Социальное партнёрство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 01:42, реферат

Краткое описание

Социальное партнерство в сфере труда (далее - социальное партнерство) - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Вложенные файлы: 1 файл

Соц партн. ответы.docx

— 74.08 Кб (Скачать файл)

Статья 24. Основные принципы социального партнерства

Основными принципами социального  партнерства являются:

равноправие сторон;

уважение  и учет интересов сторон;

заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;

содействие  государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

полномочность представителей сторон;

свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;

контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений

Равноправие сторон социального  партнерства также достигается  особой ролью органов государственной  власти, органов местного самоуправления в отношениях социального партнерства, которые выступают в них в  качестве равноправных партнеров, а  не носителей функций публичной  власти, способных диктовать определенное поведение участникам партнерских  взаимоотношений.[4]

Принцип уважения и учета  интересов сторон заключается в  том, чтобы стороны социального  партнерства не следовали слепо своим интересам пренебрегая интересами другой стороны, так же основываясь на взаимном уважении друг другу.

Принцип заинтересованности сторон в участии в договорных отношениях определяются самим характером отношений социального партнерства, материальным продуктом которых  является договор, регулирующий трудовые и непосредственно связанные  с ними отношения. В процессе его  заключения неизбежно происходит согласование воли соответствующих сторон.

Принцип содействия государства  в укреплении и развитии социального  партнерства на демократической  основе говорит о том, что государство  не может диктовать свою волю сторонам, а должно быть одной из равноправных сторон социального партнерства и содействовать его демократическому развитию. Государство не может издавать законы и иные нормативные правовые акты, нарушающие права сторон социального партнерства.

Соответствующие органы государственной  власти, как правило, обеспечивают деятельность комиссий по регулированию социально-трудовых отношений.

Государство также содействует  сторонам социального партнерства  в разрешении разногласий, возникающих  в процессе коллективных переговоров.

Принцип соблюдения сторонами  и их представителями трудового  законодательства и иных нормативных  правовых актов, содержащих нормы трудового  права обеспечивается ТК РФ и иными  нормативно правовыми актами и четко  определен нормами права. Он обеспечивается установлением юридической ответственности  сторон социального партнерства.

Принцип полномочности представителей сторон говорит о том, что соответствующие  представители должны обладать полномочиями на принятие обязательств, имеющих  юридическую силу и для себя самих, и для представляемых ими лиц. Полномочность представителей субъектов  социального партнерства может  устанавливаться либо законом, либо посредством наделения лица полномочиями на участие в конкретных переговорах. При отсутствии необходимых полномочий на представительство, заключенное  с участием такого лица, соглашение не будет являться правовым актом  социального партнерства, поскольку  права и обязанности по такому соглашению возникнут исключительно  у представителя, но не у представляемых им лиц.[5]

Содержание принципа свободы  выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда, состоит в том, что никакие лица, в том числе  и государственные органы, не вправе обязать представителей сторон социального  партнерства вести переговоры по каким-либо определенным вопросам. И  уж тем более стороны не должны принуждать друг друга к обсуждению определенных вопросов, если одна из сторон не хочет этого делать.

Принцип добровольности принятия сторонами на себя обязательств говорит  о том, что никакие лица, в том  числе и государственные органы, не вправе принудить к принятию решения, которые принимаются в партнерском  порядке. При этом стороны коллективного  договора, соглашения не могут включать в данные акты условия, снижающие  уровень прав и гарантий, установленный  для работников трудовым законодательством.

В силу принципа реальности обязательств, принимаемых на себя сторонами следует включать в коллективный договор, соглашение только те обязательства, которые они в состоянии исполнить. Реальность того или иного обязательства определяется сторонами в процессе коллективных переговоров на основании анализа представленной информации, характеризующей экономическое положение организации, компетенцию органа, уполномоченного осуществлять регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, и т.п.

