Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 17:44, шпаргалка

Краткое описание

Политология как наука. Методы, категории и основные функции политологии.

Политоло́гия или политическая наука, — наука о политике, то есть об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством.
Раскрытие содержания политологии становится возможным благодаря существованию ее категориального аппарата. Категории представляют собой наиболее общие понятия, отражающие сущностные стороны процессов и явлений, в данном случае политических. В совокупности категории служат как бы опорными узлами, опираясь на которые можно осуществить научный анализ политической реальности.

Вложенные файлы: 1 файл

politologia.docx

— 111.67 Кб (Скачать файл)

Легитимность власти – это

а) признание власти населением;

б) принятие власти как правомерной  и справедливой;

в) наличие у власти авторитета в глазах населения.

Легальность власти означает, что

а) власть имеет законное происхождение;

б) власть осуществляется посредством  закона (а не путем произвола, насилия  и т.п.);

в) власть сама подчиняется  закону.

 

6. Понятие политической  элиты. Функции элиты. Теории  элиты В.Парето, Г.Моски,

Р.Михельса. Особенности российской политической элиты.

 

В “Основах политической науки” Г.Моска сформулировал закон социально-политической дихотомии общества. Он состоит в том, что во всех обществах, начиная с самых среднеразвитых и едва достигших зачатков цивилизации и кончая просвещенными и мощными, существует два класса: класс управляющих и класс управляемых. Первый, всегда более малочисленный, осуществляет все политические функции, монополизирует власть и пользуется присущими ему преимуществами. Второй, более многочисленный, управляется и регулируется первым и поставляет ему материальные средства поддержки, необходимые для жизнеспособности политического организма. Моска проанализировал проблему формирования (рекрутирования) политической элиты и ее специфических качеств. Он считал, что важнейшим критерием формирования политического класса является способность к управлению другими людьми, то есть организаторские способности, а также материальное, моральное и интеллектуальное превосходство. Хотя в целом этот класс наиболее способен к управлению, однако, не всем его представителям присущи передовые, более высокие по отношению к остальной части населения качества.

Независимо от Г.Моски, примерно в это же время теорию политических элит разрабатывал В.Парето. Он, как и Моска, исходил из того, что во все времена миром правило и должно править избранное, наделенное особыми психологическими и социальными качествами меньшинство – элита. “Нравится это некоторым теоретикам или нет, – писал он в “Трактате по общей социологии”, – но человеческое общество неоднородно и индивиды различны физически, морально и интеллектуально”. Совокупность индивидов, которые отличаются результативностью, действуют с высокими показателями в той или иной сфере деятельности, и составляют элиту. Она делится на правящую, прямо или опосредованно (но эффективно) участвующую в управлении, и неправящую – контрэлиту – людей, обладающих характерными для элиты психологическими качествами, но не имеющими доступа к руководящим функциям в силу своего социального статуса и различного рода барьеров. Развитие общества происходит посредством периодической смены, циркуляции элит. Поскольку правящая элита стремится сохранить свои привилегии и передать их по наследству людям с неэлитарными индивидуальными качествами, то это ведет к качественному ухудшению ее состава и одновременно к количественному росту контрэлиты. Последняя с помощью мобилизуемых ею недовольных правительством масс свергает правящую элиту и устанавливает собственное господство.

Крупный вклад в развитие теории политических элит внес Р.Михельс. Он исследовал социальные механизмы, порождающие элитарность общества. В основном солидаризируясь с Моской в трактовке причин элитарности, Михельс особо выделяет организаторские способности, а также организационные структуры общества, стимулирующие элитарность и возвышающие управляющий слой.

Таким образом, политическая элита – это реальность сегодняшнего, и вероятно, завтрашнего этапов развития цивилизации. Ее существование обусловлено  действием следующих основных факторов:

а) психологическим и  социальным неравенством людей, их неодинаковыми  способностями, возможностями и  желанием участвовать в политике;

б) законом разделения труда, который требует профессионального  занятия управленческим трудом как  необходимого условия его эффективности;

в) высокой общественной значимостью управленческого труда  и его соответствующим стимулированием;

г) широкими возможностями  использования управленческой деятельности для получения различного рода социальных привилегий.

д) практической невозможностью осуществления всеобъемлющего контроля за политическими руководителями;

е) политической пассивностью широких масс населения, главные  жизненные интересы которых обычно лежат вне сферы политики.

