Типология бедности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 20:10, контрольная работа

Краткое описание

Не смотря на то, что историю бедности можно проследить, начиная с истории самого общества, в нашем государстве данный феномен стал предметом исследования лишь в современной отечественной социологии в начале 70-90-х годов.
Угроза обнищания на данный момент - глобальная социальная опасность.

Содержание

Введение 4
1 Понятие бедности: основные концепции изучения и измерения бедности 6
1.1 Подходы к определению бедности 6
1.2 Типология бедности 7
1.3 Причины и критерии бедности 11
2 Оценка уровня бедности населения в Республике Беларусь 14
2.1 Методика измерения бедности, оценка, показатели 14
2.2 Характеристика населения Беларуси в 2009 году 23
3 Особенности социальной политики и политика преодоления бедности в Республике Беларусь 28
Заключение 32
Список использованных источников 34

Вложенные файлы: 1 файл

Типология бедности.doc

— 243.50 Кб (Скачать файл)

 

     3 Особенности социальной политики и политика преодоления бедности в Республике Беларусь

 

 

 

 

 

    Принцип социальной справедливости  находит свое выражение в адресной  социальной политике проводимой  руководством Республики Беларусь, социальных гарантиях, особенно  по отношению к молодежи, старикам, жителям территорий, пострадавших от последствий Чернобыльской катастрофы.

    Принцип преемственности  в проведении социальной политики  в целом и образовательной,  в частности, позволил не только  сохранить высокоразвитую образовательную  систему, унаследованную после  развала СССР, но и выстроить на ее основе новую, отвечающую высоким мировым стандартам.

    Планомерность государственного  курса заключается и во всемерной  поддержке талантливой учащейся  молодежи, студентов. Создан не  имеющий аналогов на территории  СНГ Специальный Фонд Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов.

    Беларусь всегда славилась  своими спортсменами. Занятия физкультурой, спортом, следование принципам  здорового образа жизни являются  приоритетами государственной политики.

    Важную роль в реализации планомерного курса на обеспечение благополучия людей играет выполнение в социальной сфере минимальных государственных стандартов, предусматривающих снабжение граждан продовольствием, теплом, коммуникациями, транспортом, бытовыми услугами, нормальную работу учреждений образования, здравоохранения, культуры.

    В Беларуси сложилась  эффективно действующая система  справедливого распределения вознаграждения  за труд, социальной защищенности  малоимущих граждан и повышения  социальной защиты населения в целом. Задача сейчас ставится так: законы Республики Беларусь о человеке, его нуждах должны быть эталонами социальной справедливости.

    Ведущей социальной установкой  белорусской государственности  и ее идеологической платформы,  гуманистической по своей направленности, является оптимальное сочетание централизованных гарантий и индивидуального трудового вклада в процветание государства. Только эффективный труд может быть источником экономического и социального успеха личности и государства.

    Социальные гарантии  в рамках белорусской модели  развития выражаются в:

    -гарантиях равенства  мужчин и женщин в образовании  и трудовой деятельности;

    -гарантиях права молодежи  на духовное, нравственное и физическое  развитие;

    -гарантиях права на труд, как наиболее достойный способ самоутверждения экономического, морального и социального содержания жизнедеятельности человека;

    -гарантиях справедливой  доли вознаграждения в экономических  результатах труда, но не ниже  уровня, обеспечивающего гражданам и их семьям свободное и достаточное существование;

    -гарантиях права на  охрану здоровья, включая бесплатное  лечение в государственных учреждениях  здравоохранения;

    - гарантиях права на  социальное обеспечение в старости, по болезни и другим причинам.

    Главной целью социальной  политики в республике является  предоставление каждому трудоспособному  человеку возможности своим трудом  и предприимчивостью создать  свое семейное благосостояние, а  для нетрудоспособных и нуждающихся  граждан - обеспечить надежную социальную защиту. При этом социальная защита должна быть исключительно адресной и направлена на конкретные, самые незащищенные группы и слои населения. Международный опыт стран с переходной экономикой показывает, что эффективные системы адресной социальной помощи в состоянии обеспечить поддержку лишь 10-15% населения.

