Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 17:44, шпаргалка

Краткое описание

Политология как наука. Методы, категории и основные функции политологии.

Политоло́гия или политическая наука, — наука о политике, то есть об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством.
Раскрытие содержания политологии становится возможным благодаря существованию ее категориального аппарата. Категории представляют собой наиболее общие понятия, отражающие сущностные стороны процессов и явлений, в данном случае политических. В совокупности категории служат как бы опорными узлами, опираясь на которые можно осуществить научный анализ политической реальности.

Вложенные файлы: 1 файл

politologia.docx

— 111.67 Кб (Скачать файл)

Политическая мысль Возрождения  и Нового времени. Период Возрождения (XIV — XVI вв.) характеризовался разложением феодализма и становлением капитализма в Европе, вызвавшего развитие техники, светских (гуманитарных) наук, городов, торговли, искусства. В противовес идеологии средневекового аскетизма (отречения от земных радостей во имя райской жизни в загробном мире) идеологи формирующегося класса буржуазии отстаивали гуманистические (человеческие) ценности: стремление к земному благополучию, право человека на свободное развитие и проявление творческих способностей и т.д. Гуманизм возродил интерес к античной древности, когда человеческая природа не толковалась как средоточие греховности, какой она представлялась религиозным схоластам Средневековья.

Одним из первых представителей зарождавшейся буржуазной политической науки был Никколо Макиавелли (1469 — 1527). В сочинении "Государь" и других книгах он противопоставлял теологической (религиозной) концепции теорию светского (нерелигиозного) государства, возникновение котороro определял потребностью в обуздании эгоистической натуры человека, присущего ему стремления к власти и собственности, ненависти, злобы и коварства. Одна из главных функций государства — защита частной собственности. Правитель должен избегать посягательства на имущество подданных, ибо это неизбежно вызовет их ненависть. Макиавелли впервые обращает внимание на политическую субъективность народа, т.е. на его способность влиять на власть, считая его честнее и рассудительнее государя. По его мнению, народ нередко ошибается в общих вопросах, но гораздо реже — в частных.

Одновременно с политическими  учениями, защищающими частную собственность  и государство, стоящее на страже интересов эксплуататорских классов, в Западной Европе стали появляться публикации, осуждающие эту собственность  и порожденную ею эксплуатацию человека человеком, критикующие возникший  капиталистический строй. Первым таким  произведением было сочинение англичанина  Томаса Мора (1478 — 1535) "Утопия". Изданное в 151б г., оно по существу положило начало новому идейно-политическому течению — утопическому социализму.

Период Нового времени (XVII — XVIII вв.) характеризовался укреплением капитализма, борьбой буржуазии за власть, буржуазными революциями в Англии, Голландии и Франции.

Одной из главных проблем  в политической пауке этого времени  была проблема взаимоотношений личности и государства. Взаимодействию этих субъектов политики была посвящена  теория "естественных прав".

Теория "естественных прав" была направлена против всех форм феодальной зависимости, сословного деления феодального  общества и обосновывала равенство  людей, данное им природой. Сторонники этой теории выступали за законодательное  закрепление свободы убеждений  и действий людей, права обладания  и распоряжения собственностью, гарантий от произвола и т.д.

Один из наиболее ярких  политических мыслителей Нового времени, английский философ Томас Гоббс (1588 — 1679), обосновывал возникновение  государственной власти необходимостью упорядочения "естественного состояния" людей, в котором отношения между  ними представлялись как "война всех против всех". Государство сравнивалось им с библейским чудовищем Левиафаном ("искусственным человеком", "земным богом"), способным обуздать темные инстинкты людей, расчистить путь законам  разума и установить в обществе гражданское  состояние. Он изображает государство  как сложный механизм господства и подчинения: государство не только должно выполнять функцию господства, но и заниматься воспитательно-просветительной деятельностью, поощрять всякого рода хозяйственные занятия (земледелие, судоходство, промыслы), силой принуждать к труду физически здоровых людей.

Гоббс — сторонник сильной  власти. Его симпатии на стороне  абсолютной монархии. Вместе с тем  он считал, что подданные способны делать по своему усмотрению то, что  не запрещено законом. Они должны иметь на уровне частноправовых отношений  широкую инициативу, систему прав и свобод.

