Этнические конфликты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 14:57, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы. Проблема этнических конфликтов в течение последних десятилетий является одной из наиболее актуальных тем для исследователей, представляющих различные сферы науки.
Главная причина столь пристального внимания к данному вопросу заключается в трудно разрешимости подобного рода конфликтов, которые к тому же стали одним из наиболее распространенных источников общественных противоречий и политической нестабильности. Большинство существующих в настоящее время конфликтов можно идентифицировать как этнорелигиозно-территориальные.

Содержание

Стр.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3
1. Понятие и классификация этнических конфликтов……………….. 5
2. Этнические конфликты в современном мире. Причины возникновения……………………………………………………….
7
3. Способы разрешения этнических конфликтов…………………….. 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 19
Список используемой литературы………………………………………… 21

Вложенные файлы: 1 файл

КР Политология.docx

— 49.54 Кб (Скачать файл)

Именно погромы в Кондопоге  стали для националистов пособием для разжигания «священной расовой  войны» из любой драки, кражи, убийства, а для недобросовестных СМИ (зачастую федерального уровня) — примером, как  можно из криминального происшествия создать сенсацию общероссийского  значения. Трогательное единство позиции  ксенофобских СМИ и ультраправой политической пропаганды впоследствии только окрепло. Своей кульминации практика разжигания межэтнических конфликтов и вражды достигла в декабре 2010 года — в результате удачной пропагандистской кампании и широкого общественного резонанса по делу Егора Свиридова, болельщика московского «Спартака», убитого в пьяной драке, националистам удалось спровоцировать беспорядки праворадикалов на Манежной площади Москвы и в других крупных городах, в том числе и в Петербурге. Эти печально известные выступления сопровождались большим количеством  ксенофобски и националистически мотивированных преступлений, совершенных в отношении иммигрантов из Средней Азии и выходцев с российского Северного Кавказа, — от избиений и убийств до всплеска применения языка вражды и расистской пропаганды. К сожалению, и высокопоставленные чиновники, сразу же подхватившие антимигрантскую риторику. События декабря 2010 года освещались в СМИ практически исключительно как «межэтнические столкновения», которые, в свою очередь, активно пытались развязать самые разнообразные националисты, напрямую призывавшие к массовым дракам и этническим чисткам [3., С.31]. 

Неудивительно, что после «Манежки» тема межэтнического противостояния стала особенно популярной. Как результат, в 2011 году Россию внезапно охватила целая волна новоиспеченных «межнациональных конфликтов», получивших региональный либо всероссийский резонанс и оставивших неизгладимый след в восприятии обывателя. В качестве таковых преподносятся бытовые и криминальные разборки, драки между отдыхающими и выпивающими студентами разного этнического происхождения. По отношению к подавляющему числу подобных случаев справедлива фраза «межнациональные конфликты начинаются в барах»: таковы, например, пьяные инциденты, случившиеся летом-осенью 2011 года в поселке Кобралово Ленинградской области и в г. Ломоносове.

Изменения в структурно-функциональной политической системе общества могут  стать причиной и других видов  этнических конфликтов (политических, ценностных, социально-психологических). Причинами этнических конфликтов может  стать неравномерное протекание реформ (экономических, политических, социокультурных) в отдельных регионах. В таких случаях конфликты возможны между притязаниями этнических групп, с одной стороны, и реальными возможностями государства гарантировать права граждан, с другой. Такие конфликты носят универсальный характер. Наиболее болезненны и эмоционально насыщенны конфликты, возникающие в результате ущемления ценности этноса. Ценностные конфликты могут иметь место в любой сфере жизнедеятельности общества. Более четко специфика ценностных межэтнических конфликтов проявляется в противоречиях, связанных с различиями в культуре, языке, религии и других социокультурных особенностях этносов. Например, главным мотивом гражданской войны в бывшей Югославии, по мнению специалистов, стала религия, которая, в силу определенных исторических причин, разделила народ с едиными этническими корнями на несколько религиозных субкультур (православную, католическую и мусульманскую) [7., С.159]. 

 На бытовом уровне  могут возникать этнические конфликты,  названные социально-психологическими  факторами - общей подсознательной  неприязнью к представителям  определенного этноса. В ходе  длительного противоборства, какими  бы ни были его причины, у  конфликтующих этносов такая  неприязнь по отношению друг  к другу приобретает массовый  характер. Исторические причины  этнических конфликтов связаны  с прошлыми обидами, которые  хранятся в памяти этноса на  подсознательном уровне. Сами по  себе они, как правило, не  являются непосредственными причинами  конфликта. Но если конфликт  назревает или уже имеет место,  то прошлые обиды «извлекаются»,  трансформируются в реальную  действительность и становятся  дополнительными факторами его  развития. Они могут быть использованы  для оправдания своих действий  и осуждения действий противника. Какие бы причины ни лежали  в основе того или иного  конфликта, в своем развитии  любой конфликт выражает чьи-то  интересы и преследует определенные  цели (порой не вполне осознаваемые  его участниками). Выразителем этнических  взглядов являйся не весь этнос,  а лишь небольшая его часть,  элитные группы, которые преследуют  личные интересы.  

