Субъекты политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 13:22, контрольная работа

Краткое описание

Можно сформулировать некоторые критерии политической субъективности:
Способность к политическому действию определенного уровня сознательности и организованности, возможность участия в принятии решений и их реализации;
Воздействие (идеологическое, организационное, воспитательное) на другие группы;
Суверенность, самостоятельность политического действия, саморегуляции поведения и деятельности;
Наличие существенных общественных последствий действия субъекта или отказа от этих действий. Отказ от общественно значимого действия - тоже политический факт.

Содержание

Политическая субъективность………………………………………………………….3
Понятие и критерии политической субъективности. ...……………………......…3
Уровни политических субъектов………………………..…………………...….....4
Стратификационный подход к анализу социальной структуры общества………………………………………………………………………….....……5
2.1 Понятие социальной стратификации………………………………….…...………5
2.2 Политическая активность групп…………………………………….……...…..…..6
2.3 Стратифицированное ранжирование……………….……………………………...6
Социальная мобильность…………...………………………………………………7
Классовый подход к анализу социальной структуры общества………………………………………………………..……………………..….8
3.1 Основа марксистской дифференциации общества……………...………………....8
3.2 Модель классовой структуры общества Гидденса……………..………………….9
3.3 Социальная градация и проявление политической субъективности………………………………………………………..………………....9
3.4 Разновидности социальных групп…………………………….…………………..10
Список литературы………………………………………………..……………………12

Вложенные файлы: 1 файл

субъекты политики.docx

— 43.69 Кб (Скачать файл)

                                                                                                                                                                                     

 

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Тюменский Государственный Нефтегазовый университет»

Филиал в городе ………...

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

на тему: «Субъекты политики»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

 студент группы …..

……..

Проверил:

преподаватель

спец. дисциплин:

………

 

 

2015

Содержание

 

  1. Политическая субъективность………………………………………………………….3
    1. Понятие и критерии политической субъективности. ...……………………......…3
    2. Уровни политических субъектов………………………..…………………...….....4
  2. Стратификационный  подход к анализу социальной структуры       общества………………………………………………………………………….....……5

2.1 Понятие социальной стратификации………………………………….…...………5

2.2 Политическая активность  групп…………………………………….……...…..…..6

2.3 Стратифицированное ранжирование……………….……………………………...6

    1. Социальная мобильность…………...………………………………………………7
  1. Классовый подход к анализу социальной структуры общества………………………………………………………..……………………..….8

3.1 Основа марксистской  дифференциации общества……………...………………....8

3.2 Модель классовой структуры  общества Гидденса……………..………………….9

3.3 Социальная  градация  и  проявление политической субъективности………………………………………………………..………………....9

3.4 Разновидности социальных  групп…………………………….…………………..10

Список литературы………………………………………………..……………………12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Политическая субъективность

 

1.1 Понятие и  критерии политической субъективности

В качестве субъектов политики выступают народные массы, социальные группы,  нации, коллективы, личности через соответствующие организации. Но те или иные группы людей только тогда становятся субъектами политики, когда они обретают определенные политические качества.

Совокупность таковых можно назвать политической субъективностью. Понятие «субъективность», означает определение субъекта.  Политическая субъективность - продукт развития общественных групп, отдельных личностей, их организаций. Это способность больших  социальных групп или иных, возникших на их основе, образований через свои организации осуществлять политические роли. Это качество социальных субъектов связано с интеграцией, защитой и реализацией их общих интересов.

Для развития социального субъекта в политический субъект необходимо, три условия: политическое сознание, организация, активность. Осознание интересов целого и самосознание, т. е. сознание своего места, роли в системе политических отношений, возможностей и понимание последствий своих политических действий; организация себя как единого действующего субъекта, реальная деятельность во имя реализации своих общих интересов.

