Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 17:21, шпаргалка

Краткое описание

1) Б1Политология (в англоязычных странах утвердился другой термин - "политическая наука") - это наука о политике.
2) б1 Правовое и социальное государство. Развитие демократии непосредственным образом связано с утверждением правового государства.
...
б30 На протяжении полутора веков в мировой политической науке важное место принадлежало учению Карла Маркса (1818 — 1883) и Фридриха Энгельса (1820 — 1895). К тому же это учение составляло теоретическую основу политической деятельности абсолютного большинства коммунистических партий.

Вложенные файлы: 1 файл

Политология.docx

— 128.70 Кб (Скачать файл)

     Все конфликты  с участием общественных групп  являются социальными.     Разновидностями социальных конфликтов  являются межэтнические и классовые  конфликты. Первые проходят по  линиям этнических общностей,  вторые - по линиям кассового деления  общества.

 

3)б8 В 509 г. до н.э. в Риме утверждается республиканская форма правления. Виднейшим представителем политической мысли этого периода и защитником республиканского правления был знаменитый римский оратор и политик - Марк Туллий Цицерон. Он определял республику как "дело", "достояние народа", подчеркивая, что сам народ есть объединение людей, связанных согласием в вопросах права и общностью интересов. Обращаясь к проблеме правильно устроенного государства, он отдает предпочтение смешанной государственной форме, сочетающей в себе одновременно царский (монархический), аристократический и демократический элементы. Идеализируя действительность, он видел аналог подобного правления в Римской республике, в частности в распределении властных полномочий между магистрами и, прежде всего, консулами, отвечающими за общую политику и командующими армией (царское начало), сенатом (аристократическое начало), народным собранием и народными трибунами (демократическое начало). В идеях Цицерона о правовом объединении граждан республики и правовой регламентации государственной деятельности, о распределении полномочий между республиканскими институтами, их взаимном равновесии лежат истоки теории "правового государства".

 

1)б9XVII в. в истории России - это период укрепления централизованного государства и постепенного становления абсолютной монархии.  Одним из ярких представителей политической мысли XVII в. был Юрий Крижанич. Вслед за Аристотелем он разделил формы правления на правильные и неправильные. К правильным он отнес совершенное самовладство - неограниченную монархию с мудрым царем на троне; боярское правление; общевладство, то есть республику. Мыслитель считал, что наиболее совершенной является первая форма правления, поскольку она позволяет обеспечить покой в стране, согласие в народе, справедливость и общее благо. Соответственно к неправильным формам он отнес тиранию, олигархию и анархию. Гарантией против тирании, по Ю. Крижаничу, должны стать хорошие законы и контроль за их исполнением. Политическая мысль XVIII в. находилась под сильным влиянием европейского Просвещения. Самодержавию в соответствии с новыми веяниями требовалось новое идеологическое обоснование неограниченной власти. Концепция монархической власти приобрела более светский характер. Феофан Прокопович - идеолог просвещенного абсолютизма - в трактате, написанном по особому распоряжению Петра I, доказывал, что источник происхождения власти монаршей кроется в народной воле, которая, в свою очередь, направляется "Божьим мановением". Отдав власть монарху, народ не может расторгнуть с ним договор. Идея Прокоповича о следовании царя принципу "народного блага" стала истоком формирования концепции "службы" царя Отечеству и народу. Петр I показал пример подобного царствования. Его непосредственное участие в военных действиях и строительстве наглядно "демонстрировало" подданным особые "обязанности" монарха.

Видным идеологом просвещенного  абсолютизма был первый русский  ученый историк и географ Василий  Никитич Татищев. Его взгляды  на происхождение государства имели  в своей основе идеи общественного  договора. Он считал, что первой формой сообщества была семья, где простейшей формой договора был договор между  мужем и женой, который поставил мужчину во главе семьи. Подобные патриархальные отношения лежат  в основе монархии, где монарх - отец, а подданные - его чада.      Опираясь на античную традицию, Татищев  делит формы правления на монархию, аристократию и демократию.  Николая  Ивановича Новикова называют "отцом  русского просвещения". Его публицистика и издательская деятельность способствовали формированию критического отношения  к самодержавно-крепостническому строю. Для всех последующих русских  просветителей было характерно отрицательное  отношение к крепостному праву, дворянским привилегиям и абсолютизму.