 Часто конфликты между  нормами и ценностями и между  ценностями разных культур происходят  на бытовом уровне в ходе  повседневного общения. Наиболее  конфликтогенными в этом отношении являются регионы с высокой миграцией населения. Переселенцы, как правило, не учитывают социокультурных особенностей местных жителей, чем вызывают к себе негативное отношение «аборигенов». Однако, по мнению Г.Н.Андреевой, чисто межэтнических причин конфликтов в реальной жизни фактически не существует. Этническая самоидентификация и солидарность - лишь способ защиты своих интересов, целей, ценностей и т.д. Опросы общественного мнения в полиэтнических, мультикультурных регионах России свидетельствуют о том, что основными факторами возникновения межэтнической напряженности являются ухудшение экономической ситуации в стране, просчеты в национальной политике, нестабильная обстановка в обществе. Чисто этнические разногласия в ответах респондентов оказались на последнем месте [8., С.178] . 

 По мнению А.Я.Анцупова и А.И.Шипилова, межэтнический конфликт проходит те же стадии развития, что и любой другой вид конфликта, но имеет свои специфические особенности. Он способен проникать во все другие виды конфликтов, захватывая конфликтные ситуации, сформировавшиеся по другим линиям социального взаимодействия. Если субъектами противостояния, независимо от причины возникновения конфликта, являются представители различных этнических групп, то в своем развитии этот конфликт будет приобретать этническую окраску и на определенном этапе этнические различия приобретают доминирующее значение. Другой особенностью межэтнического конфликта является то, что в его развитии большую роль играет определенная идеология (национализм, сепаратизм, коммунизм, антикоммунизм, фашизм, панисламизм и др.). Идеология способствует консолидации этноса и более жесткому противопоставлению «своих» и «чужих». Она также придает ценностно-смысловую направленность противоборству, определяя цели и задачи в развитии этноса. К особенностям межэтнического взаимодействия также можно отнести: 

- завышенную самооценку  «своих» и необъективно низкую  оценку «чужих»;  

- двойной стандарт в  подходах к «своим» и «чужим»  (то, что позволено «своим», непозволительно  «чужим»). 

  Деление на «чужих» и «своих» свойственно любому социальному конфликту. Но этническая принадлежность является одной из древнейших и наиболее устойчивой. Этнический стереотип в межгрупповых отношениях приобретает как бы самостоятельное существование и психологически возвращает социальные отношения в историческое прошлое, когда групповой эгоизм глушил ростки будущей общечеловеческой зависимости самым простым и древним образом: путем уничтожения, подавления иного в поведении, ценностях, мыслях. Большинство особенностей в межэтнических конфликтах носит социокультурный характер. Например, различия в языке, религии, нормах, ценностях, обычаях, традициях, стереотипах, национальных символах, способах мышления и поведения и т.д. Каждое из этих различий при кризисном состоянии общества может стать поводом или причиной возникновения межэтнического конфликта. Существует понятие «мифологическое мышление», феномен которого наглядно проявляется в социокультурных конфликтах. Так, народная память в своих мифах, легендах, фольклоре, памятниках истории, литературы хранит победы и поражения, обиды и «образы врагов», стереотипы конфликтного взаимодействия этносов. Весь этот груз достоинств и недостатков может быть использован для разжигания ненависти в межэтническом противостоянии [10., С.181].

Среди многообразия предпосылок, выступивших  в качестве причин развития реальных этнических конфликтов и конфликтных  ситуаций и  исходя из всего вышесказанного, можно выявить следующие причины этнических конфликтов:

  1. Социально-экономические (неравенство в уровне жизни, различное представительство в престижных профессиях, социальных слоях или органах власти);
  2. Политические (возрождение этничности в любой стране сопровождается появлением новых политических лидеров меньшинства, которые добиваются большей политической власти в центре и автономии на местном уровне; они расторгают прежние идейно-политические союзы, подвергают сомнению легитимность существующей системы государства, отстаивая право на самоопределение меньшинства как равноправного члена международной политической системы, как нации среди наций);
  3. Культурно-языковые (недостаточное с точки зрения представителей этнического меньшинства использование его языка и культурных символов в общественной жизни);
  4. Этнодемографические (сравнительно быстрое изменение соотношения численности контактирующих народов вследствие миграционных процессов и различий в уровне естественного прироста);
  5. Экологические (ухудшение качества окружающей среды и используемых природных ресурсов в результате их загрязнения либо истощения вследствие использования представителями иной этнической группы либо государством, ассоциируемым с другим народом);
  6. Этнотерриториальные (несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов);
  7. Исторические (прошлые взаимоотношения народов — войны, былые отношения политического господства-подчинения, депортации и связанные с ними негативные аспекты исторической памяти);
  8. Конфессиональные (включая различия в уровне современной религиозности населения); 
  9. Культурные (т.е. культурные различия в широком смысле слова, от особенностей бытового поведения до специфики политической культуры);
  10. Психологические (угроза насильственного разрушения привычного образа жизни, материальной и духовной культуры, эрозия системы ценностей и традиционных норм по-разному воспринимаются социальными группами и индивидами в этносе; в целом они вызывают в этнической общности защитные реакции, так как отказ от привычных ценностей предполагает признание превосходства ценностей доминирующего этноса, порождает чувство второсортности, представления о национальном неравенстве) [2., С.84].

