Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 17:21, шпаргалка

Краткое описание

1) Б1Политология (в англоязычных странах утвердился другой термин - "политическая наука") - это наука о политике.
2) б1 Правовое и социальное государство. Развитие демократии непосредственным образом связано с утверждением правового государства.
...
б30 На протяжении полутора веков в мировой политической науке важное место принадлежало учению Карла Маркса (1818 — 1883) и Фридриха Энгельса (1820 — 1895). К тому же это учение составляло теоретическую основу политической деятельности абсолютного большинства коммунистических партий.

Вложенные файлы: 1 файл

Политология.docx

— 128.70 Кб (Скачать файл)

– конфликты, в основе которых  лежат притязания того или иного  государства на часть территории соседнего государства;

– конфликты, в которых  за культурно-лингвистическими проблемами (о государственном языке в  многонациональном государстве, статусе  языков и культур национальных меньшинств и др.) скрываются глубокие разногласия  и острые противоречия между различными национальными общинами.

Управление этнополитическим конфликтом предполагает всесторонний анализ причин его возникновения  и механизмов развития, стадий и  фаз, состава участников и их ролевых  функций.

 

3)б6 Платон (427 - 347 гг. до н.э.) - величайший ученый и философ, является автором политической философии. В своих работах "Государство", "Законы", "Политика" он попытался сформулировать важнейшие принципы и правила стабильного общественного строя. В этих трудах он высказал мысль о том, что основной идеей любого государства есть идея справедливости.        Идеальному типу государственного устройства Платон противопоставляет отрицательный тип, выступающий в четырех формах: тимократия , олигархия. демократия, тирания. Каждая из этих форм есть последующее ухудшение формы идеальной. Тимократия, т.е. власть, основанная на имущественном цензе, неминуемо приводит к олигархии, власти немногих, которая сменится еще худшей формой государственного устройства - демократией, когда в результате восстания одних богачей истребляют, других прогоняют, а государственную власть делят между оставшимися членами общества.

Но наихудшей формой государственного устройства Платон считал тиранию - власть одного над всеми. Тирания, по его  мнению, происходит из демократии. Тиран  возникает из корня называемого  представительством. Ему необходимо непрерывно затевать войну, чтобы простой  народ чувствовал потребность в  вожде. Тиран, для сохранения своей  власти, будет уничтожать своих друзей и врагов, пока вокруг него не останется  никого, кроме льстецов. Идеальное  государство, согласно Платону, правление  лучших и благородных - аристократическое  государственное образование. Но  это не правление родовой аристократии, а аристократии знаний, где правителями  могут быть не только лица, способные  управлять, но и лица, к этому специально подготовленные - правители - философы. Самое совершеннейшее государство  обладает, как утверждает Платон, четырьмя главными доблестями: мудростью, мужеством, сдерживающей мерой, справедливостью.

Платон высоко ценил политическое знание и политическое искусство, которое  как он полагал, состоит в умении разумно организовывать и вести  общегосударственную жизнь. Взгляды  Платона в этом вопросе предвосхищают  воззрения Аристотеля, который характеризовал человека как "животное политическое".

 

1) б7Новое время в Европе  — это эпоха буржуазных революций. 

Английский философ и  политический мыслитель Томас Гоббс (1588—1679) в книге “Левиафан” рассматривает  государство в качестве инструмента  подавления природного эгоизма людей, их сползания к природному состоянию  “войны всех против всех”, для чего оно должно использовать сильные, жесткие  средства. Осуществляющий государственную  власть суверен не ограничен в  своих действиях волей подданных.

Иная позиция представлена в работах другого английского  философа Джона Локка (1632—1704): он исходит  из того, что люди, движимые защитой  собственного интереса, не обязательно  вредят друг другу, но способны взаимодействовать  и согласовывать свои поступки. Т. Гоббс и Дж. Локк представили два разных варианта трактовки идеи “общественного договора” — принципа согласования интересов и действий людей ради установления порядка в обществе. По версии Т. Гоббса, правитель находится вне рамок общественного договора, он не связан не только договором, но и им самим установленными правилами. Дж. Локк считает правителя участником общественного договора, принимающим на себя, как и все его участники, определенные обязательства. В работах Дж. Локка получает обоснование идея прав человека, смысл которой заключается в признании, что каждый человек обладает нерасторжимыми с его существованием правами — на жизнь, свободу, собственность, и государство обязано не нарушать, а защищать эти права, индивид же обладает правом на восстание против правительства, которое этого не делает.