Большой вклад в политическую науку внесли англичанин Джон Локк (1б32 — 1704) и француз Шарль Луи  Монтескьё (1б89 — 1755), разработавшие концепцию разделения властей. Локк предлагал разделить власть на законодательную, исполнительную и федеративную, ведающую международными отношениями. Следует также отметить выдвинутое им положение об обязанности в гражданском обществе всеми без исключения исполнять его законы. Отстаивание Локком идеи неотчужденности от личной свободы, права на жизнь и собственность было признано впоследствии началом идеологии буржуазного либерализма.

Европейская политическая мысль XIX в. Социально-политическая ситуация в Европе в XIX в. после Великой французской буржуазно-демократической революции (1789 — 1794), в результате которой произошел переход от мануфактурного производства к промышленному, характеризовалась укреплением капиталистических отношений. В данный период активно развивалась буржуазная демократия, образовывались "современные формы" государств (конституционные монархии и республики), в которых буржуазия получала полное политическое господство. Проблемы, связанные с социально-политическими процессами, нашли отражение и в политической науке.

Теоретики политики этого  периода наряду с рассмотрением  проблем личности значительное внимание уделяли большим социальным группам: классам, нациям, расам, их положению  в обществе и взаимоотношениям.

Ведущим политико-идеологическим течением этого времени был либерализм. Либеральные политические мыслители  отстаивали буржуазные права и свободы, в первую очередь реализацию "личной свободы", свободу частной собственности  и конкуренции, выступали за разделение властей, против вмешательства государства  в экономику.

Важнейшим нравственным принципом, который они считали главной  движущей силой развития общества, было стремление человека к пользе для себя, выгоде, наслаждениям. Этот принцип лег в основу нового направления  в методологии политического  мышления, получившего название утилитаризма.

В конце XIX в. наметилось размежевание и среди политических мыслителей, отстаивающих идею социализма. В частности, одна часть из них придерживалась марксистского, революционного подхода к переходу от капитализма к социализму, другая — отрицательно относилась к социалистической революции и предлагала эволюционный, реформистский путь к социалистическому строю. Ярым сторонником второго пути был один из "отцов" современной социал-демократии Эдуард Бернштейн (1850 — 1932). По его мнению, в процессе развития буржуазной демократии классовая борьба все больше будет приобретать мирные формы, революционные способы борьбы уступят место парламентским, борьбе за реформирование капиталистического общества. Такая борьба будет способствовать врастанию социализма в капитализм. Основой социалистических отношений он считал кооперацию. Вместе с тем социализм им рассматривался не столько как практика, сколько как этический идеал.

  1. Особенности российской политической мысли 18-нач.20 вв.

Основные черты русского консерватизма обусловливаются  фундаментальными характеристиками религиозного сознания русского народа. Во главу  угла православно-русский консерватизм ставил православие и вытекающую из него народность, считая самодержавие лишь обслуживающей, инструментальной ценностью. Основу русского консервативного сознания образует признание необходимости коллективной стратегии спасения. Основой русского консервативного сознания является неразрывная связь русского народа с "русской землей".

К началу 19 в.  Россия,  стала абсолютной монархией. В середине 19 в. в России указом «сверху» было отменено крепостное право, в стране стал развиваться капитализм. Однако политическая надстройка общества – самодержавие – оставалось во многом неизменной.

Вследствие этого, на рубеже 18—19 вв. в России зародился либерализм, генетически связанный с политикой “просвещённого абсолютизма” Екатерины II и реформаторскими замыслами начала царствования Александра I. К числу первых ярких представителей офиц. российского либерализма относится М.М. Сперанский.

В целях предотвращения революции он предлагал Александру I дать стране конституцию, которая  должна будет только расширить политические права “среднего сословия”, оставив  в сущности ту же силу и то же пространство самодержавия. 

После реформ 1860—1870-х гг. одной из форм либерального движения стало земское движение. В конце 19 — нач. 20 вв. оформились политические организации, в основе программ которых  лежали принципы либерализма(“Союз освобождения”, “Союз земцев- конституционалистов”).

