Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 02:04, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология".

Вложенные файлы: 1 файл

0115782_C8726_shpory_po_politologii.doc

— 339.50 Кб (Скачать файл)

 

Билет 36

Политические Технологии

Политические Технологии—  одна из областей деятельности политиков, тесно связанная с выборными  технологиями, где происходит отработка  и внедрение различных способов манипуляции общественным мнением. Политические технологии включают в  себя два основных типа методов: методы, которые практически не зависят от места или времени реализации политической стратегии (универсалистский компонент политических технологий); а также методы и механизмы, ориентированные на тщательный учёт и места, и времени (конкретно-эвристический компонент политических технологий). Политические технологии как совокупность приемов и процедур целенаправленной деятельности не только упорядочивают средства достижения цели, но и закрепляют очередность действий, выработку соответствующих алгоритмов поведения субъекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Билет 35

Политическое  участие.

Под политическим участием понимается участие граждан в  формировании органов власти, в признании  легитимности власти, в формировании проводимой правящей группой политики и в контроле за ее осуществлением. Формы политического участия, в сущности, есть устойчивые образцы поведения, совокупность которых составляет политическую культуру. В некоторых источниках их принято подразделять на две группы: 1) формы активного участия; 2) пассивные формы участия. Основанием для такого деления служит степень активности участия индивидов или социальных групп в политических действиях. Наиболее разработанная классификация активных форм политического участия представлена следующей шкалой интенсивности политических действий: 1) реакция (позитивная или негативная) на импульсы, исходящие от политической системы, ее институтов или их представителей, не связанная с необходимостью высокой активности индивидов; 2) участие в действиях, связанных с делегированием полномочий (электоральное поведение); 3) участие в деятельности политических партий и общественных организаций; 4) выполнение политических функций в рамках институтов, входящих в политическую систему или направленных против нее; 5) участие в прямых политических действиях (собрания, референдумы и т. д.); 6) активная (в том числе и руководящая) деятельность в неинституциональных (неформальных) политических движениях, направленных против существующей политической системы, добивающихся ее слома или коренного преобразования.Политическое бездействие может проявляться в следующих формах поведения: 1) неучастие в политической деятельности по причине неразвитости культуры, отсутствия каких-либо стереотипов действия; 2) разочарования значительной части членов общества в эффективности функционирования политической системы; 3) политическая апатия как форма неприятия политической системы; 4) политический бойкот как выражение враждебности к политической системе и ее институтам. Из всех форм политического участия — активных и пассивных — в условиях демократических политических систем наиболее распространенной является электоральная. В настоящее время право граждан на участие в выборах почти повсеместно ограничивается лишь возрастным цензом и некоторыми формами отклонений в психике. В голосовании не участвуют также лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы. Участие в голосовании не такое уж простое политическое действие, как это может показаться. Для того, чтобы гражданин смог сделать осознанный политический выбор, он должен обладать высоким уровнем политического сознания и развитой политической культурой. Ему необходимо также хорошо разбираться в программах различных политических партий, иметь представление о степени надежности различных политических сил. Уклонение избирателей от голосования называется абсентеизмом. Причины абсентеизма всегда индивидуальны и разнообразны: безразличие к политике, аполитичность некоторой части граждан; разочарование избирателей в возможных результатах голосования; бойкот выборов как тактическое действие. Уклонение избирателей от участия в выборах может приводить к различным политическим последствиям. Если масштабы абсентеизма не превышают определенного порога, то это почти не сказывается отрицательно на функционировании политической системы в целом. Однако тотальное неучастие граждан в голосовании может привести к параличу основных институтов политической системы. Поэтому в демократических обществах все политические силы предпринимают меры по повышению активности избирателей.

Билет 44

Роль информации в формировании политического настроения общества.

Общественное сознание - это способность социальной общности соотносить себя в чувствах и мыслях с окружающей средой и друг с другом, формируя определенные настроения, представления, идеи, нормы, убеждения, традиции. Политическое сознание является составной частью общественного сознания, воспроизводя мир политики через призму политических отношений.

СМИ через воздействие  на общество в целом, воздействуют на каждого человека в отдельности, формируя сходные эмоции и действия. Так, благодаря СМИ, формируется общественное мнение - состояние массового сознания.