Большое влияние на развитие политической теории и политической практики оказали работы французского философа Шарля Луи Монтескье (1689—1755). Монтескье вводит различие двух типов  действующих в обществе законов: объективных, необходимых, вытекающих из природы вещей отношений и  законов — правил, человеческих установлений. Он доказывает необходимость  соответствия вторых первым, ибо порядки, не установленные законом, определяют действия людей, а законы-установления определяют действия граждан.

Основные компоненты политической теории марксизма:

 

— принцип экономической  детерминации политической жизни: способ производства материальных благ обусловливает  социальную, политическую, духовную жизнь  в обществе;

 

— идея классовой борьбы как движущей силы исторического  и политического прогресса и  представление государства в  качестве орудия господства одного класса над другим, подчеркивание паразитизма  государственной власти эксплуататоров;

 

—рабочий класс — носитель всеобщего политического интереса, в капиталистическом обществе наиболее эксплуатируемый. Во главе других трудящихся классов он и совершает социалистическую революцию, в ходе которой уничтожается эксплуататорское государство и  открывается путь к строительству  бесклассового общества изобилия и  свободы — коммунизма;

 

— диктатура пролетариата — период не ограниченного законом  господства рабочего класса, в ходе которого создаются предпосылки  бесклассового общества, происходит отмирание классов и государства.

 

2)б7Политический конфликт  – столкновение, противоборство  различных социально-политических  сил, субъектов политики в их стремлении реализовать свои интересы и цели, связанные прежде всего с борьбой за обретение власти, ее перераспределение, изменение своего политического статуса, с политическими перспективами развития общества.

Стороны политического конфликта: индивиды; малые и большие социальные группы; этнические группы: род, племя, народ, нация, цивилизация; социально-политические организации.

Основу политического  конфликта составляют социально-экономические, этнические и политические противоречия, объективно присущие любому обществу, которые приобретают конфликтную  форму движения и разрешения.

 Структура политического  конфликта:

– условия его возникновения  и протекания;

– участники, стороны конфликта, их действия по достижению своих целей;

– средства и способы, используемые конфликтующими сторонами для создания конфликтной ситуации и ее разрешения;

– характер конфликта;

– пространственно-временные  параметры;

– этапы и интенсивность  протекания;

– последствия и результаты.

Стадии развития конфликта:

1) скрытая, или латентная,  форма:

– понимание возникновения  объективной конфликтной ситуации;

– осознание хотя бы одним  из субъектов своих интересов  в этой ситуации;

– осознание препятствия  для удовлетворения интереса;

– осознание своих интересов  и препятствий другой стороной;

– отрицательный ответ  на предпринятые одной из сторон конкретные действия;

2) открытая, или стадия  противостояния:

– политические воззвания, угрозы;

– активное создание помех  и причинение косвенного вреда;

– действия, направленные на захват и удержание спорного объекта;

– подчинение и захват субъекта (объекта);

– насилие или нанесение  прямого физического ущерба;

3) послеконфликтная стадия:

– тупик;

– применение насилия;

– мирное урегулирование.

 

Мирный способ урегулирования конфликта включает в себя такие  меры, как убеждение, политическое и  финансово-экономическое давление, применение закона. Немирный – характеризуется нарастанием напряжения, угрозами, открытыми столкновениями, физическим участием, локальными стычками и гражданской войной.

Функции политических конфликтов: негативные – при отсутствии воли к сотрудничеству и мирному урегулированию могут привести к катастрофам, разрушению окружающей среды и т. д.; позитивные – способствуют четкому формулированию позиций участников, созданию союзов и коалиций; позволяют предотвратить  процессы дестабилизации власти и дезинтеграции  общества.

 

3)б7 Аристотель (384-322 гг. до н. э.) внес громадный вклад в историю философии и политической мысли. Им написаны труды "Политика", "Афинская политика", "Этика". Его называют "отцом политологии".                              

 

Сущность политики состоит  в том, писал Аристотель, чтобы  наделить граждан хорошими качествами. Иначе говоря, цель политики - благо  для всех. Метод политики как науки - это метод анализа. Государство  Аристотель рассматривает как форму  общежития граждан. Политическое устройство предполагает власть закона, ибо где не действует закон, там нет политического устройства.

Государство, по мнению Аристотеля, состоит из граждан, которые участвуют  в суде и управлении, несут воинскую службу и служат богам.

