Человек как субъект и объект политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 08:19, лекция

Краткое описание

Понятия “субъект” и “объект” - философские категории. Под субъектом подразумевается активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа; под объектом - то, на что направлена познавательная и иная деятельность субъекта.
Очевидно, что говорить о субъекте политики можно только при существовании не тождественного ему объекта. Однако необходимо иметь в виду, что каждый социальный субъект, оказывая воздействие, сам в то же попадает под влияние других субъектов, и становится по отношению к ним объектом.

Вложенные файлы: 1 файл

Человек как первичный субъект и объект политики.docx

— 44.29 Кб (Скачать файл)

мнение и нравственная атмосфера) гарантии.

4 Функционирование политической  власти осуществляется на основе  принципа легитимности, который  имеет большое значение для  политической стабильности. Понятия  легитимность и легальность власти  – несовпадающие. Если легальность  означает юридическое обоснование  власти, то легитимность власти  можно определить как степень  естественного признания населения  страны системы, к которой она  принадлежит. Государство может  быть легитимным, если граждане  чувствуют, что оно оправдывает  их надежды.

Первым проблему легитимности рассмотрел М. Вебер, положив в основу своей концепции легитимности представления  о типах поведения (традиционный, аффектный, ценностно-рациональный и целерациональный). В легитимности власти М. Вебер видел гарантию стабильности общества.

Немецкий политолог М. Хеттих пишет о том, что легитимация - это правомерное признание политического господства со стороны общества. Правомерность здесь касается убежденности, а не нормативности. Речь идет об определенном политическом консенсусе в обществе, когда массы проявляют приверженность политической власти, политической системе с достигнутыми здесь основными политическими ценностями.

Как отмечают американские политологи Г. Алмонд и С. Верба, состояние политических чувств является, по-видимому, наиболее важной проверкой легитимности ее политической системы. Политический режим устойчив, если принимается гражданами в качестве правильной формы правления.

 

По мнению Дж. Фридриха и  К. Дойча, легитимность – это совместимость политических действий с господствующей в данном сообществе системой ценностей. Основой легитимности служит добровольное подчинение законам, распространение власти как авторитетной для индивида инстанции. По мнению М. Вебера, люди, для которых она авторитетна, которой они добровольно передали часть своих властных полномочий, принимают все исходящие от нее законы, в том числе и те, с которыми они не согласны.

Классической считается  типология политического господства, разработанная М. Вебером. Он выделил  три идеальных типа легитимности политической власти: традиционный, рационально-легальный  и харизматический.

Традиционный тип легитимности основывается на привычке подчиняться  власти, вере в её священность. Примером традиционного типа господства являются монархии.

Рационально-легальная легитимность характеризуется верой людей  в справедливость существующих правил формирования власти. Мотивом подчинения является рационально осознанный интерес  избирателя. Примером такого типа легитимности являются демократические государства.

Харизматический тип политического  господства основывается на вере населения  в исключительные, уникальные качества политического лидера. Харизматический  тип власти чаще всего наблюдается  в трансформирующихся обществах. Функциональная роль харизматического типа организации  власти состоит в том, чтобы стимулировать, ускорить исторический прогресс.

В современной политической науке классификация М. Вебера дополняется  другими типами легитимности власти. Например, выделяется идеологическая легитимность, основанная на обосновании  правомерности власти с помощью  идеологии, внедряемой в сознание широких  слоев населения. Д. Истон, исследуя легитимность политических систем, утверждает, что идеологическая легитимность опирается на ценности и принципы, на которые ссылаются власть и политический режим. Личная легитимность есть моральное одобрение лиц, выполняющих властные роли в рамках режима. Структурная легитимность вытекает из убеждения в ценности структуры и норм режима.

Механизмы поддержания легитимности – это способы, которыми пользуются политические системы в стремлении получить или укрепить свою правомочность. Существуют следующие социопсихологические механизмы легитимизации: основанные на участии граждан, социотехнические и технократические механизмы, легитимизация посредством силы, легитимизация путем внешней или внутренней угрозы, время и привычка, успех.

