Человек как субъект и объект политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 08:19, лекция

Краткое описание

Понятия “субъект” и “объект” - философские категории. Под субъектом подразумевается активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа; под объектом - то, на что направлена познавательная и иная деятельность субъекта.
Очевидно, что говорить о субъекте политики можно только при существовании не тождественного ему объекта. Однако необходимо иметь в виду, что каждый социальный субъект, оказывая воздействие, сам в то же попадает под влияние других субъектов, и становится по отношению к ним объектом.

Вложенные файлы: 1 файл

Человек как первичный субъект и объект политики.docx

— 44.29 Кб (Скачать файл)

Человек как первичный  субъект и объект политики.

Понятия “субъект” и “объект” - философские категории. Под субъектом  подразумевается активно действующий  и познающий, обладающий сознанием  и волей индивид или социальная группа; под объектом - то, на что  направлена познавательная и иная деятельность субъекта.

Очевидно, что говорить о  субъекте политики можно только при  существовании не тождественного ему  объекта. Однако необходимо иметь в  виду, что каждый социальный субъект, оказывая воздействие, сам в то же попадает под влияние других субъектов, и становится по отношению к ним  объектом.

Субъект политики - это ее творец. Важнейшим качеством его  является активность. Она выражает меру интенсивности его деятельности, обозначает все виды и способы  воздействия на объективный мир.

В политической науке различают  индивидуальный и совокупный субъект. Индивидуальным субъектом - является сознательно  и ответственно действующая личность, которая в своих действиях  руководствуется общественно значимыми  интересами и целями и участвует  в борьбе за их осуществление. В качестве таких личностей выступают, прежде всего, политические лидеры. Помимо них  индивидуальными субъектами политики являются обычные люди.

Становление личности как  субъекта политики происходит постепенно по мере социального созревания, в  процессе политической социализации.

Категория личности имеет  в политической науке по меньшей  мере три главных аспекта:

1. Личность как индивидуальные  психофизиологические (эмоциональные,  интеллектуальные и др.) особенности  человека, его специфические привычки, ценностные ориентации, стиль поведения  и т.п. При анализе личности  под этим углом зрения основное  внимание обычно уделяется политическим  лидерам, от индивидуальных особенностей  которых зависит большая политика.

2. Личность как представитель  группы: статусной, профессиональной, социально-этнической, классовой, элиты,  масс и т.п. А также как  исполнитель определенной политической  роли: избирателя, члена партии, парламентария,  министра. Такой подход к личности  как бы растворяет ее в более  крупных социальных образованьях  или же предписанных ей ролях  и не позволяет отразить автономию  и активность индивида как  специфического субъекта политики.

3. Личность как относительно  самостоятельный, активный участник  политической и общественной  жизни, обладающий разумом и  свободой воли, не только общечеловеческими  чертами, но и уникальными в  своем роде чертами, то есть  как целостность, не сводимая  к ее отдельным социальным (профессиональным, классовым, национальным и т.п.) характеристикам и имеющая политический  статус гражданина или подданного  государства. Именно в этом  своем аспекте человек обычно  и выступает субъектом и объектом, предметом воздействия политики.


Группы субъектов

    1)  субъекты  персональные,  движимые  заботой   о   реализации   своих непосредственных,  местных,   повседневных   интересов   и   не   осознающие политических последствий своего участия, своей политической роли;

    2) субъекты-подданные,  понимающие свою политическую  роль и  назначение, но  не   видящие   возможности   выйти   за   их   пределы,   самостоятельно воздействовать на политическую жизнь;

    3) субъекты-партиципанты (участники), ясно осознающие свои цели и пути их реализации и использующие для этого институциональные механизмы  (партии, движения и т.п.).

                      Классификация субъектов политики

    Классификация   субъектов  политики  достаточно  разнообразна.  Наиболее широко распространено их деление на два основных уровня:

    1) социальный, включающий  индивидов и различные социальные  слои (в  том числе профессиональные, этнические, демографические и др.).  Сюда  относятся личность, профессиональная группа, нация, класс, элита и т.д.;

    2)  институциональный,  охватывающий  государство,  партии,  профсоюзы, политические движения, институциализировавшиеся группы интересов и т.д.

