Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 19:25, шпаргалка

Краткое описание

1. Объект и предмет политологии
Существенная сторона в обосновании научного статуса политологии лежит в различении ее объекта и предмета. Как известно, объект познания - это все то, на что направлена деятельность исследователя, что противостоит ему в качестве объективной реальности. Когда же речь идет о предмете исследования конкретной науки, то та или иная часть объективной реальности (например, общественные процессы) берется не целиком, а лишь той ее стороной, которая определяется спецификой данной науки. Другие стороны в этом случае рассматриваются как второстепенные. Поэтому отличие наук друг от друга и состоит в том, что даже на одном объекте, каждая исследует свой предмет.

Вложенные файлы: 1 файл

Политология.docx

— 251.90 Кб (Скачать файл)

Структура, функции, способы осуществления функций

Так как политическая партия является организацией, то ей присуща определенная организационная структура. Как правило, в партийной структуре выделяют три уровня. 1. Неопределенный и размытый, электорат. 2. Официальная партийная организация, представленная низшими первичными ячейками на базе избирательных округов, и партийным аппаратом, включающим в себя региональные и общенациональный комитеты. 3. Фракции в парламенте, должностные лица в государственных структурах. 
М.Дюверже различает в структуре любой партии три уровня, или по его терминологии три концентрических окружности: 1. Круг активистов, для которых партия - смысл жизни. 2. Круг членов партии, выплачивающих партийные взносы, имеющих партийный билет или регистрационную карточку. Партия для них только организация. 3. Круг сочувствующих и избирателей, удовлетворяющихся присутствием изредка на партийных мероприятиях и голосованием в пользу партии. По мнению Дюверже, чем больше членов партии по отношению к числу избирателей и, соответственно, активистов - относительно членов партии, тем больше организация тяготеет к типу массовой партии. И наоборот, чем меньше число членов партии в сравнении с числом голосующих за нее, тем ближе партия к типу кадровых. 
Функции политических партий принято делить на внутренние и внешние. К внутренним функциям относятся набор членов, формирование и распределение партийного бюджета, регулирование имущественных отношений, взаимоотношения между партийной элитой и рядовыми членами. Среди внешних функций выделяются следующие: 
- социальная: аккумуляция и представительство социальных интересов; 
- идеологическая: разработка и пропаганда идейно - теоретической концепции и идейно - политической доктрины, находящих выражение в программе партии; 
- политическая: участие в борьбе за власть, приход к власти, осуществление власти; 
- организаторская: мобилизация и социализация граждан, организация избирательных кампаний, рекрутирование властной элиты, функция референтной группы. 
К внешним также относятся функции представительства интересов определенных групп и слоев населения и посредничества между властью и народом. 
На протяжении долгой истории развития партий сложились самые разнообразные способы осуществления ими вышеперечисленных функций. Это область творчества каждой отдельной партии в конкретных условиях страны и времени. Но вместе с тем можно выделить и общие, типичные способы, постоянно воспроизводившиеся партиями в течение длительного времени. Это, прежде всего, легальные, парламентские способы, и в противоположность им революционные, заговорщические. Их еще называют системными и несистемными. Политологи выделяют такую категорию, как стиль деятельности партии. К наиболее распространенным стилям относят прагматический и идеологизированный. Стиль деятельности в немалой степени определяется моделью взаимодействия партии с государством и гражданами. Среди наиболее распространенных моделей выделяются традиционные и инновационные.

 

25. Типология партий. Характеристика  левых и правых партий

Классификация партий

  1. Социально-классовый критерий:

    1. буржуазные

    1. трудящиеся

  1. По организации (критерии Дюверже):

    1. массовые

    1. кадровые

  1. По степени участия во власти:

    1. правящие

    1. оппозиционные

  1. По месту в партийном спектре:

    1. правые

    1. центристы

    1. левые

  1. По организационной структуре:

    1. классического типа

    1. движенческого типа

    1. политический клуб

    1. авторитарно-собственнического типа

 

В политике правыми (наиболее крайние формы называют ультраправыми или праворадикальными) традиционно называются многие направления и идеологии, противоположные левым: правые выступают за естественное (за исключением радикальных правых) неравенство и придерживаются принципов капитализма.

