Современные представления о сущности социального государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 11:27, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы - проанализировать понятие и сущность социального государства.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие и сущность государства.
2. Рассмотреть социальное назначение и ценность государства.
3. Проанализировать отличия социального государства от правового.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВА И ЕГО СОЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ.............................................................................................4
1 Понятие и сущность государства........................................................................4
1.2 Социальное назначение и ценность государства...........................................8
2 СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА.......13
2.1 Отличия социального государства от правового.........................................13
2.2 Основные признаки и особенности социального государства...................18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.............................................23

Вложенные файлы: 1 файл

решение.doc

— 154.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВА И ЕГО СОЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ.............................................................................................4

1 Понятие и сущность государства........................................................................4

1.2 Социальное назначение и ценность государства...........................................8

2 СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА.......13

2.1 Отличия социального  государства от правового.........................................13

2.2 Основные признаки  и особенности социального государства...................18

Заключение.....................................................................................................22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.............................................23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы работы определяется тем, что в современных условиях государство и право являются фундаментальными основаниями общественного бытия, важнейшими элементами общекультурной нормативной системы, которые теснейшим образом взаимосвязаны, неизбежно взаимодействуют и дополняют друг друга.

Изменение политической и социально-экономической ситуации в России, осуществлявшееся в течение многих лет под флагом «политики реформ», в которой при сохранении пережитков советской социальной политики все же социальная составляющая формировалась по остаточному принципу, привело к тому, что в развитии самых разнообразных общественных сфер остро проявляются кризисные моменты. В этих условиях нет более актуальной задачи, стоящей перед Россией, чем определение верной траектории социального и общественного развития, способной ликвидировать кризисные явления.

Для решения вышеуказанной задачи ключевое место могла бы занять концепция «социального государства», опробованная и практикуемая с явным успехом в странах Западной Европы. Социальное государство в современной России находится на всех уровнях на раннем этапе формирования: концептуальном, нормативном, практическом.

Актуальность исследований социального государства определяют не только вытекающие из них важные политические последствия, но и их значение для теории и практики. Разработка российской модели социального государства, конкретной государственной социальной политики, механизмов защиты и социальной поддержки – все это должно обеспечиваться объективными научными знаниями.

В начале 90-х гг. ХХ в. в России проблематика социального государства начала постепенно входить в научный оборот. Теоретическая разработка проблем социального государства в отечественной науке в настоящее время только начинается. Поэтому еще нечетко зафиксированы предметные границы исследований.

Степень разработанности проблемы. Политические аспекты феномена социального государства еще недостаточно изучены. Среди активно исследующих данную проблему авторов следует назвать: М.П. Бочарова, В.Д. Дзодзиева, В.Д. Роика, В.А. Торлопова, В.П. Милецкого, С.В. Калашникова, В.П. Пугачева, А.И. Соловьева, А.Ф. Храмцова и др.

Цель данной работы - проанализировать понятие и сущность социального государства.

Объект исследования - социальное государство.

Предмет исследования – сущность социального государства в современных условиях.

Задачи исследования:

1. Изучить понятие и сущность государства.

2. Рассмотреть социальное назначение и ценность государства.

3. Проанализировать отличия  социального государства от правового.

4. Охарактеризовать основные признаки и особенности социального государства.

Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, который насчитывает 12 источников. Основной текст работы изложен на 21 странице.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВА И ЕГО СОЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

 

1 Понятие и сущность государства

 

Общепризнанным в оценке государства является признание сложности этого феномена классового, тем более современного развитого общества. Имеют место трактовки государства как явления географического (страна); как явления, порождённого биологическими, демографическими или психологическими факторами; как явления исторического, вызревающего в недрах народного духа, сознания, национальных традиций и нравов; как социального института, осуществляющего либо решение классовых задач, либо приводящего общество к согласию, равновесию, благополучию; как юридического явления, производного от права, персонифицирующего правопорядок; как механизма осуществления власти вместе с чиновниками, аппаратом, материальными атрибутами; наконец, как такой организации политической власти, которая по своим характеристикам отличается от других организаций общества, его политической системы.

Государство качественно отличается от других организаций общества следующими показателями1:

1. Государство – единственная организация, которая официально представляет всё общество. Другие организации представляют корпоративные интересы социальных слоев и групп населения, конфессиональные, территориальные, национальных общностей и др.

2. Государство характеризуется всеобъемлемостью влияния, обусловленной фактором рождения, получения, приобретения членства (гражданства). Другие организации основаны на добровольном членстве и объединяют не всё население страны.

3. Наличием аппарата, системы органов, должностных лиц, материальных атрибутов (тюрьмы, учреждения принудительного характера). Другие организации не имеют аппарата, есть только штатные работники, решающие внутриорганизационные вопросы.

4. Способностью принимать общеобязательные правила поведения (нормы права) и доводить их до исполнения. В современных государствах нередко встречаются делегированное, санкционированное правотворчество. Это никак не означает утрату государством монополии на правотворчество. Государство контролирует, осуществляет надзор за реализацией правотворческих и других делегированных полномочий.

5. Обладанием свойством суверенитета государственной власти: самостоятельностью, независимостью, непрерывностью, верховенством и т.д. Суверенитет государства несовместим с наличием надгосударственных структур и надгосударственных решений (теократическое государство, корпоративно-аппаратное государство).