Принцип обязательности выполнения коллективных договоров, соглашений основан  на характеристике коллективного договора, соглашения как правовых актов, регулирующих социально-трудовые отношения (устанавливающих общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений). Исполнение данного принципа обеспечивается установлением юридической ответственности за нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения.[6]

 

  1. Понятие форм соцпартн

 

Статья 27. Формы социального  партнерства

 

Социальное  партнерство осуществляется в формах:

коллективных  переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;

взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

участия работников, их представителей в управлении организацией;

участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

Комментарий к статье 27 трудового кодекса

1. Данной статьей  выделены формы социального партнерства.  Надо отметить, что их перечень сформулирован как исчерпывающий. Вместе с тем практика социального партнерства и действующее законодательство позволяют назвать и другие формы (см. п. п. 6 - 13 коммент. к данной статье). Обращает на себя внимание и отсутствие четкого разграничения форм социального партнерства и основных форм участия работников в управлении организацией (см. коммент. к ст. 53 ТК). 
2. Коллективные переговоры и заключение коллективно-договорных актов (коллективных договоров и соглашений) выступают основной формой социального партнерства. Это реализация работниками в лице их представителей и работодателями права на осуществление коллективно-договорного регулирования. 
Указанная форма социального партнерства направлена, с одной стороны, на достижение социального мира, с другой стороны - на упорядочение трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, установление условий труда. 
Регламентации осуществления права на коллективные переговоры и заключение коллективных договоров, соглашений посвящены гл. гл. 5 - 7 Кодекса. 
3. Взаимные консультации осуществляются, как правило, на федеральном, региональном, территориальном, отраслевом уровнях в соответствующих комиссиях (см. коммент. к ст. 35 ТК). 
Отдельные законодательные и иные нормативные правовые акты предусматривают проведение консультаций социальных партнеров в иных формах, например ст. 21 Закона о занятости предусматривает участие профессиональных союзов и иных представительных органов работников в содействии занятости населения. В частности, по предложению профессиональных союзов органы исполнительной власти, работодатели проводят взаимные консультации по проблемам занятости населения. По итогам консультаций могут заключаться соглашения, предусматривающие мероприятия, направленные на содействие занятости населения. 
Консультации на уровне организации проводятся в рамках участия работников в управлении организацией (см. коммент. к ст. ст. 53, 372, 373 ТК). 
4. Участие работников в управлении организацией также признается одной из форм социального партнерства. 
Право на участие и его основные формы закреплены в гл. 8 Кодекса (см. коммент. к ст. ст. 52, 53 ТК). 
5. Участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров также признается одной из форм социального партнерства. Сотрудничество работников и работодателя (работодателей) осуществляется при разрешении как индивидуальных, так и коллективных трудовых споров. 
При разрешении индивидуальных трудовых споров на паритетных началах создается комиссия по трудовым спорам, которая рассматривает большинство индивидуальных трудовых споров. В строгом смысле слова именно этот вид сотрудничества надо назвать участием в досудебном рассмотрении трудовых споров (см. коммент. к ст. ст. 384 - 389 ТК). 
При разрешении коллективных трудовых споров используется внесудебная примирительная процедура рассмотрения спора: по соглашению сторон из их представителей создается примирительная комиссия, стороны участвуют в выборе посредника, в создании трудового арбитража, проводят переговоры по определению минимума необходимых работ (услуг), переговоры в ходе проведения забастовки с целью урегулирования существующих разногласий (см. коммент. к ст. ст. 398, 401 - 404 ТК). Все эти действия необходимо рассматривать как сотрудничество сторон спора, их участие во внесудебном разрешении коллективного трудового спора. 
6. Настоящая статья фактически называет лишь основные формы социального партнерства. Помимо указанных в статье форм в соответствии с действующим законодательством и сложившейся практикой используются: создание на паритетных началах постоянно действующих совещательных, координационных органов, участие социальных партнеров в управлении внебюджетными социальными фондами, рассмотрение и учет работодателями и органами государственной власти предложений профессиональных союзов, принятие нормативных актов с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (см. коммент. к ст. ст. 35, 139, 147 ТК). 
7. В соответствии со ст. 20 Закона о занятости создаются координационные комитеты содействия занятости населения. Их основная задача - выработка согласованных решений по определению и осуществлению политики занятости населения на федеральном, территориальных уровнях. Членами таких комитетов являются представители объединений профессиональных союзов, работодателей, органов службы занятости и других заинтересованных государственных органов, общественных объединений, представляющих интересы граждан, особо нуждающихся в социальной защите. 
Организация и порядок работы комитетов определяются представленными в комитетах сторонами. 
В качестве примера можно привести организацию деятельности Координационного комитета содействия занятости населения Москвы, созданного согласно ст. 7 Закона города Москвы от 22 октября 1997 г. N 44 "О социальном партнерстве" (см. коммент. к ст. 35 ТК). 