Все эти и некоторые  другие факторы обусловливают элитарность  общества. Сама политическая элита  внутренне дифференцирована. Она  делится на правящую, непосредственно обладающую государственной властью, и оппозиционную– контрэлиту; на высшую, принимающую значимые для всего государства решения (обычно в ее состав входит примерно один человек из 20 тысяч населения), среднюю, выступающую барометром общественного мнения и включающую около 5% населения, а также административную – служащие-управленцы (бюрократия).

Говоря о российской властвующей политической элите, в  первую очередь нельзя не заметить, что груз исторических традиций политической культуры во многом, если не во всем, определяет методы политической деятельности, политического  сознания и поведения новой волны "российских реформаторов", по природе  и сущности своей не воспринимающих иных методов действий, кроме тех, которые были успешно использованы как ими самими, так и их предшественниками. Фактом, не подлежащим сомнению, много раз исторически доказанным, является то, что политическая культура складывается веками и изменить ее за короткое время невозможно. 
 
Именно поэтому политическое развитие сегодняшней России приняло такой привычный всем нам характер, лишь с небольшими оттенками либеральной демократии, тогда как, в настоящий момент существует ярко выраженная потребность в новом пути развития политических отношений. 
 
В данный момент в Росси государственная власть характеризуется тремя основными признаками:

 
первое — власть неделимая и  не смещаемая (фактически можно сказать  наследственная);

второе — власть полностью  автономна, а также полностью неподконтрольна обществу; 
третье — традиционная связь российской власти с обладанием и распоряжением собственностью.

 
Именно под эти сущностные характеристики российской власти и подгоняются  принципы либеральной демократии, которая  превращается в свою полную противоположность. На текущий момент центральная проблема российской политической системы —  это реализация власти (в первую очередь ее разделяемость и смещаемость). Исторический опыт российского парламентаризма (его развития) подтверждает одну интересную особенность: противостояние, а иногда и силовой конфликт, власти исполнительной, как лидирующей, и власти маргинальной законодательной. Подавление или даже уничтожение одной ветви власти фактически закрепляет всевластие другой, что, однако, исходя из мирового опыта, ведет к поражению действующего режима. Полной гармонии между этими ветвями власти быть и не может, но их четкое разделение и обеспечивает контроль общества над государственной властью.

 
Политическая властвующая элита  Российской Федерации состоит из целого ряда группировок. При этом что  характерно, мировоззренческие основания  этих групп особой роли не играют, в  реальности они выступают лишь идеологическим флером в политических дискуссиях. Идеи же справедливости, государственного порядка, эффективности власти разделяют  все партии, что делает их выглядящими  на одно лицо и мало отличимыми друг от друга.  
 
Современные властвующие политические элиты России состоят в основном из следующих социально-политических групп:

 
бывшая партноменклатура (КПСС); 
бывшая демократическая оппозиция (Демократическая Россия) 
бывшие хозяйственные руководители низшего и среднего звена;

бывшие комсомольские  работники; 
работники различных органов самоуправления (райсоветов, горсоветов).

 
Кроме этого, можно принять во внимание и небольшой процент интеллектуальной элиты — интеллигенции. 
 
Указанные выше группы, как часть властвующей элиты, обладают рядом свойственных ей признаков:

 
деятельность по принципу управленческих команд, жестко подчиненных главе исполнительной власти; 
обязательность существования личной преданности главе, первому лицу на любом уровне; 
наличие на каждом уровне соответствующих вождей с личной преданной командой; 
тщательно маскируемая вовлеченность в раздел и присвоение госсобственности (приватизация); 
обычна связь с организованной преступностью и непосредственное лоббирование ее интересов.

 
В целом же, в политической структуре  России можно выделить два основных блока, в основном постоянно сталкивающихся и изредка сотрудничающих друг с  другом — это политические элиты  и электорат столичных городов  и провинции. В провинции, на уровне областей, автономий, в последнее  время выдвигается на первый план этнический фактор в силу прямой национальной разграниченности. Отсюда, как раз, и происходит замеченная выше группировка общественного мнения и политических элит вокруг национал-патриотических партий, движений и блоков.

 

7. Политическое лидерство:  понятие, типология, функции, стили  деятельности.

Политическое лидерство  в России.

Полити́ческое ли́дерство — процесс взаимодействия между людьми, в котором наделённые реальной властью авторитетные люди осуществляют легитимное влияние на общество (или его часть), которое отдаёт им часть своих политико-влаственных полномочий и прав.

В основу типологии М. Вебера положены типы общественного управления.

