Человек и политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2012 в 18:21, контрольная работа

Краткое описание

В нормальном, цивилизованном обществе политика осуществляется для людей и через людей. Какую значительную роль ни играли бы социальные группы, массовые общественные движения, политические партии, ее главным субъектом выступает личность, так как сами эти группы, движения, партии и другие общественные и политические организации состоят из реальных личностей. Только через взаимодействие их интересов и воли определяется содержание и направленность политического процесса, всей политической жизни общества.

Содержание

Введение 3
Раздел I.Личность как объект и субъект политики 4
Группы субъектов 4
Классификация субъектов политики 4
Первичный субъект политики 5
Патерналистская концепция личности 6
Раздел II.Политическая социализация личности______________________ 7
Понятие, агенты и типы политической социализации 7
Стадии политической социализации личности 13
Литература 19

Вложенные файлы: 1 файл

Человек и политика.DOC

— 117.00 Кб (Скачать файл)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ

                                                                     

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

 

 

По дисциплине:

«Политология»

 

На тему: «Человек и политика»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2009

 

Содержание

Введение              3

Раздел I.Личность как объект и субъект политики

Группы субъектов

Классификация субъектов политики

Первичный субъект политики

Патерналистская концепция личности

Раздел II.Политическая социализация личности______________________              7

Понятие, агенты и типы политической социализации              7

Стадии политической социализации личности              13

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В нормальном, цивилизованном обществе политика осуществляется для людей и через людей.  Какую значительную роль ни играли бы социальные группы, массовые общественные движения, политические партии, ее главным субъектом выступает личность, так как сами эти группы, движения, партии и другие общественные и политические организации состоят из реальных личностей. Только через взаимодействие их интересов и воли определяется содержание и направленность политического процесса, всей политической жизни общества. Активное участие  личности  в  политической  жизни общества имеет многоплановое значение.

Во-первых, через такое участие создаются условия для более полного раскрытия  всех возможностей человека,  для его творческого самовыражения, что составляет  необходимую  предпосылку  наиболее эффективного решения общественных задач.  Качественное преобразование всех сторон жизни предполагает всемерную интенсификацию  человеческого фактора, активное и сознательное участие в этом процессе широких народных масс.  Но вне демократии,  доверия и гласности становятся невозможны ни творчество,  ни осознанная активность, ни заинтересованное участие.

Во-вторых, всеобщее развитие человека как субъекта политики является важным  условием тесной связи политических институтов с гражданским обществом,  контроля  за   деятельностью   политико-управленческих структур со стороны народа,  средством противодействия деятельному аппарату управления, отделений функций управления от общества.

В-третьих, через  развитие демократии общество удовлетворяет потребность своих членов участвовать в управлении делами государства.

 

 

 

 

 

 

Раздел I.Личность как первичный субъект и объект политики

 

Анализ    места   человека   в   политической   жизни   открывает   крупный   раздел политической науки, посвященный субъектам политики. Обычно под субъектами понимают­ся индивиды и социальные группы (слои), а также организации, принимающие непосредственное более или ме­нее сознательное участие в политической деятельности, хотя степень такой сознательности может быть различ­ной. Так, известный американский политолог Г. Алмонд в зависимости от осознанности участия в политике раз­личает три группы ее субъектов.

Группы субъектов

1) субъекты персональные, движимые заботой о ре­ализации своих непосредственных, местных, повседнев­ных интересов и не осознающие политических последст­вий своего участия, своей политической роли;

2) субъекты-подданные, понимающие свою политиче­скую роль и назначение, но не видящие возможности выйти за их пределы, самостоятельно воздействовать на политическую жизнь;

3) субъекты-партиципанты (участники), ясно осозна­ющие свои цели и пути их реализации и использующие для этого институциональные механизмы (партии, движе­ния и т.п.).

Классификация субъектов политики

Классификация субъектов политики достаточно раз­нообразна. Наиболее широко распространено их деление на два основных уровня:

1) социальный, включающий индивидов и различные социальные слои (в том числе профессиональные, этниче­ские, демографические и др.). Сюда относятся личность, профессиональная группа, нация, класс, элита и т.д.;

2) институциональный, охватывающий государство, партии, профсоюзы, политические движения, институциализировавшиеся группы интересов и т.д.

Иногда выделяется и третий, «функциональный» уровень, включающий социальные институты, предназна­ченные для выполнения преимущественно неполитиче­ских задач, хотя в действительности оказывающие за­метное, а порою и весьма существенное влияние на политику: церковь, университеты, корпорации, спортив­ные ассоциации и т.п.