    Иногда  выделяется  и  третий,  «функциональный»  уровень,   включающий социальные  институты,  предназначенные   для   выполнения   преимущественно неполитических задач, хотя в действительности оказывающие заметное, а  порою

и  весьма  существенное  влияние   на   политику:   церковь,   университеты, корпорации, спортивные ассоциации и т.п.

2 В политической и юридической  науках права занимают одно  из важнейших прав человека, представляют  принципы, нормы в сосчитать истории  взаимоотношений между людьми  и государством, которые обеспечивают  человеку, лицу возможность действовать  по усмотрению (эту часть прав  обычно называют свободами) или  получать определенные блага  (собственные права ).

В истории общества в определении  прав человека выделяют разнообразие специфических особенностей и традиций их происхождения. Действительно, можно  говорить о праве юридическое  и традициопалистське, о западное (европейское) и восточное (азиатское) понимание права. Разумеется, если для одного человека упоминания права ассоциируется со статьями Уголовного кодекса, то для другой - с Декларацией прав человека и гражданина и т.п. Логика происхождения европейского понимания права исходит из необходимости, во-первых, реализации дилеммы свобода или равенство: свобода, порождающая неравенство или равенство, приносящий свободу в жертву па алтарь справедливости, во-вторых, ограничение частной жизни граждан от посягательств любой, даже самой демократической власти. Если учитывать обе обстоятельства, возможно, можно согласиться с современными подходами к определению права, рассматривают право как нормативную форму отражения принципа формального равенства людей в общественных отношениях и признание необходимости принудительного ограничения самой государственной принудительной власти.

Идеи естественного права, сформировавшиеся в глубокой древности, стали источником современного понимания  прав человека. В V-VI вв. п. есть. в Древней  Греции софисты Ликофроп, Аптисфеы из Афин, алкидные и др. утверждали, что все люди равны от рождения и имеют одинаково обусловлены природой естественные права. Само же государство и его законы философ Микофон объяснял как результат общественного договора. В V в. п. есть. в Китае философ Мо Цзы отстаивал идею договорного происхождения государственной власти и равенства всех людей перед Всевышним. Отстаивая и защищая права, присущие человеку от рождения и, прежде всего, ее право на частную собственность, Аристотель отмечает, что это право имеет основой самой природы человека и основывается на ее начальной любви к самой себе.

В эпоху Просвещения осознается необходимость ограничения частной  жизни граждан от посягательств  любой власти, что стало в европейской  политической традиции коренным переворотом. Верховенство правового закона в  отношении к возведенной в  закон воли государя - такая важнейшая  идея философов права от Джона  Локка до Иммаиуила Канта. Признание прав человека - главное, что сложилось в основных чертах до концы XVIII в. в понимании европейского права. Именно европейский человек политическая при упоминании слова право вспоминает принятую в 1789 г. Учредительным Собранием Франции Декларация прав человека - первый развернутый законодательный акт о правах человека, принципы равенства перед правовым законом. Хотя, разумеется, не отрицается историческая значимость фрагментарных законодательные акты о неприкосновенности личности и равенство перед законом.

Найвидатпиши представители либерального течения Джон Локк, Гуго Гроций, Шарль Моптескье, Джефферсоы, Адам Смит, Иеремия Бейт, Джон Стюарт Милль и другие обосновали понимание фундаментальных прав человека на жизнь, безопасность, свободу, собственность, сопротивление угнетению и другие как природные, невод объемные и священные нормы человеческого поведения, есть независимые от государства. По-разному оценивается и конечное источник прав человека. Одни видят конечное источник правам человека в природе человека, в основных потребностях: поддержание жизни, безопасности, в свободе от насилия и социально пеоправдапих ограничений, уважения человеческого достоинства и др. Другие же относят права человека в самых высоких из человеческих прав, по душе, к Богу. Русский философ Николай Бердяев писал, что «свобода человеческой личности не может быть дана обществом и не может по своему утечки и признаку зависеть от него, - она ​​принадлежит человеку как духовному существу». Неотъемлемые права человека, устанавливающие границы власти общества над человеком, определяются не природой, а духом. Это духовные права, а не естественные права, природа никаких прав не устанавливает.