Основными методами политического  влияние СМИ на общественное мнение являются: формирование информационной повестки дня, открытая политическая пропаганда, скрытое информационное внушение, информационное отвлечение, эффект "срочности" политических сообщений, "драматизация" политических событий, формирование политических мифов и имиджей, политическая реклама.

Манипулятивные технологии СМИ - это процесс убеждения или внушения  аудитории определенных идей, целей,. Это воздействие осуществляется скрытно и успех манипуляции гарантирован, когда аудитория верит, что все происходящее естественно и неизбежно. Возможности и границы манипулятивных технологий СМИ связаны с тем, что людям свойственно не только поддавать внушению, но и вырабатывать психологические механизмы защиты от него. Эффективность манипулятивных воздействий зависит от выполнения ряда условий: присоединения к внутреннему миру аудитории с помощью демонстрации идентичных ценностей, лозунгов, действий; включение психических автоматизмов, благодаря которым энергия воздействия манипулятора превращается в энергию действия адресата.

 

Билет 40

Избирательная система в Республике Беларусь.

В Республике Беларусь применяется  мажоритарная избирательная система, в соответствии с которой депутаты всех уровней и Президент Республики Беларусь избираются. Избирателями являются граждане РБ, достигшие возраста 18 лет. В выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, и лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы. Глава государства – Президент Республики Беларусь избирается сроком на 5 лет. Кандидатом в Президенты может быть гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, проживающий на территории Республики Беларусь не менее 10 лет, предшествующих выборам, в поддержку которого собрано не менее 100 000 подписей избирателей. Парламент Республики Беларусь – Национальное собрание РБ – состоит из двух палат. Нижняя палата Парламента – Палата представителей – состоит из 110 депутатов, избираемых гражданами Республики Беларусь сроком на четыре года. Верхняя палата Парламента – Совет Республики – является органом территориального представительства и состоит из 64 членов, 56 из которых избираются на 4-летний срок на основе косвенного избирательного права депутатами местных Советов депутатов Республики Беларусь от шести областей и города Минска; 8 членов Совета Республики на такой же срок назначаются Президентом Республики Беларусь. Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, города Минска не менее пяти лет. Правовую основу избирательной системы Республики Беларусь составляют Конституция Республики Беларусь 1994.

 

Билет 46

Политическое  сознание: его структура и функции.

Политическое сознание - это сложный духовный феномен, совокупность общезначимых для данного социума  знаний, ценностей, норм, убеждений, верований, в которых отражается политика как особая форма социальности. Выделяют три уровня понимания политики: познавательный, эмоциональный, оценочный. На познавательном уровне формируются знания о политике, и возникает политическая наука. Эмоциональный уровень отражает эмоции, чувства, переживания, настроения людей, связанные с политикой. Это уровень политической психологии. Наконец, на оценочном уровне возникают суждения относительно политических целей, формируются принципы политической деятельности. Оценочный уровень - это сфера политической идеологии. В политической науке отражается достаточно достоверное знание о политике, власти, государстве. Политическая наука - это исторически достигнутое понимание политической реальности. Научные политические теории фиксируют свое внимание не на "изобретении политики" из головы, а на открытии механизмов ее функционирования.  В познавательном и практическом измерении у политической науки и политической идеологии разные функции. Наука служит истине, а идеология, в конечном счете, социальному интересу, обоснованию и оправданию действий определенных политических сил.

 

Билет 39

Избирательная кампания.