Аристотель делит политической устройство по количественному, качественному  и имущественному признакам. Государства  различаются прежде всего тем, в чьих руках власть - у одного лица, меньшинства или большинства. В результате он выводит шесть форм политического устройства: три правильные (монархия, аристократия, полития) и три неправильные (тирания, олигархия и демократия).

Впервые в истории Аристотель выделил в политическом устройстве три самостоятельные власти: законодательную, административную и судебную, которые  независимо одна от другой действуют  в пределах своей компетенции.

По мнению Аристотеля, закон, а не человек олицетворяет верховную  власть в государстве. Отличительную  особенность закона Аристотель видит, в его принудительной силе. Аристотель оказал громадное влияние на всю  последующую философскую и политико-правовую мысль.

 

1)б8 История российской  политической мысли восходит  к идеям средневековой Киевской  Руси. В них нашли отражение  злободневные проблемы древнерусской общественной жизни: потребность в прекращении княжеской междоусобицы и в объединении всех русских земель, борьба с внешней опасностью. Одновременно летописные документы раскрывают стремление их авторов обосновать источник авторитета княжеской власти и их представления об идеальном княжении.

Политические идеи этой эпохи  отражены в содержании следующих  древнерусских летописных памятниках:

           "Слово о законе и благодати"  киевского митрополита Илариона (XI в.). Главная тема - обоснование княжеской власти через волю Бога, роль закона и истины в регулировании поведения человека.

          "Повесть временных лет"  монаха Киево-Печерского монастыря  Нестора (XII в.). Задуманная как обоснование притязаний киевских князей на власть над всей русской землей летопись в то же время утверждала идею единства всех русских княжеств.

           "Поучение Владимира Мономаха" (XII в.). Ведущая тема - обоснование княжения как идеальной формы правления. Князь, по мысли автора, правит не самовластно, а совместно с советом дружины. Идеальный князь обладает мудростью, милосердием, вершит суд "по правде" - по закону.

           "Слово о полку Игореве" (XII в.). Величайший памятник древнерусской литературы передавал идею пагубности княжеских раздоров перед лицом внешней опасности и содержал призыв к объединению.

           "Моление Даниила Заточника" (1229 г.). Автор развил идеи княжеского  правления, близкие идеям Владимира  Мономаха.

           Большой вклад в утверждение  древнерусской государственности  внес Великий киевский князь  Ярослав Мудрый. С его именем  связано начало письменного законодательства  Руси. В 1016 г. появился "Устав  новгородцев", более известный  как "Правда Ярослава".

В XIV-XVI вв. центром объединения  русских земель становится Москва. Московское княжество превращается в мощную державу, с которой считаются  ее соседи, а княжеская власть, трансформировавшись  в царскую, приобретает неограниченные полномочия.

 

2)б8 Социальные конфликты  сопровождают всю историю человечества. Войны и революции, демонстрации  и забастовки, митинги и политическая  борьба в парламенте - вот далеко  не полный перечень форм, в  которых может протекать конфликт. Их последствия для общества  неоднозначны. Одни из них приводили  к гибели империй, к потере  государственной независимости,  другие - способствовали прогрессивному  развитию общества, делая его  более демократическим и справедливым. Современное демократическое общество предполагает возможность появления множества конфликтов и развивается через их разрешение. Одна из значительных теорий конфликта была разработана К. Марксом и Ф. Энгельсом. В их учении общественные противоречия выступают главной движущей силой социальных изменений.

Многообразие социальных конфликтов обусловлено сложностью социальной структуры общества, в  которой представлены разнообразные  группы и общности, различающиеся  по имущественным, этническим, религиозным  и другим параметрам. У каждой из этих групп есть собственные интересы, которые формируются на основе осознания  своего положения в обществе.     Главное условие позитивности конфликта - это управление им, что позволяет  снизить накал борьбы, ограничить число его субъектов и предметов  спора. Мировой опыт, в том числе  нашей страны, говорит о том, что  там, где конфликты насильственно  пресекаются либо назревшие противоречия не замечаются, они переходят на скрытый (латентный) уровень; тем самым  упускается возможность мирного  разрешения противоречий. Рано или  поздно конфликты проявят себя, но уже в более разрушительных формах. Позитивные же функции конфликтов проявляются  в том, что они сигнализируют  власти о появившихся проблемах, стимулируют развитие общества через  разрешение этих проблем, инициируют принятие новых законов и создание новых  институтов.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"