Иное понимание: правая идеология — идеология социального господства, выражающая интересы господствующего социального класса или определенной властвующей группы внутри господствующего класса. Левая же идеология — идеология оппонирования власти, которая отрицает легитимность существующего господства и предъявляет политическую альтернативу, востребованную новыми господствующими группами или (и) нижними классами, претендующими на участие в распределении богатства и власти.[1]

 

В политике левыми традиционно называются многие направления и идеологии, целью которых являются (в частности) социальное равноправие и улучшение жизненных условий для наименее привилегированных слоёв общества. К ним относят социализм, социал-демократию, социальный либерализм, коммунизм, анархизм. Противоположностью являются правые.

 

26. Однопартийная и многопартийная  система

 

Однопартийная система — тип политической системы, в которой единственная политическая партия обладает законодательной властью. Оппозиционные же партии либо запрещены, либо системно не допускаются к власти. Доминирование одной партии может также устанавливаться посредством широкой коалиции нескольких партий (народный фронт), в которой правящая партия резко преобладает.

Концепция

Чаще всего такое положение рассматривается как диктатура, и многие, если не все, диктатуры представляют себя как однопартийные системы. Примеры диктатур, которые не являются однопартийными системами, включают в себя военные диктатуры, которые чаще всего пытаются объявить вне закона вообще все политические партии во время своего правления, абсолютные монархии, теократические государства. Однопартийную систему не следует путать с системой с доминирующей партией, в которой оппозиция официально не запрещена, но по большому счёту неэффективна (не имеет возможности возглавить правительство либо не имеет возможности влиять на его действия). Страны с однопартийной системой, в которых правящая партия исповедует ту или иную форму марксизма-ленинизма, в англоязычных источниках называют коммунистическими странами.

Однопартийные государства часто формально заявляют о поддержке демократии (в особенности это справедливо для коммунистических государств, которые вставляют слово «народный» и/или «демократический» в свои полные наименования, главным образом потому, что идеология марксизма-ленинизма заявляет о демократическом правительстве), но без нескольких партий такие выборы являются большей частью символическими. Несмотря на то, что иногда другие политические партии разрешаются правительством, они обязаны подчиняться доминирующей партии и не могут таким образом выступать в роли оппозиции.

В большинстве случаев, однопартийные системы вырастают на почве фашистских, коммунистических или националистических идеологий, в частности, при освобождении от колониального управления. В подобной ситуации однопартийная система часто появляется при деколонизации в результате явного доминирования какой-либо партии в освобождении или в борьбе за независимость.

Однопартийные государства обосновывают своё устройство различными путями. Одним из известных обоснований является то, что многопартийная система привносит слишком большое разделение и затрудняет экономическое и политическое развитие. Этот аргумент был особенно популярен в середине XX века, когда многие развивающиеся страны пытались повторить опыт СССР[1]. Обычный контраргумент — однопартийное государство имеет со временем тенденцию к застою и нежеланию воспринимать перемены, что обуславливает его неспособность принимать новые условия и ситуации и может привести к его падению. Этот аргумент стал широко распространён ближе к концу XX века, после падения Советского Союза и стран Варшавского договора.

Многопартийная система — политическая система, при которой может существовать множество политических партий, теоретически обладающих равными шансами на получение большинства мест в парламенте страны.

Распределение мест в правительстве и/или парламенте производится согласно одному из двух основных принципов:

  • пропорциональная система подразумевает, что количество мест, получаемых партией в органах власти, прямо пропорционально количеству поданных за неё голосов избирателей;

  • система выборов по одномандатным округам подразумевает, что место в парламенте получает кандидат, выигравший выборы в этом округе; таким образом, количество мест, получаемых партией при выборах по одномандатным округам, не пропорционально количеству поданных за её членов голосов избирателей. Такая система тяготеет к образованию двухпартийной системы

 

27. Многопартийная система в России история и современность

 

Процесс формирования многопартийной системы в России наметился в начале 90-х гг. По данным Министерства юстиции РФ, в Российской Федерации в настоящее время насчитывается около 5 тысяч политических партий и 60 тысяч общественно-политических движений. Большинство из них существует лишь на бумаге. В сентябре 1997 года Президентом РФ был подписан Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права участвовать в референдуме граждан Российской Федерации», согласно которому вес партии обязаны пройти перерегистрацию в Министерстве юстиции. Только по истечении одного года после перерегистрации они смогут принять участие в выборах. К началу 1999 года перерегистрацию прошло 141 общероссийское политическое общественное объединение.