Избирательная кампания в более узком значении этого  термина представляет собой действия непосредственных участников выборов - партий, общественных организаций, кандидатов и избирателей, проводимые в установленное законом время. Она есть часть единого избирательного процесса, который разворачивается в стране в связи с выборами. Она тоже предстает в виде событий, связанных с принятием ее участниками определенных решений и осуществлением необходимых действий.  Каждая избирательная кампания ведется в условиях жесткой борьбы между соперниками. Поэтому, чтобы эта борьба не вылилась в острое противостояние и не привела к сбою всей кампании, в каждой стране создаются правовые нормы, регламентирующие и эту часть избирательного процесса. В основе законодательного регулирования соответствующих действий лежит принцип обеспечения равенства возможностей для всех участвующих в выборах партий, избирательных блоков и кандидатов. Эта цель достигается путем регламентирования: во-первых, расходов на проведение избирательной кампании и выборов в целом; во-вторых - предоставляемого партиям и кандидатам времени на радио и телевидении, а также деятельности других средств массовой информации; в-третьих, полномочий государственного аппарата в осуществлении избирательной кампании. Финансирование выборов - один из самых важных вопросов организации избирательного процесса. Выборы как обширный комплекс мероприятий есть весьма дорогостоящее предприятие. О значении этой их стороны говорит тот факт, что преимущество в предвыборной борьбе зачастую оказывается не на стороне тех, кто имеет лучшую программу, а у кого больше денег. Поэтому законодательство различных стран пытается как-то смягчить это не украшающее демократию явление.  Средства массовой информации, как известно, могут создавать преимущества одним кандидатам и вызывать ложное впечатление о других. Поэтому их деятельность в период избирательной кампании также достаточно жестко регламентируется. Обычно устанавливается общий период времени па государственных радио и телевидении, отводимого для ведения предвыборной агитации.  Государственный аппарат также может оказывать влияние на ход предвыборной борьбы и результаты голосования в пользу одних кандидатов и, соответственно, в ущерб другим Важнейшей стороной избирательной кампании является предвыборная агитация, которая представляет собой деятельность граждан и их объединений по подготовке и распространению информации с целью побудить избирателей принять участие в голосовании за или против тех или иных кандидатов (списков кандидатов). Предвыборная агитация находит свое проявление в таких видах политического действия, как митинги, собрания, встречи кандидатов с избирателями, критические заявления политических лидеров и предлагаемые ими позитивные программы, повышенное внимание к теме выборов со стороны средств массовой информации, появление в общественных местах рекламных плакатов, распространение среди граждан листовок и т. п.  Успех предвыборной агитации во многом предопределяется умением участников избирательной кампании пользоваться избирательными технологиями. Под таковыми понимается совокупность способов воздействия на граждан с целью повлиять на их электоральное поведение и побудить их подать свои голоса за определенного кандидата. Рассмотрение избирательных технологий есть предмет специального курса, здесь же лишь назовем их основные элементы. К таковым, в частности, относятся: • информационно-аналитическое обеспечение избирательной кампании: всесторонний анализ ситуации в округе накануне выборов, выявление интересов, предпочтений и ожиданий избирателей, выделение сегментов электората данного кандидата и сегментов конкурирующих кандидатов; • конструирование и создание имиджа кандидата: определение типажа кандидата, разработка мер но продвижению желаемого образа в распространяемой информации, создание ситуаций, в которых максимально раскрываются позитивные черты кандидата; • разработка и реализация стратегии и тактики избирательной кампании: выбор лозунга, т. е. идейного лейтмотива всей кампании, создание информационных потоков, подготовка и распространение политической рекламы, организация выступлений кандидата перед избирателями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Билет 38

Избирательные системы

Мажоритарная система  имеет в своей основе принцип большинства,т.е. способ определения результатов голосования, при котором избранным считается тот кандидат, который получил наибольшее количество голосов.( США, Канаде, Англии, Новой Зеландии и других странах).  Однако данная система зачастую нерезультативна, так как нередко случается, что ни один кандидат не получает абсолютного большинства голосов. В таких случаях используется метод перебаллотировки. Это означает, что во второй тур голосования проходят только двое из ранее баллотировавшихся кандидатов, которые набрали больше голосов, чем все остальные.  Пропорциональная система предполагает голосование по партийным спискам,т.е. избиратели голосуют не за определенного кандидата, а, за ту или иную партию, вернее - за ту или иную политическую программу. Пропорциональная система имеет свои достоинства и недостатки.  Смешанные избирательные системы, которые строятся на основе сочетания элементов мажоритарной и пропорциональной систем, имеют своей целью соединить положительные стороны той и другой. Среди них выделяются параллельные смешанные и связанные смешанные. В параллельных смешанных системах определенная часть депутатских мест замещается по мажоритарному принципу, другая же их часть депутатских мест распределяется по системе пропорционального представительства политических партий.  В связанных смешанных избирательных системах часть депутатов избирается по партийным спискам в многомандатных округах, а часть - в одномандатных округах

 

Билет 52

Назначение  и функции политической культуры.

