Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 01:33, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Появление антимонопольного законодательства в нашей республике обусловлено необходимостью создания прочной юридической базы для реализации комплекса мер по предотвращению и ограничению монополистической деятельности, поощрения конкуренции и закреплению механизмов, позволяющих регулировать деятельность субъектов естественных монополий. Антимонопольное регулирование включает в себя весь комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством. Такое законодательство призвано регулировать отношения между субъектами предпринимательской деятельности всех сфер экономики и между субъектами и государственными органами.

Содержание

Введение
4
1
Теория антимонопольного регулирования предпринимательской деятельности
6

1.1 Возникновение антимонопольного законодательства
6

1.2 Становление и развитие антимонопольного законодательства
9
2
Формирование нормативно-правовой базы антимонопольного законодательства в Республике Казахстан
18

2.1.Правовой статус государственных антимонопольных органов в Республике Казахстан
18

2.2 Структура государственных антимонопольных органов
21
3
Система государственного антимонопольного регулирования
23

3.1 Система государственного антимонопольного регулирования в сфере государственных монополий
23

3.2 Система государственного антимонопольного регулирования в конкурентной сфере экономики
28

Заключение
38

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Предпринимательство.docx

— 95.79 Кб (Скачать файл)

Расчетные затраты субъектов  естественных монополий снижены  как экономически  необоснованные на общую сумму 2159 млн. тенге в  расчёте на год.

Государственное регулирование  естественных монополий основывается на принципах:

- достижения баланса интересов потребителей и субъектов естественной монополии;

- усиления контроля за деятельностью субъектов естественной монополии;

- публичности;

- эффективности производства и предоставления услуг естественной монополии;

- взаимной ответственности руководителей субъектов естественной монополии и органов регулирования их деятельности;

- судебного контроля за регулированием в сфере естественной монополии (действия (бездействия) уполномоченного органа могут быть обжалованы в суде  на предмет соответствия  законодательству Республики Казахстан).

Для выполнения контрольных  функций  в сфере естественных монополий Антимонопольные органы наделены властными полномочиями. К  полномочиям, обеспечивающим выполнение функций по пресечению правонарушений в сфере естественных монополий, относятся права органов регулирования естественных монополий:

- принимать в соответствии  со своей компетенцией решения  по фактам нарушения антимонопольного  законодательства, пресечения и  устранения их последствий;

- вносить субъектам естественных  монополий обязательные для исполнения  предписания о заключении договоров  на услуги субъектов естественной  монополии, о внесении изменений  в заключенные договора;

- принимать решения о  перечислении в государственный  бюджет дохода, полученного в  результате действий (бездействия), нарушающих настоящий закон;

- вносить обязательные  предписания об отчуждении технологически  связанных производств, не являющихся  естественными монополиями;

- привлекать к административной  ответственности в виде предупреждения  или штрафа руководителей субъектов  естественных монополий, должностных  лиц органов исполнительной власти  и органов местного самоуправления  в случаях, предусмотренных антимонопольным  законодательством;

- обращаться в суд с  иском, а также участвовать  в рассмотрении в суде дел,  связанных с применением или  с нарушением антимонопольного  законодательства;

- осуществлять иные полномочия, установленные действующим антимонопольным законодательством.

Обязательные для исполнения предписания и решения Антимонопольного органа являются актами применения права. Так как предписания и решения - это решения по конкретному юридическому делу, содержит властное веление, обязательное для соблюдения и исполнения хозяйствующим  субъектом.

За нарушение антимонопольного и ценового законодательства предусмотрена  юридическая ответственность, которая  носит государственно-принудительный характер. При этом, это не просто принуждение, а принуждение по исполнению норм права. Особенность такого принуждения заключается в том, что сама эта деятельность строго регламентирована законом, имеет свои правовые рамки. Основная черта юридической ответственности – штрафное наказание.

Для выявления противоправных действий, оперативного их пресечения и предупреждения проводятся проверки. Проверки осуществляются в соответствии с Правилами применения мер антимонопольного реагирования за нарушения антимонопольного законодательства, утвержденными приказом Агентства Республики Казахстан 9 апреля 1999г. № 15- ОД.  

