Социальное партнёрство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 01:42, реферат

Краткое описание

Социальное партнерство в сфере труда (далее - социальное партнерство) - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Вложенные файлы: 1 файл

Соц партн. ответы.docx

— 74.08 Кб (Скачать файл)
  1. Причины возникновения и развития отношений соцпартнёрства

Социальное партнерство в сфере  труда (далее - социальное партнерство) - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.  Развитие системы социального партнерства создает возможность достижения относительного баланса интересов работников и работодателей на основе сотрудничества, компромисса, ведет к социальному консенсусу. Оно служит действенным инструментом сочетания экономической эффективности и социальной справедливости.

Идею и историю  социального партнёрства необходимо в тесной связи с цивилизационными процессами, развитием технико-экономической базы и ростом социально-культурного уровня народа. В системе трудовых отношений в индустриальных странах Европы в конце XIX - начале XX века созрели условия для воплощения идеи социального консенсуса. К этому времени легализовали свою деятельность профсоюзы, начало формироваться трудовое законодательство, нарастала необходимость переговорных процессов в сфере социально-трудовых отношений. В последнем были заинтересованы обе стороны: не только рабочие, но и предприниматели отреагировали на революцию 1917 года в России, на глубочайший экономический кризис 1929 года в странах Запада. Однако наиболее благоприятные экономические, политические, социальные, социально-психологические условия для эффективного функционирования социального партнерства сложились после второй мировой войны.

Развернутую концепцию социального партнерства  создала Международная организация  труда (МОТ). Она же стала высшим звеном регуляции трудовых отношений на мировом рынке труда, узаконив сам  термин «социальное партнерство», получивший затем широкое научное и практическое признание.

 

 

  1. Соцпартнёрство как социальный и правовой институт

Социальное  партнерство (в теории и на практике) рассматривается как специфический  тип социальных отношений, направленных на достижение баланса в реализации основных социальных интересов важнейших  социальных групп общества. Исторический опыт показывает, что интересы этих групп не могут совпадать, в своей основе они несовместимы (интересы предпринимателей-собственников и интересы наемных работников). Цель партнёрства – достижение оптимального равновесия в реализации этих интересов. Это по своей сути – необходимое и выгодное для обеих сторон взаимодействие, исторически обусловленный компромисс интересов главных субъектов современных социально-экономических и нравственно-политических процессов, одно из основных условий социальной стабильности общества, в уровне которой определяющую роль играет степень обострения и характер противоречий межу работодателями и наемными работниками.  

В Трудовой кодекс впервые включен раздел, объединяющий нормы, регламентирующие социальное партнерство  в сфере труда. 
Социальное партнерство, являясь сложным социологическим феноменом, с одной стороны, представляет собой систему сотрудничества работников и работодателей, с другой - идеологию такого сотрудничества. 
Идея сотрудничества между основными классами общества, смягчения антагонизма между трудом и капиталом возникла достаточно давно и развивалась в трудах многих мыслителей, пытавшихся наметить пути конструктивного развития общественного производства, внедрить в сферу труда принципы социальной справедливости. 
После второй мировой войны идея классового сотрудничества получила свое практическое воплощение в странах Западной Европы в развитии государственной поддержки коллективно-договорного регулирования трудовых отношений, участия работников в управлении организацией и формировании консультативных органов с участием представителей работников и работодателей.

 

  1. Характеристика правоотношений социального партнёрства

 

 

  1. Роль международной организации труда в регулировании отношений соц партнёрства

 

Социальное  партнерство в России, как и  в других индустриально развитых странах, базируется на единых принципах, сформулированных Международной Организацией Труда (МОТ), законодательных и нормативно-правовых актах стран мирового сообщества. МОТ, возникшая в 1919 г., за время своего существования создала концепцию социального партнерства, приняла важнейшие нормативные документы, составляющие своего рода Международный кодекс труда. В них дана развернутая правовая основа социального партнерства, сформулированы положения о правовом статусе сторон партнерских отношений. В конвенциях МОТ раскрываются важнейшие вопросы о свободе объединений работников и работодателей, их правах на коллективные переговоры, коллективные договора и соглашения; о формах и методах сотрудничества между властными структурами, организациями трудящихся и предпринимателей; о путях достижения согласия, примирения, компромисса и консенсуса.

В Конвенциях и Рекомендациях МОТ изложены основные правовые нормы, определяющие правовой статус всех субъектов социального  партнерства и составляющие его  правовую идеологию. Вкратце их можно  свести к следующим моментам:

  • признание права профсоюзов на законодательную инициативу и равноправие социальных партнеров
  • существование в государствах-членах МОТ арбитражных органов по разрешению социально-трудовых конфликтов
  • создание в государствах-членах МОТ условий для обеспечения независимости социальных партнеров друг от друга, автономности их функций
  • в действиях социальных партнеров отсутствует императив политических амбиций и идеологических установок

В Конвенциях МОТ  нашли отражение такие важнейшие проблемы, как свобода объединений, право на коллективные переговоры, содействие коллективным переговорам, коллективные переговоры и соглашения, примирение и арбитраж, консультации и сотрудничество между органами государственной власти и организациями трудящихся и предпринимателей на отраслевом и региональном уровнях.

Конвенции:

  • «О свободе ассоциации и защите права на организацию» (1948 г.)
  • «О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров» (1949 г.)
  • «О трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм» (1976 г.)
  • «О содействии коллективным переговорам» (1981 г.)

Нормы Конвенций МОТ имеют обязательную юридическую силу только в случае их ратификации на государственном  уровне в странах—членах МОТ. По объему ратифицированных Конвенций судят о степени прогрессивности трудового законодательства и регулировании социально—трудовых отношений в стране.