Государство, исходя из приведенных характеристик, определяется как суверенная политико-территориальная организация власти (социальный институт), осуществляющая функции управления обществом с использованием правовых средств (форм) через обеспечение интересов господствующего меньшинства населения либо большей его части, располагающая в этих целях слоем профессионально подготовленных людей (аппаратом), обеспечивающих реализацию задач классовой диктатуры либо приведения общества к компромиссам, равновесию и благополучию.

Таким образом, государство - это организация суверенной политической власти, действующая в отношении всего населения на закрепленной за ним территории) использующая право и специальный аппарат принуждения2.

Основными атрибутами государства являются следующие его составляющие3:

1. Наличие системы суверенной политической власти, как правило, разделенной на три ветви - законодательной, исполнительной, судебной. Суверенитет государства означает, что государство владеет наивысшей и неограниченной властью над своими гражданами - объектами власти в пределах своей территории. Речь идет о власти над всеми людьми, которые находятся на территории государства. Отказ современных государств от части своего суверенитета в этом случае делается добровольно и со значительными оговорками.

2. Территория, очерченная сухопутными, воздушными и морскими границами. Смысл понятия государства неразрывно связан с конкретной территорией, на которую распространяется его власть. Территория включает землю, недра, воздушные и водные пространства. Как свидетельствует история, именно территориальные претензии одних государств к другим часто вызывали многочисленные конфликты и полномасштабные войны.

3. Народонаселение, оформленное в пределах государства в институт гражданства, является обязательным признаком государства. Никто, даже лицо без гражданства - апатрид - не может жить за пределами любого государства, не подчиняться ему, потому принадлежность государству обязательно регулируется внутренним и международным правом. Государства могут состоять из народонаселения одной национальности (это случается редко, но в прошлом веке такими государствами были ФРГ или Сингапур), но в основном современные государства является многонациональными. При таких условиях усилия власти направлены на то, чтобы урегулировать межнациональные конфликты, возникающие между представителями разных национальных групп.

4. Система законодательства и осуществления правосудия является важным признаком и специфической стороной жизни государства. Основной порядок организации социально-экомической, политической и духовной жизни государства закреплено в основном законе государства - Конституции. Большинство государств в современном мире имеют записанные конституции (за исключением, например, Великобритании, Ирана, Саудовской Аравии, Бутана, Омана).

5. Монополия на легальное применение силы, в частности вооруженной. В государстве созданы специализированные органы принуждения, предназначенные для использования силы, как-то: армия, полиция, прокуратура, учреждения отбывания наказания, применяемые в конкретных ситуациях, предусмотренных законом.

6. Наличие органов публичной политической власти, системы органов и учреждений, осуществляющих функции государственного управления, регулирования, контроля. Аппарат власти государства, как правило, состоит из представительских органов: Парламента, Собрания, органов местного самоуправления и самоуправления, исполнительных органов - президента или премьер-министра, правительства, органов местного (регионального) управления, органов государственного контроля.

7. Органы для взыскания налогов или фискальные органы являются важным экономическим атрибутом государства, поскольку на налоги содержится аппарат власти, проводятся общегосударственные программы социальной поддержки граждан, работы государственного масштаба.

 

 

1.2 Социальное назначение и ценность государства

 

Очень тесно к проблеме сущности государства прилегает проблема его социального назначения и ценности. Социальное назначение государства вытекает из его сущности. Какова сущность государства, таков и характер его деятельности, такие цели, задачи и функции, которые оно ставит перед собой. Конкретное определение социальной ценности государства будет зависеть от того, какой именно социальный субъект его определяет, какое у него мировоззрение, научно-теоретический уровень, личный эмпирический опыт и интересы и т.п..

Попытки определить социальное назначение государства на всю его историческую перспективу применялись мыслителями разных эпох и разных научных направлений. Платон и Аристотель считали, что назначением любого государства является утверждение морали. Позже этот взгляд на социальное назначение государства поддержал и развил Гегель4.

Представители договорной теории происхождения государства в существовании государства видели общее благо (Г. Гроций), общую безопасность (Т. Гоббс), общую свободу (Ж.-Ж. Руссо). Ф. Лассаль главную задачу государства также видел в развитии и реализации свобод человека. Марксистское учение считало главной задачей государства создание такого порядка, который узаконивает господство одного класса над другим5.

В середине XX в. возникает ряд теорий, которые главную задачу, а соответственно и назначение, современной государственности видели в создании различных социальных благ для всех членов общества с учетом возможностей каждого в рамках закона (Уолт Ростоу, Эли Хекпниер, Артур Бернс и др.).

Сторонники общесоциального понимания сущности государства считают, что "вся функциональная деятельность государства направлена на достижение генеральной цели: блага человека, его нравственного, материального и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности. Государство всегда должно выступать как верховный хранитель и защитник законных интересов личности"6. Для них "государство - представитель общества, и его основная задача – выполнение общих дел", такое управление обществом, чтобы наряду с саморегулированием жизнь в нем была подвластна определенным (предполагается - совместно выработанным) правилам, не допускающим анархии и распада общества. Насилие - не главная сторона в его деятельности, хотя угроза принуждения представляет собой потенциальное предупреждение о последствиях нарушения правил. Однако общим целям в обществе с различными социальными слоями, с их разнообразными интересами нельзя служить абстрактно. Любое государство, в том числе и социальное государство в развитых и богатых демократических странах, действует с определенных позиций. Оно может, прежде всего, служить определенному классу, в какой-то мере удовлетворяя интересы других. Такой класс может составлять большинство населения, например, в современных условиях "средний класс" в развитых демократических странах, имеющий неплохие условия жизни и поэтому заинтересованный в стабильности7.

Информация о работе Современные представления о сущности социального государства