Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 22:53, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Политология".

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры по политологии.doc

— 210.00 Кб (Скачать файл)

Сущ-ют два уровня полит. социализации:

1. первичный уровень  – ближайшее окружение 2. вторичный  уровень - взаимодействие с людьми в рамках гос. структур и негос. организаций

Полит. соц-ция осущ-ся на 3 уровнях личности: биологическом (наследственность, темперамент, пол); психологический (воля, память, эмоции); социальный (мировоззрение, интересами, целями).

Полит.соц-ция охватывает весь жизненный путь человека. Политологи выделяют этапы:

1.Начальный – детский возраст, индивид знакомится с полит.понятиями

2.Этап обучения (школа-вуз) формируется мировоззрение.

3. Активная труд.и общ. деят-ть труд.коллектив и общ.объединения

4. Посттрудовой этап – чел-к отходит от активной полит.деят-ти.

 

 

17. Типы  государств

В типологии государств в марксисткой литературе положен формационный подход. Согласно ему тип государства – совокупность черт, присущих государствам определенной общественно-экономической формации.

Типы гос-ва: - рабовладельческое (античное и азиатское); - феодальное; - буржуазное; - социалистическое

Согласно цивилизационному подходу выделяет типы цивилизаций: - Египетскую;  - Китайскую; - Западно-Европейскую; - Исламскую

По отношению к религии  гос-ва делят на: - светские и религиозные.

Также выделяют: 1. правовое гос-во – деятельность гос-ва ограничена правом; 2. социальное – гос-во осуществляющее современную соц. Политику; 3. переходный тип гос-ва  - существует в трансформирующем обществе и харк-ся формированием осн. органов власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13. Функции  политической системы

1. выявление и согласование интересов социальных общностей 2. разрешение социальных конфликтов 3. руководство обществом 4. мобилизация ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей 5. объединение людей и координация их действий 6. разрешение социальных конфликтов 7. поддержание преемственности полит. структур и культуры участия граждан в политике 8. издание законов и контроль за их исполнением

Г. Алмонд различает функции на «входе» в полит. систему и на «выходе».

Функции на «входе»:

- полит. социализация  и рекрутирование (выполнение полит. ролей)

- артикуляция (выражение)  интересов

- агрегирование (обобщение)  интересов

- политическая коммуникация

Функции на «выходе»

- нормотворчество (издание  законов) – применение правил  и норм (реализация решений) –  контроль за соблюдение правил и нормМеханизм функц-ния пол. системы рассмотрим на модели Д. Истона: Люди живущие в обществе посылают пол. системе импульсы в виде требований, поддержки. В пол. системе они изучаются и формируется опред. политика, которая обретает форму законов, указов, программ.Их осуществление вызывает новые требования запросы и импульсы снова направляются в полит. систему. Весь цикл повторяется снова.

 Схема механизма  функц. ПС:

 

Среда                         Среда

 

Обратная связь

Среда                              Среда

 

22. Сущность  и функции полит. партий (ПП)

Полит. партия – это добровольно организованное объединение граждан, придерживающихся одной идеологии, представляющее интересы определенных классов, групп и слоев и ставящих своей целью их реализацию, путем завоевания  и осуществления полит власти.

Признаки ПП: 1. наличие  идеологии 2. наличие организационной структуры 3. Наличие сторонников 4. Осн. цель -  достижение полит. власти и действия по ее практическому воплощению

Функции ПП: 1. представительская – представляют интересы различных соц. групп 2.  идеологическая – выработка установок, полит. линии партии, стратегии 3. посредническая – партия – посредник между государством и гражданским обществом, через партии гражд. общество  обращается к гос-ву 4. кадровая – подготовка кандидатов на должности в гос. аппарате 5. функция объединения граждан 6.   функция осуществления власти – парламентская работа 7. функция полит. социализации – поли. Воспитание и образование граждан 8. электоральная - обеспечение поддержки со стороны избирателей

23. Классификация  полит. партий (ПП)

1. по месту в системе  гос. власти: - правящие

- оппозиционные: *легальные; * полулегальные; * нелегальные.

2. по направленности  действий: - революционные (стремящ-ся к радикальным изменениям); - реформистские (стрем-ся к улучшению жизни без изменения полит. строя); - консервативные (выступающие за сохранение существующего); - реакционные (стремятся к восстановлению старых порядков)

3. по классвовости

- буржуазные; - рабочие; - крестьянские; - помещичьи; - мелкобуржуазные

4. по месту в системе  полит. спектра: - правые (отстаивают сильное гос-во, частную собственность и существующую соц. систему)

- левые (выступают  за передачу средств в общественную собственность)

5. с точки зрения  внутреннего устройства

- кадровые (имеют мало  членов, но много сторонников, дейсвцют во время выюоров)

- массовые (дейсвуют постоянно, имеет большое число членов, финансируется членскими взносами)

6. по идеологической  направленности: - коммунистические; - социал-демократические; - либеральные;  - консервативные; - национальные; - религиозно-ориентированные

6. по характеру деятельности: - парламентская  - связывает свою деят-ть с выборами в парламент, завоевание макс. числа мандатов

- авангардная – осуществляет  идеологическую и воспитательную работу

7. в соответствии в  внутрипартийной структурой

- универсальные - утратившие идеологическую определенность и ориентирующиеся на макс. привлечение избирателей

- новые кадровые или  картельные – профессиональные объединения менеджеров по гос. управлению, готовящие выборы и соперничающие в этой области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24. Партийные  системы

Партийная система –  это совокупность существующих в  обществе партий и принципы взаимоотношений между ними.