    Смысл эффективной адресной  социальной защиты состоит в  том, чтобы сконцентрировать ограниченные  ресурсы на удовлетворении потребностей  социально незащищенных слоев  населения. Характерным явлением в эволюции социальной политики будет ее дальнейшая муниципализация, т.е. перенос центра тяжести адресной социальной защиты на местный уровень: помощь должна быть приближена к потребителю. Предполагается переход от общих социальных программ к программам адресным, учитывающим потребности конкретных слоев и групп населения, а также определенных регионов. При этом нужны строго дифференцированные программы, в частности:

    - инвалидам, одиноким  пенсионерам - различные социальные услуги, обслуживание на дому;

    - многодетным, неполным  семьям - приоритет во всех видах адресной материальной помощи семьям с низкими доходами.

    Ныне разработана стратегия  «пилотного» проекта по реализации  Концепции формирования единой  программы адресной социальной помощи в Республике Беларусь. Основная ее цель состоит в защите наиболее уязвимых граждан общества от неблагоприятных последствий рыночных преобразований.

    Особое внимание уделяется  в республике жителям сельской  местности, которые острее других  ощущают жизненные трудности: неразвитость социальной инфраструктуры, транспортных услуг, бытового обслуживания. Поставлена задача осуществлять работу по введению государственных социальных стандартов по всей стране с обязательным учетом региональных особенностей. Введение социальных стандартов направлено на то, чтобы уровень социальной защиты гарантированно улучшался.

    Приоритетной задачей  государства в области социальной  защиты является забота о семье,  детях, в частности, обеспечение  необходимых условий для реализации семьей ее экономической, воспроизводственной, воспитательной и культурно-психологической функций; обеспечение прав детей на их полноценное физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное развитие.

    В системе материальной  помощи семьям с детьми государство использует льготы по налогообложению, оплате за питание детей в детских дошкольных учреждениях, оплате за учебники и учебные пособия. Малообеспеченным семьям предоставляются безналичные жилищные субсидии, если оплата за жилье и коммунальные услуги превышает 25% среднемесячного совокупного дохода семьи.

    Значительную помощь  многодетным и неполным семьям  оказывают местные исполнительные  и распорядительные органы за  счет средств местных бюджетов.

    Главной целью социальной  политики в республике является предоставление каждому трудоспособному человеку возможности своим трудом и предприимчивостью создать свое семейное благосостояние, а для нетрудоспособных и нуждающихся граждан - обеспечить надежную социальную защиту. При этом социальная защита должна быть исключительно адресной и направлена на конкретные, самые незащищенные группы и слои населения. Международный опыт стран с переходной экономикой показывает, что эффективные системы адресной социальной помощи в состоянии обеспечить поддержку лишь 10-15% населения.

    Смысл эффективной адресной  социальной защиты состоит в  том, чтобы сконцентрировать ограниченные  ресурсы на удовлетворении потребностей  социально незащищенных слоев  населения. Характерным явлением  в эволюции социальной политики будет ее дальнейшая муниципализация, т.е. перенос центра тяжести адресной социальной защиты на местный уровень: помощь должна быть приближена к потребителю. Предполагается переход от общих социальных программ к программам адресным, учитывающим потребности конкретных слоев и групп населения, а также определенных регионов. При этом нужны строго дифференцированные программы, в частности:

    - инвалидам, одиноким  пенсионерам - различные социальные услуги, обслуживание на дому;

    - многодетным, неполным  семьям - приоритет во всех видах адресной материальной помощи семьям с низкими доходами.

    Ныне разработана стратегия  «пилотного» проекта по реализации  Концепции формирования единой  программы адресной социальной  помощи в Республике Беларусь. Основная ее цель состоит в защите наиболее уязвимых граждан общества от неблагоприятных последствий рыночных преобразований.

    Особое внимание уделяется  в республике жителям сельской  местности, которые острее других  ощущают жизненные трудности:  неразвитость социальной инфраструктуры, транспортных услуг, бытового обслуживания. Поставлена задача осуществлять работу по введению государственных социальных стандартов по всей стране с обязательным учетом региональных особенностей. Введение социальных стандартов направлено на то, чтобы уровень социальной защиты гарантированно улучшался.

    Приоритетной задачей  государства в области социальной  защиты является забота о семье,  детях, в частности, обеспечение  необходимых условий для реализации  семьей ее экономической, воспроизводственной, воспитательной и культурно-психологической функций; обеспечение прав детей на их полноценное физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное развитие.