Виды:

  • традиционное (основано на традиции, которое предполагает веру подчинённых в то, что власть законная, поскольку существовала всегда),
  • рационально-легальное (лидерство на основе закона во многих странах пришло на смену традиционному; лидером становится политик, избранный на основе определённых законных процедур),
  • харизматическое (харизматический лидер наделён экстраординарными качествами, которые отсутствуют или слабо выражены у других людей; как правило, лидеры харизматического типа появляются в кризисные периоды).

Виды лидеров согласно прочим классификациям: правящий и оппозиционный; революционеры, консерваторы и реформаторы; формальные и неформальные; кризисные и рутинные; большие и малые; пролетарские, буржуазные, мелкобуржуазные; общенациональные и  региональные.

В условиях кризисной ситуации можно обозначить три следующие функции, выполняемые политическими лидерами в целях решения задач, обеспечения выхода страны из тупика:

аналитическая функция, или функция постановки диагноза, т.е. глубокий и всесторонний анализ причин сложившейся ситуации; изучение объективных и субъективных факторов и реалий;

функция разработки программы действия (управленческая). В выполнении этой функции большую роль играют личностные качества политического лидера: его решительность, энергия, ум, интуиция, смелость, способность брать на себя большую ответственность;

функция мобилизации страны на выполнение принятой программы. Здесь многое зависит от умения и способности политического лидера вступать в контакт со всеми слоями общества, убеждать, привлекать на свою сторону колеблющихся.

В условиях относительной  стабильности общества политический лидер  остается новатором, выдвигает новые  идеи, цели, задачи в развитии общества. При этом круг выполняемых им функций  расширяется:

новаторская функция означает, что политический лидер вносит конструктивные идеи социального устройства общества. Для этого разрабатываются новые политические программы, стратегические планы общественного развития, осуществляется реорганизация политических структур;

коммуникативная функция связана с тем, что главный смысл всей политической деятельности лидера – служить людям, выражая интересы общества в целом и различных социальных групп. Поэтому политический лидер должен постоянно следить за меняющимися общественными настроениями и мнениями;

организаторская функция вытекает из предыдущих. Речь идет о мобилизации народных масс на претворение политических программ и решений в жизнь;

координационная функция направлена на согласование действий всех субъектов политических преобразований – институтов и учреждений власти; 
интегративная функция направлена на поддержание целостности и стабильности общества, гражданского мира и общественного согласия – лидер призван обеспечить национальное единство в масштабах большого сообщества, которым он руководит, или государства в целом; 
функция легитимации обеспечивает поддержку власти на основе личного авторитета и влияния на массы. 

Исходя из классификации  М. Вебера, можно утверждать, что  история России знала два типа лидерства: традиционное и харизматическое.

1      Традиционное лидерство (власть монархов) было основано на вере в святость передачи власти по наследству, верности ритуалу и привычке подчиняться. Традиционное лидерство в России имело форму абсолютной монархии. Воля императора не ограничивалась какими-либо юридическими нормами. Так, статья I Свода основных государственных законов гласила: "Император Всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться верховной Его власти не токмо за страх, но и за совесть сам Бог повелевает". Такое положение существовало до Февральской буржуазно-демократической революции.

2      Советский период породил особую разновидность харизматического лидерства – вождизм. Харизматический вождь, к числу которых можно отнести В.И. Ленина и И.В. Сталина, является наиболее точным синонимом термина "лидер". Такая разновидность лидерства широко распространилась с возникновением и развитием в России революционного движения. Власть харизматического вождя опиралась не только на его собственный авторитет, но и на монопольно властвующую партию, разветвленные структуры насилия, идеологическую обработку масс. Но самым существенным элементом власти таких вождей была харизма, которую М. Вебер определял "как необычно высоко ценимое качество некой личности, благодаря которому она превозносится как наделенная сверхъестественной, или сверхчеловеческой, или, по меньшей мере, необычной, специфической, недостижимой ни для кого другого силой или особенностью, или же как посланная Богом, или как достойная подражания и в силу этого как "Вождь". В основе власти вождя может лежать также политический миф о его исключительности, который поддерживается в массовом сознании. Личность вождя обожествляют, ей поклоняются. Харизма вождя опирается на наличие "единой коллективной воли народа", которую он представляет. На этом основано отождествление вождя и народа. Культ вождя, ритуалы его почитания со временем становятся элементом политической культуры советского типа, разновидностью своеобразной политической религии.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"