Современные представления о сущности социального государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 11:27, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы - проанализировать понятие и сущность социального государства.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие и сущность государства.
2. Рассмотреть социальное назначение и ценность государства.
3. Проанализировать отличия социального государства от правового.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВА И ЕГО СОЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ.............................................................................................4
1 Понятие и сущность государства........................................................................4
1.2 Социальное назначение и ценность государства...........................................8
2 СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА.......13
2.1 Отличия социального государства от правового.........................................13
2.2 Основные признаки и особенности социального государства...................18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.............................................23

Вложенные файлы: 1 файл

решение.doc

— 154.50 Кб (Скачать файл)

Социальная политика - это стратегический социально-экономическое направление развития общества. Она представляет собой систему управленческих, организационных, регулирующих действий и мероприятий, направленных прежде всего на содействие целенаправленной деятельности граждан, их всестороннему развитию, обеспечению соответствующего уровня их жизни и труда, их социальной защите.

Основным механизмом социальной политики является управление и регулирование социальных процессов, представляют собой последовательную смену состояния, элементов социальной системы под влиянием внутренних и внешних условий.

К социальным функциям государства  относятся:

- обеспечение, охрана  и защита основных прав человека;

- охрана природной  среды;

- охрана и восстановление  здоровья граждан; 

- социальное обеспечение; 

- образование, воспитание, развитие культуры и т.д.

В международной сфере  эти функции заключаются в:

- международном обеспечении  и защите прав человека;

- помощи населению  других стран (в случае стихийного  бедствия, кризисных ситуаций и  т.д.);

- участии в защите  природной среды (экологическая  функция);

- участии в международном  культурном сотрудничестве8.

Реализация социальных функций государства имеет непосредственное отношение к общественному благосостоянию людей, к удовлетворению их материальных, социальных и интеллектуальных потребностей, к формированию взаимного уважения и человеческого достоинства, к установлению социальной стабильности, социального мира в обществе. Исполнение социальных функций государства предполагает следующие виды деятельности: политику регулирования доходов, занятости, социального обеспечения; политику в сферах образования и здравоохранения, жилищную и пр.

Цель реализации социальных функций государства - поддержание и развитие человека как высшей ценности любого общества.

Практическая реализация модели социальной политики зависит от политического  устройства, уровня экономического развития, отношений собственности, структуры  управления, культуры, морали, особенностей истории и традиций.

Другая важная особенность реализации социальных функций государства  состоит в том, что она преимущественно  имеет дело с механизмом распределения  и потребления благ через государственный  бюджет. Следовательно, ее осуществление непосредственно связано с финансово-бюджетной политикой, в том числе с налоговой политикой государства.

Различия в идеологических и правовых ориентирах государств находят  воплощение прежде всего в расходах на социальные цели. В США социальные расходы составляют 18,2% ВВП. 72,8% населения находится за чертой бедности. Позитивным следствием политики такого типа государств является низкий процент безработицы - в США 4%. Эта модель является и дешевой для налогоплательщиков, поскольку общий размер налогообложения составляет 29,4% ВВП9.

В Германии социальные расходы  в среднем равны 25,8% ВВП. Направленность правительства на компенсационные действия относительно малообеспеченных групп имеет результатом 10% населения, находящегося за чертой бедности. Уровень безработицы - 12%. Уровень налогообложения составляет 39,6%10.

Наибольший размер социальных расходов имеет место в скандинавских  странах, которые реализуют свой социал-демократический выбор (32% ВВП). За чертой бедности в этих странах находится 0,1% людей. Уровень безработицы - 4% (естественное безработицы). Источником социального благополучия в странах с социал-демократической моделью является высокий уровень налогообложения - 49,3% ВВП11.

Российская модель социальной политики формируется в условиях трансформирующегося общества. Это обусловливает целый ряд ее особенностей, к которым следует отнести: чрезмерную зависимость от уровня экономического развития страны; отсутствие возможностей широкого выбора гражданами формы социальной защиты; фактическое "сведение" социальной политики к ее социально-защитной функции; противоречия между принципами, положенными в основу целого ряда правовых актов, и механизмами их реализации и финансирования12.