      Либеральный  подход к вопросу организации  верховной власти связан с  именем Семена Ефимовича Десницкого. Сторонник идеи разделения властей,  он полагал, что законодательная  власть должна осуществляться  монархом совместно с представительным  органом, избираемым всеми сословиями, - Сенатом. Десницким был также  разработан проект организации  городского самоуправления.

 

      2)б9 Политические системы демократического типа предполагают активное, заинтересованное участие граждан в политической жизни через выполнение ими различных социально-значимых ролей (избиратель, член политической партии или общественного движения и т.п.). В то же время многие индивиды не пользуются своими возможностями оказывать влияние на политическую сферу, а некоторые выбирают неприемлемые и даже преступные способы политического участия (например, терроризм).

Разнообразие областей политической жизни, множественность ролей и  функций, выполняемых индивидами и  группами в сфере отношений с  государственной властью, породили множество типов политического  участия.

Политическое участие  – это действия, посредством которых  рядовые члены общества влияют или  пытаются оказать влияние на функционирование политической системы, формирование политических институтов и процесс выработки  политических решений.

К политическому участию  можно отнести действия по делегированию  полномочий (электоральное поведение); активистскую деятельность, направленную на поддержку кандидатов и партий в избирательных кампаниях; посещение  митингов и участие в демонстрациях; участие в деятельности партий и  т.п.

Существует множество  различных вариантов классификации  типов политического участия.

Некоторые исследователи  типологизируют политическое участие в зависимости от степени самостоятельности индивида в принятии решения об участии/неучастии и в выборе форм участия. На основе этого критерия выделяются автономное и мобилизационное участие. Автономное участие – это свободная, добровольная деятельность индивидов, преследующих личные и групповые интересы. В отличие от него, мобилизационное участие носит принудительный, вынужденный характер. Стимулами политической активности становятся страх, административное принуждение и угроза применения санкций.

 

3)б9Европейская средневековая  политическая мысль находилась  под влиянием христианской религии  и Римско-католической церкви. Авторитетный  богослов раннего Средневековья  Августин Блаженный в своем трактате "О граде Божием" развил концепцию теологического разграничения духовной (религиозной) и светской (государственной) власти. Первая представлена им в образе "Града Божия", выражением которого является церковь, вторая - как "град земной". Град Божий объединяет праведников, следующих божественным установлениям. Земной град, как результат греховной природы человека, построен на отношениях господства, подчинения и рабства. Хотя Августин выступал за самостоятельность каждой из властей, обоснование разнокачественности двух градов фактически ставило духовную власть выше светской.

 

1)б10Генезис идей связан с именами Н.Г. Чернышевского, B.C. Соловьева и В.И. Ленина.

Н.Г. Чернышевский (1828—1889) оказал мощное влияние на становление идей общинного социализма, доказывающих возможность перехода от феодального  общества к социалистическому минуя  капиталистическую стадию общественного  развития.

В русской религиозной  философии, представленной именами B.C. Соловьева (1853—1900), В.В. Розанова (1856—1919), С.Н. Булгакова (1871—1944), Н.А. Бердяева (1874—1948), была разработана идея соборности как  принципа устройства жизни социальной общности, противоположного индивидуализму, материализму и анархизму.

Крупнейший последователь  К. Маркса, под руководством которого политическая теория научного коммунизма стала реальностью, В.И. Ленин (1870—1924) обосновал идею о том, что политическая партия является важнейшим инструментом завоевания политической власти рабочим  классом.

Он подчеркивал значение просвещения рабочего класса интеллигентами и профессиональными революционерами  для его превращения в решающую силу политической борьбы.

Ленин рассматривал социальную революцию не как хаотичный взрыв, а как процесс, которым можно  управлять политическими методами, однако явно преувеличивал роль и  возможности насилия в общественной жизни (“все великие вопросы в  жизни народов решаются только силой”).