    В системе материальной  помощи семьям с детьми государство  использует льготы по налогообложению, оплате за питание детей в детских дошкольных учреждениях, оплате за учебники и учебные пособия. Малообеспеченным семьям предоставляются безналичные жилищные субсидии, если оплата за жилье и коммунальные услуги превышает 25% среднемесячного совокупного дохода семьи.

    Значительную помощь  многодетным и неполным семьям  оказывают местные исполнительные  и распорядительные органы за  счет средств местных бюджетов.

    Таким образом, главной  целью социальной политики в республике является предоставление каждому трудоспособному человеку возможности своим трудом и предприимчивостью создать собственное семейное благосостояние, а для нетрудоспособных и нуждающихся граждан – обеспечить адресную социальную защиту. В республике разработана и реализуется «Комплексная программа адресной социальной защиты населения».

    Важнейшей составной  частью системы социальной защиты  является пенсионное обеспечение.  Оно охватывает более чем четвертую  часть населения республики. Для  Беларуси характерен опережающий  рост величины пенсии по отношению к росту заработной платы. Позитивная динамика наблюдается и в реальном содержании пенсии.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 

 

 

    1. Переход к рынку  - очень сложный и длительный  процесс. Чтобы создать национальную  структуру экономики, адекватную  рыночным требованиям, Республики Беларусь должна пройти мучительный путь определения своих приоритетов по всем направлениям и на всех уровнях общества и хозяйства. Она должна не просто включиться в современную мировую экономику, а спрогнозировать свою роль и место в мировом разделении труда.

    2. Бедность — характеристика экономического положения индивида или социальной группы, при котором они не могут удовлетворить определенный круг минимальных потребностей необходимых для жизни, сохранения трудоспособности, продолжения рода. Бедность является относительным понятием и зависит от общего стандарта уровня жизни в данном обществе.

    Ядро проблемы бедности  — присутствие в обществе людей,  семей, социальных групп и категорий  населения, чьи доходы не достигают  определенной минимальной величины и чье потребление поэтому находится ниже некоторых минимальных нормативов.

    Проблема бедности затрагивает  в период кризиса слишком широкие  круги общества, в том числе  и те, что еще совсем недавно  были представлены квалифицированными рабочими и частью среднего класса. Ввиду объективной затрудненности вовлечения лиц, пополняющих низший класс, в своевременное производство и фактической недоступности для их детей нормального образования проблема низшего класса становится в известной мере наследственной, а миграция за его пределы - все более сложной.

    3. В настоящее время  социологические исследования, проводимые  различными научными коллективами, аналитическими центрами, дают пеструю  картину масштабов бедности. Причем  оценки доли бедных в составе населения колеблются.

    К наиболее типичным  факторам, обусловливающим риски  оказаться в той или иной  группе бедных, относят: потерю  здоровья, низкий уровень квалификации, вытеснение с рынка труда, низкий  уровень среднедушевых реальных доходов и материальной обеспеченности, высокую семейную «нагрузку» (многодетные, неполные семьи и др.); индивидуальные особенности, связанные с образом жизни, ценностными ориентациями (не желающие трудиться, имеющие вредные привычки и т.п.).

    4. Разрабатывая программу активной социальной политики в Беларуси, необходимо учитывать опыт развитых стран с их достижениями и проблемами. Нельзя игнорировать и тот факт, что ресурсные потребности социальной сферы в ближайшее десятилетие резко возрастут, и даже в условиях развитой экономики будут усиливаться трудности в ресурсном обеспечении социальной сферы.

    Мировой опыт позволяет  дать ответ на сложный для  российского общества вопрос  о взаимодействии развития рыночных  отношений с социальным развитием.  Социальное развитие в своей основе нельзя противопоставлять утверждению в экономике регулируемых рыночных механизмов. Именно они при их разумном использовании создают материальную базу и некоторые важные социальные и социально-психологические условия для расширения производства ресурсов, направляемых на социальные цели, и для рационализации их использования. Опыт развитых стран свидетельствует и о том, что могут быть созданы эффективные механизмы поддержки социальных отраслей, деятельность которых при непосредственном контакте с потребителем социальных благ и услуг не может определяться рыночными отношениями.

Информация о работе Типология бедности