В 1905—06 образовались ведущие  либеральные партии — Конституционно-демократическая (кадеты) и “Союз 17 октября” (октябристы), политическая программа которых  предусматривала преобразование России в конституционную монархию и  установление гражданских свобод посредством  мирных реформ. После Февральской  революции 1917 попытки претворить в  жизнь основные положения либерализма  предпринимало Временное правительство, однако они были пресечены большевистским переворотом в октябре 1917.

У либералов не было единой политической организации. Не имели  они и достаточно разработанной  политической идеологии. Серьезной  поддержкой среди населения они  не располагали. Крестьяне либералам  не доверяли, поскольку считали их чужими.

Либеральное движение не только не смогло (да и не пожелало) смягчить остроту общественных и политических противоречий в стране, но и вольно или невольно обостряло борьбу между  реакцией и революцией, становясь  на сторону последней. Грядущая революционная  буря смела не только консерваторов, но и самих либералов.

 

  1. Политика как общественное явление: понятие, структура, функции.

 

Поли́тика (др.-греч. πολιτική «государственная деятельность», от греч. πόλις «город, государство»[):

  • Деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны.
  • Вопросы и события общественной, государственной жизни.
  • Определённым образом направленная деятельность государства или социальных групп в различных сферах: экономике, социальных и национальных отношениях, демографии, безопасности и т. д.

Политика — общее руководство для действий и принятия решений, которое облегчает достижение целей. Политика направляет действие на достижение цели или выполнение задачи. Путём установления направлений, которым нужно следовать, она объясняет, каким образом должны быть достигнуты цели.

В политике выделяются субъекты, или  акторы — свободные и самостоятельные участники политического процесса (к примеру, определённые сообщества людей, институты, организации и т. д.), а также объекты — общественные явления, с которыми тем или иным образом целенаправленно взаимодействуют субъекты. В результате такого взаимодействия возникают политические отношения, которые, в свою очередь, определяются политическими интересами субъектов. На все перечисленные структурные элементы оказывается влияние со стороны политического сознания (совокупности ценностей, идеалов, эмоций и т. п.) и политической культуры. Суммирование этих составляющих образует явления более высокого уровня абстракции: политическую систему, политический режим и политические процессы.

 

Функции политики:

  1. Реализация интересов социальных групп, имеющих значимость с точки зрения власти.
  2. Регулирование и упорядочение процессов и отношений, существующих в обществе, а также условий, в которых осуществляются труд и производство.
  3. Обеспечение как преемственности развития общества, так и принятия новых моделей его эволюции (то есть инновационности).
  4. Рационализация отношений между людьми в социуме, смягчение противоречий в обществе и поиск разумных решений возникающих проблем.

5. Власть: понятие, структура,  ресурсы, типы. Политическая власть. Легальность и

легитимность власти.

Власть — это возможность и способность навязать свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению. Суть власти не зависит от того, на чём основана такая возможность. Власть может базироваться на различных методах: демократических и авторитарных, честных и нечестных, насилии и мести, обмане, провокациях, вымогательстве, стимулировании, обещаниях и т. д.

Считается, что власть появилась  с возникновением человеческого  общества и будет в той или  иной форме всегда сопутствовать  его развитию. Она необходима для  организации общественного производства, которое требует подчинения всех участников единой воле, а также  для регулирования других взаимоотношений  между людьми в обществе.

Специфической разновидностью является политическая власть — способность определённой социальной группы или класса осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность других социальных групп или классов. В отличие от иных типов власти (семейной, общественной и др.), политическая власть оказывает своё влияние на большие группы людей, использует в этих целях специально созданный аппарат и специфические средства. Наиболее сильным элементом политической власти является государство и система государственных органов, реализующих государственную власть.

Функции власти:

  • Коммуникативная
  • Координационная
  • Управленческая
  • Контрольная

Ресурсы власти:

  • Насилие (физическая сила, оружие, организованная группа, личностные характеристики, угроза применения силы)
  • Авторитет (семейные и социальные связи, харизма, экспертные (специальные) знания, вера)
  • Право (положение и полномочия, контроль над ресурсами, обычай и традиция)

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"