 

2 СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

 

2.1 Отличия социального государства от правового

 

Демократический режим  еще называют правовым государством. Правовое государство - это суверенное политико-территориальная организация публичной власти, которая основывается на принципах верховенства права, соблюдения закона, уважения личности и неприкосновенности его прав, свобод и законных интересов. Оно является необходимым условием и важнейшим принципом свободного существования людей в демократическом обществе13.

Главные признаки правового  государства:

1. Наличие развитого гражданского общества. Существование правового государства невозможно без гражданского общества, как и наоборот.

2. Верховенство права, распространение требований и норм конституции и законов на деятельность всех общественных и политических институтов.

3. Правовое равенство всех граждан, приоритет прав человека над законами государства.

4. Разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, сдерживания и уравновешивания ними друг друга.

5. Решение вопросов и принятия общих решений по признаку большинства, но с учетом прав меньшинства.

6. Определяющая роль суда в решении всех спорных вопросов, подконтрольность ему всех граждан и учреждений; возможность обжалования в судебном порядке неправомерных действий государства; юридическое взаимоответственность государства и личности.

7. Легальная деятельность не только правящих, но и оппозиционных партий, объединений, движений.

8. Вседоступность общественно значимой информации, независимость СМИ14.

В расширении свободы индивида в обществе важным этапом становится правовое государство. Обеспечение каждому свободы от ограничений и поощрение конкуренции, как считают создатели правового государства, пойдут на пользу всем, сделают частную собственность доступной для каждого, максимализируют индивидуальную ответственность и инициативу и приведут в итоге к общему благополучию. Но фактически этого не случилось. Индивидуальная свобода, равноправие и невмешательство государства в дела гражданского общества, провозглашенные в правовых государствах, не препятствовали монополизации экономики и ее периодическим кризисам, жесткой эксплуатации, обострению социального неравенства и классовой борьбы. Равноправие граждан обеспечивало глубокую фактическое неравенство, а использование конституционных прав превращалось в привилегию имущих классов и слоев15.

С целью совершенствования правового государства классического либерального варианта, а также устранения последствий неудачной политики командно-административной системы, обеспечения каждому материальной свободы и установления в обществе социальной справедливости и равенства, разрабатывается теория социального государства (государства всеобщего благоденствия).

Термин "социальное государство" появился до Второй мировой войны в трудах А. Пренса, Г.Ф. Шершеневича. Почти одновременно с ними О. Гирке (1841-1921) ввел в научный оборот термин "социальное право". Понятие "социальное государство" сформулировано в 1929 г. немецким государствоведом X. Хеллером, после чего оно распространилось в Европе. В США идея социального государства была воспринята позднее, чем в странах Европы, поскольку тип сознания американского общества был ориентирован на принцип индивидуализма, а не на коллективное сознание16.

После Второй мировой войны идея социального государства приобрела особое значение, где слово "социальное" несет большую человеческую нагрузку. Оно подчеркивает, что государство осуществляет одну из своих основных функций - социальную, то есть берет на себя заботу о материальном благосостоянии граждан, особенно тех, кто нуждается в социальной защите, регулирует экономику с обязательным учетом экологических требований, обеспечивает защиту экономических и социальных прав человека. Социальным стали считать государство, которое не только разрабатывает программы помощи материально необеспеченным гражданам, но и, прежде всего, берет на себя ответственность за поддержание стабильного экономического положения граждан, сохранение в обществе социального мира.

Идея социального государства закреплена в законах некоторых стран Западной Европы (Германия, Испания и др.). Статья 1 Конституции Испании 1978 г. указывает, что Испания - социальное, правовое и демократическое государство, высшими ценностями которого являются свобода, справедливость, равенство и политический плюрализм. Статья 20 Конституции ФРГ 1949 г. подчеркивала то, что ФРГ является демократическим и социальным федеративным государством. В Конституции Франции записано, что она является демократической и социальной республикой. Был принят ряд международных актов, в частности Европейская социальная хартию, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, в которых предусматривалось повышение минимальных социальных стандартов17.

