Этнические конфликты в образовательной среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 16:08, доклад

Краткое описание

В настоящее время мы живем в специфическом, полном особенностями многокультурном обществе. Это вызывает определенные сложности во взаимодействии различных этносов между собой. Ребенок с первых дней находится в семье конкретного этноса, ему прививаются присущие данному этносу ценности, традиции, нормы поведения. Общение ребенка в социальной среде, которая в первую очередь представлена образовательными учреждениями, позволяет проявить как уникальность и индивидуальность каждой культуры, но в то же время требует от него принятия и уважения других культур. Несмотря на принимаемые меры по развитию национальной и культурной толерантности, во всём мире возникают этнические конфликты, разного уровня.

Вложенные файлы: 1 файл

доклад для конференции.docx

— 24.57 Кб (Скачать файл)

Доклад на тему «Этнические  конфликты в образовательной  среде»

Юдакова Ксения 36 группа

В настоящее время мы живем  в специфическом, полном особенностями  многокультурном обществе. Это вызывает определенные сложности во взаимодействии различных этносов между собой. Ребенок с первых дней находится  в семье конкретного этноса, ему  прививаются присущие данному этносу ценности, традиции, нормы поведения. Общение ребенка в социальной среде, которая в первую очередь  представлена образовательными учреждениями, позволяет проявить как уникальность и индивидуальность каждой культуры, но в то же время требует от него принятия и уважения других культур.  Несмотря на принимаемые меры по развитию национальной и культурной толерантности, во всём мире возникают этнические конфликты, разного уровня.

Мировой тенденцией в настоящее время является процесс размывания границ между культурами различных этносов. В связи с высоким уровнем миграций происходит смешение и интеграция различных этнических культур, их преемственность, усвоение одним этносом традиций другой этнической группы.

 В России за последние годы наблюдается явление роста этнической идентичности среди молодого поколения. Понятие "гражданин" стало абстрактным термином для современных россиян. Поэтому проблемой государственных институтов, к которым относятся и высшие учебные заведения, является формирование новой идентичности, основанной не на этнических признаках.

 Необходимо сказать, что в научной литературе понятие «этнос» встречается довольно редко, гораздо чаще употребляется понятие «этничность» или «этническая группа».

Существует множество  научных  подходов к определению  понятия «этнос». Первый подход –  культуроцентрический, который рассматривает этнос как устойчивую совокупность людей обладающих общей культурой, происхождением и исторической памятью. Второй подход – натуроцентрический. Согласно этому подходу объясняют этнос как явление обусловленное генетическими и географическими факторами.

Определение этноса как группы людей, связанных единством своего происхождения и общностью культуры, включая язык, является практически  общепризнанным и в значительной мере восходит к определению, данному  еще в 1923 году Сергеем Михайловичем Широкогоровым. Он рассматривал этнос как основную форму существования локальных групп человечества, а основными признаками его считал "единство происхождения, обычаев, языка и уклада жизни". 

Межэтнические конфликты  происходят между отдельными представителями, социальными группами различных  этносов. Этносом движет потребность  в самосохранении, защите своих ценностей  и традиций.

Одной из причин возникновения  конфликтов являются  сложившиеся  в сознании людей национально-этнические стереотипы, которые  в большинстве  случаев формируются на впечатлении  об отдельных представителях какой-либо этнической группы, и с легкостью распространяемые на всех её представителей. Национально-этнические стереотипы усваиваются человеком с детства и впоследствии функционируют преимущественно на подсознательном уровне. Поэтому для этнических конфликтов свойственны такие особенности бессознательного поведения, как эмоциональность, нелогичность, символизм и слабая рациональная обоснованность совершаемых действий.

Главная сложность этнических конфликтов состоит в их трудноразрешимости. Они не обходят стороной и образовательную среду.

В нашей стране большинство  учебных заведений являются полиэтническими, и в связи с этим возникает  большое количество межэтнических  конфликтов на всех ступенях образования.

Образовательная среда включает в себя учреждения дошкольного, школьного  и высшего образования. Проблема этнических конфликтов в учебных заведениях касается как учеников и студентов, преподавательский и учительский состав, так и обслуживающий персонал.

