Социальное партнёрство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2013 в 12:51, реферат

Краткое описание

Анализируются трудовые отношения между работодателем и работниками.
Социальное партнерство рассматривается на Западе как социологическое и этическое понятие и организационный принцип, включающий сотрудничество социальных партнеров сторон коллективных трудовых отношений. Одна из глобальных задач трудового права — определить юридические рамки социального партнерства, установить и институциализировать наиболее рациональные и действенные методы сопоставления и примирения противостоящих друг другу в сфере труда и трудовых отношений сил и интересов.

Содержание

Введение……………………………………………………………......…...……....3
Глава I. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА.......................................4
Глава II. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО
ПАРТНЁРСТВА........................................................................................................6
Глава III. ОРГАНЫ ДВУСТОРОННЕГО И ТРЁХСТОРОННЕГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ...........................................9
Заключение………………………………………………………………..............11
Список литературы…………………………………………………........…...…..13

Вложенные файлы: 1 файл

соцпартнёрст.DOC

— 70.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение……………………………………………………………......…...……....3

Глава I. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО  ПАРТНЁРСТВА.......................................4

Глава II. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ В СФЕРЕ  СОЦИАЛЬНОГО 

ПАРТНЁРСТВА........................................................................................................6

Глава III. ОРГАНЫ ДВУСТОРОННЕГО И  ТРЁХСТОРОННЕГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ...........................................9

Заключение………………………………………………………………..............11

Список литературы…………………………………………………........…...…..13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Социальное партнерство  рассматривается на Западе как социологическое  и этическое понятие и организационный  принцип, включающий сотрудничество социальных партнеров сторон коллективных трудовых отношений. Одна из глобальных задач трудового права — определить юридические рамки социального партнерства, установить и институциализировать наиболее рациональные и действенные методы сопоставления и примирения противостоящих друг другу в сфере труда и трудовых отношений сил и интересов.

Правовые рамки социального  партнерства — это комплекс юридических  норм, регулирующих статус и права  профсоюзов и организаций предпринимателей, их сотрудничество на предприятиях и  вне их; коллективные договоры, особенно в той части, в какой они содействуют смягчению трудовых конфликтов (обязанность социального мира в период действия договора); регулирование коллективных трудовых споров в первую очередь путем переговоров и достижения взаимоприемлемых компромиссов на основе двустороннего и трехстороннего сотрудничества (бипартизм и трипартизм).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА

Социальное  партнерство можно определить как систему институтов, механизмов и процедур, призванных поддерживать баланс интересов сторон, участвующих в переговорах об оплате и условиях труда (работодателей и наемных работников), способствовать достижению взаимоприемлемого для них компромисса ради реализации как корпоративных, так и общесоциальных целей1. Социальное партнерство выступает  как специфический тип общественных отношений, присущих цивилизованному обществу с рыночной экономикой и характеризующийся следующими чертами:

  1. Это отношения между субъектами, сторонами, имеющими наряду с тождественными интересами и принципиально различные, противоположные социальные, экономические, политические интересы.
  2. Отношения ориентируются не на конфронтацию сторон, а на поиск, достижение социального консенсуса, при котором собственник может обеспечить себе стабильное получение соответствующей прибыли, а наемный работник – достойное образование.
  3. Это такой тип отношений, в котором объективно заинтересованы все важнейшие социальные группы, государство в целом, так как при нем достигается социальная стабильность общества, его прогресс, социально-экономическое развитие.

Это и специфический  тип общественных отношений, и цивилизованный метод их регулирования на основе законов, нормативно-правовых актов, коллективных договоров и соглашений. Это идеология  цивилизованного общества рыночной экономики, идеология социального мира и социальный институт: система органов и организаций. Это, наконец, и система теоретических и прикладных знаний.