По мнению М. Вебера, первым источником легитимности является способность  человека усваивать привычные образцы  поведения и воспроизводить их в  своих действиях. В результате процесса социализации индивид знакомится с  принятыми в обществе нормами  и правилами поведения, в том  числе и по отношению к органам  власти. Он усваивает их, вначале  подражая поведению окружающих, а  затем воспроизводит сложившиеся  стереотипы поведения по привычке.

Вторым источником легитимности является чувственно-эмоциональное  восприятие человеком окружающего  мира, в том числе и политической власти. Все, что происходит вокруг человека, вызывает у него самые  разнообразные чувства: восторг, радость, удовлетворение, тревоги, страсть, растерянность.

Третьим источником является целостное отношение человека к  окружающему миру. Исключительное свойство человека - смотреть на мир сквозь призму сформировавшихся у него ценностей - является одной из главных характеристик, выделяющих его из животного мира. Ценностное восприятие мира предполагает конструирование идеальной модели общества, государства, личности. Оценка института политической власти осуществляется индивидом путем сравнения его  со своей идеальной внутренней моделью.

Четвертым источником легитимности является целерациональное поведение человека, т. е. его способность осознавать свои интересы и потребности, разрабатывать свои целевые программы по их достижению.

Кроме того, к факторам, формирующим  легитимность, М. Вебер относил:

· экономическую эффективность, продуктивность и производительность поддерживаемой политическим порядком системы экономических отношений, ее способность удовлетворять насущные потребности людей;

· легальность, законность, соответствие ее действий собственным нормам и  установлениям;

· харизму – веру в особые качества, призвание носителей власти;

· идеологическое, этическое, психологическое обоснование.

Л. А. Андреева в своей книге  «Религия и власть в России» дает анализ религиозных и квазирелигиозных доктрин как способов легитимизации политической власти в России. Она убеждена, что христианство привнесло на Русь новый взгляд на природу власти, в соответствии с которым княжеская власть стала рассматриваться как богоданная. Дальнейшее политическое развитие пошло по пути сосредоточения всей полноты не только светской, но и духовной власти в руках великих князей, позже – царей Московского государства. В VII веке в России утвердился наместнический вариант религиозно-политического строя, когда глава государства стал восприниматься как «наместник Иисуса Христа» и в этом качестве выступать одновременно как светский и как жреческий Мессия – помазанник Божий. Даже в XIX веке крестьяне России верили в то, что Николай I каждую ночь «по тайной лесенке из спаленки взбирается на небо», общается с Богом, а к утру, вернувшись в родные пенаты, возвращается к своим земным делам.

Эта архетипическая модель господствовала и в коммунистической России; место  царя занял коммунистический вождь, наместническая мифология власти вновь  воскрешается в идеологии и практике коммунистического режима; однако основа его властной модели остается неизменной: это - сакрализация должности коммунистического  вождя как наследника московских царей, на основе слияний в ней  полномочий светского правителя  и главного идеолога (жреца).

Показателями легитимности власти являются: уровень принуждения, применяемый для проведения политики в жизнь; наличие / отсутствие попыток  свержения правительства или  лидера; мера проявления гражданского неповиновения; а также результаты выборов, референдумов, массовых демонстраций в поддержку власти (оппозиции).

Легитимная политическая власть создает комплекс условий, обеспечивающих:

· последовательность реализации основных задач политической власти;

· согласованность действий элементов системы управления;

· наличие эффективных  гарантий и средств поддержания  всех аспектов безопасности в официальной  системе;

· обеспечение высокой  степени независимости общества от случайных обстоятельств;

· действенность и эффективность  политической власти – ее способность  найти способы и решения основных социальных проблем, проводить политику, ориентированную на реальные результаты.

Источниками делегитимации политических режимов и политической власти являются: противоречия между универсальными ценностями господствующей идеологии и партикулярными и даже эгоистическими интересами элиты власти и связанных с нею социальных классов; противоречие между идеей демократии и социально-политической практики; противоречие между идеей элитаризма и не элитарным социально-экономическим порядком. Другие источники делегимитизации политических систем вытекают из очень разнородных тенденций. Важнейшие из них - отсутствие в политической системе артикуляции интересов важных социальных групп; социокультурные источники нарастающая профессионализация, бюрократизация общественной жизни и деперсонификация человеческих отношений; национальный и вытекающий из него этнический сепаратизм; потеря правящими элитами веры в правомочность своей власти; разрушение единства и консенсуса среди элит; внешнее происхождение власти и политического режима; сравнение политических систем.

