Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 01:33, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Появление антимонопольного законодательства в нашей республике обусловлено необходимостью создания прочной юридической базы для реализации комплекса мер по предотвращению и ограничению монополистической деятельности, поощрения конкуренции и закреплению механизмов, позволяющих регулировать деятельность субъектов естественных монополий. Антимонопольное регулирование включает в себя весь комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством. Такое законодательство призвано регулировать отношения между субъектами предпринимательской деятельности всех сфер экономики и между субъектами и государственными органами.
Введение
4
1
Теория антимонопольного регулирования предпринимательской деятельности
6
1.1 Возникновение антимонопольного законодательства
6
1.2 Становление и развитие антимонопольного законодательства
9
2
Формирование нормативно-правовой базы антимонопольного законодательства в Республике Казахстан
18
2.1.Правовой статус государственных антимонопольных органов в Республике Казахстан
18
2.2 Структура государственных антимонопольных органов
21
3
Система государственного антимонопольного регулирования
23
3.1 Система государственного антимонопольного регулирования в сфере государственных монополий
23
3.2 Система государственного антимонопольного регулирования в конкурентной сфере экономики
28
Заключение
38
Список использованной литературы
Правилами установления и
определения размера платы за
услуги государственных органов
жестко регламентирован порядок
и сроки предоставления к утверждению
проектов цен. Цены на услуги государственных
органов, включенных в Государственный
регистр платных услуг, утверждаются
Антимонопольным Агентством и его
территориальными органами (Департаментами)
и согласовываются
Проект цен на оказываемые
услуги предоставляются за 45 дней, до
начала квартала, рассматриваются
Предоставление материалов, необходимых для утверждения цен, с нарушением настоящих Правил является основанием для отказа в рассмотрении проектов прейскурантов. За предоставление заведомо недостоверных или ложных сведений должностные лица привлекаются к юридической ответственности.
Правила ведения Государственного
регистра платных услуг, оказываемых
государственными органами, определяют
порядок формирования, ведения и
внесения изменений в регистр. Государственный
регистр платных услуг – это
перечень услуг, которые вправе оказывать
государственные органы. Регистр
формирует и утверждает Антимонопольное
агентство и его
1) услуги по карантинному
досмотру, выдаче карантинного
2) услуги по предоставлению информации о юридических лицах, их филиалах и представительствах;
3) информационные услуги по земельному кадастру;
4) услуги по санитарно-
В целях развития рынка
отдельных видов работ и услуг
путем привлечения субъектов
частного предпринимательства
1) государственная экспертиза
архитектурно-строительной
2) предлицензионные работы по производству, экспорту, импорту и реализации лекарственных средств;
3) лабораторные исследования
особо опасных заразных
Кроме того, платные услуги
в области пожарной безопасности,
вневедомственной охраны, статистики
переданы в конкурентную среду. Регулирование
цен на услуги, монопольно или эксклюзивно
осуществляемые государственными предприятиями,
регламентировано Правилами, утвержденными
приказом Агентства Республики Казахстан
от 25 августа 1999 г. № 61-ОД. Должностные
лица организаций, допустившие нарушение
данных Правил, привлекаются к ответственности
в порядке, предусмотренном
Исключение составляют цены на платные услуги сверх гарантированных объемов, оказываемые медицинскими организациями, зарегистрированными в организационно-правовой форме «государственное учреждение», так как цены на данные услуги подлежат согласованию антимонопольными органами.
Антимонопольные органы вправе обратиться с иском в суд. За 1999г. субъектам естественных монополий предъявлено 8 исковых заявлений, из них: удовлетворено - 1; находятся в стадии рассмотрения - 1; отказано в удовлетворении - 1; заключено мировое соглашение - 2; отозвано, в связи с добровольным исполнением - 1; возвращено, в связи с признанием незаконной регистрации юридического лица - 1. Заслуживают внимание следующие иски:
1) О признании незаконными действий РГП “Казахстан темир жолы” по взиманию провозной платы от 0 до 50 км, взыскании в государственный бюджет суммы незаконно полученного дохода в размере 76.3 млн.тенге тенге, наложении штрафа за злоупотребление доминирующим положением в размере 105 тыс. тенге. Комитетом заключено мировое соглашение, в соответствии с которым РГП “Казахстан Темир Жолы” перечисляет в доход республиканского бюджета бюджета 76.3 млн. тенге, кроме того за злоупотребление доминирующим положением штраф в размере 1.0 млн. тенге.
2) АООТ “Усть - Каменогорские тепловые сети” о понуждении к заключению договоров с индивидуальными потребителями. В исковых требованиях Комитету отказано по мотивам того, что, понуждая субъекта естественной монополии к заключению договора с потребителями, так же будет иметь место понуждение индивидуальных потребителей. Надзорной инстанцией решение Хозяйственной коллегии оставлено без изменений.