Понятие социального  партнерства как специфического типа общественных отношений можно  характеризовать как вполне определенное и системное. В его содержании выделяются четыре признака:

предмет -- система взаимоотношений  по поводу регулирования трудовых отношений  и иных непосредственно связанных  с ними отношений;

субъекты -- работники (представители  работников), работодатели (представители  работодателей), органы государственной власти, органы местного самоуправления;

цель -- обеспечение баланса  реализации интересов работников и  работодателей;

ареал регулируемых отношений -- социально-трудовые и непосредственно  связанные с ними экономические  и политические отношения, к примеру, вопросы собственности и ее перераспределения, вопросы формирования государственной политики в сфере труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА

 

Государственное вмешательство  во взаимоотношения рабочих работодателей, при их согласии на такое вмешательство, получило название трипартизма. Трипартизм выработал две основные модели государственных действий: "до" и "после" трудового конфликта. Вторая модель характерна для Великобритании, США, Канады и некоторых других стран, где государство традиционно осуществляло лишь минимальное регулирование экономики. Первая же модель характерна скорее для стран континентальной Европы (и других, заимствующих их опыт), где государство всегда более решительно руководило частным сектором.2

По второй модели вмешательство  государства осуществляется по закону на той стадии, когда конфликт между  работодателями и профсоюзами уже  налицо и готов вылиться в действия, подрывающие стабильность общества. По первой же модели государство стремится упредить неблагоприятные события и заранее добиться такого соглашения между сторонами, которое позволило бы обеспечить социальный мир, по крайней мере, на срок действия соглашения..

По этому пути идет и современная Россия, где стороны заключают предварительные соглашения по актуальным социально-экономическим вопросам с тем, чтобы снизить возможность обострения отношений между ними в будущем и облегчать разрешение конфликтов, если (и когда) они возникнут.

Государственное вмешательство особенно уместно в случаях, когда возникают трудности для достижения соглашения между профсоюзами, работодателями (в иных же случаях более подходят двусторонние соглашения). Нужно, чтобы участники были представительны, а государство, кроме того, способно выполнить принятые им на себя обязательства.

Наиболее последовательно принцип  трипартизма действует в Голландии, где государственные органы, отвечающие за сферу труда и социальных отношений, включают в свой состав представителей профсоюзов и работодателей или же создают совещательные органы с их участием. Так, указанные представители включены в Социально-экономический совет (где со стороны государства действуют 15 независимых экспертов) в Центральное бюро занятости Минтруда и 28 его региональных отделений, в Совет по социальному страхованию. В Голландии же (с неодинаковым успехом) в разные годы заключались Генеральные соглашения между тремя сторонами. Наличие трехсторонних консультативных органов не препятствует созданию двусторонних организаций. В той же Голландии действует Фонд труда, в котором сотрудничают некоторые профсоюзы и предпринимательские структуры.

Трехсторонние органы созданы в  Чехии, Словакии, Венгрии, Болгарии, Польше.3 Они на постоянной основе обсуждают проекты трудового законодательства и вопросы, относящиеся к социальной политике, оформляют ежегодные соглашения (кроме Польши), определяют минимальную зарплату. В ряде случаев эти органы рассматривают коллективные споры, вопросы реструктуризации и приватизации предприятий, борьбы с безработицей.

В Японии на трехсторонней основе устанавливаются ставки минимальной  оплаты труда - как по отдельным профессиям, так и по районам страны. В 1990 г. в стране действовало 446 таких ставок. Министерство труда Японии - ведущее  ведомство, объединяющее представителей профсоюзов и работодателей в Центральной комиссии по трудовым отношениям.

Однако наличие постоянного  консультационного органа не гарантирует, что стороны обязательно придут к соглашению. Так, в Португалии такой  орган (созданный в 1986 г.) служит лишь для обмена мнениями между несогласными сторонами.

В некоторых странах  консультативные органы, представляющие три стороны, собираются лишь по мере возникновения неотложных вопросов, то есть не на постоянной основе (Индия, Пакистан). В других странах, где трипартизм показал лишь ограниченные преимущества по сравнению с традиционными формами социального партнерства, наблюдается сокращение сферы его применения. Так, в Швеции организация предпринимателей вышла из некоторых консультативных органов,  действовавших на основе трипартизма.

Бывают случаи, когда  приходящие к власти политические партии привлекают профсоюзы и союзы предпринимателей к переговорам относительно поддержки курса будущего правительства; одновременно стороны договариваются о политике зарплаты, социальном обеспечении и тому подобных проблемах. Такого рода разовые консультации характерны для стран, где к власти приходят демократические правительства (Уругвай, 1984-1985гг.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. ОРГАНЫ ДВУСТОРОННЕГО И ТРЁХСТОРОННЕГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

 

Во многих странах  Запада двустороннее и трехстороннее сотрудничество социальных партнеров институциально оформлено в виде особых органов, занимающих важное место как в системе государственной власти, так и в структурах гражданского общества.