 

2)б10 Политическая социализация  представляет собой процесс включения личности в политику и функционирования  в ней. Это формирование политических представлений, ориентаций и установок, приобретение навыков политического участия.

Включение в политику начинается с раннего детства и продолжается всю сознательную жизнь, т.к. политические установки все время изменяются.

Политическая социализация включает в себя не только освоение политических знаний, но и личную политическую активность человека. На процесс политической социализации человека влияет целая  система факторов, которые делятся  на политические и неполитические.

Политические факторы – характер и тип государственного устройства, форма государственного правления, тип политического режима, степень развития институтов гражданского общества, тип политической культуры, тип избирательной системы.

Неполитические  факторы – уровень образования личности, ее социальное окружение, характер труда личности, ее профессиональная подготовка, морально-нравственные ценности и т.д.

В реальной жизни политические и неполитические факторы настолько  тесно переплетены, что их трудно отделить друг от друга.

Функции политической социализации личности.

Информационная функция предполагает передачу человеку определенных политических знаний, необходимых для развития его политического кругозора, для ориентации в быстро изменяющейся политической действительности.

Ценностно-ориентировочная функция призвана приобщить человека к системе исторически сложившихся в данном обществе политических ценностей, идеалов, ориентаций, норм поведения.

Установочно-нормативная тесно связана с предыдущей и охватывает собой процесс, направленный на выработку у формирующейся личности определенного политического мировоззрения.

Поведенческо-деятельностная функция предполагает активное участие личности в политической жизни на основе усвоенных ею знаний и выработанных стереотипов поведения.

В своей совокупности эти  функции выполняют общую задачу формирования личности как политически  активного гражданина соответствующего государства.

 

3)б10 Идея духовного превосходства  церкви над государственной властью  получила дальнейшее развитие  в учении крупнейшего католического  теолога Фомы Аквинского. Хотя  любая государственная власть  имеет божественное предопределение,  не исключено, что ее конкретные  формы могут противоречить божественной  воле: правители забывают о заповедях  Христа, справедливости и общем  благе. В этом случае церковь  имеет право на сопротивление  греховной власти.

     Учения Августина  и Фомы Аквинского были использованы  в католицизме Средневековья  для обоснования примата церкви  над государством и права Римского  Папы назначать и смещать монархов. Практическое воплощение этих  идей часто приводило к войнам  между светской и церковной  властями.

 

1)б11 Политическая культура  – это совокупность типичных  для данного общества или социальной  группы укоренившихся образцов  политических представлений, ценностных  ориентаций, установок и политического  поведения.

Сущностью политической культуры является совокупность политических знаний, индивидуальных позиций, ориентации, ценностей  и действий субъектов политической жизни общества. Политическая культура нашего времени – это итог освоения богатств современной цивилизации, политического образования, политической сознательности. Она является важной составляющей духовной жизни общества, находит выражение в политическом сознании и политическом поведении. Поведение – это способ существования  культуры.

 

Структура политической культуры:

 

– политические представления;

 

– политические ценности и  ценностные ориентации;

 

– политические установки  – отношение субъекта к политическим явлениям;

 

– политическое поведение;

 

– политические традиции –  способ передачи образцов политического  сознания и поведения народа.

 

Характерные черты политической культуры:

 

1) представляет собой продукт  исторического развития общества, результат коллективного политического  творчества;

 

2) закрепляет устойчивые  связи между элементами политического  процесса, стабильные стороны политического  опыта;

 

3) имеет всеобъемлющий  характер, пронизывая собой политическую  жизнь конкретной страны;

 

4) гарантирует целостность  и интегрированность политической сферы;

 

5) координирует жизнедеятельность  общества в целом, сочетает  интересы различных социальных  групп, классов, государства и  личности;

 

6) характеризует политическое  сознание и политическое поведение  основной массы населения.

 

2)б11Типы политической  культуры:

 

1) по уровню общности: общая  (типичные признаки, характеризующие  политическое сознание и политическое  поведение основной массы населения)  и субкультура (совокупность политических  ориентаций и моделей политического  поведения, присущая определенным  социальным группам и регионам);

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"