Координационный комитет содействия занятости населения Москвы формируется Правительством Москвы, общегородскими объединениями (ассоциациями) профсоюзов, общегородскими объединениями (ассоциациями) работодателей. 
В его функции входят содействие разработке и реализации программ по проблемам занятости, разрабатываемых в системе социального партнерства Москвы; проведение консультаций и экспертизы проектов нормативных актов органов исполнительной власти Москвы по проблемам занятости. Он принимает рекомендации в адрес Правительства Москвы, общегородских объединений (ассоциаций) профсоюзов, общегородских объединений (ассоциаций) работодателей, других общественных организаций по проблемам занятости населения в Москве. 
8. В соответствии со ст. 218 ТК и ст. 13 Закона об охране труда в организациях создаются комитеты (комиссии) по охране труда. Этот орган образуется на паритетной основе из представителей работодателя и работников (представительного органа работников) и действует как орган социального партнерства (см. коммент. к ст. 218 ТК). 
9. По соглашению сторон могут создаваться другие двусторонние или трехсторонние органы, способствующие развитию социального партнерства в регулировании социально-трудовых отношений по отдельным направлениям. Такое положение предусматривается некоторыми региональными законами о социальном партнерстве (см., например, ст. 8 Закона города Москвы "О социальном партнерстве"). 
10. Социальные партнеры участвуют в управлении внебюджетными социальными фондами. Закон о профсоюзах предусматривает право профсоюзов на участие в управлении государственными фондами социального страхования, медицинского страхования, пенсионным и другими фондами, формируемыми за счет страховых взносов. Аналогичное право предоставлено объединениям работодателей (см. коммент. к ст. 33 ТК). 
Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. N 101 с изм. на 19 июля 2002 г. (САПП РФ. 1994. N 8. Ст. 599; СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3044), предусматривает, что правление Фонда является коллегиальным органом. В состав правления Фонда входят представители Центрального комитета профсоюза работников агропромышленного комплекса Российской Федерации, 7 представителей от общероссийских объединений профсоюзов, 1 - от организаций, деятельность которых связана с защитой интересов семей работников, 3 - от работодателей, 1 - от общероссийских общественных объединений инвалидов (п. 22). 
11. В качестве формы социального партнерства необходимо выделить и право социальных партнеров направлять свои предложения друг другу или в соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления. 
В большей степени это касается профессиональных союзов и их объединений. Именно им как представителям трудящихся законодательство предоставляет более широкие возможности, гарантируя право обращения как в государственные органы (органы местного самоуправления), так и в организации работодателей (к работодателю) с предложениями рассмотреть значимые для работников проблемы. У работодателей или органов государственной власти, местного самоуправления возникает обязанность такие предложения рассмотреть и учесть при решении того или иного вопроса, иногда - провести консультации или переговоры с профсоюзом. 
Законодательством о профессиональных союзах (Закон о профсоюзах) предусматривается право профессиональных союзов, их объединений на выдвижение предложений о разработке, внесении изменений и дополнений в проекты законодательных и иных нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, о принятии законов и других нормативных актов, касающихся социально-трудовой сферы. Они имеют право участвовать в рассмотрении органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также работодателями и их объединениями своих предложений (ст. 11 Закона). 
Предложения профессиональных союзов в связи с массовым высвобождением работников, направленные в соответствующие органы власти и работодателям, подлежат рассмотрению в установленном законодательством Российской Федерации порядке (ст. 21 Закона о занятости). 
Общероссийские объединения профсоюзов или территориальные объединения организаций профсоюзов высказывают свое мнение (которое подлежит учету) о необходимости и масштабах привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы (ст. 12 Закона о профсоюзах). 
Профсоюзы имеют право вносить на рассмотрение органов местного самоуправления предложения о перенесении сроков или временном прекращении реализации мероприятий, связанных с массовым высвобождением работников (ст. 12 Закона о профсоюзах). 
Взаимодействие профсоюзов с органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями по развитию санаторно-курортного лечения, учреждениями отдыха, туризма, массовой физической культуры и спорта (ст. 15 Закона о профсоюзах) также может осуществляться в форме внесения предложений. 
12. Субъекты Российской Федерации своим законодательством также могут предусматривать формы социального партнерства, используемые в регионе. Например, обмен информацией, проведение переговоров. В качестве примера можно привести Закон Саратовской области от 19 июня 1998 г. N 31-ЗСО "О социальном партнерстве в сфере труда" (в ред. Закона Саратовской области от 4 ноября 2003 г. N 70-ЗСО), который предусматривает такую форму партнерства, как подготовка в рамках деятельности областной трехсторонней комиссии заключений по проектам нормативных правовых актов в сфере социально-трудовых отношений. 
13. Стороны социального партнерства могут использовать те формы социального партнерства, которые считают наиболее эффективными и своевременными, в т.ч. не предусмотренные законодательством. Например, некоторые коллективные договоры закрепляют такую форму социального партнерства, как совместное принятие некоторых управленческих решений либо принятие управленческих решений с согласия выборного профсоюзного органа (увольнение члена профсоюза). 