Первичный субъект политики

Первичным субъектом политики является личность (индивид).  Как  отмечали еще древние (Протагор), «человек есть мера всех вещей». Это полно­стью применимо и к политике. Именно личность, ее ин­тересы, ценностные ориентации и цели выступают «ме­рой политики», движущим  началом политической актив­ности наций, классов, партий и т.д. Проблема личности имеет в политической науке по меньшей мере три глав­ных аспекта:

1) личность как индивидуальные психо-физиологические (эмоциональные, интеллектуальные и др.) особен­ности человека, его специфические привычки, ценност­ные ориентации, стиль поведения и т.п. При анализе лич­ности под этим углом зрения основное внимание обычно уделяется политическим лидерам, от индивидуальных особенностей которых часто зависит большая политика;

2) личность как представитель группы: статусной, профессиональной, социально-этнической, классовой, элиты, масс и т.п., а также как исполнитель определенной политической роли: избирателя, члена партии, парла­ментария, министра. Такой подход к личности как бы растворяет ее в более крупных социальных образованиях или же предписанных ей ролях и не позволяет отра­зить автономию и активность индивида как специфиче­ского субъекта политики;

3) личность как относительно самостоятельный, ак­тивный участник политической и общественной жизни, обладающий разумом и свободой воли, не только обще­человеческими, но и уникальными в своем роде черта­ми, то есть как целостность, не сводимая к ее отдельным социальным (профессиональным, классовым, националь­ным и т.п.) характеристикам и имеющая политический статус гражданина или подданного государства. Именно в этом своем аспекте человек обычно взаимодействует с властью, выполняет определенные политические обя­занности и выступает субъектом и объектом, предме­том воздействия политики.

Патерналистская концепция личности

Место человека в политической  жизни издавна является предметом горячих споров, которые не утихли и в на­ши дни.  Уже в древности появляются учения, по-разному оценивающие отношение личности к политике и государству. Наиболее влиятельные из них — учения Конфуция, Платона и Аристотеля. Первый из этих мыслителей детально разработал патерналистскую кон­цепцию государства, господствовавшую в мировой пол­итической мысли на протяжении многих веков, а на Вос­токе — почти двух тысячелетий.

Патерналистский взгляд на политику и личность исхо­дит из неравенства политического статуса людей, трак­товки государства как одной большой патриархальной семьи, в которой вся полнота власти принадлежит правителю- отцу. Остальные же граждане делятся на старших — аристократию и чиновничество, и младших — простой люд. Младшие должны безропотно подчиняться стар­шим, которые, и прежде всего монарх, в свою очередь призваны заботиться о благе народа. В патерналистской концепции власти рядовому чело­веку уделяется роль простого исполнителя царской во­ли, освещаемой божественным происхождением или церковным благословением монарха. Индивид выступа­ет здесь не сознательным или полусознательным субъек­том политики, не гражданином, обладающим неотчужда­емыми правами, а главным образом лишь парохиальным, то есть политически бессознательным участником политики. И лишь высшие слои общества поднимаются до полусознательного, подданнического участия. В современном мире патерналистские взгляды на соотношение индивида и власти в основном преодолены, хотя многие из них и сегодня доста­точно широко распространены в развивающихся странах с преимущественно крестьянским населением, в автори­тарных и тоталитарных государствах, представляющих вождя-диктатора как отца нации, защитника простого че­ловека, а в какой-то степени и в демократических госу­дарствах,   где   часть   населения   все   еще   воспринимает президента   или   премьера   как   главу   единой   большой семьи, а себя — как маленького человека, покорного ис­полнителя указаний властей.

Раздел II. Политическая социализация личности

Понятие, агенты и типы политической социализации

Понятие политической социализации личности. Личность — одновременно и субъект и объект политики. Но одни люди в большей степени проявляют политическую активность, другие — в меньшей, а третьи вообще стараются «убежать» от полити­ки. Одни стремятся к утверждению существующего политиче­ского строя и проявляют конструктивное политическое поведе­ние, другие, напротив, предпринимают меры, направленные на его ниспровержение и демонстрируют деструктивную позицию.

Есть и такие, кто легко приспосабливается к любому политиче­скому режиму и всякой власти. Такое разнообразие видов по­литического поведения во многом обусловлено характером по­литической социализации личности.