В своём докладе я хотела бы рассмотреть проблему этнических конфликтов в связи с возрастом обучаемого ребенка, формированием у него этнической идентичности.

Что касается дошкольного  образования, то этнические конфликты  здесь практически не возникают. Так как для детей дошкольного  возраста не характерно дифференцировать окружение по национальному признаку. Ребенок видит только внешние различия, но они для него не представляют какой-либо значимости. Именно здесь у ребенка закладываются основы толерантности. Для этого в дошкольных учреждениях изучаются основы различных культур.

 Следующая ступень  образования – это начальная школа. Младший школьный  возраст(6-7 - 10-11 лет) - это возраст, во многом определяющий будущее ребенка, возраст интенсивного развития всех качеств человека. На данный возраст приходится пик конфликтности ребенка. Появляется противоречие между желанием, потребностью изучать свое национальное и установкой «быть как все». Неумение школьника управлять своими эмоциями, проявлять сдержанность в критических ситуациях часто приводит к конфликтам, усиливается, гипертрофируется разница между «своими» и «чужими», что приводит к росту национализма, всплеску межнациональной конфликтности.

Средний школьный возраст.(11-15 лет) В это время появляется осознанное отношение к своему этносу. Подростки  начинают проявлять интерес к  истории и культуре, как своего, так и других народов. Происходит формирование системы представлений и оценок культурных и психологических особенностей своей этнической общности в сравнении с другими народами и культурами. Этнические конфликты возникают, но не совсем осознанно, только на представлении о «других».

Старший школьный возраст. (16-17 лет) Укрепляется осознание своей  этнической принадлежности, формируется  мотивация выбора национальности, становятся более прочными отношения к своей  этнической группе. Эмоциональное отношение к другим этносам переходит в рациональное, а такие новообразования как максимализм, импульсивность, делают молодежь в ситуациях межэтнической напряженности агрессивными, неуправляемыми.

Учреждения высшего образования. (От 18 до 22 лет) В этот период происходят процессы обретения человеком взрослой идентичности и формирования нового, «взрослого», отношения к миру, которые невозможны без этнической самоидентификации. Этническое самосознание в этот период упрочивается и закрепляется. Для этого периода характерно разделения этнических представлений о своей и иных этнических общностях по принципу «мы и они». Только в это время человек начинает в полной мере ощущать свою принадлежность к какому-то этносу. Этнические конфликты в данном возрасте возникают осознанно, основываясь на неприятии традиций, норм поведения, культуры конкретного этноса.

Важно отметить, что проблема организации обучения в поликультурном обществе является очень важной для всех европейских государств. Особенно сложной она становится в связи с большим притоком переселенцев, беженцев, который наблюдается во всех развитых странах мира.

Россия, которая является неотъемлемой частью европейского образовательного пространства, представляет собой исторически  сложившееся многонациональное  государство. Это обстоятельство сказалось  на системе основных ценностей нашего образования, в частности, образование  доступно для всех граждан независимо от национальной, религиозной принадлежности. В то же время образовательная  политика переходного периода не отражает реальных проблем в отношении  различных этнических групп. Более  того, требуется серьезная работа по осмыслению не только настоящей  ситуации, но и прогнозирования будущего в развитии межнациональных отношений.

Представители этнических групп, которые поступают в учебные  заведения новой страны в первом поколении, несут на себе отпечаток  культурных ценностей и традиций их собственной семьи. Они идентифицируют себя с той социальной группой, в  которую входят их родители, а именно этнической группой, что создает  психологические барьеры в адаптации  к существующей образовательной  системе.

Образование, обеспечивающее сложнейший процесс развития когнитивных, социальных, эмоциональных характеристик  личности, не может не реагировать  на происходящие события в обществе. Как показывает опыт многих стран, переживших этнические конфликты, вузы и школы  иногда остаются единственными структурами, в которых проводится целенаправленная объединяющая и миротворческая политика. Поэтому педагоги считают, что образование  может помочь обществу сформировать у молодежи гуманную модель поведения  и отношения к людям других наций. В образовании можно найти  эффективные формы снижения межнациональных  конфликтов, применимые для использования  в широкой социальной среде.

 


Информация о работе Этнические конфликты в образовательной среде