Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 00:20, шпаргалка

Краткое описание

ВОПРОС 1. Назовите основные функции политологии
ВОПРОС 2. Какие виды политических прогнозов Вы знаете?
ВОПРОС 3. Назовите основные этапы в истории политических учений.

Вложенные файлы: 1 файл

к.р. Политология.docx

— 62.16 Кб (Скачать файл)

В основе глобализации лежит процесс интернационализации экономики, связанный с появлением транснациональных корпораций, международных банков. Он активно развивается благодаря качественным сдвигам в системе связи и транспорта. Интернационализация экономики поставила на повестку дня проблему функционирования мирового рынка на основе более четких правил, определенных договоренностей. Для решения этой проблемы создаются международные политические и экономические организации, разрабатываются нормы международного права и осуществляется контроль за их исполнением.

В настоящее время насчитывается более тысячи международных организаций. Самая крупная из них — Организация Объединенных Наций (ООН). В ООН входят ЮНЕСКО, занимающаяся проблемами развития науки и культуры, ЮНЕП, в задачи которой входит разработка и осуществление мер по защите среды обитания, МАГАТЭ, решающее вопросы предотвращения распространения ядерного оружия и вопросы развития атомной энергии в мирных целях. Вопросами экономического сотрудничества и развития занимаются Международный валютный фонд (МВФ), Всемирная торговая организация (ВТО) и др. Созданы региональные международные организации: Европейский союз (ЕС), Содружество независимых государств (СНГ), Организация американских государств (ОАГ), Организация африканского единства (ОАЕ), Азиатско-тихоокеанский экономический совет (АПЕК), Организация «Исламская конференция» (ОИК) и др.

По оценкам специалистов, процесс глобализации охватил примерно 60 государств, но на их долю приходится три четверти мирового валового продукта. Неравномерность развития процессов глобализации ведет к появлению проблемы «центра» и «периферии», т.е. к появлению противоречий между государствами, вовлеченными и не вовлеченными в процессы глобализации. В странах, оказавшихся на периферии процессов глобализации, недовольство этим процессом может принимать самые различные формы, в том числе выливаться в экстремистские действия, в подготовку и проведение террористических акций против ведущих держав мира.   

Выступления антиглобалистов в развитых странах, как правило, связаны с другой проблемой — противоречием между процессами интернационализации и национальной спецификой каждого государства. Именно осознание угрозы национальному суверенитету государства, которая связывается с растущей глобализацией, и лежит в основе акций протеста антиглобалистов.          

Глобализация есть ответ мирового сообщества на ряд важных проблем современности: угроза экологической и техногенной катастрофы, опасность применения оружия массового поражения, международный терроризм. Решение перечисленных проблем требует участия всех государств, создания соответствующих международных организаций.

Например, в условиях возможности применения ядерного оружия стоит проблема всеобщей безопасности, так как конфликт с применением ядерного оружия неизбежно превратится в планетарную проблему. Долгое время проблема всеобщей безопасности основывалась на принципе «сдерживания и устрашения», предполагающем конфронтацию ядерных держав. Однако увеличение числа стран, обладающих и могущих обладать таким оружием, требует пересмотра политики сдерживания и перехода к системе международных договоренностей.

 

ВОПРОС 11. Какие отличительные особенности имеет политическая система в современном российском обществе?

 

Политическая система современной России определяется Конституцией, которая принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года. В соответствии со статьей 1 Конституции Российская Федерация - есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Определение Российской Федерации в качестве демократического государства раскрывается прежде всего в положении о том, что единственным источником власти в России является народ, кроме того, в положении о том, что эту власть сам народ и осуществляет как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

 Демократичность Российского государства проявляется и в том, что его граждане равноправны и обладают широкими правами и свободами, в том числе правом участвовать в управлении делами государства. В Российском государстве установлена выборность органов законодательной власти и представительных органов местного самоуправления, ряда руководящих должностных лиц - Президента Российской Федерации, глав региональной и местной администрации и т. д.

 Характеристика  Российского государства в качестве федеративного указывает на форму его устройства. Федерация - это государство, состоящее в свою очередь из государств и (или) государственно-подобных образований, близких по статусу к государству. В составе Российской Федерации находятся республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. В Российской Федерации наряду с федеральными органами государственной власти, осуществляющими свои полномочия на всей ее территории, имеются органы государственной власти соответствующих субъектов Федерации. Они осуществляют всю полноту государственной власти на своей территории в пределах своих полномочий. Субъекты Российской Федерации имеют свое законодательство; их статус закреплен не только в федеральном законодательстве, но и в конституциях республик, уставах краев, областей, округов, городов федерального значения.

 Федеративное  устройство России находит свое  отражение в структуре ее представительного  и законодательного органа —  Федерального Собрания, состоящего  из двух палат – Совета Федерации  и Государственной Думы.

Для России с ее огромными территориями, с множеством регионов, значительно отличающихся друг от друга по своим природным и экономическим условиям, с большим разнообразием исторических и национально-культурных особенностей проживающих в ней народов именно последовательный федерализм является оптимальной политико-юридической формой сочетания главных интересов Российской Федерации в целом и составляющих ее субъектов.

 Характеристика  Российской Федерации в качестве правового государства означает, что в организации и деятельности государства превалируют принципы права, а не мотивы политической целесообразности.

Правовое государство «связано» правом, исходит из признания неотчуждаемых (прирожденных) прав и свобод человека и возложения на государство обязанности соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Власть осуществляют только те, кто на это уполномочен Конституцией и законами, причем в рамках предусмотренных ими предметов ведения и полномочий. Гарантирована судебная защита прав и свобод человека и гражданина.