  1. Ответственность в системе соцпартнёрства
  2. Понятие Коллективные переговоры
  3. Порядок проведения коллект переговоров

 

Комментарий к статье 37 трудового кодекса

1. Стороны при разработке проекта коллективного договора, соглашения свободны в выборе предмета регулирования - общественных отношений (элементов трудового правоотношения), которые подлежат регламентации в соответствующих договорных актах. 
Это право вытекает из положений основополагающих конвенций МОТ о свободе объединения (Конвенции N 87 "О свободе ассоциации и защите права на организацию" (1948) и Конвенции N 98 "О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров" (1949). Комитет экспертов по применению конвенций и рекомендаций МОТ в своем докладе о свободе объединения и коллективных переговорах подчеркивает, что реализация принципа добровольности переговоров возможна в полной мере лишь при создании такой процедуры, которая позволяла бы сторонам свободно и самостоятельно прийти к соглашению, в т.ч. обсуждать все вопросы, связанные с условиями труда. Ограничение круга дискуссионных вопросов может рассматриваться как решение, несовместимое с Конвенцией МОТ N 98 (Свобода объединения и коллективные переговоры. МКТ. 81-я сессия МОТ. МБТ. Женева. 1994. С. 116). 
2. Свобода выбора вопросов не означает, что стороны могут вынести на обсуждение проблемы, не связанные с трудом, его организацией, условиями и т.п. 
Предмет коллективных переговоров определяется с учетом цели проведения переговоров - регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений; компетенции работодателя; прямых предписаний закона (см. коммент. к ст. ст. 41, 45 ТК). 
3. Части 2 - 6 данной статьи регламентируют порядок ведения переговоров при наличии на соответствующем уровне нескольких представителей работников. При этом закон исходит из того, что работники должны быть представлены одним органом и выработать единую позицию на коллективных переговорах. Кроме того, подчеркивается, что в организации должен быть заключен один (единый) коллективный договор. Соответственно в отрасли должно действовать одно отраслевое соглашение. 
4. В организации при наличии двух и более профсоюзных организаций ими создается единый представительный орган. 
Порядок и условия создания такого органа определяются самими профсоюзами. Единственное требование законодательства - соблюдение принципа пропорционального представительства: чем многочисленнее профсоюз, тем большее количество представителей он имеет право направить в единый представительный орган. Вместе с тем каждый профсоюз (первичная профсоюзная организация) вправе иметь своего представителя в таком органе. 
5. Если в организации действует несколько профсоюзов (первичных профсоюзных организаций), каждый из них может выступить инициатором коллективных переговоров, однако в течение 5 календарных дней с момента их начала они должны сформировать единый представительный орган. 
Ключевое значение для определения срока создания единого представительного органа имеет понятие "момент начала коллективных переговоров". Оно в Трудовом кодексе не раскрыто. Закон РФ от 11 марта 1992 г. N 2490-1 "О коллективных договорах и соглашениях" с изм. на 30 декабря 2001 г. (ВВС РФ. 1992. N 17. Ст. 890; СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. I). Ст. 2) определяет момент начала коллективных переговоров как дату издания согласованного с соответствующим представителем работников приказа о формировании комиссии по ведению переговоров (ст. 12). Получается, что единый представительный орган работников должен быть образован после формирования комиссии. 
Существующее противоречие может быть разрешено только путем признания моментом, с которого должен исчисляться 5-дневный срок для образования единого представительного органа работников, даты обращения одной из профсоюзных организаций с требованием о проведении коллективных переговоров либо с предложением о создании единого органа. 
6. В том случае, когда попытка создать единый представительный орган оказалась неудачной, представительство интересов всех работников организации осуществляет наиболее представительная профсоюзная организация (организация, объединяющая более половины работников). 