Вывод: Этнический конфликт - форма  политических отношений — конфронтация между двумя или несколькими  этносами (или между их отдельными представителями, между конкретными  субэтническими элементами), характеризующаяся состоянием взаимных претензий, имеющую тенденцию к нарастанию противостояния вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн. Предпосылки этнических конфликтов: социально-экономические, политические, культурно – языковые, этнодемографические, экологические, этнотерриториальные, исторические, конфессиональные, культурные, психологические.

 

 

  1. Способы разрешения этнических конфликтов

 

Можно выделить шесть предпосылок, необходимых для урегулирования этнических конфликтов:

1) Каждая из враждующих группировок  должна иметь единое командование  и контролироваться им; 

2) Стороны должны контролировать  территории, которые обеспечивали  бы им относительную безопасность  после заключения перемирия; 

3) Достижение состояния определенного равновесия в конфликте, когда стороны либо временно исчерпали свои военные возможности, либо уже добились многих своих целей;

4) Присутствие влиятельного посредника, способного повысить интерес  сторон к достижению перемирия  и добиться признания этнического  меньшинства в  качестве стороны в конфликте; 

5) Согласие сторон на «замораживание»  кризиса и на то, чтобы отложить  всеобъемлющее политическое урегулирование  на неопределенный срок;

6) Размещение по линии разъединения  миротворческих сил, достаточно  авторитетных или сильных для  сдерживания сторон от возобновления  боевых действий» [5., С.204].

Существуют следующие способы  разрешения этнических конфликтов: нейтрализация, «естественное» развитие и последующее  самозатухание этнического конфликта, неконтролируемое развитие и самоуничтожение этнического конфликта, достижение национального согласия. 

Нейтрализация этнического конфликта. Обычно это означает надежный перевод этнического конфликта в рамки легальной политической борьбы между соответствующими партиями и движениями при гарантированной невозможности насильственных действий любой из сторон, а также при наличии обоснованных расчетов на то, что сепаратисты, в конечном счете, не смогут набрать решающего большинства в свою поддержку.

«Естественное» развитие и последующее самозатухание (саморассасывание) этнического конфликта. Этнический конфликт в ходе постепенной эскалации и перерастания в форму насильственного противостояния сторон в таком случае заканчивается в результате разрушения того прежде единого полиэтничного общества, в котором он возник и развивался. Подобный исход никак нельзя считать урегулированием конфликта. 

Неконтролируемое развитие и самоуничтожение этнического конфликта также является реальным и достаточно часто встречающимся его исходом [9., С.116].

Существует два основных сценария разрушения полиэтничного общества и тем самым прекращения этнического конфликта: 

  • изменение территории (за счет проведения новых государственных границ, отделяющих одну из конфликтующих сторон от другой);
  • изменение этнического состава населения (за счет депортации «враждебных групп», выделяемых по этнонациональному признаку).

           Чаще всего встречаются сочетание обоих сценариев. Такое сочетание этнических чисток и создания новых границ обеспечивает наметившееся сейчас прекращение конфликтов в Боснии и Герцеговине, и именно подобный исход наиболее вероятен для Нагорного Карабаха, Абхазии, Южной Осетии,

Саморассасывание конфликта – то есть отмирание без осуществления каких-либо изменений, на которых когда-то настаивали инициаторы конфликта. Хоть и крайне редко, но встречается и такое. 

Особой задачей разрешения этнического  конфликта является достижение национального согласия, представляющего собой сложный процесс примирения конфликтующих сторон, согласования их интересов, устремлений и требований, достижение взаимоприемлемого результата. «Национальное согласие возможно при участии в согласительном процессе наряду с легитимными властными структурами представителей различных общественных, национальных, политических организаций, движений, инициатив на основе консенсуса всего общества». В демократическом обществе, обществе открытого типа, где социальные, политические, экономические, национальные и другие различия ярко выражены, национальное согласие является инструментом регулирования отношений между различными группами, общностями, в том числе и этническими. Национальное согласие предусматривает предупреждение перерастания обострившихся в обществе противоречий в деструктивные, разрушительные по своей форме конфликты. Достижение его осуществляется в процессе переговоров, носящих конструктивный характер [5., С.212].

Важной формой достижения согласия или завершения конфликта между  этническими общностями, их представителями  выступает заключение межэтнического компромисса. Он предполагает достижение взаимопонимания или частичного завершения этнического конфликта путем взаимных уступок и согласования интересов (посредством их частичного удовлетворения). Модель завершения этнического конфликта таким способом используется в условиях, когда его участники имеют равные возможности при отсутствии достаточных ресурсов для полного удовлетворения интересов одной из конфликтующих сторон.

Информация о работе Этнические конфликты