 

  1. Общая характеристика законодательства о соцпартн

Понятие социального  партнерства дается в ст. 23 Трудового  кодекса РФ. В ней говорится, что социальное партнерство - это система взаимоотношений между субъектами, которая направлена на согласование интересов работников и работодателей. 

  1. Понятие субъектов соцпартн

В системе социального  партнерства интересы работников представлены, как правило, профсоюзами[1], интересы работодателей — союзами предпринимателей[2]. В так называемом трипартистском ее варианте третьим непосредственным участником процесса согласования интересов выступает государство, которое одновременно является и гарантом выполнения принятых соглашений. Согласование интересов достигается путем переговорного процесса, в ходе которого стороны договариваются об условиях труда и его оплате, о социальных гарантиях работникам и их роли в деятельности предприятия. 

Стороны социального партнерства. Стороны  социального партнерства следует  отличать от сторон трудовых отношений. В первом случае такими сторонами  являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном  порядке представителей, во втором - индивидуальный работник и индивидуальный работодатель.

Особенности органов власти (государственной  и местного самоуправления), проявляется  в том, что указанные субъекты не всегда могут выступать сторонами  социального партнерства, а только в следующих случаях:

1) когда  они являются работодателями;

2) когда  они уполномочены работодателями, быть их представителями;

3) в  случае, когда соответствующее объединение  работодателей, относящихся к  бюджетной сфере, не создано;

В других случаях участие органов власти в социальном партнерстве должно быть предусмотренных трудовым законодательством. Так, например, если соглашение предусматривает полное или частичное финансирование из бюджетов различных уровней, то в этом случае участие соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления является обязательным.

Комментарий к статье 25 трудового кодекса

1. Комментируемая  статья различает стороны социального партнерства и их представителей. 
В деятельности соответствующих комиссий участвуют представители сторон, указанные в ст. 29 - 31, 33 - 34 ТК, однако они действуют от имени и в интересах сторон. Правовые последствия их действий наступают для работников, профессиональных союзов, работодателей. 
Представители сторон несут ответственность за неисполнение коллективного договора, соглашения лишь при наличии вины в неисполнении конкретных обязательств (см. коммент. к ст. 55 ТК). 
2. Следует отметить существование своеобразного терминологического противоречия между признанием возможности заключения трехсторонних соглашений (см. коммент. к ст. 45 ТК) и определением социального партнерства как трехстороннего сотрудничества (см. коммент. к ст. 23 ТК), с одной стороны, и отнесением к сторонам социального партнерства только работников и работодателей (см. коммент. к ст. 23 ТК) - с другой. 
Представляется, что целью законодателя являлось акцентирование специфической роли органов государственной власти и органов местного самоуправления в системе социального партнерства. Они принимают участие в заключении соглашений, работе постоянно действующих трехсторонних комиссий и т.п., но не в качестве "полноценной" стороны. Их роль заключается в защите общественных интересов при осуществлении коллективно-договорного регулирования или учете мнения социальных партнеров в ходе принятия важных политических, экономических и правовых решений. Кроме того, они осуществляют своеобразное посредничество, помогают сторонам достичь соглашения и заключить взаимоприемлемые и сбалансированные договорные акты. Однако ни органы исполнительной власти, ни органы местного самоуправления не несут никаких обязательств, вытекающих из заключенных с их участием соглашений. Именно поэтому они не признаются стороной социального партнерства, т.е. субъектом, который несет всю полноту ответственности за выполнение достигнутых договоренностей. 

 

  1. Работники как сторона соцпартн
  2. Правовое положение профсоюзов в соцпартн
  3. Работодатели как сторона соцпартн
  4. Объединения работодателей в отношениях соцпартн
  5. Правововое положение государтсв в системе соцпартн
  6. Понятие и общая характеристик принципов соцпартн

 

Как и любой правовой институт, институт социального партнерства строится на основе основных начал и положений - принципов. Нам представляется целесообразным классифицировать такие принципы по следующим основаниям:

1) основанные  на субъектном составе сторон  социального партнерства:

a) равноправие сторон;

b) уважение и  учет интересов сторон;

c) заинтересованность  сторон в участии в договорных  отношениях;

d) полномочность  представителей сторон;

2) связанные  с достижением целей социального  партнерства:

a) свобода выбора  при обсуждении вопросов, входящих  в сферу труда;

b) добровольность  принятия сторонами на себя  обязательств;

c) реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;

d) обязательность  выполнения коллективных договоров,  соглашений;

3) связанные  с государственными гарантиями  социального партнерства:

a) содействие государства  в укреплении и развитии социального  партнерства на демократической  основе;

4) правовые:

a) соблюдение сторонами  и их представителями трудового  законодательства и иных нормативных  правовых актов, содержащих нормы  трудового права;

5) контроля и  ответственности сторон социального  партнерства:

a) контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;

b) ответственность  сторон, их представителей за  невыполнение по их вине коллективных  договоров, соглашений.

частные принципы социального партнерства:

  • трехсторонность на основе трипартизма — представительства правительства, профсоюзов и предпринимателей
  • равенство сторон на переговорах и недопустимость ущемления законных прав трудящихся и предпринимателей
  • приоритетность примирительных методов и процедур в переговорах
  • каждый последующий уровень коллективных соглашений (договор) не может ухудшать условий договора более высокого уровня и должен отличаться от предыдущего большей выгодой для трудящихся
  • обязательность исполнения договоренностей
  • доверие и доверительность в отношениях
  • регулярность проведения консультаций в ходе сотрудничества
  • ответственность за принятые обязательства

Информация о работе Социальное партнёрство