Предложенная законодателем модель в полной мере соответствует международным нормам и согласуется с распространенной зарубежной практикой организации коллективных переговоров. По мнению Комитета экспертов МОТ признание за наиболее представительным профсоюзом преимущественного права на проведение коллективных переговоров не противоречит международным трудовым стандартам, в т.ч. одной из важнейших по данному вопросу Конвенции МОТ N 87 "О свободе ассоциации и защите права на организацию" (1948). Вместе с тем признаются желательными разработка и применение специальных процедур определения наиболее представительного профсоюза (первичной профсоюзной организации) на основе заранее определенных критериев (см.: Свобода объединения и коллективные переговоры. Издание МБТ. 1995. С. 114). 
К сожалению, российское законодательство не устанавливает порядка определения наиболее представительного профсоюза. Поэтому на практике представительный профсоюз определяется по соглашению всех действующих профсоюзов (первичных профсоюзных организаций) на основе представленных доказательств (списков членов профсоюзов, документов об уплате членских взносов, учредительных документов профсоюза и т.п.). В процессе определения наиболее представительного профсоюза может участвовать и представитель работодателя. 
При определении численности объединяемых профсоюзом работников в зависимости от достигнутых договоренностей можно учитывать только членов данного профсоюза или членов профсоюза и работников, уполномочивших его на представительство своих интересов в порядке, предусмотренном ст. 30 ТК. 
7. В организациях, где все действующие профсоюзы являются малочисленными, т.е. объединяют менее половины работников, Кодекс предписывает прибегнуть к механизмам непосредственной демократии - созвать общее собрание (конференцию) работников и путем тайного голосования определить первичную профсоюзную организацию, которая должна по поручению собрания сформировать представительный орган, представляющий интересы всех работников организации на коллективных переговорах. 
Кодекс не определяет, кто созывает общее собрание (конференцию). Этот вопрос в соответствии с принципами социального партнерства решается по соглашению сторон. Например, возможна ситуация, когда один из профсоюзов обращается к работодателю с просьбой созвать собрание (конференцию). 
8. В том случае, когда интересы работников представляет наиболее представительная профсоюзная организация (ч. 3 данной статьи) или профсоюзная организация по выбору собрания (конференции) работников (ч. 4 данной статьи), другие профсоюзы (первичные профсоюзные организации) могут направить своих представителей в состав представительного органа. Таким образом, еще раз подчеркивается необходимость сотрудничества, согласования позиций и требований всех профсоюзных организаций, действующих в рамках организации. 
Это в полной мере согласуется с позицией Комитета экспертов МОТ, которые подчеркивают необходимость предоставления возможности всем профсоюзам (в том случае, когда ни один из них не объединяет более 50% работников) принять участие в коллективных переговорах (см.: Свобода объединения и коллективные переговоры. Издание МБТ. 1995. С. 113). 
9. Такой же подход должен применяться при наличии в обособленном структурном подразделении нескольких профсоюзных организаций. 
10. Комментируемая статья не предусматривает возможности проведения коллективных переговоров иным (не профсоюзным) представителем работников. Однако в соответствии со ст. ст. 29, 31 ТК такой представительный орган обладает правом представлять интересы работников в системе социального партнерства, в т.ч. при заключении коллективного договора. Он участвует в коллективных переговорах в том случае, когда в организации нет профсоюза (первичной профсоюзной организации) или действует одна организация, объединяющая менее половины работников организации. 
11. На уровне отрасли, региона, территории при заключении различного вида соглашений профсоюзы (объединения профсоюзов) также должны создать единый представительный орган на основе пропорционального представительства. Если профсоюзы не смогли договориться о создании такого органа, представительство интересов всех работников отрасли, территории и т.п. поручается наиболее представительному профсоюзу. 