3) ТОО “Восточный Казахстан Пауэр энд Лайт” о признании незаконными действий по применению в 4 квартале 1997г. тарифа, не утвержденного в установленном порядке и изъятии в доход бюджета суммы прибыли, полученной в результате злоупотребления доминирующим положением размере 349.3 млн. тенге и о взыскании в доход государственного бюджета суммы незаконно полученного дохода в размере 283,5 млн.тенге, взыскании штрафа в размере 100% суммы незаконно полученного дохода. Определением суда иски оставлены без рассмотрения, на основании того, что в соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан №245 от 17.03.1992г. применение экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен, в частности, применение свободных цен при наличии регулируемых, производится уполномоченным органом в безакцептном порядке. Решения комитета об изъятии приостановлено, так как Постановление Правительства № 245 вошло в противоречие с Кодексом Республики Казахстан «О налогах и обязательных платежах». Комитет, руководствуясь Инструкцией «О порядке применения экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен» от 14 августа 1998г., направил в банк инкассовое распоряжение об изъятии в государственный бюджет суммы незаконно полученного дохода. Однако инкассовое распоряжение оставлено без исполнения по мотиву противоречия Закону республики Казахстан «О платежах и переводу денег».
4) ТОО “Усть - Каменогорское управление газового хозяйства” о признании незаконным действий по взиманию завышенной платы с потребителей и взыскании штрафа за злоупотребление доминирующим положением. Заключено мировое соглашение о произведении перерасчета в двух месячный срок с момента заключения соглашения.
5) ТОО “АЭС Лениногорская ТЭЦ” о признании незаконными действий по отключению тепловой энергии, и взыскании штрафа за злоупотребление доминирующим положением. Иск удовлетворен.
6) АООТ ”Усть-Каменогорские тепловые сети” о признании незаконными действий по взиманию завышенной платы за горячее водоснабжение с населения г. Усть-Каменогорска и обязать предприятие произвести перерасчет с потребителями на сумму 28,3 млн. тенге . Иск находится в стадии рассмотрения.
Один из основополагающих
принципов рыночной экономики -
свободная конкуренция. Основное содержание
конкуренции – борьба за потребителя,
полное удовлетворение его потребностей.
Конкурентная сфера экономики –
рынки, где в силу технологических,
экономических и социальных причин
наиболее целесообразной формой организации
рыночного пространства являются отношения
свободной конкуренции
Основными признаками конкурентной сферы экономики являются:
- наличие множества
- полная либерализация
цен на товары и услуги, обеспечивающая
их свободное формирование на
основе принципов рыночной
К конкурентной сфере экономики в Казахстане относятся: добывающая промышленность, черная и цветная металлургия, химическая, нефтехимическая, пищевая и легкая промышленность, агропромышленный комплекс, производственная и рыночная инфраструктура: строительство, транспорт (за исключением трубопроводного и железнодорожного), торговля, все виды бытовых услуг, банки, страховые компании, биржи и др. Несмотря на то, что рынок еще не создан и технологически невозможно создать конкуренцию, к конкурентной сфере экономики отнесено производство тепловой и электрической энергии.
Антимонопольное регулирование
в конкурентной сфере экономики
предполагает соответствующую ценовую
политику – либерализацию цен, поощрение
конкуренции. В отличие от категории
естественной монополии в конкурентной
сфере экономики провозглашен принцип
свободы предпринимательской
В конкурентной сфере экономики
имеются хозяйствующие
Монополия — это ситуация на рынке с абсолютным преобладанием единоличного производителя или продавца продукции, при которой отсутствует конкуренция. Одним из способов ограничения монополизма является развитие конкурентных рынков товаров, работ и услуг, которые можно подразделить на следующие типы:
- рынок свободной конкуренции, где производители, продавцы и покупатели имеют равные права и возможности;
- рынок несовершенной конкуренции, который, в свою очередь, подразделяется на рынки чистой монополии, олигополии и монополистической конкуренции[11]. На первых этапах развития рыночных отношений конкуренция отсутствовала.
Один из методов регулирования поведения структур, занимающих монопольное положение на рынке, является включение их в Государственный реестр хозяйствующих субъектов – монополистов с целью наблюдения за их поведением на рынке на предмет выявления и пресечения нарушений антимонопольного законодательства.
В соответствии со ст.3 Закона
Казахской ССР «О развитии конкуренции
и ограничении
Доминирующее положение хозяйствующего субъекта может устанавливаться только на основе анализа конкретной ситуации в отрасли и на товарном рынке.
Типичными признаками доминирующего положения являются:
- хозяйствующий субъект не имеет конкурента на рынке соответствующего товара;
- хозяйствующий субъект,
не являясь единственным
- хозяйствующий субъект
путем монополизации рынка
Для признания доминирующего
положения хозяйствующего субъекта
необязательно одновременное
Правила формирования и ведения Государственного реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю свыше 35%, утверждены приказом Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий и защите конкуренции 30 апреля 1999г. № 25 – ОД и зарегистрированы Министерством юстиции Республики Казахстан 27 мая 1999 г.. Реестр – это поименный перечень хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность в конкурентной среде и имеющих на товарных рынках долю свыше 35%. Формирование реестра производится на основании анализа экономически и социально значимых товарных рынков и анализа товарных рынков, на которых наблюдаются антиконкурентные действия. Перечень социально значимых товарных групп ежегодно утверждается Постановлением Антимонопольного Комитета. В настоящее время к экономически и социально значимым группам относится продукция, являющая мультипликатором цен по отношению к другим товарным группам. Это уголь, нефть и нефтепродукты, природный газ, зерно, хлеб, сахар, лекарственные препараты, сжиженный газ, вывоз и захоронение твердо-бытовых отходов, пассажирские перевозки. Данный перечень может дополняться территориальными антимонопольными комитетами.