В целом политическая культура способна оказывать тройственное влияние на политические процессы и институты. Причем такая возможность сохраняется даже в случае изменения внешних обстоятельств и характера правящего режима. Функции:- ИДЕНТИФИКАЦИИ, раскрывающей постоянную потребность человека в понимании своей групповой принадлежности;- ОРИЕНТАЦИИ, характеризующей стремление человека к смысловому отображению политических явлений;- АДАПТАЦИИ, выражающей потребность человека в приспособлении к изменяющейся политической среде;- СОЦИАЛИЗАЦИИ, характеризующей обретение человеком определенных навыков и свойств;- ИНТЕГРАЦИИ;- КОММУНИКАЦИИ.Типы: патриархальный, подданническую политические культуры и культуру участия.Патриархальная политическая культура характеризуется ориентацией на местные ценности  и может проявляться в форме местного патриотизма, семейственности, коррупции. Подданническая политическая культура предполагает пассивное и отстранённое отношение индивида к политической системе. Он ориентируется на традиции, хотя политически сознателен. Культура участия отличается политической активностью, вовлечённостью и ациональностью. Граждане стремятся активно воздействовать на политическую культуру, направлять её деятельность с помощью законных средств влияния (выборов, демонстраций и т.д.). Однако идеальные типы политической ориентации в чистом виде на практике не встречаются, они существуют, не вытесняя друг друга.

 

Билет 51

Понятие, значение и структура политической культуры.

Политическая культура представляет собой совокупность ценностей, установок, убеждений, ориентаций и  выражающих их символов, которые являются общепринятыми и служат упорядочению политического опыта и регулированию  политического поведения всех членов общества. Она включает в себя не только политические идеалы, ценности, установки, но и действующие нормы политической жизни, фиксирует уровень и характер политических знаний, оценок и действий людей, а также содержание и качество духовных ценностей, традиций, норм, регулирующих политическое отношения. Сферой функционирования политической культуры является вся политическая жизнь общества, охватывающая все те общественные отношения, воззрения, виды деятельности, которые связаны с осуществлением власти и управления. Охватывает лишь те проявления сознания и поведения, которые фиксируют устойчивые, повторяющиеся связи между элементами политического процесса и тем самым закрепляют наиболее стабильные стороны политической практики. Можно выделить политическую культуру личности, социальной группы, слоя, класса, национальной общности и т.д. Политико-культурные характеристики каждой из этих групп складываются из анализа их политического поведения на выборах, референдумах, при опросах общественного мнения, отношения к политическим институтам, политических знаний, политических учений и опыта, своеобразия политического менталитета, политических ценностных ориентаций и готовности следовать образцам политического поведения.  Политическая культура включает в себя ряд объективных и субъективных элементов. Ее объективную сторону составляют реально существующие политические отношения, институты власти, политические ценности, традиции и нормы, регулирующие политические отношения. Субъективная сторона политической культуры включает в себя идеологический и психологический, эмоционально-волевой компоненты. Она формируется в процессе освоения человеком культурных ценностей общества. Политическая культура – это совокупность политических знаний, убеждений и принципов, проявляющихся в способах и результатах политической деятельности людей. Субъектом политической культуры может выступать как индивид с его установками, ценностями, предпочтениями, так и различные социальные группы: классы, нации, народности и т.д. На каждом из этих уровней субъект политической культуры – это носитель и хранитель определенных политических ценностей. Объектом может служить сама политическая система и ее отдельные компоненты: политический режим, политические институты, партии, организации и пр. Некоторые исследователи в структуре политической культуры вычленяют, прежде всего, политическое сознание, политические теории и доктрины. Эти духовные элементы политической культуры отражают достигнутый уровень политических отношений. Польский политолог Вятр в структуре политической культуры выделяет четыре основных компонента: 1) знания о политике, политической системе, 2) оценку политических явлений,  3) эмоциональную сторону политической позиции, 4) "образцы" политического поведения.  В структуре политической культуры можно выделить три группы элементов.  1. Познавательные элементы. Это — знания о политике, которые составляют основу политической культуры. Показателем уровня политических знаний является политическая образованность, которая предполагает целостность, объективность знания, способность к политическому мышлению. 2. Эмоционально-оценочные элементы: чувства, испытываемые к политической системе, выраженные в форме взглядов, политических установок, оценок; суждения и мнения о политике, социальная позиция личности.  3. Поведенческие элементы: различные формы участия граждан в политической деятельности.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"