Применение этой нормы, очевидно, вызовет определенные трудности в связи с возможностью возникновения разногласий между профсоюзами и их объединениями по поводу отнесения того или иного профсоюза к наиболее представительному. Разрешение подобных разногласий может быть осуществлено только на основе соглашения между профсоюзами, иного способа урегулирования конфликта закон пока не предусматривает. 
12. Участники коллективных переговоров должны предоставлять друг другу информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров. 
Для определения состава информации необходимо применить норму ст. 53 Кодекса (см. коммент. к ст. 53 ТК). Перечень сведений, которые предоставляются работникам организации, может служить ориентиром и для определения состава информации, необходимой для ведения коллективных переговоров на других уровнях. 
Необходимо иметь в виду, что Международной организацией труда принята специальная рекомендация (Рекомендация МОТ N 129 "О связях между администрацией и трудящимися на предприятии" (1967), уделяющая внимание предоставлению работникам информации для участия в управлении организацией и ведения коллективных переговоров. 
Рекомендация указывает на цель предоставления информации - достижение взаимопонимания сторон, устанавливает принцип отбора сведений - все интересующие трудящихся вопросы, относящиеся к работе предприятия и его перспективам, а также к положению трудящихся. Наряду с этим Рекомендация содержит примерный перечень вопросов, по которым администрация должна информировать представителей работников. К ним, в частности, относятся: 
общие условия занятости, включая условия приема на работу, перевода и увольнения; 
описание обязанностей, подлежащих исполнению на различных работах, и роль конкретной работы в деятельности предприятия; 
возможности профессионального обучения и перспективы продвижения по работе на предприятии; 
общие условия труда; 
правила техники безопасности и гигиены труда и инструкции по предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний; 
процедуры, установленные для рассмотрения жалоб, а также правила и практика, регулирующие их применение, и условия, дающие право прибегать к ним; 
социально-бытовое обслуживание персонала (медицинское обслуживание, здравоохранение, столовые, жилищные условия, условия отдыха, условия для хранения сбережений и банковское обслуживание и т.д.); 
системы социального обеспечения или социальной помощи, существующие на предприятии; 
положения государственной системы социального обеспечения, распространяющиеся на трудящихся в силу того, что они работают на предприятии; 
общее положение организации и перспективы или планы ее дальнейшего развития; 
разъяснение решений, которые могут прямо или косвенно повлиять на положение работников. 
13. Участники переговоров связаны обязанностью не разглашать сведения, относящиеся к охраняемой законом тайне. 
Действующее законодательство выделяет широкий круг сведений (информации), которые охраняются как тайна. Это государственная тайна, охрана которой предусмотрена Законом о государственной тайне, коммерческая тайна и служебная тайна, которые охраняются в соответствии с гражданским законодательством (ст. 139 ГК), тайна закрытого ключа электронной цифровой подписи (ст. 12 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи". СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 127), тайна переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи" с изм. на 7 июля 2003 г. СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3697; 2003. N 28. Ст. 2895; ст. 13 УПК), налоговая тайна (ст. 102 НК) и др. 
Необходимо иметь в виду, что ответственность за разглашение сведений, составляющих государственную, коммерческую или служебную тайну, предусмотрена в т.ч. и уголовным законодательством (ст. ст. 187, 283 УК). 
14. Процедура проведения коллективных переговоров за пределами тех требований, которые установлены данной статьей (формирование единого представительного органа, свобода выбора вопросов для обсуждения, предоставление информации), устанавливается представителями сторон. Они определяют место и сроки проведения коллективных переговоров, порядок проведения заседаний комиссии, необходимость ведения протокола, привлечения экспертов и специалистов и т.п. 

