  соответствующие товары.

Для признания доминирующего  положения хозяйствующего субъекта необязательно одновременное присутствие  всех признаков, достаточно наличия  одного из них.

Правила формирования и ведения  Государственного реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю свыше 35%, утверждены приказом Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции 30 апреля 1999г. № 25 – ОД и зарегистрированы Министерством юстиции Республики Казахстан 27 мая 1999 г.. Реестр – это поименный перечень хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность в конкурентной среде и имеющих на товарных рынках долю свыше 35%. Формирование реестра производится на основании анализа экономически и социально значимых товарных рынков и анализа товарных рынков, на которых наблюдаются антиконкурентные действия. Перечень социально значимых товарных групп ежегодно утверждается Постановлением Антимонопольного Комитета.  В настоящее время к экономически и социально значимым группам относится продукция, являющая мультипликатором цен по отношению к другим товарным группам. Это уголь, нефть и нефтепродукты, природный газ, зерно, хлеб, сахар, лекарственные препараты, сжиженный газ, вывоз и захоронение твердо-бытовых отходов, пассажирские перевозки. Данный перечень может дополняться территориальными антимонопольными комитетами.

Информация о работе Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности в Республике Казахстан