Объектами проведения проверок являются: субъекты рыночных отношений, конкурентной сферы экономики, субъекты естественной монополии, государственные  учреждения (государственные органы и государственные предприятия). Проверки проводятся сотрудниками антимонопольных  органов, а при необходимости - с  привлечением специалистов контролирующих и правоохранительных органов.

Основанием для проведения проверок служат:

- результаты проведения плановых проверок;

- поручения и запросы вышестоящего органа;

- заявления юридических и физических лиц и других заинтересованных лиц;

- информация государственных и правоохранительных органов;

- официальные сообщения средств массовой информации.

Руководитель рабочей  группы имеет право запрашивать  необходимые материалы, брать объяснения с нарушителей и потерпевших. Результаты проведенной проверки отражаются в справке, которая подписывается  всеми лицами, осуществлявшими проверку и руководителями проверяемого объекта.

По результатам проверки по выявленным фактам нарушений антимонопольного законодательства Агентством применяются  меры антимонопольного реагирования в  форме:

- обязательного для исполнения предписания, предостережения, которое применяется в случаях, когда нарушение носит явный характер и может принести существенный вред правам и законным интересам граждан и юридических лиц, если не будет немедленно устранено; 

- постановления (решения)  о перечислении в  государственный бюджет дохода, полученного субъектом естественной монополии в результате действий (бездействия), нарушающих Закон Республики Казахстан «О естественных монополиях);

- возбуждение административного производства по фактам нарушения антимонопольного законодательства;

За нарушение антимонопольного законодательства применяется административная, гражданско-правовая  и уголовная  ответственность.

Руководители субъектов  естественных монополий, должностные  лица органов исполнительной власти и органов местного самоуправления несут административную ответственность  за:

- неисполнение в срок решения (предписания) антимонопольного органа;

- непредставление документов или иной информации, затребованных органом регулирования естественной монополии, либо представление заведомо недостоверных сведений.

Административная ответственность  наступает за проступки, посягающие на отношения в области исполнительной и распорядительной деятельности органов  государства, и представляет собой  возникшее из правонарушений правовое отношение Антимонопольного органа и хозяйствующего субъекта – правонарушителя, на которого возложена обязанность, нести последствия за нарушение  требований норм закона.

Под незаконно полученным доходом понимается дополнительный доход, полученный юридическим лицом  в результате нарушения государственной  дисциплины цен, который определяется как разница между суммой, полученной в результате реализации продукции  по ценам (тарифам), примененным с  нарушением действующих нормативно-правовых актов и стоимостью этой продукции  установленной в законодательном  порядке.

Основанием для применения экономических санкций являются следующие виды правонарушений повлекшие получение юридическим лицом необоснованного дохода:

- завышение уровня регулируемых цен, утвержденных антимонопольными органами;

- непредоставление или предоставление в меньшем размере скидок, утвержденных в установленном порядке;

- получение дохода сверх установленного антимонопольными органами  за счет невыполнения или выполнения не в полном объеме работ, затраты на которые учтены в утвержденных ценах (тарифах);

- предоставление услуг (товаров), качество которых не соответствует стандартам Республики Казахстан;

- предоставление антимонопольным органам недостоверных (ложных) материалов, информации, используемых для утверждения цен и тарифов, повлекшие их завышение.

Различают несколько видов  экономических санкций:

- введение компенсационных (понижающих) тарифов. Вводится в случае получения дохода сверх установленного антимонопольным органом в ценах за счет невыполнения или выполнения в не полном объеме работ (услуг), затраты на которые учтены в утвержденных в установленном порядке ценах. Понижающий тариф вводится при установлении конкретных потребителей;

- изъятие в государственный бюджет. Изъятие производит в случае, если причиненный юридическим лицом ущерб и (или) убыток не может быть возмещен конкретным потребителям. Кроме того, налагается и изымается в государственный бюджет штраф в размере от 50 до 1000 расчетных показателей.