Типы партийных систем:

1. Однопартийная –  хар-ся монополией на власть  со стороны одной партии. Партия  срастается с государством и выполняет в нем главную роль либо выполняет роль поддержки существующего режима власти. Последствиями этого становятся: отчуждение народа от власти, вседозволенность носителей власти, субъективизм При таких парт. системах в обществе устанавливается тоталитарный или авторитарный  полит. режим.

2. Двухпартийная система (бипартизм) – наличие в стране двух сильных партий к-ые сменяют друг друга у власти. Они посменно явл-ся правящими и оппозиционными. Бипартизм не исключает существования более мелких  не влиятельных партий. Вариантом бипартизма явл-ся система «двух с половиной партий» - если ни одна из двух правящих партий не могут прийти к власти, не имеют абсолютного большинства, то одна из партий вступает в коалицию с третьей немногочисленной партией, представленной в парламенте.

3. Многопартийная – хар-ся наличием нескольких полит. партий соревнующихся за власть, но ни одна не может прийти к власти самостоятельно. Поэтому создаются коалиции и блоки. Партийная коалиция – это союз равноправных полит. партий для достижения общих целей на основе компромисса и баланса интересов.  В партийных блоках наблюдается соподчинение партий.

В многопартийной системе  выделяется двублоковая система или поляризованная многопартийность, многопартийная система с доминирующей партией.

 

 

38. Либеральный  полит. режим

Либеральный режим носит  переходный характер. Этот режим устанавливается в обществе на этапе его трансформации из тоталитарных и авторитарных в демократические. Он существует недолго и сочетает черты старого и нового. Его черты: - сокращается прямое вмешательство власти в общественную жизнь (ослабляет контроль над всеми сферами и допускает вмешательство граждан в политику)

- двойственность при  формировании органов власти (народ может выбрать своих представителей, но выдвинутые народом кандидаты не пользуются поддержкой власти)

- меняется соотношение  органов власти (разделение законодательной и исполнительной, центральной и местной власти)

- появляется множество  мнений, концепций, гластность.

- появляются новые  полит. институты

- либерал либерален.  Его сила в личном авторитете, он поощряет свободу, но не хочет уступать власть.

Основной принцип: разрешено все кроме смены власти

 

 

 

 

 

 

 

30. Абсентеизм  и его причины

Абсентеизм – это  равнодушное отношение населения к полит. жизни, уклонение от участия в ней. Это явление широко распространено. Его причины: отсутствие норм полит. культуры, недоверие к власти,  высокая степень удовлетворения личных интересов, протест против власти, разочарование в партийных программах. В некоторых странах вводят обязательное голосование, за уклонение налагаются штрафы, ограничивается предприним. Деятельность, поступление на гос. службу, применяется тюремное заключение. В РБ выборы свободные – избиратель решает голосовать ему или нет.

 

 

45. Источники  и ресурсы власти

Власть имеет определенные источники властвования и использует определнные ресурсы.

Источники или основания  власти – это средства, инструменты, к-ые используется для воздействия на объекты власти.

Ресурсы власти – это  потенциальные основания власти, средства к-ые могут быть использованы для укрепления власти.

Основания и ресурсы  делятся по сферам жизнедеятельности общества:

- экономические 

*основания – объем валового нац. Дохода, золотовалютные запасы страны, природные ресурсы, технологический уровень производства

*ресурсы – инвестиционная , налоговая, научно-техническая,  таможенная политика, товары, капиталы  и др.

- социальные

*основания – группы населения, на которые опирается власть

* ресурсы -  мероприятия  по расширению численности этих  групп, повышению их статуса

- административно-силовые

*основания – учреждения  гос-ва, обеспечивающие его внутреннюю  и внешнюю безопасность

* ресурсы – мероприятия по совершенствованию деятельность этих учреждений

- культурно-информаци-онные

*основания – учреждения, сохраняющие и накапливающие  культурные ценности, СМИ, компьютерные сети.

* ресурсы - совершенствование их деятельности

- юридические

* основания - законодательство и организации обеспечивающее его применение

* ресурсы – расширение  и совершенствование юрид. базы

По характеру воздействия  ресурсы делятся на:

- организационные –  создание оптимальных организ. структур управления;

- поощрительные –  это материальные и социальные блага

- принудительные ресурсы  – меры силового и административного воздействия

- нормативные ресурсы  – ценности, морально-этические  нормы

 

 

 

 

 

 

 

 


 

33. Понятие, стр-ра и функции полит.культуры. Политическая культура – система исторически сложив-шихся устойчивых предста-вителей, убеждений, уста-новок, позиций, оценок, моделей поведения, прояв-ляющихся в способах и результатах деят-ти субъектов политики.

Субъекты полит.культуры- соц. группы, слои, общ-во, индивиды.

Факторы, воздействующие на полит.к.: историч-ие, этнические (традиции, обычаи, менталитет), религиозные, идеологические, георгаф., эконом.

Стр-ра полит.к.состоит из элементов (выделил Е.Вятр): - когнитивный (познават-ный) – знания о политике, полит. жизни, явлениях и процкссах. - аффективный (эмоц-ный) – чувства, эмоции, настроения полит лидеров, институтов.

- аксиологический (оценочный) – ценностное отношение к политике и полит. явлениям. - поведенческий элемент – особенности полит. поведения в данном обществе.

 Функции:

- познавательная  усвоенине знаний о политике и полит. власти. - коммунакативная  передача из поколеня в поколение полит. опыта, традиций. - интегративная достижение согласия в обществе на основе общепринятых полит. ценностей. 

- нормативно-регулятивная  регулирование полит. отн. на основе полит. решений гос. органов. - воспитательная целена- правленное на полит.сознание и поведение  граждан со стороны разл. полит. инст-ов.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"