Социальное государство - это государство, которое стремится к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством, а в идеале - примерно одинаковым жизненным шансам, возможностям для самореализации личности. Установление в обществе всеобщего добра, утверждение социальной справедливости становится плодотворной деятельностью социального государства. Имущественное и иная социальное неравенство сглаживаются социальным государством: проявляется забота о слабых и обездоленных, предоставляется каждому труд или другой источник существования, сохраняются мир и общественный порядок, формируется благоприятная для человека среда обитания и т.д.

Источники социального государства уходят в социальную политику. Ведь еще в древности многие правители заботились о наиболее бедных граждан предоставлением плебеям хлеба и зрелищ. И основное бремя социального обеспечения слабых и обездоленных в то время лежало на больших семьи семьях и общинах.

Традиционные формы социального обеспечения разрушаются индустриализацией, урбанизацией и индивидуализацией общества, бесконтрольным развитием капитализма. В современных обществах обострились социальные проблемы и классовые противоречия. Одним из ведущих направлений деятельности государства становится решение социальных проблем, социального обеспечения населения, что требует расширения объектов социальной политики. Деятельность современного социального государства многогранна и разнообразна: перераспределение национального дохода происходит в пользу менее обеспеченных слоев, политика занятости и охраны прав работника на предприятии, социальное страхование, поддержка семьи и материнства, забота о безработных, престарелых, молодежи и т.д., развитие доступности для всех образования, охраны здоровья, культуры и т.д.18.

Таким образом, развитие конституционного государства не заканчивается правовым и социальным этапами. В форме правовой государственности происходит реализация целей и принципов социального государства. Но в своей деятельности социальное государство идет значительно дальше по пути гуманизации общества - стремится распространить права личности и наполнить правовые нормы более справедливым содержанием19.

Однако правовые и социальные государства различаются, хотя есть много принципов, единых для них. Оба они обеспечивают благосостояние индивида: если правовое государство обеспечивает индивидуальную свободу и основополагающие права личности с помощью установления четких границ государственного вмешательства и гарантии против тирании, то социальное государство создает материальные условия свободы, достойные для существования каждого.

Правовое государство и социальное разделяет то, что правовое государство по замыслу не должно вмешиваться в вопросы распределения общественного богатства, обеспечения материальных и культурных благ граждан, социальное же государство непосредственно занимается распределением общественного богатства и обеспечением материальных и духовных благ, хотя и стремится не подрывать основы рыночного хозяйства (частную собственность, конкуренцию, предпринимательство, индивидуальную ответственность и т.д.)20.

Современные демократические государства, как считают некоторые политологи, вступают в новую, экологическую стадию. Ведь в современных условиях выживания человечества обеспечение экологических прав личности становится важным. Государство совместно с общественностью призвано предотвратить ядерную и экологическую катастрофы, наладить адаптивное, экономическое равновесие, условия, поддерживающие жизнь.

 

 

2.2 Основные признаки и особенности социального государства

 

Социальное государство - это государство, основанное на развитом гражданском обществе, имеющее сбалансированную экономику и эффективную правовую систему, и способное, согласно принципу социальной справедливости, обеспечить гражданам достойный уровень жизни, гарантировать социальную стабильность, социальную безопасность и помощь, гражданский мир и согласие. Социальным может быть только богатое и рациональное государство, государство стратегического расчета21.

Признаки социального государства:

- основывается на развитом гражданском обществе, эффективной правовой системе;

- предусматривает стабильную сбалансированную экономическую основу - развитое социально ориентированное рыночное хозяйство; разумную пропорцию между производственными и непроизводственными секторами экономики;

Информация о работе Современные представления о сущности социального государства