Можно сформулировать некоторые критерии политической субъективности:

  • Способность к политическому действию определенного уровня сознательности и организованности, возможность участия в принятии решений и их реализации;
  • Воздействие (идеологическое, организационное, воспитательное) на другие группы;
  • Суверенность, самостоятельность политического действия, саморегуляции поведения и деятельности;
  • Наличие существенных общественных последствий действия субъекта или отказа от этих действий. Отказ от общественно значимого действия - тоже политический факт.

 

 

 

 

    1. Уровни политических субъектов

Народ и составляющие его большие социальные группы - первичные субъекты политики. Народ - источник государственной власти. Он осуществляет свою властную волю через государственные и другие политические институты.  Государство, партии и другие общественно - политические институты и организации вторичные субъекты. Вторичные потому, что действуют от имени народа, по его поручению. Политические элиты, политические лидеры и отдельные члены общества - третичные субъекты, реализующие свои роли через политические институты и организации.

Уровни политических субъектов могут быть представлены так:

1) Народ (нации), большие социальные группы;

2) Государство, партии и другие общественно-политические институты и организации;

3) Политические элиты, индивидуальные лидеры, отдельные члены общества.

В соответствии с отмеченными уровнями субъектов политики различают: социально-групповую политическую субъективность (национальная, классовая), организационную и индивидуальную. Взаимодействие политических субъектов различных видов и уровней определяется типом политических систем и политических режимов.

Во-первых, политический субъект первичного уровня определяет другие уровни субъектов (вторичный и третичный), зависящие от него. Политические институты, организации, элиты, лидеры, отдельные личности выступают политическими субъектами так, как представляют и выражают общие интересы народа, социальной группы. Государство обеспечивает интересы тех или иных социальных групп в общей форме.

Партии интегрируют интересы вполне определенных слоев населения и существуют, пока выражают и защищают их в своих политических программах и практической деятельности. Политические лидеры воспринимаются массами и партиями в качестве таковых при условии, если они осознают их стремления, интересы и волю и предлагают соответствующие решения.

Во-вторых, взаимодействие первичного и других уровней политических субъектов следует характеризовать в плане соотношения общего, особенного и единичного. Если свойства и роль первичного субъекта являются определяющими в политических отношениях, то, политические качества вторичных и третичных субъектов не могут быть полностью сведены к его определениям и поглощены им.

В-третьих, взаимодействие (народа) общества, социальных институтов, организаций и индивидуальных политических субъектов противоречиво. Противоречия связаны, с тем, что социально-групповой, организационный, индивидуальный субъекты никогда не выражают во всей полноте разнообразные интересы общества, многочисленных его слоев и прослоек. Всегда остается определенное несоответствие между требованиями власти и какими-то специфическими (корпоративными или частными) интересами.  Каждый из субъектов одновременно выступает и объектом политического действия другого субъекта. Речь идет о взаимозависимости субъектов.

 

2. Стратификационный  подход к анализу

 социальной  структуры общества

 

2.1 Понятие социальной  стратификации

В любом сложно организованном обществе люди всегда отличаются друг от друга, как по врожденным, так и по приобретаемым в процессе жизни характеристикам. В той мере, в какой они обладают одинаковыми чертами и свойствами, они образуют группы; различия же между этими группами создают тот уровень общественной дифференциации, который может иметь самые серьезные политические последствия.

Отношения общественного равенства и неравенства, а также права и обязанности групп, вытекающие из занимаемых ими общественных позиций, называются социальной стратификацией. Это понятие характеризует существующую асимметрию в отношениях групп, которая всегда является результатом воздействия конкретных социально-экономических и иных общественных отношений в стране. В то же время социальная стратификация - это результат взаимодействия тенденций к расслоению населения и его преодоления.

Разносторонность и многообразие социальной стратификации помимо фиксации групповых различий означает также и то, что человек одновременно принадлежит к разным социальным стратам.

Таким образом, человек обладает различными социальными статусами, среди которых, конечно, есть «главный статус» (Н. Мелзер), обусловливающий важную для человека групповую характеристику.

Социальная стратификация включает в себя все группы, обладающие различными, в том числе политическими, статусами и ресурсами. Однако в узком, более специальном смысле важно различать собственно социальные и политические виды стратификации.