 Понятие  «республиканская форма правления» характеризует государство, в котором все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными избранными представительными учреждениями. Республиканская форма правления предполагает также, в частности, что соответствующие лица избираются в коллегиальные органы на определенный срок и что решения в этих органах принимаются большинством.

Главой государства в Российской Федерации является ее Президент, избираемый гражданами сроком на четыре года, а представительным и законодательным органом – Федеральное Собрание (парламент), одна из палат которого — Совет Федерации — составляется из двух представителей от каждого субъекта Российской Федерации, а другая - Государственная Дума - избирается населением сроком на четыре года.

 Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

 Такое  разделение единой государственной  власти выражается, прежде всего, в осуществлении каждой из  них самостоятельными, независимыми  друг от друга структурами  государственного механизма. Целью  такого разделения является обеспечение  гражданских свобод и законности, создание гарантий от произвола. В условиях разделения властей  одна ветвь государственной власти  ограничивается другой, различные  ее ветви взаимно уравновешивают  друг друга, действуя как система  сдержек и противовесов, предотвращая  монополизацию власти каким-либо  одним институтом государства.

Согласно Конституции, на общефедеральном уровне законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание, исполнительную — Правительство, а судебную — федеральные суды (Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд и иные федеральные суды). Президент Российской Федерации не является органом какой-либо из трех властей, а, как сказано в части второй статьи 80, «обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти».

 Принцип  разделения властей, закрепленный  в общей форме статьей 10, реализуется  и конкретизируется в нормах  Конституции, определяющих статус  Президента, Федерального Собрания, Правительства и судов Российской  Федерации.

В Российской Федерации признается идеологическое и политическое многообразие, предполагающее многопартийность. Общественные объединения равны перед законом, что предполагает пресечение попыток восстановления монополии какой бы то ни было партии.

 Многопартийность  стала неотъемлемой частью общественной  жизни. Конституционное закрепление  этого положения означает необратимость  процесса становления гражданского  общества, в котором партии играют  роль посредника между гражданским  обществом и государством.

 Следует  отметить, что политическая система  России находится в стадии  становления, так как не все  конституционные нормы являются  реализованными в политической  практике.

 

ВОПРОС 12. Как проходил процесс образования политических партий и складывания политической системы в России?

 

Процесс образования политических партий и складывания партийной системы в России начался несколько позже, чем на Западе, – в конце XIX – начале XX в., что отражало отставание нашей страны в экономическом, технологическом, социальном и политическом развитии. Монархическая система, долгое время господствовавшая в стране, не допускала возникновения ни проправительственных, ни оппозиционных партий.

Отмена крепостнических порядков, ускоренная индустриализация народного хозяйства, формирование общероссийского рынка разрушали прежнюю сословную структуру и создавали институты гражданского общества, в том числе политические партии. Мощный толчок процессу политического размежевания общества дала революция 1905–1907 гг., во время которой в стране насчитывалось уже более 50 политических партий. Среди них можно выделить следующие:

партии радикальной ориентации – они стремились к свержению самодержавия и коренным преобразованиям в России, составляя оппозицию правящему режиму. Среди них наиболее крупными были: Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП), Общероссийская партия социалистов-революционеров (эсеры), «Трудовая группа» (трудовики), фракция, возникшая в период деятельности первой Государственной Думы;

проправительственные партии – вели свое происхождение из сословных политических клубов помещиков и дворян («Русское собрание», «Монархическая партия»). Затем эти клубы трансформировались в политические партии, которые поддерживали самодержавие и олицетворяли идеи русского консерватизма («самодержавие, православие, народность»). Такими партиями были «Союз русского народа», «Союз русских людей»;

партии либеральной ориентации – выражали интересы буржуазии. Ввиду своей слабости, обусловленной немногочисленностью среднего класса, эти партии пытались найти компромисс с самодержавием, предлагая ему провести некоторые реформы при сохранении института монархии: принять конституцию, создать парламент, выполняющий законодательные функции, и т.д. Здесь следует выделить «Союз 17 октября» (октябристы) и Конституционно-демократическую партию (кадеты).

Однако рост числа партий в стране не привел к образованию многопартийной системы в классическом варианте.

После Октябрьской революции (1917) в стране установилась монополия Коммунистической партии на власть, которая сохранялась до конца 80-х годов ХХ в. Отмена статьи 6 Конституции СССР о руководящей роли партии в обществе создала юридические предпосылки для формирования многопартийности.

В 1987–1988 гг. по мере реализации целей и задач провозглашенной реформы политической системы происходило формирование организаций, именующих себя политическими партиями. Первой, оппозиционной КПСС, партией объявил себя в мае 1988 г. Демократический союз (ДС).

В октябре 1990 г. был принят Закон СССР «Об общественных объединениях», который ввел в политическую жизнь принцип многопартийности. С марта 1991 г. началась регистрация партий и общественных организаций, принявшая форму «партийного бума»: в 1993 г. было зарегистрировано около 60 партий и движений, а в 1997 г. их уже насчитывалось около 300.

Для современной России характерны политический плюрализм, крайне поляризованная многопартийная система.

Можно определить следующие пути становления партийной системы в Российской Федерации:

- развитие многопартийности во многом идет от различных объединений кружкового, клубного типа, организованных представителями элиты – духовной, экономической, политической. Многие партии возникли в результате деятельности лидеров, создавших партии «под себя» (верхушечные или «диванные» партии);

- часть партий образовалась «почкованием»: одни из них выделились из КПСС (КПРФ, РКРП, ВКП(б), СК), другие – в результате раскола недавно созданных партий;

- ряд партий возник под влиянием мировой партийно-политической практики (Социал-демократическая партия России, Российская партия «зеленых»);

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"