В общем плане социализация (от лат. socialis — обществен­ный) — это процесс активного воспроизводства личностью со­циального опыта, осуществляемый в ее деятельности и обще­нии. Политическую социализацию личности можно определить как процесс активного воспроизводства личностью политического опыта, определенной системы норм, ценностей и установок поли­тической деятельности и политических отношений. Можно ска­зать и по-другому: политическая социализация личности — это процесс, в ходе которого у личности в несколько этапов фор­мируются определенная картина политического мира, опыт по­литической деятельности и политического общения.

Политическая социализация имеет две основные функции:

1)     обеспечение достаточно эффективного в рамках данной со­циальной системы политического взаимодействия с различны­ми политическими организациями;

2) сохранение динамиче­ского равновесия политической системы, а вместе с тем и са­мого общества благодаря усвоению новыми членами принятых в нем норм и ценностных образцов политического поведения.

Стержнем политической социализации является обогащение личности политическим опытом предыдущих поколений, который выражен в политической культуре. Политическая культура — это совокупность общепринятых ценностных ориентации, убежде­ний и норм политической жизни общества. По мере ее усвое­ния человек все больше адаптируется к существующей полити­ческой системе, становится в состоянии активно влиять на нее, т.е. все в большей степени делается субъектом политической жизни.

Таким образом, политическая социализация личности — это всегда двусторонний процесс, в котором личность, с одной стороны, испытывает на себе воздействие различного рода по­литических субъектов, а с другой стороны, по мере социализа­ции сама становится в состоянии влиять на политическую жизнь общества.

Процесс политической социализации включает в себя раз­личные уровни, механизмы и факторы. Самый широкий — международный уровень, охватывающий международные сообщест­ва и организации. Здесь на личность воздействуют принятые в международном сообществе ценности, нормы и факторы: не­допущение распространения ядерного оружия, угрозы между­народных конфликтов, предотвращение глобальных катастроф, международных финансовых кризисов и т.д.

Социальный уровень политической социализации охватывает общество в целом и большие социальные группы: классы, про­фессии, национально-этнические общности и др. На этом уровне на личность воздействуют такие факторы, как государ­ство, правительство, политические партии, социально-эконо­мические кризисы, безработица, уровень преступности в стране и др.

Самый низкий — личностный уровень политической социа­лизации, на котором личность испытывает воздействие со сто­роны людей, составляющих непосредственный круг ее общения и оказывающих прямое влияние на ее политическую психоло­гию, ценности и установки. Среди механизмов политической социализации здесь можно выделить подражание, внушение, заражение, которые помогают человеку адаптироваться к поли­тическим условиям и сформировать политическую идентифи­кацию. Агенты политической социализации личности. Агенты, или факторы, политической социализации личности играют важ­нейшую роль в ее развитии. Они могут быть разных видов, ка­чества и широты воздействия на личность. К непосредственным агентам политической социализации относятся политические институты и организации (государство, политические партии, движения), политические элиты и лиде­ры, группы интересов. Вся совокупность этих факторов образу­ет систему, которая с помощью политических механизмов стремится контролировать и направлять политическое поведе­ние личности.

Агенты политической социализации выступают также спо­собами и средствами выражения политической активности личности, ее политического самоутверждения. На разных эта­пах развития личности и в разных странах на первый план вы­двигаются различные агенты в зависимости от конкретных об­стоятельств политической жизни, особенностей политического строя общества и т.д.

К числу агентов политической социализации относятся не только собственно политические, но и неполитические факто­ры: семья, группы сверстников, церковь, система образования, профессиональные и женские организации, культурные и спор­тивные объединения и т.д. Известно, например, какую боль­шую роль могут сыграть группы популярных артистов или спортсменов при агитации за или против того или иного поли­тического лидера на выборах.

К агентам политической социализации личности относятся и СМИ, которые оказывают на формирование личности силь­нейшее влияние. Не случайно их называют четвертой властью. Поэтому в обществе идет постоянная борьба за владение СМИ и возможность их использовать в целях политической социали­зации.

Важную роль в политической социализации личности игра­ют и такие неполитические факторы, как социально-экономи­ческие условия и образ жизни человека, национальные тради­ции и даже отдельные важные для жизни индивида обществен­ные факторы. Речь, в частности, идет о таких событиях, как невыплата заработной платы, безработица, обман населения со стороны государства или отдельных политических лидеров и тд. В определенных общественных ситуациях неполитические факто­ры могут оказывать на политическую социализацию личности более существенное влияние, нежели собственно политические агенты. Особенно это касается современного открытого и взаимосвязанного общества, где все политические и неполити­ческие факторы тесно переплетены. В качестве примера можно привести роль шахтеров, недовольных своим экономическим положением, в политической жизни современной России.

Информация о работе Человек и политика