 

 

2.2 Политическая  активность групп

Социальная группа с политической точки зрения - это субъект в потенции. Становление ее реальным, действующим субъектом политических отношений зависит от многих причин, от социальных противоречий и интересов групп, доминирующих ценностей, способностей к самоорганизации и др.  Первостепенным побудительным мотивом политической активности группы выступают, наиболее существенные, т.е. властно значимые, интересы, которые она не может реализовать без привлечения механизмов государственного управления.

Социальные интересы, воля групп подаются в виде требований или солидарной поддержки властей с целью оказать воздействие на принимаемые политические решения. Однако не все требования становятся содержанием политических решений. Эффективность воздействия зависит от активности тех политических ассоциаций, которые озвучивают интересы групп в политическом пространстве.

Социальные группы участвуют в политической жизни, а способствуя формированию для представительства своих интересов специальных политических институтов. Сложное взаимодействие таких институтов, занимающих левые или правые, центристские, радикальные или иные политические позиции, и характеризует систему социального представительства.

Эти политические посредники между гражданским обществом и государством информируют о существующих проблемах и противоречиях, способствуя консолидации и интеграции групп. Деятельность таких объединений может серьезно влиять на содержание интересов социальных групп, их ценности, на характер социального структурирования. В то же время, оказывая давление на государство, они предохраняют его от застоя, стремятся подчинить его интересам общества. Направленность и интенсивность деятельности этих политических субъектов зависит, от характера различий и противоречий между социальными группами.

 

2.3 Стратифицированное  ранжирование

Стратифицированное ранжирование групп может производиться по разным основаниям, каждое из которых имеет неодинаковую политическую значимость. Можно выделить следующие виды социальной стратификации, характеризующие социальную дистанцию между группами:

  • Территориально-языковые (между жителями Москвы и Киева и т.д.);
  • Поло-возрастные (между молодежью и пенсионерами, женщинами и мужчинами, и т.д.);
  • Родственные и этнические (между теми или иными семейными группами, национальными и этническими общностями);
  • Конфессионально-религиозные (между верующими и атеистами, представителями различных вероисповеданий);
  • Социокультурные (различия в стилях поведения, жизненных ориентациях, доминирующих традициях и иных культурно значимых компонентах поведения граждан);
  • Социально-экономические (различия в доходах, уровне образования, профессиональной компетенции тех или иных групп работников);
  • Социальные различия по характеру оценки обществом важности и значимости тех или иных сторон или форм поведения группы (престиж, уважение и честь разнообразных человеческих объединений в социуме);
  • Различия по степени властного могущества и влияния (по возможности прямого или косвенного воздействия на принятие управленческих решений).

 

2.4 Социальная  мобильность

Политически значимым является не только характер социальной дифференциации, но и способы ее изменения, которые обусловливаются активностью групп и граждан, пытающихся преодолеть ограниченность собственных ресурсов  и подняться вверх по социальной лестнице.

Динамика преодоления социальной дистанции, которая сопровождается повышением статуса (восходящая мобильность), всегда сопряжена с повышением политической напряженности, так как такие процессы нередко ведут к понижению статуса других групп (нисходящая мобильность).  В обществе всегда есть группы, чье социальное положение отличается большей устойчивостью.

Негативные последствия социальной мобильности усиливаются в государствах, переживающих распад доминирующих социальных ценностей (аномию), особенно в тех случаях, когда социальная стратификация жестко ограничивает возможности овладения символами общественного успеха (Р. Мертон).

Внутренним источником являются социальные перемещения отдельных граждан как внутри групп, так и между группами. Интенсивность этой разновидности социальной мобильности обусловлена, с одной стороны, границами, которые устанавливает общество для подобных перемещений, а с другой - субъективными устремлениями самих людей, стремящихся изменить свое общественное положение по причине ориентации на новые ценности, изменения жизненных планов, и т.д.

Информация о работе Субъекты политики