 

  1. Органы соцпартнёрства. Правовове положение трёхсторонних комиссий

 

Комментарий к статье 35 трудового кодекса

1. Комментируемая  статья предусматривает создание специальных комиссий по ведению коллективных переговоров и заключению соответствующих коллективно-договорных актов. 
2. Такие комиссии образуются по решению сторон на равноправной основе. Они состоят из наделенных надлежащими полномочиями представителей каждой стороны. 
Надо различать представителей работников и работодателей, поименованных в законе и обладающих правом принимать окончательные решения и подписывать от имени соответствующей стороны заключенный коллективный договор, соглашение, и лиц, направленных для участия в той или иной комиссии. Последние наделяются полномочиями по усмотрению законных представителей. 
3. Представители органов исполнительной власти или органов местного самоуправления входят в состав комиссий в тех случаях, когда это прямо предусмотрено законодательством или соглашением сторон (см. п. п. 5 - 15 коммент. к данной статье). 
4. Основным назначением комиссий является проведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров, соглашений. Однако они осуществляют и контроль за выполнением заключенных коллективно-договорных актов. Это дает основание полагать, что комиссии могут действовать как на временной, так и на постоянной основе в зависимости от усмотрения сторон. 
Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений и региональные трехсторонние комиссии являются постоянно действующими, отраслевые комиссии по ведению коллективных переговоров и комиссии, создаваемые на уровне организации, обычно образуются на период ведения коллективных переговоров. 
5. Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (РТК) формируется и осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 1999 г. N 92-ФЗ "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений" (СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2218). 
Комиссия состоит из представителей общероссийских объединений профессиональных союзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства РФ, которые образуют соответствующие стороны Комиссии. Участие в работе Комиссии иных представителей работодателей не предусмотрено. 
В качестве принципов формирования РТК названы: 
добровольность участия общероссийских объединений профессиональных союзов и общероссийских объединений работодателей в деятельности Комиссии; 
полномочность сторон; 
самостоятельность и независимость каждого общероссийского объединения профессиональных союзов, каждого общероссийского объединения работодателей, Правительства РФ при определении персонального состава своих представителей в Комиссии. 
6. Каждое общероссийское объединение профессиональных союзов и общероссийское объединение работодателей вправе направить своего представителя в состав соответствующей стороны Комиссии. Однако общее количество членов Комиссии от каждой из сторон не может превышать 30 человек. 
7. Российская трехсторонняя комиссия создана как многофункциональный орган. К ее задачам отнесены не только ведение коллективных переговоров и подготовка проекта генерального соглашения между общероссийскими объединениями профессиональных союзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ, но и проведение консультаций по вопросам, связанным с разработкой проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области социально-трудовых отношений, федеральных программ в сфере труда, занятости населения, миграции рабочей силы, социального обеспечения; согласование позиций сторон по основным направлениям социальной политики. 
Комиссия вправе разрабатывать и вносить в федеральные органы государственной власти предложения о принятии федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области социально-трудовых отношений; принимать участие в подготовке разрабатываемых Правительством РФ законопроектов, а по согласованию с комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания Российской Федерации - в предварительном рассмотрении ими законопроектов и подготовке их к рассмотрению Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации. 
8. Кодекс предусматривает участие Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в принятии некоторых решений Правительства РФ. В частности, с учетом мнения РТК утверждаются: 
перечни творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении произведений, профессиональных спортсменов (ст. ст. 59, 94, 96, 113, 153, 268 ТК); 
перечни производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (ст. 117 ТК); 
минимальная продолжительность дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и условия его предоставления (ст. 117 ТК); 
особенности порядка исчисления среднего заработка для отдельных категорий работников или в особых обстоятельствах (ст. 139 ТК); 
перечень тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (ст. 147 ТК); 
перечни производств, работ, профессий и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин (ст. 253 ТК); 
предельно допустимые нормы нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную (ст. 253 ТК); 
перечень работ, на которых запрещается применение труда работников в возрасте до 18 лет (ст. 265 ТК); 
предельные нормы тяжестей, допустимых к переноске работниками в возрасте до 18 лет (ст. 265 ТК); 
особенности работы по совместительству для отдельных категорий работников (педагогических, медицинских и фармацевтических работников, работников культуры) (ст. 282 ТК). 
9. Порядок работы Комиссии определяется Регламентом. 
10. В соответствии с законами субъектов Российской Федерации на региональном уровне создаются постоянно действующие трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Их деятельность фактически смоделирована с деятельности Российской трехсторонней комиссии. Законы о социальном партнерстве, определяющие порядок создания и задачи региональных комиссий, приняты в Свердловской, Вологодской, Омской, Мурманской областях, Алтайском и Ставропольском краях, республиках Алтай, Карелия, Мордовия, городе Москве и других субъектах Российской Федерации. 
11. Специфическими признаками региональных комиссий являются: 
трехсторонний характер их создания и деятельности, принятие всех решений по согласованию между тремя сторонами комиссии; 
функционирование на постоянной основе; 
осуществление социального партнерства в различных формах.

Информация о работе Социальное партнёрство