3 Основополагающие права человека и их роль в гуманизации политики.

Сегодня в мировой политической мысли явно преобладает естественноисторическое

понимание прав человека. Сам  этот термин «права человека» употребляется  как

в широком, так и в узком  смыслах. В узком значении это  только те права,

которые не представляются, а лишь охраняются и гарантиру­ются государством,

действуют независимо от их конституционно-правового закрепления  и

государственных границ. К  ним относятся равенство всех людей перед законом,

право на жизнь и телесную неприкосновенность, уважение человеческого

достоинства, свобода от произвольного, незаконного ареста или задержания,

свобода веры и совести, право  родителей на воспитание детей, право  на

сопротивление угнетателям  и др. В широком значении права  человека включают

весь обширнейший комплекс прав и свобод личности, их различные  виды.

Современная типология прав человека достаточно разнообразна. Наиболее общей их

классификацией является деление всех прав на негативные и  позитивные.

Такое различение прав основано на фиксации в них нега­тивного и  позитивного

аспектов свободы. Как  известно, в негативном значении свобода  понимается как

отсутствие принуждения, ограничений по отношению к личности, в позитивном —

как свобода выбора, а главное, способность человека к достижению своих целей,

проявлению способностей и индивидуальному развитию в  целом. В соответствии с

таким различением свободы  негативные права определяют обязанности  государства и

других людей воздерживаться от тех или иных действий по отно­шению к индивиду.

Они предохраняют личность от нежелательных, нарушающих ее свободу  вмешательств

и ограничений. Эти права  считаются основополагающими, абсолютными. Их

осуществление не зависит  от ресурсов государства, уровня

социально-экономического развития страны. Негативные права — основа

индивидуальной свободы.

Типичным примером юридической  фиксации этой группы прав и в целом  негативного

подхода к правам человека  является Билль о правах  конституции  США.  Так,

его  первая статья (поправка) гласит:   «Конгресс  не дол­жен  издавать

законов, устанавливающих  какую-либо религию или запрещающих  ее свободное

исповедание,  ограничивающих свободу слова или печати или  право народа

мирно   собираться  и   обращаться   к   правительству   с петициями   о

прекращении   злоупотреблений».   Термин «не должен» содержится почти  во всех

статьях (кроме одной)   этого  документа.   Практически   все   содержание

Билля о  правах направлено на ограждение  личности  от различного рода

несправедливых и нежелательных  посягательств со стороны правительства.

В   отличие   от   негативных   прав,    позитивные   права фиксируют

обязанности государства,  лиц и организаций предоставить гражданину те или

иные  блага,  осуществлять  определенные  действия.  Это,   например,

право  на социальное    вспомоществование,    образование,    охрану

здоровья, достойный жизненный  уровень и т.п. Реализовать эти  права гораздо

труднее,  чем права  негативные, т.к. ничего не делать гораздо  легче,  чем

что-то делать или   предоставлять   каждому   гражданину.   Осуществление

позитивных прав невозможно без наличия у государства  достаточных  ресурсов.

Их  конкретное   наполнение прямо зависит от богатства страны и

демократичности ее политической системы. В случае ограниченности ресурсов

позитивные   права   могут   гарантировать   гражданам   лишь «равенство в

нищете», как это и имело  место в подавляющем большинстве  государств

тоталитарного социализма.

     Личные и  политические права.

Более конкретной классификацией прав и свобод личности по сравнению  с их

делением на негативные и  позитивные является их подразделение  в соответствии со

сферами реализации на гражданские (личные), политические,

экономические,   социальные  и  культурные.   Гражданские  права (не путать

с правами граждан, включающими  весь комплекс прав подданных государства) — это

естественные, основополагающие, неотъемлемые права человека,   имеющие   в

основном   характер   негативного права. Они производны от естественного

права на жизнь и свободу, которым от рождения обладает каждый человек, и

призваны гарантировать  индивидуальную автономию и свободу, защитить личность

Информация о работе Человек как субъект и объект политики