Созданные большей частью после второй мировой войны, эти  органы достаточно укоренились, по крайней мере, в странах континентальной Европы, доказали свою полезность, приобрели значительный авторитет и оказывают влияние на правовое регулирование труда.

Такие органы существуют во Франции (Экономический и социальный совет), в Италии (Национальный совет по вопросам экономики и труда), в Канаде (Совет по трудовым отношениям), в Бельгии (Национальный совет по труду), в Нидерландах (Экономический и социальный совет, Совет труда), в Австралии (Консультативный комитет по экономическим и социальным проблемам), в Дании (Совет сотрудничества), в Португалии (Постоянный совет социальных консультаций), в Ирландии (Экономический и социальный совет и Конференция предпринимательства и труда).4

Названные органы формируются  на постоянной основе и имеют юридический статус, определенный в законах и в административных актах, которые устанавливают их задачи, правомочия, а также состав и структуру, как правило, на трехсторонней основе (государственные чиновники или "независимые лица", назначаемые правительством; представители организаций предпринима¬телей и профсоюзов), иногда на двусторонней основе (представители профсоюзов и организаций предпринимателей). В Нидерландах, например, Экономический и социальный совет — трехсторонний орган, Совет труда — двусторонний.

Полномочия этих органов носят, как правило, совещательный характер, однако их роль в налаживании социального партнерства, двустороннего и трехстороннего сотрудничества, обеспечении социальной стабильности весьма велика.

Создание консультативных органов из представителей организаций, действующих в экономической и социальной сферах, позволяет осуществлять воздействие гражданского общества на государство и его политику. И это весьма важно с точки зрения развития демократии и общественного прогресса.

 

 

Заключение

 

На основе всего вышесказанного можно сделать следующие выводы.

Развитие системы социального  партнерства создает возможность  достижения относительного баланса  интересов работников и работодателей  на основе сотрудничества, компромисса, ведет к социальному консенсусу. Оно служит действенным инструментом сочетания экономической эффективности и социальной справедливости.5

В индустриально развитых странах социальное партнерство  принимает различные формы. Так  называемая корпоративистская система предполагает использование специальных органов, процедур и механизмов. Она получила распространение в Австрии, Швеции, Японии, ФРГ, Швейцарии, Нидерландах. В Австрии, например, социальное партнерство реализуется посредством широкой сети консультативных советов и комитетов, паритетных комиссий как на общенациональном, так и на отраслевом уровнях. В странах, где специальные институты социального партнерства отсутствуют, действует так называемая плюралистическая система (Великобритания, США, Канада). Здесь согласование противоречивых интересов осуществляется на уровне всего общества с помощью обычного политического процесса (партий, парламентов, профсоюзов) и развития сотрудничества работников и работодателей на уровне отдельных компаний.

В России система социального партнерства в его трипартистском варианте еще только делает первые шаги. Главное - не задействованы механизмы, обеспечивающие реализацию достигнутых соглашений. Вместе с тем в отдельных отраслях (например в угольной) выполнение отраслевых тарифных соглашений уже привело к некоторому улучшению материального положения рабочих и росту производства.

История свидетельствует, что альтернативой социальному  партнерству является социальная революция. Если не удастся своевременно устранить  препятствия на пути к социальному партнерству, то при неуправляемом росте рыночной экономики произойдет окончательный распад общества на спекулянтов, вымирающее население и ничем не управляющих чиновников - ситуация, когда любой авантюрист, намекнувший, что знает, как "сбросить пар" социальной напряженности, может ввергнуть страну в катастрофу.

 

Библиография

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации. 12 декабря 1993 года (с поправками от 30.12.2008) // Российская газета. – 1993. – № 237.
  2. "Европейская социальная хартия (пересмотренная)" (принята в г. Страсбурге 03.05.1996)// Бюллетень международных договоров. -2010.- N 4. –апрель.- с. 17 – 67.
  3. Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда.//Российская газета.-1998.-16 декабря.

Информация о работе Социальное партнёрство