Решение о применении экономических  санкций применяется в форме  постановления, которое направляется антимонопольными органами юридическим  лицам для исполнения. Введение компенсирующих тарифов осуществляется в течении 10 дней с момента принятия решения или с 1 числа начала следующего месяца. Если в 10-дневный срок со дня вручения решения о перечислении в государственный бюджет штрафа или необоснованного дохода юридическое лицо его не выполнит, Антимонопольные органы представляют в банк юридического лица инкассовое распоряжение об изъятии в государственный бюджет штрафов и необоснованного дохода с приложением решения об изъятии и обосновывающих материалов.

За  9 месяцев 2001года Комитетом  по регулированию естественных монополий  и защите конкуренции по Северо-Казахстанской  области введено 5 компенсационных  тарифов на сумму более 200 млн. тенге.

Следует отметить, что и  Инструкции по применению экономических  санкций за нарушение государственной  дисциплины цен присущи не- доработки. В соответствии с Законом Республики Казахстан «О платежах и переводах денег» от 29 июня 1998г. № 237 Антимонопольным органам не предоставлено право для изъятия денег без согласия отправителя денег. Таким образом, при невыполнении постановления Агентства и его территориальных органов о перечислении в государственный бюджет сумм незаконно полученного дохода в добровольном порядке, у Антимонопольных органов нет права выставить инкассовое распоряжение.

В случаях, когда устранить  нарушение антимонопольного законодательства или привлечь к ответственности  виновное в нарушении лицо не предоставляется  возможным, Антимонопольные органы вправе обратиться с иском в суд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Формирование нормативно-правовой базы антимонопольного

   законодательства в Республике Казахстан

2. 1 Правовой  статус государственных антимонопольных  органов

Антимонопольное законодательство в Республике Казахстан имеет  недолгую историю и находится  на пути становления. Практически во всех сферах  экономики оно требует  доработанности. В настоящее время правовую  основу антимонопольного законодательства составляют:

  1. Конституция Республики Казахстан;
  2. Закон Казахской ССР «О развитии конкуренции и ограничении монополистической деятельности» от 11 июня 1991г.;
  3. Закон Республики Казахстан «О естественных монополиях» от 9 июля 1998г.;
  4. Закон Республики Казахстан «О недобросовестной конкуренции» от 9 июля 1998г.;
  5. Закон  Казахской ССР «О защите прав потребителей» от 5 июня 1991г.;
  6. Кодекс Республики Казахстан «Об административных правонарушениях»;
  7. Указы Президента Республики Казахстан;
  8. Постановления Правительства Республики Казахстан, нормативные документы межведомственного характера.

Указанные нормативно-правовые акты обеспечивают антимонопольное  регулирование, формами  которого является  нормативное  и правовое воздействие. Нормативное  регулирование - это  правовой режим поведения хозяйствующих  субъектов на рынке и государственный  контроль за ним. Правовое воздействие состоит в воздействии на правоотношения между субъектами предпринимательской деятельности с помощью правовых норм.

Так, ст.26 Конституции РК утверждает правовые основы, регулирующие  развитие конкуренции, определяет, что  «каждый имеет право на свободу  предпринимательской деятельности, свободное использование своего имущества для любой законной предпринимательской деятельности. Монополистическая деятельность регулируется и ограничивается законом. Недобросовестная конкуренция запрещается».

11 июня 1991г. в Казахстане  принят Закон «О развитии конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности». Данный закон принят  в целях поддержания и развития  конкуренции, защиты интересов  потребителей.

Антимонопольное законодательство Казахстана, естественно, отличается от аналогичного законодательства развитых стран. Это  обусловлено спецификой переходного периода к рыночной экономике. Антимонопольные Законы в Западной Европе,  решают в основном задачи по охране конкуренции. В Казахстане, как и других странах СНГ, помимо «Классических» задач антимонопольной политики решают задачу создания условий для развития конкуренции. По своим целевым установкам Антимонопольный закон наиболее близок к  моделям антимонопольного законодательства стран бывшего СССР. С помощью антимонопольного законодательства  предполагается  противодействовать имеющим место противоправным проявлениям, в частности, по предупреждению и ограничению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Информация о работе Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности в Республике Казахстан