В истории существовали разные способы создания партии. Наиболее традиционный – образование партий вокруг популярных лидеров или на базе парламентских фракций. Позже партии образовывались на базе наиболее активной части представителей значительных социальных групп (профсоюзы, предпринимательские организации, аграрные союзы) или на основе массовых движений («зеленые»), Представительство определенных интересов здесь обычно с самого начала имело выраженную идеологическую окраску. Наконец, в XX в. был опробован и путь создания «партии власти» (голлисты), большую роль в образовании которой, помимо местной бюрократии и нотаблей, играли идейные сторонники харизматической личности генерала де Голля.

Новые партии в России после распада СССР возникли путем от-почковывания от КПСС, либо самостоятельно прошли путь партийного строительства. Отпочковавшиеся от КПСС КПРФ и другие мелкие коммунистические партии с маргинальным составом и радикальной идеологией заняли противоположные места в российской многопартийной системе. Если КПРФ имеет устойчивый и многочисленный электорат, остается политической силой, с которой приходится считаться всем политическим игрокам, то другие коммунистические партии (РКРП, коммунисты, Трудовая Россия – за Советский Союз) с трудом удерживают свой невысокий политический рейтинг.

В отличие от Европы и Северной Америки, в России многопартийность развивалась в условиях несформированности основных институтов гражданского общества. Это обстоятельство является основной особенностью интересующего нас процесса и ключей к пониманию нашей политической жизни. Ни предприниматели, ни профсоюзы не смогли создать свои партии. «Гражданский союз» А.Вольского и А. Владиславлева, опиравшийся на Российский союз промышленников и предпринимателей, не набрал на выборах 1993 г. даже 2% голосов, а на следующих выборах та же участь постигла объединение «Профсоюзы и промышленники России – Союз Труда».

Возникшие партии и блоки, представлявшие корпоративные интересы, также не имели политического успеха. Партия «Кедр», выступавшая как «экологическая», хотя ее кадры состояли главным образом из представителей санэпиднадзора, получила в 1995 г. только 1,4% голосов, а в 1999 г вообще не была допущена к выборам. Лишь аграрии смогли добиться в 1993 г. незначительного успеха (8%), использовав зависимость жителей деревни от своего начальства (при том, что сельское население в России составляет 27%).

Результаты партий, образованных на базе парламентских фракций и из окружения того или иного лидера (ЛДПР, «Яблоко»), были более впечатляющими. Партии, созданные под определенного лидера, периодически появлялись и исчезали на разных уровнях российской политической арены. Длительность их существования во многом зависела от политической гибкости лидера и от его харизмы. Лидер ЛДПР В.Жириновский, после того как столичная аудитория потеряла интерес к его политическим шоу, оперативно переключился на провинциальный электорат и снискал у него определенную поддержку, особенно у молодежной части.

В то же время каждое из этих объединений (ЛДПР, «Яблоко») представляло определенное идеологическое направление или, по крайней мере, идеологический нюанс (например, «Яблоко» – «социальный» вариант либерализма, в отличие от радикального либерализма ДВР). До 1999 г. могло показаться, что это – основной путь формирования российских партий.

Выборы 1999 г. со всей очевидностью продемонстрировали намерение власти заполучить контролируемое парламентское большинство. С этой целью в спешном порядке было создано «Межрегиональное движение «Единство», успешно выступившее на выборах. Ранее созданные «партии власти», движения «Выбор России» (1993) и «Наш дом – Россия» (1995) были оставлены властью за ненадобностью.

Особый способ создания «Единства» характерен сочетанием нескольких элементов: 1) наличие популярного или имеющего (благодаря точно уловленному полштехнологами общественному настроению) хорошие шансы на популярность лидера; 2) использование государственного финансового и информационного ресурса (прежде всего телевидения); 3) действующая структурная основа в виде региональной власти с находящимися под её патронажем группами; 4) опора на разветвленную структуру МЧС и, возможно, других силовых ведомств. При этом процесс «партийного строительства» идет следующим образом: с помощью полит-технологов создается смысловой образ лидера с присущими ему качествами (например, решительностью, готовностью навести порядок), который затем «раскручивается» телевидением, а региональная власть и некоторые федеральные ведомства предоставляют свои административные ресурсы.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"