5 Власть в современном  обществе играет очень большую  и решающую роль. Власть – это  возможность или способность  одного индивида либо целой  группы влиять на других помимо  их воли и желания. Такое  классическое определение дал  в начале XX в. М.Вебер. С тех пор феномен власти широко изучается представителями многих наук, особенно политологами.

Сегодня ученые пришли к выводу, что одной формулировки явно недостаточно, ибо это – явление многомерное. В частности, сюда относятся: способность  требовать подчинения под угрозой  санкций; степень свободы от контроля со стороны других лиц; показатель неравенства  социальных статусов, при котором  один ценится и стоит выше другого; способность влиять на жизненные  шансы других людей; возможность  навязывать свою версию порядка вопреки  сопротивлению других людей.

Какие бы формулировки ни предлагали ученые, ясно одно: власть – это обязательно  форма социальных отношений между  двумя или большим числом индивидов. Она понимается также как способность  или возможность влиять и определять действия других людей. Исходит от позиции (должности) или от самой личности. В первом случае речь идет о формальной власти руководителя, а во втором –  неформально авторитете лидера. Власть означает также способность манипулировать (пользоваться выгодами своего положения) или контролировать поведение других людей в собственных целях.

Одну из первых типологий  власти, используемых в науке до сих пор, создал в начале XX в. немецкий социолог и политолог М.Вебер. Он полагал, что власть может основываться на: 1) личных качествах; 2) традициях и обычаях; 3) формальном законе. Во всех трех случаях власть является легитимной, то есть социально одобренной.

Соответственно этим трем источникам различают власть харизматическую, традиционную и легальную.

Легитимация – признание  или подтверждение законности государственной  власти, какого-либо социального института, статуса, полномочий, опирающиеся на принятые в данном обществе ценности. Основа легитимации – традиции и  обычаи, харизма, конституционные нормы, демократические выборы, референдум или плебисцит.

Легализация – 1) разрешение деятельности какой-либо организации, ее узаконение, придание юридической  силы какому-либо акту, действию; 2) подтверждение  подлинности имеющихся на документах подписей. Легализации, как правило, подлежат документы, составленные за границей или предназначенные для действия в зарубежном государстве. Производится в форме удостоверительной надписи консула. Легитимная власть обычно характеризуется как правомерная и справедливая, связанная с наличием у власти авторитета, поддержкой ею идеалов и ценностей, разделяемых большинством граждан, согласием власти и подданных по основополагающим политическим принципам, например, свободе слова, защите гражданских прав или социальной помощи бедным.

Итак, мы имеем два различных  термина, причем первый шире второго. Легитимный означает узаконивание через традиции, харизму и закон, то есть через  все три указанных выше источника  законной власти. Легальный обозначает только одну разновидность законной власти – установленную с помощью  юридических документов, формального  закона. Поэтому можно говорить о  трех разновидностях легитимной власти, одной из которых выступает легальная.

Следует рассмотреть три  типа власти более подробно.

Харизматическая власть –  управление страной или группой  людей на основе выдающихся личных качеств. Харизма – исключительная одаренность; лидер, ею наделенный, пользуется в глазах его последователей непререкаемым  авторитетом; харизма основана на исключительных качествах его личности – мудрости, героизме. А.Эйнштейн и И.Ньютон относились к их числу.

Харизматическая власть основана на вере в исключительные качества, чудесный дар руководителя, которого иногда даже обожествляют, создают  культ его личности на эмоциональном  уровне отношения вождя и массы. Харизматическая власть появляется особенно часто в периоды революционных  перемен, когда новая власть не может  еще опереться на авторитет традиции или закона. Поэтому приходится прибегать  к возвеличиванию личности вождя, авторитет  которого освящает новые институты  власти. Часто культ личности получал  формальное выражение в сакрализации власти. Фараона или царя подданные  воспринимали как наместника Бога на земле.

Информация о работе Человек как субъект и объект политики